На пути к гражданскому обществу
Электронный научный журнал

Исторические науки
АРХИЕПИСКОП ИННОКЕНТИЙ (ЛЕОФЕРОВ): ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ
Игумен Агафангел (Гагуа) 1

1.

Введение

Архиепископ Иннокентий (Леоферов, 1890-1971) – иерарх, который управлял Алма-Атинской епархией в 1958-1960 гг. – в самом начале развернутых по инициативе Н. С. Хрущева антицерковных репрессий 1958-1964 гг. На настоящее время существуют лишь краткие варианты полной биографии архиепископа Иннокентия. В первой, опубликованной в феврале 1954 года в «Журнале Московской Патриархии» в связи с информацией о его архиерейской хиротонии, вообще был пропущен период с 1919 по 1943 годы [24, с. 26]. Достаточно поверхностна и содержит неточности и биография, опубликованная митрополитом Мануилом (Лемешевским) [25]. Во многом повторяет ее биография, размещенная на сайте Тверской митрополии [26].

В то же время имеются публикации, посвященные отдельным периодам его служения. На генеалогическом форуме ВГД [1] есть достаточно много публикаций, посвященных происхождению архиепископа Иннокентия (Леоферова). Они помогают сориентироваться, к каким архивным материалам необходимо обратиться для проверки и уточнения этой информации. В частности, материалы фондов Государственного архива Вологодской области и «Вологодских епархиальных ведомостей» позволяют воссоздать многие обстоятельства жизни, как самого Иоанна Леоферова, так и его отца и деда до революции 1917 года. Достаточно подробно описаны обстоятельства, связанные с возвращением протоиерея Иоанна Леоферова из обновленческого раскола, а также его служение в качестве священника и секретаря епархиального управления со святителем Лукой (Войно-Ясенецким) в Тамбовской епархии. Из них наиболее подробные содержатся в книге М. А. Поповского, диссидента, жившего с 1977 года в США [34].  Эти материалы в основном обобщены в рамках кандидатской диссертации протоиерея Виктора Лисюнина [30]. Сложности служения архиепископа Иннокентия в Казахстане кратко описаны в книге В. Королевой о митрополите Иосифе (Чернове) [35]. В статье священника Николая Солодова [36, с. 203-205] полностью опубликовано одно из частных писем протоиерея Иоанна Леоферова, относящееся к 1936 году. Опубликованы краткие воспоминания об архиепископе Иннокентии протоиерея Леонида Береснева[23], протоиерея Василия Чугунова [21].

В  настоящей статье впервые проводится обобщенное исследование происхождения и жизненного пути архиепископа Иннокентия (Леоферова). 

 

Происхождение будущего архиерея

Отец будущего архипастыря был священником, а дед и прадед – диаконы.

В «Ревизской сказке по 9-й народной переписи Ведомства Вельского Духовного Правления за 1850 г.» указано, что за Ильинской Вожегодской церковью числились: вдовый диакон Николай Иоаннов[ич] Леоферов 49 лет, т.е. примерно 1801 г.р., его сыновья – Никанор 19 лет, т.е. примерно 1831 г.р., про которого помечено, что он исключен из Вологодского духовного училища, Глеб 17 лет, т.е. примерно 1833 г.р., который обучался в Вологодском духовном училище, Василия 12 лет, т.е. примерно 1838 г.р., Феодосия 15 лет, т.е. примерно 1835 г.р. и Марья 9 лет, т.е. примерно 1841 г.р. [10, л. 143об.].

