В современном мире информация является одним из ценнейших активов. Тот, у кого информация – имеет преимущество, ведь он обладает одним из важнейших стратегических, управленческих ресурсов, наряду с ресурсами человеческими, финансовыми, материальными. Ее производство и потребление формируют основу для эффективного функционирования и развития различных сфер общественной жизни.[2]
Целью данного исследования является изучение правового режима сведений, которые являются секретом производства, а также определение правовых мер, направленных на обеспечение их конфиденциальности. Секрет производства, или ноу-хау, представляет собой конфиденциальные сведения о методах производства, технологиях, ноу-хау и других компонентах, которые обеспечивают успешное функционирование предприятия. Он может включать в себя такие элементы, как формулы, чертежи, алгоритмы, базы данных и другие некоторые "уникальные знания".
Правовой режим сведений, составляющих секрет производства, регулируется законодательством Российской Федерации и международными соглашениями. В России основной нормативный акт, регулирующий отношения, связанные с ноу-хау, является Гражданский кодекс Российской Федерации и законодательство об интеллектуальной собственности.
Для обеспечения конфиденциальности ноу-хау необходимо применение различных правовых мер. Во-первых, само ноу-хау должно быть охраняемо как объект интеллектуальной собственности. Для этого можно использовать такие инструменты, как патентное право, авторское право и коммерческая тайна. Во-вторых, для конкретного охраняемого ноу-хау необходимо разработать и реализовать систему юридических и технических мер безопасности. Это может включать в себя заключение сотрудниками предприятия специальных соглашений о неразглашении, установление контроля за доступом к секретной информации, ограничение ее распространения, использование специализированных систем хранения и защиты данных и другие меры.[4]
Кроме того, для защиты ноу-хау важно обеспечить соблюдение правил конкуренции и пресекать действия по незаконному получению и использованию информации. За нарушение правил конфиденциальности ноу-хау предусмотрены административные и уголовные наказания, включая штрафы и уголовную ответственность. Таким образом, исследование правового режима сведений, являющихся секретом производства, и правовых мер для обеспечения их конфиденциальности направлено на разработку и реализацию комплекса мер, которые позволят предприятиям защитить свой ноу-хау от незаконного использования и обеспечить успешное развитие и конкурентоспособность.
Обзор законодательных актов и теоретических источников относительно секрета производства и ноу-хау является важной темой в правовой сфере. В России эта тема освещается в законе "О коммерческой тайне" от 29 июля 2004 года, который регулирует отношения, связанные с защитой коммерческой тайны.
Согласно этому законодательству, коммерческая тайна - это информация, неизвестная или недоступная общественности, имеющая коммерческую ценность и охраняемая владельцем. Для того чтобы считалось, что информация является коммерческой тайной, необходимо, чтобы она была охраняема правовыми средствами, например, контрактом о неразглашении, внутренними положениями организации и т.д.
Наряду с законодательством, в России существует также богатая теоретическая база по вопросам секрета производства и ноу-хау. Исследователи обращают внимание на важность защиты и охраны ноу-хау, так как это может обеспечить конкурентное преимущество компании на рынке. Важным элементом является также определение понятия ноу-хау и его разграничение с другими интеллектуальными правами, такими как патенты или авторские права. Особое внимание уделяется вопросам конфиденциальности информации в рамках бизнес-отношений и ограничений на разглашение коммерческой информации. Также важным элементом является процедура защиты коммерческой тайны при увольнении сотрудников и судебная практика в этом вопросе.[3]
В целом, обзор законодательных актов и теоретических источников относительно секрета производства и ноу-хау позволяет получить полное представление о правовой защите коммерческой информации в России и принципах ее использования и раскрытия. Это важная тема как для предпринимателей, так и для юристов, занимающихся защитой интеллектуальной собственности.
Исторический аспект понятия ноу-хау в законодательстве Российской Федерации является важным и интересным аспектом. Ноу-хау это конфиденциальная информация или ноу-хау, которая используется предприятием для получения коммерческой выгоды.
В России законодательство, регулирующее ноу-хау, начало развиваться в конце 80-х годов XX века. В 1992 году вступил в силу Закон "О коммерческой тайне", который устанавливал правовую защиту ноу-хау. Позже этот Закон был изменен и дополнен с учетом международных стандартов и требований. В 2014 году в России был принят Федеральный закон "Об инновациях", который предоставляет различные формы поддержки и защиты инноваций, включая ноу-хау. Этот закон признал ноу-хау особым объектом интеллектуальной собственности и установил процедуры его регистрации и охраны.
