Национальными парками объявляются территории, которые включают природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность и предназначенные для использования в природоохранных, просветительских, научных, культурных целях и для регулируемого туризма.
Путешествия, связанные с риском и природой, сейчас являются наиболее перспективными и интенсивно развивающимися направлениями рекреационной деятельности. Многие люди, особенно из развитых стран, готовы тратить значительные денежные средства на то, чтобы оторваться от цивилизованного мира, окружающего их в повседневной жизни. Кроме того, охраняемые территории посещает все большее число внутренних туристов.
Не требует доказательства тезис, что наибольшим потенциалом для развития туризма располагают особо охраняемые природные территории, представленные в России преимущественно заповедниками и национальными парками. В настоящее время именно эти территории являются основными объектами экотуризма в России.
Российские национальные парки во многом уникальны. Мировая история развития национальных парков насчитывает более ста лет. В России же первый национальный парк («Сочинский») был учрежден постановлением Правительства России в 1983 году. За относительно короткий период в различных регионах страны было создано 35 национальных парков, отличающихся не только природными и социально-экономическими условиями, но и своими сугубо индивидуальными взглядами на то, каким должен быть национальный парк.
Нетронутая природа, а также памятники истории и культуры, расположенные в границах национальных парков, являются общенациональным достоянием. Туризм и отдых дают возможность посетителям этих территорий получать удовольствие от общения с природой, поправлять свое здоровье и восстанавливать силы, расширять кругозор, ознакомиться с историей и культурой, особенностями местной флоры и фауны, учиться гармоничным отношениям с окружающей средой.
Являясь сложными пространственными объектами, национальные парки как особо охраняемые природные территории являются, с одной стороны, объектами государственного финансирования, с другой стороны, являются средой, привлекающей инициативный человеческий и предпринимательский потенциал к территории.
Как показывает мировой опыт, хотя туризм в некоторой степени противоречит целям и задачам охраны природы, в национальных парках, но в надлежащим образом развитых и рационально управляемых, он не представляет серьезной угрозы их природным комплексами. Более того, способствует лучшему пониманию обществом задач, стоящих перед национальными парками.
В России в соответствии с Федеральным законом 1995 г., национальные парки рассматриваются как «природоохранные учреждения, территории (акватории) которых включают природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность и предназначенные для использования в природоохранных, рекреационных, просветительских, научных и культурных целях» [1].
Необходимо отметить, что за рубежом национальные парки являются одним из наиболее популярных категорий охраняемых природных территорий. Однако за одним и тем же названием в разных странах мира нередко стоят весьма неодинаковые объекты, как по сохранности, так и по задачам. Х сессия Генеральной ассамблеи Международного союза охраны природы (МСОП), для того чтобы унифицировать понятие «национальный парк» рекомендовала всем правительствам сохранять этот термин только за достаточно большими территориями, на которых одна или несколько экосистем не имели существенных изменений, а все виды растений, животных и места их обитания, представляли особый научно - просветительский или рекреационный интерес, или ландшафт парка был исключительной красоты.
Первым национальным парком считается Йеллоустон, образованный в 1872 году, хотя особо охраняемые территории были известны еще со времён Средневековья. Самый крупный - Северо-Восточный Гренландский национальный парк, площадь которого составляет 972 тыс. км², что превышает площадь 163 стран мира. Это примерно четвёртая часть Европейской части России. В то же время площадь национального парка Хот-Спрингс в США составляет всего 22 км² [10,с. 88].
Впервые идея создания национальных парков в России, зародилась в начале ХХ столетия [5]. Так, в схеме, предложенной еще в 1917 г. В.П. Семеновым-Тянь-Шанским и носившей название «О типичных местностях, в которых необходимо организовать заповедники по типу американских национальных парков», было рекомендовано 46 подобных объектов, которые представляли собой самые разные природные зоны и ландшафты страны. И хотя в те далекие годы в среде российских ученых слова «национальный парк» и «заповедник» в основном употреблялись как равнозначные, создаваться стали именно заповедники. На базе списка В. П. Семенова-Тянь-Шанского в последующие годы былы созданы многие заповедные территории.
На I Всероссийском съезде по охране природы в 1929 г. профессором Д.Н. Кашкаровым было отмечено, что необходимо создание специальной сети охраняемых территорий - национальных парков, которые должны быть предназначены для развития организованного туризма и сбережения уникальных уголков природы [9, с.91].
Парки России по сравнению с рядом зарубежных парков, существующих более столетия, достаточно молоды, так как стали появляться только в начале 80-х гг. И хотя процесс становления еще не завершен, а сложившаяся на данный момент времени сеть национальных парков все еще обладает рядом недостатков, парки уже стали неотъемлемой частью единой системы ООПТ страны, а их удельный вес и роль в этой системе постоянно возрастают.
В 1995 г. был принят Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях», который действует и поныне, являясь базой для разработки политики управления российскими парками в целом [1].
В настоящее время развитие сети парков определяется таким документом, как «Перечень государственных природных заповедников и национальных парков, которые предусматривается организовать на территории Российской Федерации в 2001—2010 гг.», утвержденный распоряжением Правительства РФ от 23 мая 2001 г. № 725-р.[10,с.66]. Данный перечень представлен в ред. Распоряжения Правительства РФ от 23.05.2009 N 703-р.
На сегодняшний день правовую базу туризма в национальных парках России составляет ряд законов РФ, а также иных нормативно-правовых документов, наиболее важными из которых являются:
1. Федеральный закон Российской Федерации «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 г. №33-Ф, упомянутый выше. В котором определены задачи национальных парков в сфере туризма и отдыха, определены условия для регулируемого туризма и отдыха (ст. 13) [1].