Второй из сыновей диакона Николая Леоферова – Глеб – стал дедом архиерея. В «Ведомостях церквей Кадниковкого уезда за 1914 г.» о Ембовской Николаевской церкви указано, что к ней приписан диакон Глеб Николеав[ич], который родился в 1833 году, сын диакона. Он окончил курс среднего отделения Вологодской духовной семинарии в 1855 году [17, л. 585 об.]. Кадниковского уезда Николаевской Ембовской церкви причетник Глеб Леоферов 15 октября 1872 года епископом Вологодским и Устюжским Палладием был рукоположен в сан диакона с оставлением его на той же причетнической вакансии [1, с. 507], штатным диаконом к той же церкви он был определен только в 1885 году [2, с. 152]. Вследствие старости по прошению уволен в заштат 29 ноября 1905 года. Получил в 1906 году 28 января полную диаконскую пенсию 200 рублей. В 1914 году была жива его жена Леоферова Манефа Алексиева[вна], которая родилась 8 ноября 1835 года. Упоминаются их дети: Аполлинария, которая родилась 1 января 1874 года, Михаил – священник при Богородской Церковницкой церкви Вологодского уезда; Александра, про которую написано, что она замужем за священником Тобольской епархии Яротурского уезда Владимиром Розановым [15, л. 585об.]. В «Клировых ведомостях церквей Кадниковского уезда за 1894 год» по Ембовской Николаевской церкви о Леоферовой Манефе Алексиевой[вне] имеется дополнительная информация, что она «умершего сей церкви пономаря Алексея Петрова[ича] Ярославцева дочь; читать и писать умеет», а также упоминаются еще их с отцом Глебом дети: Анфиса 24 лет, т.е. примерно 1870 г.р. и Николай 28 лет, т.е. примерно 1866 г.р., который состоит на должности штатного диакона при Степуринской церви Грязовецкого уезда [16, л. 105об.]. Умер диакон Глеб Леоферов 7 июля 1915 года, как написано в «Вологодских епархиальных ведомостях»,  «82 лет от роду» [8, с. 333].

Отец иерарха – священник Михаил Глебов[ич] Леоферов родился 20 сентября 1864 года. Окончил полный курс Вологодской духовной семинарии с аттестатом 2 разряда в 1889 году. Был посвящен на должность штатного диакона к Вожбальской Благовещенской церкви 29 октября 1889  года, а 22 сентября 1891 года рукоположен в сан священника к Николаевской Бесединской церкви Вологодского уезда [14, л. 99об.]. 15  сентября 1912 года по прошению был перемещен к   Богородской церкви Вологодского уезда [7, с. 332]. С 27 февраля 1892 года состоял на должности законоучителя при Ломтевском начальном народном земском училище. С 1898 по 1912 годы состоял на должности члена местного Попечительского совета. С 30 апреля 1898 года состоял на должности окружного миссионера по 5 миссионерскому округу Вологодского уезда. В 1985 году был награжден набедренником «за усердную и полезную пастырскую службу», в 1897 году –  темно-бронзовой  медалью на ленте государственных цветов за труды по Первой Всероссийской переписи населения, в 1899 году скуфьей, в 1903 году камилавкой, в 1912 году наперсным крестом. Его жена Неонила Васильева[вна] Леоферова родилась 15 октября 1865 года. Кроме Иоанна, у них были сыновья Василий, примерно 1893 г.р., на 1914 год он служил офицером; Николай, примерно 1895 г.р., который на 1914 год обучался на землемерных курсах, и дочь Нина, примерно 1892 г.р., которая окончила Вологодское епархиальное женское училище и на 1914 год работала учительницей в Вологодском уезде [14, л. 99об.]. 

Священник Михаил Леоферов служил в приходе, как писали «Вологодские епархиальные ведомости» с раскольническим населением [3, с. 181].  «Маленький Бесединский приход для миссионера известен одной из его деревень: Вахрушевым ˂…˃  здесь происходили соборы, на которые съезжались раскольники из других даже отдаленных губерний, о которых благодаря утонченной скрытности их руководителей никто не знал. ˂…˃  Нынешний священник о. Михаил Леоферов при вступлении на приход нашел Вахрушево деревней совершенно раскольнической. Много было потрачено пастырем энергии и труда ˂…˃  но оплот раскола очень крепок и слабо поддается на все приступы борьбы священника» [6, с. 272].  В 1894 году [священник] М. Леоферов в гнезде раскола дер. Вахрушевке и Елданке вел 18 бесед, темою которых служили необходимость св. таинств, вечность церкви, священство [4, с. 221]. Активную миссионерскую деятельность отца Михаила Леоферова «Вологодские епархиальные ведомости» отмечали и в 1899 [5, с. 614], и в 1901 году [6, с. 619]. Известно, что в 1930 году он был еще жив: в фондах Государственного архива Вологодской области сохранилось дело «О лишении избирательных прав гражданина Леоферова Михаила Глебовича. 1930 г.» [19].

