На пути к гражданскому обществу
Электронный научный журнал

Культурология
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
И.А. Стихина 1

1.

Одной из актуальных проблем при обучении иностранным языкам является вопрос управления мотивацией обучающихся. Есть мнение о том, что нахождение вне языковой среды, а также сложности, связанные с попаданием в такую среду, снижают мотивацию, нарушают целеполагание и вызывают негативное отношение к процессу обучения, когда принуждение и обязательность становятся мотивационными факторами.

Нужно отметить, что существует масса классификаций мотивов. Они зависят, в основном, от того, как понимается сущность мотива исследователем. Ряд мотивов выделяют исходя из потребностей человека: биологические, социальные, мотивы достижения, самоактуализации, мотивы к успеху и избеганию неудач. Основой деления мотивов может стать принадлежность стимулов к внешним или внутренним. Деление может быть связано и с установками личности, её нравственностью. Мотивы также разделяют по видам деятельности человека: мотивы учения, общения, игры, профессиональной деятельности и др. Временная характеристика мотивов также имеет значение, например, мотивы кратковременные и устойчивые. Е. П. Ильин отмечает, что разные классификации имеют право на существование, однако важно, чтобы они не противоречили сущности и генезису мотивов [4, с. 139-140]. Исследователь выделяет мотивы на основании их структуры: первичные (абстрактные) и вторичные с конкретной целью. Мотивы с конкретной целью делятся на полные (с присутствием потребностного и целевого блоков, «внутреннего фильтра») и укороченные (без участия «внутреннего фильтра»). [4, с. 140].

Е. П. Ильин и другие исследователи упоминают опросы, проведённые среди студентов для выявления их мотивов поступления в вуз и обучения там. Каждый исследователь руководствуется собственными критериями и вопросниками. Так, Е. П. Ильин, к основным мотивам поступления в вуз относит желание находиться в кругу студенческой молодежи, общественную значимость профессии и её широкое применение, соответствие профессии интересам и склонностям, творческие возможности.

А. Н. Печников и Г. В. Мухина отмечают, что «профессиональные» мотивы и мотивы «личного престижа» являлись ведущими у курсантов юридических вузов МВД, а «прагматические» мотивы (получить диплом) и «познавательные» были менее значимы [4, с. 265]. При этом важно подчеркнуть, что в разных фокус-группах, с дифференциацией дисциплин, на разных курсах и в разные годы показатели будут различаться. Так, А. Н. Печников и Г. В. Мухина отмечали, что на разных курсах обучения в вузе меняются доминирующие мотивы: на первом курсе – профессиональный, на втором – личного престижа, на третьем и четвёртом комбинация упомянутых мотивов, а также добавляется «прагматический» мотив. Авторы отмечают, что последний характерен в большей степени для слабоуспевающих студентов, для успешных студентов более типичны профессиональный и познавательный мотивы [4, с. 265].

В контексте обучения иностранным языкам необходимо разделять мотивацию обучающихся различных направлений подготовки. Так, студенты лингвистических профилей, студенты неязыковых специальностей и студенты профилей с международной направленностью могут показать различные данные по мотивационному спектру. Автор, исследовавший в 2023 году мотивацию магистрантов УрФУ направления «Лингвистика» при обучении второму иностранному языку отмечает, что студенты магистратуры второго курса показали преобладание познавательных мотивов, затем были отмечены прагматические, коммуникативные и эмоционально-эстетические мотивы. Дидактические мотивы находится на предпоследнем месте, а мотив принуждения и обязательности оказался на последнем, что оценивается исследователем как положительная тенденция [2, с. 5].

Рассматривая изучение иностранного языка студентами неязыковых специальностей, исследователи отмечают, что зачастую преобладают внешние прагматические мотивы – получить диплом (например, опрос среди студентов Оренбургского Государственного Университета в 2011 году, проведённый Г. А. Хамедовой [5, с. 193-194]). Студенты медицинских и технических университетов в 2007 году также продемонстрировали преобладание внешней или внешнеорганизованной мотивации (сделать карьеру, познавательный и престижно-утилитарный мотивы). Однако, в целом, мотивационная сфера представляется «довольно размытой» [Там же, стр. 194]. Так, исследование, проведённое среди студентов Томского политехнического университета в 2012 году, показало преобладание профессиональных мотивов, на втором месте были мотивы общекультурные. В 2018 году опрос магистрантов Сибирского федерального университета выявил преобладание социальных мотивов (общение с носителями языка). Далее были названы профессиональные мотивы (способность читать оригинальную профессиональную литературу, участвовать в международной научной жизни); познание и саморазвитие. Авторы связывают преобладание социальных мотивов с тем, что магистранты, как правило, уже определились с профессией и карьерой и в большей степени их интересует расширение коммуникативных возможностей посредством иностранного языка [5, с. 198-199].

