На пути к гражданскому обществу
Электронный научный журнал

Культурология
О ЕДИНСТВЕ УЧЕБНОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
А.Н. Булыгин 1

1.

В последние десятилетия отношение к воспитательной работе со студентами в высшей школе  неоднократно менялось и порой достаточно резко: от полного ее забвения  до практически ежедневного пристального контроля   за студентом. Этот контроль осуществлялся со стороны преподавателей, со стороны деканата, а, если речь идет о студентах первого курса, то и со стороны кураторов  групп.

В настоящее время во многих вузах организация и проведение воспитательной  работы  находится под контролем проректора по воспитательной  работе и ведется в нескольких направлениях.

Первое направление можно назвать системным, то есть в рамках академии для всех студентов организуется  целый ряд мероприятий, в которых может участвовать каждый желающий. Это участие в концертах, экскурсиях, встречах с интересными людьми, работа в различных кружках, участие в спортивных соревнованиях и др. Активную позицию в этом занимает и профком академии. Эта работа планируется, контролируется, она на виду  и касается широких студенческих масс.

Второе направление – кураторство. Чаще  кураторство распространяется только на студентов 1 курса  (в разные  годы в разных вузах оно касалось даже студентов 2-3 курс). Эта работа тоже носит системный характер, так как касается всех студентов первого  курса  и контролируется также проректором по воспитательной работе. Но эта работа носит и  локальный  характер (ограниченный студентами одной группы)  так как с каждой отдельной группой ее проводит отдельный куратор, как правило, преподаватель первого курса.    А это значит, что, несмотря на системность кураторской работы, она, безусловно, зависит от индивидуальных особенностей куратора, как человека, как личности! То есть  успех работы куратора зависит от его желания помочь студенту, умения войти в контакт со студентом, степени его занятости другой работой, от его воспитания  (его человеческих, моральных качеств). Таким образом, системный характер кураторства может столкнуться с его  локальным характером и не факт, что эти два направления совпадут по своему вектору влияния на воспитательную работу  по отношению к студенту.

Но есть еще одна форма воспитательной работы со студентами - индивидуальная работа со студентом. Эта та воспитательная работа, которая подспудно ведется каждым преподавателем в процессе учебной работы. Она еще более зависит от личности преподавателя, так как  если кураторов отбирают (назначают лучших преподавателей!),  проводят с ними соответствующую работу, то с обычными преподавателями (не кураторами)  такой повседневной работы не проводится.  Нам кажется, что такую индивидуальную воспитательную работу, которая  идет  совместно (параллельно!)  с учебной работой,  нельзя недооценивать и следует уделять ей должное время и место.

Приведу несколько примеров.

Воспитательная работа начинается с самого начала  практического занятия или лекции. Преподаватель не должен опаздывать и обязан начать занятие вовремя.  Вовремя, должны осуществляться перерывы, вовремя должно заканчиваться занятие. Тем самым преподаватель демонстрирует свою дисциплину, умение правильно организовать свою работу и призывает студентов следовать его примеру.

Преподаватель должен следить за внешним видом студента. Приходится иногда видеть в вузе студентов с разорванными в нескольких местах «модными» джинсами. Не хочу показаться ханжой, но мне кажется, что то модно на улице, на прогулке, в кафе и в других местах, не должно находить места в вузе. Думаю, что надо приветствовать умеренную строгость (не униформу!) в одежде, ее соответствие занятию, ее опрятность, чистоту. В некоторых вузах для проведения практических занятий студенты используют халаты. Неприятное впечатление оставляют  грязные, измятые халаты, болтающиеся пояса и хлястики.  И здесь преподаватель должен быть примером для подражания. Не секрет, что и некоторые преподаватели тоже ходят в расстегнутых халатах!

Преподаватель должен  следить за тем, чтобы студенты не приносили верхнюю одежду в учебную комнату и студенту надо разъяснять - почему это делать нельзя!

Преподаватель должен следить за  речью  студента, умением правильно и четко сформулировать свою мысль. В разговоре  с преподавателем студент должен использовать понятные,  общепринятые термины,  и применять их к месту, а не абы как. При этом некоторым современным студентам необходимо  помочь правильно сформулировать свою мысль.

Часто приходится видеть студентов, которые в перерыв в ожидании занятия совершенно не соблюдают общепринятые нормы поведения (громко говорят,  бегают, вступают в борьбу друг с другом, сидят на полу и др.). Это также должно быть в поле внимания  преподавателя.

Примером индивидуальной воспитательной работы может быть беседа со студентом в поисках причины его неудовлетворительной успеваемости. При этом выясняется, что студенты не умеют правильно распределять свое время, не умеют сопоставлять информацию, полученную на разных кафедрах.  У некоторых студентов совершенно отсутствует мотивация к получению профессии, имеет место непонимание важности усвоения базовых дисциплин для понимания последующих специальных дисциплин, а, значит, нежелание их изучать.

В ряде случаев выясняется, мягко говоря, невнимательное отношение родителей к учебе студента, а привлечение внимания родителей  к проблемам студента часто дает положительный результат.

Отдельно хочется сказать об  оценке знаний студентов. Известно, что оценка, поставленная  преподавателем субъективна (речь не идет об оценке по тестам!). Важно, чтобы у студента вырабатывалась «самооценка»  своих знаний, своего ответа на занятии или экзамене, и эта «самооценка»  совпадала с оценкой преподавателя или мало чем отличалась от нее.

Говоря об оценке важно, чтобы студент получал ее заслуженно, то есть за учебную работу, а не за какие-то свои «подвиги» или «заслуги». Некоторые студенты считают, что если они выступили на соревнованиях за свой университет или за свою академию, если они выступили на концерте или каком-то другом мероприятии, если они выполнили  научную работу  или что-либо другое, то  они должны  за это получать более высокие оценки и на занятии и на экзамене! Мне кажется, что любая  внеучебная работа должна поощряться другими способами!

Есть, на мой взгляд, и другие моменты, связывающие учебную и воспитательную работу. Например, является ли предметом воспитательной работы неумение студента четко и ясно формулировать ответ на поставленный вопрос?  Вероятно «ДА». Или, связанное с этим нежелание студента отвечать достаточно внятно и достаточно громко, если он плохо подготовился к занятию и не уверен в своем ответе. Или нежелание студента, письменно отвечающего на тестовое задание, писать четким почерком. Должен ли преподаватель обращать на это внимание? Думаю, что обязан!

Безусловно, есть и другие вопросы, на которые следует обратить внимание в воспитательной работе со студентом.

Мне кажется, что если мы будем больше обращать внимание на сочетание воспитательной работой с учебным процессом, то это придаст ей больше конкретики и пользы.


©Булыгин А. Н., 2024

 


Пристатейный список:


Библиографическая ссылка

А.Н. Булыгин О ЕДИНСТВЕ УЧЕБНОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ // На пути к гражданскому обществу. – 2024. – № 2;
URL: www.es.rae.ru/goverment/ru/120-993 (дата обращения: 16.07.2024).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 12 | За неделю: 12 | Всего: 12


Комментарии (0)


Сайт работает на RAE Editorial System