 

Детство и юность иерарха. Начало пастырского служения. Семья

В метрической книге Благовещенской Вожбальской церкви Тотемского уезда Вологодской губернии за 1890 год содержится запись о рождении будущего архипастыря. 28 августа 1890 года у «означенной церкви священника» Михаила Глебова[ича] Леоферова и его законной жены Неониллы Васильевой[вны] родился сын Иоанн. Восприемником был той же церкви священник Павел Яковлев[ич] Казинов. Крестил младенца священник Виталий Толстиков [18, л. 116об.-117].

По воспоминаниям протоиерея Василия Чугунова, будущий архиерей «…еще с малых лет прислуживал в церкви: пел и читал на клиросе, пономарил. По семейной традиции, поступил в Тотемское духовное училище, которое закончил в 1905 году, а затем в Вологодскую духовную семинарию. В период обучения был иподиаконом архиепископа Вологодского Никона (Рождественского)» [21].

В Государственном архиве Вологодской области сохранились дела «Об определении Иоанна Леоферова на псаломщицкую вакансию» [12] и ставленническое дело священника Иоанна Леоферова [13], в которых содержится целый ряд интересных документов, в том числе свидетельство И. М. Леоферова об окончании Вологодской духовной семинарии в 1911 году [12, л. 2-2об.], выписка из метрической книги о заключении брака между Иоанном Михайловым[ичем] Леоферовым и священнической дочерью Клавдией Афанасиевой[вной] Шадриной 27 июля 1912 года, выписка об отсутствии канонических препятствий к хиротонии и о диаконском рукоположении псаломщика Иоанна Леоферова 5 августа 1912 года [13, л. 7], выписка о священнической хиротонии диакона Иоанна Леоферова 11 августа 1912 года [13, л. 7об.]. Известно, что его жена родилась   13 ноября 1890 года [15, л. 100].

Получил назначение священником к Георгиевской Суетинской церкви Вологодского уезда. Был законоучителем местной приходской школы, законоучителем  Криводинского земского училища с 22 августа 1912 года,  учителем пения того же училища с 15 ноября 1914 года [15, л. 100]. 

1 января 1915 года священник Георгиевской Суетинской церкви Вологодского уезда Иоанн Леоферов был перемещен на старшую священническую вакансию  к Степуринской Христорождественской церкви Грязовского уезда [8, с. 1]. Уже 2 декабря того же, 1915 года, священнику Иоанну Леоферову было преподано архипастырское благословение с выдачей свидетельства за труды по устройству нового здания для Степуринской двухкомплектной церковной школы [9, с. 3]. С 1 января 1915 года он заведующий и законоучитель местной церковно-приходской школы, с 15 января того же года законоучитель Криводинского и Слободищенского земских училищ, а с 5 сентября того же года – председатель строительной комиссии по постройке здания для Степуринской церковно-приходской школы [15, л. 100].

В исповедной ведомости Христорождественской церкви с. Степурино Грязовецкого уезда за 1917 год содержатся сведения о семье отца Иоанна – кроме него это его жена Клавдия Афанасиева(вна) примерно 1891 г.р., их дети Борис, Нина и младший Иоанн, он примерно 1916 г.р. [11, л. 119].

 Сохранились метрические записи о рождении старших детей. Борис Иванович Леоферов родился 6 июля 1913 года, а Нина Ивановна Леоферова 14 января 1915 года.