Более подробное определение ноу-хау было дано в Гражданском кодексе Российской Федерации, вступившем в силу в 2021 году. Согласно этому законодательству, ноу-хау - это информация, которая не является общедоступной и имеет коммерческую ценность в силу того, что она неизвестна для лиц, которым она представлена или доступна только на условиях конфиденциальности. В целом, законодательство Российской Федерации прогрессивно развивается в области защиты ноу-хау. Оно предоставляет правовую основу для создания, использования и защиты ноу-хау, способствуя инновационному развитию и конкурентоспособности предприятий. Однако, необходимо постоянно улучшать и совершенствовать систему правовой защиты ноу-хау, чтобы она соответствовала современным вызовам и требованиям.
В России ноу-хау регулируется различными законодательными актами, в том числе Гражданским кодексом, Законом о правовой охране топологий интегральных микросхем, Патентным законом и Законом о коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации.
Гражданский кодекс РФ устанавливает правила охраны ноу-хау как объекта интеллектуальной собственности. Закон о правовой охране топологий интегральных микросхем устанавливает правила охраны ноу-хау в отношении топологий интегральных микросхем. Патентный закон регулирует получение патентов на изобретения, включая ноу-хау, а также права и обязанности патентных правообладателей. Закон о коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности определяет правила коммерциализации ноу-хау и других результатов интеллектуальной деятельности.[1]
Таким образом, анализ действующих нормативно-правовых актов позволяет определить основные положения, регулирующие правовой статус и использование ноу-хау в Российской Федерации. Однако необходимо отметить, что развитие технологий и появление новых сфер деятельности требуют постоянного обновления законодательства в данной области.
В юридической плоскости информация может быть как самостоятельным объектом, отношения по поводу которого регламентируются и защищаются отдельными нормативными-правовыми актами (Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных" и др.), так и частью другого объекта гражданских прав (Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ "О коммерческой тайне" и др.), может выражаться в различных формах (документация, опытный образец, рецепт, описание методики, технические решения и др).
Юридический статус секрета производства и ноу-хау в России регулируется Федеральным законом "О коммерческой тайне" от 29 июля 2004 года. Закон определяет коммерческую тайну как конфиденциальную информацию, которую ее владелец, в целях обеспечения конкурентоспособности, не разглашает третьим лицам, обеспечивает ее конфиденциальность и принимает меры для ее защиты.[5]
Секрет производства и ноу-хау включает в себя информацию, имеющую коммерческую ценность, которая не общедоступна и не является техническим решением. К ним относятся ноу-хау, технологические процессы, методы производства, организационные и др. сведения, которые не известны третьим лицам. Владелец коммерческой тайны имеет право на защиту своих прав на основании закона. Закон предусматривает ответственность за незаконное использование и разглашение коммерческой тайны. Владелец может обратиться в суд с требованием о прекращении нарушений и возмещении убытков.
Однако, для получения юридической защиты коммерческой тайны необходимо соблюдение определенных требований. В частности, владелец должен установить режим коммерческой тайны, подписать соглашения о неразглашении и применять меры по ограничению доступа к информации. Таким образом, в России юридический статус секрета производства и ноу-хау регулируется законом о коммерческой тайне, который обеспечивает правовую защиту владельцам коммерческой тайны и наказывает нарушителей.
Пристатейный список:
Библиографический список:
1.О коммерческой тайне – Федеральный за-кон от 29.07.2004 № 98-ФЗ // Собрание за-конодательства РФ. – 09.08.2004. – N 32. – Ст. 3283.
2. Дашян М. Интеллектуальная собствен-ность в бизнесе: изобретение, товарный знак, ноу-хау, фирменный бренд / М. Дашян. – М.: Litres., 2017. – 304 с.
3.Зорина Ю.Г., Фокин Г.В. Дворцовые тай-ны ноу-хау. Имущественные отношения в Российской Федерации / Ю.Г. Зорина // 2016. – № 3. – С. 101 - 108.
4.Мирских И.Ю., Мингалева Ж.А. Влияние изменений действующего законодательства на развитие интеллектуальной деятельности в Российской Федерации / И.Ю. Мирских, Ж.А. Мингалева // Вестник Пермского уни-верситета. Юридические науки. – 2016. – № 3. – С. 311 - 318.
5. Яблокова И.В., Волков С. Д. Секрет про-изводства (ноу-хау) как охраняемый резуль-тат интеллектуальной деятельности пред-принимателей / И.В. Яблокова, С.Д. Вол-ков // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». – 2016. – № 1. – С. 147-149.
Библиографическая ссылка
Конецкая А.А. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ СЕКРЕТ ПРОИЗВОДСТВА (НОУ-ХАУ), И ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ДЛЯ СОБЛЮДЕНИЯ ИХ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ // На пути к гражданскому обществу. – 2023. – № 4;
URL: www.es.rae.ru/goverment/ru/118-956 (дата обращения:
23.11.2024).