В начале XX века появилась новая оценка научной деятельности – Нобелевская премия. В своем завещании (1895) A. Nobel учредил премии за выдающиеся достижения в науке (физика, химия, физиология или медицина), а также по литературе (например, B. Russell в 1950 году за труд «История западной философии») и за укрепление мира (например, J. Dunant в 1901 году за создание Женевской конвенции 1864 года. То есть философы, юристы и другие мыслители получали Нобелевские премии в области литературы или за укрепление мира). Почему были выбраны именно физиология или медицина, физика, химия? Да потому, что главным критерием при оценке научных достижений является поиск истины. Следует напомнить, что именно этот критерий является одним из существенных, ведущих признаков науки. Знание, которое заведомо не достигает истины, хотя является социально значимым, не является научным [1, с. 74–77; 2, с. 54–58; 3, с. 58–65; 4, с. 73–79; 5, с. 54–57; 6, с. 85–88].
Означает ли отсутствие педагогики в этом списке Нобелевских премий то, что педагогика не является наукой. Следует дать ответ на этот вопрос.
Наука – одно из величайших явлений культуры человечества, сопоставимое по своей значимости с религией и искусством. Научная деятельность – создание нового знания, которое должно быть доказано особым образом и должно приносить пользу человечеству. Это наиболее краткое определение науки.
Научное знание не было первым в истории человечества. Знание вообще – те сведения, которые позволяют человеку действовать рационально, правильно. Например, сведение о том, в каком платье кинозвезда появилась на получении премии «Оскар», не является знанием. А сведение о том, что как в быту следует хранить пищевые продукты, является знанием, но не научным. Ранее всего появляется обыденное знание, которое каждый человек получает в раннем детстве (нужно слушаться старших; нужно мыть руки перед едой; нельзя пить грязную воду; нельзя обижать младших и др.). С детства человек под воздействием воспитания и собственного опыта приходит к пониманию, что существует то, что можно или нужно, а также существует то, что нельзя. Отметим, что этот процесс познания не является научной деятельностью. Иначе говоря, не каждая мыслительная деятельность является научной.
Первая и главная польза науки состоит в том, что она дарит человеку величайшую ценность – свободу. Наука освобождает человека от страха, связанного с непониманием причин и сути природных и других объективных явлений. Например, наука освободила человечество от страха перед чумой, холерой и оспой. Открытие A. Fleming пенициллина освободило миллионы родителей от страха за жизнь детей, заболевших, например, воспалением легких. Открытие J. Warren и B. Marshall бактерии Helicobacter pylori освободило миллионы людей от страданий, вызываемых язвенной болезнью желудка. Накопление и рациональное использование научных знаний об окружающем мире и о самом человеке является гарантией выживания человеческого вида и создания условий для приемлемого уровня жизни и здоровья, гармоничного развития.
Сформулируем, что мы понимаем в данной статье под педагогикой. На наш взгляд, педагогика – искусство воспитания; область знания по гармоничному развитию личности с помощью воспитания, обучения и образования (прежде всего в детско-юношеском возрасте). Одни педагоги согласятся с этим определением, другие – категорически не согласятся. Определение (понятие) педагогики существенно разнятся у различных народов, представителей различных религий, культур и цивилизаций. Единого определения педагогики не существует.
Что же можно считать так называемой педагогической наукой (если лишь предположить ее наличие)? Отсутствие единого представления и понятия о педагогике, предопределяет и отсутствие единого определения, понимания педагогической науки. В настоящей статье под возможным определением так называемой «педагогической науки» мы можем лишь предположить науку, изучающую возникновение, развитие и функционирование знания по воспитанию, обучению и образованию, гармоничному развитию личности, как явления цивилизации и культуры. Повторим, что многие педагоги в различных странах могут и с этим определением категорически не согласиться.