По воспоминаниям протоиерея Василия Чугунова, отец Иоанн «с 1916 по 1918 годы был военным священником. С 1918 года и до закрытия был настоятелем древнего храма Рождества Христова села Степурино Грязовецкого уезда. В это время молодого пастыря постигает горе – умерла жена, матушка Клавдия, оставив его с двумя детьми» [21]. В официальной биографии, опубликованной в «Журнале Московской Патриархии» в связи с архиерейской хиротонией, говорится, что военным священником отец Иоанн был «некоторое время», а в 1917 году снова возвратился на прежнее место службы, где в 1919 году был назначен пом. благочинного [4, с. 28]. По всей видимости, служба военным священником оставила тяжелые воспоминания в памяти будущего иерарха. Монахиня Рахиль (Антонова) рассказывала, что, будучи уже архиереем в Твери, архиепископ Иннокентий сказал ей о годах антицерковных репрессий Н. С. Хрущева: «Я вспоминаю, как был на фронте в 1916 году там, в Карпатах. Теперь мне выпали такие же тяжёлые дни» [27]. А два его сына воевали на фронтах Великой Отечественной войны. 24 марта 1944 года в «Правде» было напечатано краткое послание протоиерея Иоанна Леоферова на имя И. В. Сталина: «Мои два сына в рядах Красной Армии защищают любимую Родину от немецких захватчиков, а я из своих сбережений вношу в фонд обороны страны 10 000 рублей и молитвенно желаю родной Красной Армии, руководимой Вами, скорой и полной победы над коварным врагом» [22]. На сайте «Память народа» есть информация об участии сыновей иерарха в Великой Отечественной войне. О старшем из сыновей Борисе Ивановиче Леоферове написано, что он был призван в Мурманске в 1941 году, воевал до 20 июня 1943 года. Воинское звание сержант. Был награжден медалью «За боевые заслуги» и «За победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг» [28]. О младшем из сыновей Иване Ивановиче Леоферове известно, что он был призван в Мурманске еще до войны в 1939 году, когда она началась, в составе Западного фронта участвовал в боевых действиях с 22 июня 1941 года по 1 июня 1944 года. Последнее звание гвардии старший сержант. Был награжден орденами «Красной Звезды» и «Отечественной войны» II степени, медалью «За боевые заслуги» [29].

 

Уклонение в обновленческий раскол и возвращение в Церковь

В биографической справке об архиепископе Иоанне (Леоферове) в приложении ко второму тому сборника «Письма патриарха Алексия I в Совет по делам Русской православной церкви при Совете народных комиссаров – Совете министров СССР. 1945–1970 гг.» написано: «С 1923 по 1938 г. находился в рядах обновленческого духовенства, служил в Тамбовской епархии» [32, с. 581]. Из этой справки можно было бы предположить, что отец Иоанн переехал в Тамбов уже в 1920-е годы. Однако он служил в Вологодской епархии до начала 1930-х годов.

В Государственном архиве Вологодской области сохранилась анкета служителя культа Степуринского религиозного общества Леоферова Ивана Михайловича от 14 января 1930 года. В ней указано, в том числе то, что он служит священником в этой церкви с 1915 года (вероятно, за исключением командировки в качестве военного священника). Указан район его деятельности (перечислены деревни Грязовецкого района) [20].

Есть свидетельства современников, что до переезда в Тамбов протоиерей Иоанн Леоферов 16 лет прослужил в Степурине [36, с. 203]. Также и 29 сентября 1932 года престарелый протоиерей Александр Подстаницкий, многие годы служивший в вологодской Богородицкой Верхнедольской церкви, записал в своей «памятной книге», которую вел с  1906 года: «Был у нас священник Иоанн Леоферов, он был у меня псаломщиком, носит светскую одежду, когда не служит, он служит священником при упраздненном монастыре в большом приходе, где народ религиозный. Служит каждый день, у него хороший диакон и певчие – монашки (15 чел.). Вообще живет о. Леоферов хорошо» [33, с. 65].

Возможно, на переезд о. Иоанна Леоферова в Тамбов в начале 1930-х годов повлиял протоиерей Петр Успенский – преподаватель и многолетний инспектор Вологодской семинарии, член Тамбовской духовной консистории, цензор «Тамбовских епархиальных ведомостей», настоятель тамбовских храмов, который в 1930-е годы был обновленческим архиереем Орла и Тамбова [36, с. 160]. В 1936 году он писал о нем в одном из частных писем: «Иван Михайлович Леоферов у меня теперь действительно самый близкий по службе друг и собеседник» [36, с. 203].