В данном законе определены особо охраняемые зоны, которые предназначены для сохранения природной среды в естественном состоянии, в границах которых допускаются проведение экскурсий, посещение такой зоны в целях познавательного туризма и рекреационной зоны, которая предназначена для обеспечения и осуществления рекреационной деятельности, развития физической культуры и спорта, а также размещения объектов туристской индустрии, музеев и информационных центров (ст. 15).
2.Федеральный закон Российской Федерации «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 г. №132-ФЗ [3].
Во второй главе в статье 3 определены принципы государственного регулирования туристской деятельности, цели, приоритетные направления и способы государственного регулирования туристской деятельности (ст. 4), также определены условия осуществления туроператорской деятельности (ст. 4.1). Рассмотрены изменения в Едином федеральном реестре туроператоров.
В статье 5 определены положения о стандартизации и классификации объектов туристской индустрии.
3. Федеральный закон Российской Федерации «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ » [2].
Данный закон определяет виды хозяйственной деятельности, подлежащие обязательному государственному лицензированию и определяет механизм лицензирования.
4. Земельный кодекс Российской Федерации от 28 сентября 2001 г. [8].
В данном документе определена категория национальных парков (как земли особо охраняемых природных территорий) ст. 95, в ст. 98 рассмотрены виды деятельности, разрешенные на территориях национальных парков.
5. Положение о порядке предоставления и аннулирования лицензий на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территории национальных парков, утвержденное постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. № 916 [6].
Настоящее Положение определяет порядок выдачи и аннулирования лицензий на осуществление деятельности по обеспечению
регулируемого туризма и отдыха на территориях национальных парков.
6. Постановление Правительства РФ «О символике государственных природных заповедников и национальных парков в Российской Федерации» от 7 октября 1996 г. №1168 [7].
В постановлении указываются правила использования символики государственных природных заповедников и национальных парков в РФ.
Таким образом, развитие сети национальных парков в дальнейшем связано с улучшением их нормативно-методической базы, привлечением внимания к их проблемам местных и региональных органов власти, развитием экологического туризма, привлечением внимания к проблемам парков.
Согласно классификации принятой Международным союзом охраны природы (МСОП) национальные парки относят к охраняемым природным территориям [9,с.102].
В России к 2020 году существовало 65 национальных парков. Планировалось открытие еще 19. Отдельно выделяется задача создания трёх национальных парков в арктической зоне Российской Федерации.
С развитием туризма в национальных парках связано понятие «экотуризм», который трактуется по-разному. По определению экспертов Всемирной туристской организации: «Экотуризм - это целенаправленное путешествие в природные территории с целью более глубокого понимания местной культуры и природной среды, которые не нарушают целостность экосистем, при этом делая охрану природных ресурсов выгодной для местных жителей» [11,с.42].
Экотуризм - это единственное направление в индустрии туризма, кровно заинтересованное в сохранении своего главного ресурса - естественной природной среды или её отдельных компонентов (памятников природы, определённых видов животных или растений и т. д.). Когда в процесс экотуризма вовлечено местное население, оно также становится заинтересованным в использовании этих ресурсов на основе хозяйствования, а не изъятия.
Некоторые исследователи (Н. М. Забелина, А А. Транин, В. В. Храбовченко и др.) отводят национальным паркам значительную роль в дальнейшем развитии туристской отрасли [12].
Многие крупные операторы выходят на туристский рынок
с новыми предложениями - комплексными турами, дающими возможность за предельно короткий срок увидеть все желаемое в одном месте, совместить отдых в природных условиях и изучение других культур. Все это является конкурентным преимуществом такого объекта туризма, как национальный парк.
Таким образом, развитие сети национальных парков в дальнейшем связано с улучшением их нормативно-методической базы, привлечением внимания местных и региональных органов власти к их проблемам и развитием экологического туризма.
1. Федеральный закон Российской Федерации «Об особо охраняемых природных террито-риях» от 14 марта 1995 г. №33-ФЗ: (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015) Система ГА-РАНТ: http://base.garant.ru
2. Федеральный закон Российской Федерации «О лицензировании отдельных видов дея-тельности» от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ »
3. Федеральный закон «Об основах турист-ской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 N 132-ФЗ (последняя редакция)
5.Федеральный закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года №7-ФЗ: (с изменениями на 29 де-кабря 2015 года)
6. Постановление Правительства РФ от 3 ав-густа 1996 г. N 916
«Об утверждении Положения о порядке предоставления и аннулирования лицензий на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территориях национальных парков»
7. Постановление Правительства РФ «О сим-волике государственных природных заповед-ников и национальных парков в Российской Федерации» от 7 октября 1996 г. №1168. До-кумент по состоянию на август 2014 г.
8. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 08.08.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)
9. Борисов В.А., Белоусова Л.С., Винокуров А.А. Охраняемые природные территории ми-ра. Национальные парки, заповедники, резер-ваторы: Справочник. - М.: Агропромиздат, 2010 - 206 с.
10. Забелина Н.М. Путешествие в националь-ный парк. М., 2010 -203с.
11. Регулируемый туризм и отдых в нацио-нальных парках/Сост. М.Ю. Травкина. – М.: Изд-во Центра охраны дикой природы, 2012. 68с.
12. Транин, А.А. Правовые проблемы эколо-гического развития современной России мо-нография / А. А. Транин; Федеральное гос. бюджетное учреждение науки, Ин-т государ-ства и права РАН ; отв. ред. М. М. Бринчук. - Москва: Юрлитинформ, 2015. - 223 с.
Библиографическая ссылка
З.Г. Облицова ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКОВ ДЛЯ РАЗ-ВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА // На пути к гражданскому обществу. – 2024. – № 3;
URL: www.es.rae.ru/goverment/ru/121-1003 (дата обращения:
21.11.2024).