Общеизвестно, что не может быть национальной науки, как не может быть национальной таблицы умножения. Наука – интернациональное, наиболее общечеловеческое явление культуры (после мировых религий), не имеющее границ. По этой причине не могут существовать, например, российская, ирландская, японская или мексиканская педагогические науки. Но признанной всеми народами педагогической науки не существует. Поэтому нет единых, однообразных подходов, терминов, правил в российской, ирландской, японской или мексиканской «педагогических науках», так как нет таких наук, постигающих истину. Особо отметим, что в науке невозможно существование взаимоисключающих, противоречивых истин. Иначе говоря, та или иная педагогика, существующая в своих культуральных, государственных, религиозных, языковых границах, не может быть научной. При этом настоящая наука (физика, химия, физиология или медицина) имеет общие, единые, однообразные нормы, законы, правила. Например, закон сохранения и превращения энергии, законы Ньютона, Второй закон термодинамики, газовые законы действуют во всем мире. Существуют единые научные понятия об адренорецепторах, анемии, гемипарезе и многое другое. Научные законы не имеют национальных или языковых границ, а педагогика ограничена той или иной национальной культурой, языковыми или религиозными границами, что исключает ее единство, объективность, доказуемость и научность. Педагоги разных стран подчас не понимают друг друга, даже используя для коммуникации латынь или английский язык. А для врача любой национальности термин dementia (лат.), dementia (анг.), деменция (рус.), означает одно и тоже. Для физиков понятие эквивалентности массы и энергии (E = mc2) едино в любой стране мира. Это связано с тем, что физика и медицина являются науками и не функционируют исключительно в рамках государственных, культурных, религиозных, языковых границ. Отметим, что педагогика активно использует данные из физиологии, нейронауки, изучающих восприятие, мышление, эмоции, память, сознание, личность, а также девиантное поведение и др. То есть те или иные педагогические методы (приемы) зачастую основаны на науке – физиологии, нейронауке.
Основные критерии научного знания известны: новизна, доказательность. Научная новизна в массовых, бессчетных, несметных диссертациях, которые подготовлены в различных университетах, по «обобщению педагогической практики», к сожалению, отсутствует. Нового знания, экспериментально подтвержденного, зафиксированного в определенной системе знаков, построенного на основании точных правил, эмпирически проверяемого и подтверждаемого, которого раньше не существовало, в этих диссертациях нет. Изредка встречается лишь новый взгляд на что-то общеизвестное, уже созданное, опубликованное, либо описанные ранее педагогические приемы. Однако новый субъективный взгляд того или иного педагога на ту или иную педагогическую практику (метод, прием) научной новизной не обладает. Проще говоря, новое обобщение опыта по обучению алфавиту не имеет научной новизны. Научная новизна возникает при поиске истины. Обобщение опыта применения той или иной общеизвестной, принятой педагогической практики, предложение новой формулировки педагогического приема не имеет научной новизны (в том числе прогностической ценности и мн. др.).
Каждый из читателей статьи может изучить сотни диссертационных исследований по педагогике на любом языке и сосчитать, сколько из защищенных диссертаций отвечают простым и общепринятым научным требованиям доказательности. Например, раздел «Материалы и методы» диссертации должны содержать сведения: критерии включения и исключения того или иного объекта в исследование; описание метода исследования (когортное, проспективное, ретроспективное, серия наблюдений); детальное описание каждого метода и др.). Значимыми в статистическом анализе являются, например, расчет размера выборки на основе статистической мощности; определение нормальности распределения по Shapiro-Wilk или Колмогорову-Смирнову; представление моделей логистического или линейного регрессионного анализа (детерминанты и коварианты) и др. Оппонент или рецензент, читающие диссертацию, должны ответить на следующие вопросы: верно ли указан тип исследования? Представлено ли обоснование размера выборки? Представлен ли расчет размера выборки? Достаточно ли подробно описан способ сбора информации по всем результативным и факторным признакам (зависимым и независимым переменным), представленным в разделе «Результаты»? Указано ли, как представлены количественные и категориальные данные? Достаточно ли подробно описаны статистические методы обработки данных (центральные тенденции, меры рассеяния, критерии для проверки статистических гипотез, критический уровень значимости) [7, с. 7–55]? И самое главное – возможно ли другому ученому полностью повторить исследование диссертанта, если в распоряжении будет только информация, представленная в разделе «Методы», получив при этом аналогичные, объективные результаты? Если другой ученый, полностью повторив исследование диссертанта, используя те же методы исследования, придет к другим результатам и выводам, то признать такую «диссертацию» научным продуктом нельзя. Автор, изучив определенное количество научных трудов по педагогике, не обнаружил ни одного в котором имела бы место хоть какая-то доказательность или хотя бы попытка на присутствие доказательности. К сожалению, авторы в области педагогики даже не задумываются о доказательности своих исследований, что исключает возможность включения педагогики в перечень наук. Педагоги, к сожалению, не понимают сущности научной новизны и значения доказательности в науке.