Протоиерей Иоанн Леоферов был рекомендован  обновленческим  архиепископом Виталием (Введенским) в кандидаты на обновленческую епископскую Белгородскую кафедру, но посвящение не состоялось. После  провала  обновленцев  он  в  1938  году уволился  за  штат.  До  увольнения  служил  настоятелем  Тихвинской  церкви г. Кирсанова  и  благочинным  Кирсановского  района;  до  1938  года служил  настоятелем  Петропавловской  кладбищенской  церкви  г.  Тамбова, был секретарем обновленческого  архиепископа  Тамбовского  Виктора  (Путяты) [30, с. 184]. С 1938 по 1943 г. работал счетоводом на Тамбовской электростанции [32, с. 581].

9  сентября 1943 года   Тамбовский  горсовет  зарегистрировал  религиозную (обновленческую)  общину  при  Покровской  церкви  г.  Тамбова,  настоятелем которой назначался протоиерей Иоанн Леоферов. 8 декабря 1943 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было постановлено «присоединить  Тамбовскую  общину  и  священника  Леоферова  к Православной  Церкви  через  покаяние  и  отречение  от  обновленчества. Чин  присоединения  поручалось  совершить  архиепископу  Саратовскому  и Сталинградскому  Григорию  (Чукову),  под  окормление  которого  отдавались приходы Тамбовской епархии [30, с. 188-189].

Чин  приобщения обновленцев  к  Патриаршей  Церкви  требовал  оставления  за  священником чина,  сущего  до  уклонения  в  обновленчество,  т.е.  23  декабря  1943  года ывший обновленческий протоиерей был возвращён в Патриаршую Церковь как иерей, а уже 28 декабря 1943 года иерей Иоанн Леоферов распоряжением архиепископа  Саратовского  и  Сталинградского  Григория  (Чуков)  был  назначен благочинным православных приходов Тамбовской области, а уже в январе  1944  распоряжением  Патриарха  был  возведен  в  сан  протоиерея  «за приобщение многих» [30, с. 190].

С 1 февраля 1944 года протоиерей Иоанн Леоферов был секретарем архиепископа Тамбовского Луки (Войно-Ясенецкого) и настоятелем Покровского собора г. Тамбова. Затем, по прошению, Святейший Патриарх Алексий I перевел его в число братии Почаевской лавры. Там 16 апреля 1949 года он был пострижен в монашество с именем Иннокентия. Через некоторое время  стал исполняющим обязанности наместника лавры,  в 1951 году был утвержден в этой должности, занимал ее до назначения на кафедру епископа Кировоградского и Николаевского в 1953 году [24, с. 26].

В своей речи после наречения в епископы архимандрит Иннокентий еще раз обозначил свое покаяние в уклонении  в обновленческий раскол: «Я с юности с полной искренностью отдал себя на служение Богу и Церкви. Господь всегда был со мною. В дни тяжелых испытаний и упадка духа Он давал не только поддержку и подкрепление ослабевшим силам моим, но и особую радость духовную и наполнял душу мою какой-то сладостью и благодарностью за ниспосланное испытание. В период смут и разделений в нашей Православной Церкви я допустил ошибку и отклонение от правоты общецерковного сознания, помышляя, что своим служением приношу Богу службу. Но милосердный Господь, видя, что я не кланялся Богу чуждему и не простирал рук моих к богу иному, не дал мне погибнуть, но подал мне руку помощи, вывел меня на пажить Свою и принял меня в Свои объятия Отчии» [24, с. 24].

 

Архиерейское служение

Про служение епископа Иннокентия на его первой кафедре известно, что «в 1955-1956 гг. еп. Иннокентий (Леоферов) получил нарекания со стороны уполномоченных Совета по делам РПЦ по Кировоградской и Николаевской областям за то, что он зачислял в штат епархии десятки вернувшихся из мест заключения клириков» [31].  