В целом, несмотря на то, что изучение иностранных языков при получении высшего профессионального образования является обязательным для всех направлений подготовки [3, с. 245], иностранный язык не является предметом изучения для студентов старших курсов большинства неязыковых профилей. Некоторые обучающиеся не считают его достаточно значимым, не обращая внимания на актуальность знания иностранного языка в современном глобальном мире. Такой «несовременный» взгляд всё ещё имеет место в студенческой среде. Речь, конечно, не идёт о профилях подготовки с международным компонентом (например, в Уральском государственном экономическом университете – «Мировая экономика», «Внешнеэкономическая деятельность», «Международный менеджмент» и др.). На таких направлениях, помимо основного иностранного языка, изучаемого в т.ч. в рамках специализированных дисциплин на старших курсах (например, «Иностранный язык в сфере сервиса и туризма», «Деловой иностранный язык» и т.д.), зачастую предлагается изучение второго иностранно языка [6]; ряд предметов может читаться на английском языке и др.

Вопрос, который ставится многими исследователями – каким образом повысить мотивацию к изучению иностранного языка у студентов неязыковых специальностей? Предлагаются различные методические подходы, в частности, выявление мотивационного блока студентов и организация процесса обучения в соответствии с их запросами. При этом отмечается, что для большинства мотивационных типов коммуникативный подход является наиболее эффективным: общение, обмен мнениями, поиск решений без готовых инструкций стимулируют обучающихся к самостоятельной заинтересованной учебной деятельности по освоению иностранного языка [5, с. 203].

Е. П. Ильин в своей работе также уделяет внимание вопросам формирования мотивов с помощью различных приемов – как психологических, так и педагогических [5, с. 8]. Среди ряда других факторов исследователь отмечает соревнование как стимулирующий фактор, т. н. «эффект соперничества»; также влияние присутствия других людей или «эффект аудитории», стимулирующий или тормозящий людей, в зависимости от контекста ситуации и личностных особенностей участников. Автор обращает внимание на фактор влияния успеха и неудачи, так как успешность деятельности человека значимо влияет на силу и устойчивость его мотивов. Успехи воодушевляют человека, а удовлетворение от достигнутого приводит к удовлетворенности и положительной оценке своей деятельностью, в целом. Таким образом, «ситуация успеха» в педагогической деятельности [1] имеет мощный мотивирующий потенциал.

В данной статье мы хотели бы обратить на создание и усиление мотивации студентов при помощи внеучебной деятельности, а именно, мотивирование обучающихся к изучению иностранного языка посредством конгрессных мероприятий международного масштаба.