Когда и как возникло ошибочное представление о педагогике как о науке? В истории науки имело большое значение появление в конце XII века первых университетов, то есть центров образования и науки. Сначала (в XII веке) возник университет в итальянской Болонье. Затем появились Оксфордский и Кембриджский университеты в Англии. Почти в каждом университете были медицинский, богословский, юридический факультеты. Им предшествовал общеобразовательный факультет, где изучались математика и философия (в том числе и основы педагогики). Университеты были образовательными (для богословия, философии, права, физики, химии, физиологии и медицины) и научными (для физиологии и медицины, физики, химии) центрами. Поэтому и сформировалось ошибочное, ложное впечатление о том, что лекторы, которые преподавали философские взгляды на различные методы (приемы) воспитания, обучения, преподавания на общеобразовательном факультете, являются такими же учеными, как ученые физики, химики, врачи и физиологи (позже, в начале XVII века педагогика стала самостоятельной учебной дисциплиной вне философии. Это событие связано с именем F. Bacon). Со временем преподаватели педагогики в университетах, по аналогии с преподавателями, например, медицинских факультетов, стали необоснованно называть себя учеными, а свои учебные дисциплины – науками. Это ложное суждение было связанное с подменой понятий преподаватель и ученый, учебная дисциплина и наука. Преподаватель, изучающий и преподающий искусство педагогики, – носитель педагогического знания, но не ученый. В равной степени актер, преподаватель актерского мастерства, обучающий этому мастерству своих студентов, является представителем искусства, но не ученым.
Педагогика – социально значимое, высококвалифицированное занятие, труд, работа, требующие знаний, умений, навыков, компетенций. Однако от этого педагогика не становится наукой. Педагогическая мысль, мыслительная деятельность в области педагогики (равно мыслительная деятельность в области музыки или мыслительная деятельность в области живописи) не превращает педагогику (так же, как и музыку или живопись) в науку. Преподаватель, изучающий и преподающий педагогические методы (приемы), – педагог, но не ученый. Он не создает новое знание, которое должно быть доказано, что не умаляет важнейшей социальной роли педагогики (отдельного обсуждения требует тема личности педагога, воздействия педагога на своих учеников за счет своей личностных качеств. Этот важный и сложный вопрос будет отдельной темой в публикациях автора).
Педагогическая мысль, публикация в области педагогики, – особый вид творчества; произведение, рассчитанное на определенного читателя (педагога). Оно обращено к значимым, важным, актуальным педагогическим проблемам. Эти произведения, как правило, создаются для воздействия на сообщество педагогов, поэтому содержат оценку, предложение. Они, подчас, имеют высокую общественную значимость, предлагают новые приемы воспитания и обучения, но не становятся от этого научными. Они ближе к публицистическим произведениям. Авторы публикаций по педагогике, претендующие на их научность, всячески пытаются придать им научную форму по принципам Комитета по публикационной этике (COPE), требованиям Ассоциации научных редакторов и издателей (АНРИ), Комитета научных редакторов (CSE), Организации информационных стандартов (NISO), Единым стандартам представления результатов и испытаний Экспертной группы CONSORT [7, с. 7–55] и др. Другое дело, что эти попытки всегда являются лишь неудачной копией, безуспешной имитацией научной работы, как только касаются доказательности, научной новизны, научной истины.
Из труда K.-O. Apel «Трансформация философии» [8] следует, что многие ученые (преимущественно в англоязычных странах) относят педагогику к донаучным искусствам («Artes»), а не к понятию науки («Science») с ее естественно-научным методом.
Автор на основании своего многолетнего опыта педагогической (преподавательской) практики в высшей школе, опыта научно-исследовательской работы (медицинские науки), пришел к выводу, что педагогической науки не существует и не может существовать. Этот вывод является личным мнением, субъективным суждением (автор не призывает к каким-либо действиям). По мнению автора, педагогика – важный социальный институт, социально значимая система знаний, но не наука. Педагогические приемы определяются культуральными, религиозными, языковыми, идеологическими и иными целями, идеями, убеждениями, а не научной истиной, доказанной и проверенной различными, независимыми от друг друга исследователями. Педагогика тесно связана с важными социальными регуляторами – моралью, обычаями, которые также наукой не являются. Педагогика вбирает в себя все социально ценное от обычаев, господствующих в обществе морали и религии, впитывает в себя достижения мировой культуры и цивилизации. Однако, педагогика не была, не является и не может превратиться в науку, что не умаляет ее значимость.