28 августа 1958 года назначен на Алма-Атинскую и Казахстанскую кафедру с возведением в сан архиепископа. Двухлетний период служения архиепископа Иннокентия в Казахстане был связан с острой конфликтной ситуацией, которая достаточно подробно описана в книге В. Королевой о митрополите Иосифе (Чернове) [35, с. 135-140]. В Свято-Никольском кафедральном соборе Алма-Аты служили два молодых архимандрита – один был настоятелем собора, а другой  секретарем Епархиального управления.  И между ними вспыхнула вражда. Каждый из них имел своих поклонников, почитателей, и в соборе образовались две очень сильные враждующие группы прихожан, одна из которых поддерживала одного архимандрита, другая другого. Одна из группировок желала видеть своего любимчика архимандрита на Алма-Атинской кафедре в сане епископа. Уполномоченный РПЦ при Совете Министров по Казахской ССР Вохменин С. Р. решил эту ситуацию просто – он снял обоих архимандритов с регистрации, что послужило новым толчком для еще большего обострения обстановки в соборе. Несколько нецерковных женщин стали публично обвинять в лишении архимандритов регистрации управляющего Алма-Атинской и Казахстанской епархией архиепископа Иннокентия (Леоферова) и старосту Никольского собора. Недовольные, подстрекаемые провокаторами, стали применять физическую силу против всех, кто служил в то время в соборе. Три самые активные женщины   решили уже и архиерея не допускать на службу в собор, ложились на дорогу у ворот при въезде в собор архиерейской машины. Самочинно решили уже и кафедральный собор закрыть (раз в нем не разрешают служить их любимчику архимандриту) и на двери его повесить замок. Архиепископ Иннокентий, которому не удалось примирить враждующие партии, подал прошение о своем уходе на покой [35, с. 135-140]. В августе 1960 года оно было удовлетворено, но уже 23 ноября 1960 года владыка был назначен архиепископом Калининским и Кашинским.

В 1960 году в Калининской епархии было 88 храмов, в 1961 году уже 78. Таким же их число оставалось и в 1962 году, а в 1963 году сократилось до 56 [37, с. 103]. В 1965 году их стало 54, в 1967 – 53, в 1969 – 51, а в 1970 – 50 [37, с. 137]. Если в 1959 году количество  священников в Калининской епархии составляло 104 и также служили 12 диаконов, то к 1970 году в ней осталось 54 священника и три диакона [37, с. 105, 137]. То есть за время управления архиепископом Иннокентием Калининской епархией в ней стало меньше на 32 действующих храма, почти вдвое сократилось число священников и в 4 раза число диаконов.

Но можно ли отнести это к слабости его как правящего архиерея или же здесь нашли отражение общие тенденции, характерные для Центральной России того времени? Анализ имеющихся источников дает основание утверждать, что правильным является второй ответ. Например, в Московской епархии в 1959 году действовало 211 храмов, а в 1970 их осталось 134, в 1959 году служили 388 священников и 107 диаконов, а в 1970 году только 188 и 26. В Смоленской епархии в 1960 году службы совершались в 54 храмах, а в 1970 году в 38, в 1959 году в них служили 53 священника и 4 диакона, а к 1970 году в штате епархии осталось 36 священников и 8 диаконов. В Ярославской епархии в 1960 году было 139 храмов, а в 1970 году их осталось 82, из 148 священников и 13 диаконов, служивших в 1959 году, к 1970 году осталось соответственно 84 и 4 [37, с. 103-105, 137-138].

Приведем два свидетельства о том, какое впечатление архиепископ Иннокентий оказывал на тех, кто обращался к нему во время его служения в Калининской епархии.  Протоиерей Леонид Береснев, впоследствии иеросхимонах Иисус, пришедший в Церковь после жизненной ошибки, мешавшей ему где-то найти свое место, вспоминал о том, как архиепископ Иннокентий судьбоносно повлиял на его судьбу: «Устроиться на более или менее приличную работу не получалось – в отделах кадров не хотели брать человека, выгнанного из армии за пьянку. Бывший летчик поехал в Калинин к тете, которая ходила в церковь, и многие в округе считали ее блаженной. Она стала звать его в храм: "Сходи, поговори с батюшкой". Этим батюшкой оказался архиепископ Калининский и Кашинский Иннокентий (Леоферов; 1890–1971). Поговорил с «батюшкой», а тот позвал его к себе иподиаконом. Потом предложил заведовать свечной мастерской. Принимая на работу, он из автобиографии, написанной честно, без утаек, вырвал лист с рассказом, что Леонида уволили из армии за пьянку и драку, и на глазах юноши разорвал бумагу. Тот чуть не заплакал: его отовсюду гнали, а здесь его позор сразу забыли»[23]. Монахиня Рахиль (Антонова) вспоминала так: «он был очень хороший»[27]. 