В качестве примера мы рассмотрим Евразийский экономический форум молодёжи, ежегодно организуемый Уральским государственным экономическим университетом. В 2024 году этот форум приобрёл небывалый размах: 10 конгрессов; общее количество участников 10 505 человек; более 17 635 делегатов. Представлен 81 регион Российской Федерации; 152 университета из РФ, стран СНГ и дальнего зарубежья; 46 СМИ РФ и стран СНГ. Прибыли 797 экспертов, 17 послов. Общее количество стран-участниц – 114, включая страны СНГ, страны Африки (40 стран), Азии (39 стран), Южной Америки (10 стран), Северной и Центральной Америки (10 стран), даже Австралию и некоторые страны Европы (14 стран). Было задействовано 45 дипломатических представительств. Анализ данных форума за три предыдущих года показал, что форум 2024 года стал самым массовым по привлечению различных стран. Английский, французский, китайский и испанский языки оказались самыми задействованными в процессе общения с представителями этих стран. Студенты-волонтёры из УрГЭУ и из других вузов привлекались для организации форума и сопровождения гостей; профессиональные переводчики и преподаватели иностранных языков – для перевода на официальных и неформальных мероприятиях. Студенты массово посещали многочисленные открытые лекции, участвовали в конкурсах, организуемых в рамках конгрессов. К конкурсам привлекались и школьники – потенциальные абитуриенты вуза. Нужно отметить следующую тенденцию – некоторые студенты УрГЭУ интересовались, могут ли они «поработать» переводчиками, сопровождать иностранных гостей. Приобщение к такому широкому международному контексту, действительно, увлекательно. Участие в этом событии на различных уровнях (от личного общения с зарубежными гостями до посещения их лекций, организации их мероприятий) мотивирует студентов на изучение иностранных языков, главным мотиватором при этом становится широкий общекультурный и общесоциальный контекст. Студенты видят реальные возможности пообщаться с носителями языков, установить контакты и, в целом, быть вовлечёнными в широкий евро-азиатский международный экономический контекст. Мир «расширяется» без поездки за рубеж, видны новые возможности общения, развития и сотрудничества на государственном и межличностном уровнях. Этот опыт крайне ценен для молодых людей. Известно, что по мере взросления происходит периодическая смена доминирующих ценностей, потребностей, мотиваторов и с возрастом, как отмечает Е. П. Ильин, социальные, имеющие общественную направленность мотивы начинают занимать ведущее место в жизни молодого человека [4, с. 204]. Подпитывание этих мотивов в ходе описанных выше мероприятий максимально эффективно, особенно, если создаётся «ситуация успеха» – например, студент получает призовое место в международном конкурсе и его награждают. Также во время конгрессных мероприятий и конкурсов форума упомянутые выше «эффект соперничества» и «эффект аудитории» усиливают мотивацию, дополнительно активируется «мотив аффилиации» [4, с. 209] – потребность контактировать с людьми, быть членом группы, интересного сообщества (университет, ЕЭФМ, конгресс и др.), желание успешно взаимодействовать с окружающими и т.д.

В контексте международного форума стимулируется желание студентов узнавать больше о других странах, взаимодействовать с другими культурами, сотрудничать с носителями иностранных языков в экономической и культурной сферах, что, в целом, усиливает целый комплекс мотивов к изучению иностранных языков (коммуникативные, личностного роста, саморазвития, общекультурные, познавательные, профессиональные и др.).

Таким образом, существующая проблема низкого уровня мотивации студентов к изучению иностранного языка, в особенности, на неязыковых профилях подготовки [5 с. 192] может решаться, в том числе, в рамках массового привлечения студенческого сообщества к международным мероприятиям различного формата. В искусственных условиях аудиторного освоения языка, с учётом осложнённых политических реалий, преподавателю приходится прилагать дополнительные усилия для повышения мотивации обучающихся. В данной ситуации на помощь приходит понимание преподавателем значимости и важности межкультурной коммуникации, способность донести до обучающихся её основные принципы и максимально привлечь к участию в различных международных мероприятиях.

©Стихина И. А., 2024

 


Пристатейный список:
1. Белкин, А.С. Ситуация успеха. Как ее со-здать? / А.С. Белкин. – Москва: Просвеще-ние, 1991. – 169 с.
2. Горлатова Д. А. Исследование мотивов к изучению иностранных языков у студентов направления «Лингвистика». Магист. дисс. УрФУ, 2023. – 96 с. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/123333/1/m_th_d.a.gorlatova_2023.pdf (дата обращения 12.05.2024).
3. Ерофеева, Е. В. Формирование коммуни-кативных навыков профессионально ориен-тированного английского языка в неязыко-вом вузе / Е. В. Ерофеева, Л. В. Скопова, И. А. Стихина // Педагогическое образование в России. – 2023. – № 3. – С. 244-250.
4. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2002 – 512 с.
5. Финогенова О. Н., Денисенко Ф. Н. Моти-вация к изучению иностранного языка маги-странтов инженерных специальностей / О. Н. Финогенова, Ф. Н. Денисенко // Современ-ные исследования социальных проблем .– 2018. – Том 9, № 11. – С. 190-207.
6. Stikhina, I. A. Teaching a second foreign lan-guage at a modern non-linguistic university: challenges and prospects / I. A. Stikhina, E. V. Erofeeva // Philological Class. – 2024. – Vol. 29, No. 1. – P. 170-182. – DOI 10.26170/2071-2405-2024-29-1-170-182. 


Библиографическая ссылка

И.А. Стихина МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ // На пути к гражданскому обществу. – 2024. – № 2;
URL: www.es.rae.ru/goverment/ru/120-995 (дата обращения: 16.07.2024).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 15 | За неделю: 15 | Всего: 15


Комментарии (0)


Сайт работает на RAE Editorial System