Итак, педагогика – искусство («Arts») по гармоничному развитию личности с помощью воспитания, обучения и образования; область знания о воспитании, обучении и образовании (прежде всего в детско-юношеском возрасте). Поэтому школьный учитель, владеющий этим искусством, является блестящим педагогом, а лицо, не владеющее этим искусством, хотя и имеющее ученую степень так называемого доктора педагогических наук, может быть весьма посредственным педагогом. Педагогика – искусство, а не наука.
Поэтому Нобелевской премии за научные достижения в педагогике нет. Педагоги могут получать Нобелевскую премию по литературе (возможно это изначально предполагалось A. Nobel). Среди лауреатов, получивших Нобелевскую премию по литературе, можно назвать педагогов G. Carducci, R. Eucken, S. Lagerlöf, L. Alcayaga и других. По мнению автора, номинантом на получение Нобелевской премии по литературе мог бы стать А.С. Макаренко за свой выдающийся труд «Педагогическая поэма», вышедший на 54 языках народов мира [9]. Достижения в области воспитания подростков, их социализации, вводят А.С. Макаренко в число наиболее известных представителей педагогики в мире. Согласно позиции ЮНЕСКО (1988) А.С. Макаренко отнесен к четырем выдающимся педагогам XX века, наравне с J. Dewey, G. Kerschensteiner, M. Montessori. Отметим, что сам А.С. Макаренко называл себя писателем, а не ученым, в полной мере понимая, что его великий педагогический труд не является научным.
Во второй половине 90-х годов прошлого века автору статьи случилось быть членом государственной экзаменационной комиссии на государственном (выпускном) экзамене по педагогике одного из российских педагогических университетов. Создалось впечатление, что, к сожалению, выпускники этого факультета, будущие учителя истории и литературы, иностранного языка, имели очень скудные, мизерные знания о педагогическом наследии А.С. Макаренко. Российские педагоги, к сожалению, почти не знакомы с трудами наиболее известных зарубежных специалистов по педагогическому наследию А.С. Макаренко – профессора Марбургского университета H. Götz [10, с. 151–154], профессора Римского университета N. de Cumis и др., а «Педагогическая поэма», к большому сожалению, зачастую не входит в перечень литературы, изучаемой будущими педагогами.
Автор верит в то, что в XXI веке российские педагоги появятся в номинации на Нобелевскую премию по литературе. Отечественная культура, российская история дают богатый материал для выдающихся исследований.
Пристатейный список:
1. Спасенников Б.А. Про Нобелевскую премию по психологии // Международный журнал психологии и педагогики в служебной деятельности. 2023. № 1. С. 74–77.
2. Spasennikov B.A. About the Nobel Prize in Pedagogy // Международный журнал психологии и педагогики в служебной деятельности. 2023. № 2. С. 54–58.
3. Спасенников Б.А. О Нобелевской премии по физиологии или медицине // Актуальные проблемы медицины и биологии. 2023. № 1. С. 58–65.
4. Спасенников Б.А. Право и наука // Социально-гуманитарное обозрение. 2023. № 2. С. 73–79.
5. Spasennikov B.A. Place of Psychology in Science // Actual Problems of Medicine and Biology. 2023. № 1. С. 54–57.
6. Спасенников Б.А. Существует ли психология вне медицины и физиологии? // Мединцентр. 2023. № 1. С. 85–88.
7. Зудин А.Б., Спасенников Б.А., Наделяева И.И. Об организации и проведении биомедицинских исследований (с участием человека как субъекта, а также с использованием биологических материалов или данных, допускающих идентификацию физического лица) // Вестник Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки России. 2020. № 4. С. 7–55.
8. Апель К.-О. Трансформация философии. М.: Логос, 2001. 344 с.
9. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. М.: Правда, 1976. 638 с.
10. Гетс Х. Неизвестное письмо А.С. Макаренко // Народное образование. 2002. № 12. С. 151–154
Библиографическая ссылка
Б.А. Спасенников О НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ПЕДАГОГИКЕ // На пути к гражданскому обществу. – 2024. – № 1;
URL: www.es.rae.ru/goverment/ru/119-961 (дата обращения:
23.11.2024).