Скончался архиепископ Иоанн (Леоферов) 6 сентября 1971 года. Погребен в г. Твери  на Николо-Малицком кладбище [26].

 

Заключение

Проведенное исследование показывает, что у архиепископа Иннокентия (Леоферова) был очень непростой жизненный путь, сопряженный со множеством событий, в которых находили свое отражение и общие процессы истории страны. Его прадед и дед были диаконы, отец священником, а сам он стал архиереем. К епископскому служению протоиерей Иоанн Леоферов был призван уже в весьма зрелом возрасте, пройдя через службу военным священником в годы Первой мировой войны, вдовство, уклонение в обновленческий раскол и возвращение из него через покаяние, служение секретарем епархиального управления у святителя Луки в Тамбове, монашеский постриг и послушание наместника Почаевской лавры. Служил архиереем в трех союзных республиках СССР: 13 декабря 1953 года хиротонисан во епископа Кировоградского и Николаевского,  в 1958 году был переведен в Казахстан, в 1960 году по прошению почислен на покой, но через несколько месяцев вернулся к служению в качестве управляющего Калинской и Кашинской епархией, правящим архиереем которой и был до конца своей жизни.  

©игумен Агафангел (Гагуа), 2024

 


Пристатейный список:
1.	Вологодские епархиальные ведомости. 1872.   
2.	Вологодские епархиальные ведомости. 1885.   
3.	Вологодские епархиальные ведомости. 1893.  
4.	Вологодские епархиальные ведомости. 1894.  
5.	Вологодские епархиальные ведомости. 1899.   
6.	Вологодские епархиальные ведомости. 1901.  
7.	Вологодские епархиальные ведомости. 1912.   
8.	Вологодские епархиальные ведомости. 1915.  
9.	Вологодские епархиальные ведомости. 1916.   
10.	Государственный архив Вологодской области (ГАВО). Ф. 496. Оп. 1. Д. 12007. 
11.	ГАВО. Ф. 496. Оп. 1. Д. 20084.  
12.	ГАВО.  Ф. 496. Оп. 2. Д. 645.
13.	ГАВО. Ф.496.  Оп. 2. Д. 667.
14.	ГАВО. Ф. 496.  Оп. 3. Д. 339.   
15.	ГАВО Ф.496.  Оп. 4. Д. 447.  
16.	ГАВО. Ф. 496. Оп.4. Д. 522. 
17.	ГАВО. Ф. 496. Оп. 4. Д. 547. 
18.	ГАВО. Ф. 496. Оп. 20. Д. 70.   
19.	ГАВО. Ф. Р.-366. Оп. 3. Д. 1278. 
20.	ГАВО. Ф. р.-826. Оп. 3. Д. 28.
21.	Генеалогический форум ВГД. https://forum.vgd.ru/1720/60615/20.htm?a=stdforum_view (дата обращения 4.10.2024). 
22.	Давыдов А. Судьбы архиереев XX века - 6 сентября. https://azbyka.ru/forum/xfa-blog-entry/sudby-arxiereev-xx-veka-6-sentjabrja.2830/ (дата обращения 03.10.2024).
23.	Душенков А., прот. Как военный лет-чик стал схимником https://prichod.ru/orthodoxy-everywhere/37341/ (дата обращения 03.10.2024). 
24.	Журнал Московской Патриархии. 1954. Февраль. 
25.	Иннокентий (Леоферов) // Мануил (Лемешевский) Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 годы. Часть 3 https://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshevskij/russkie-pravoslavnye-ierarhi-perioda-s-1893-po-1965-gody-chast-3/98 (дата обращения 7.10.2024). 
26.	Иннокентий II (Леоферов) https://tvereparhia.ru/about/bishop/innokentij-ii-leoferov/ (дата обращения 7.10.2024). 
27.	К 75-летию Победы. Воспоминания монахини Рахили https://tvereparhia.ru/news/k-75-letiyu-pobedy-vospominaniya/ (дата обраще-ния 7.10.2024). 
28.	Леоферов Борис Иванович. Сайт «Па-мять народа». https://pamyat-naroda.ru/heroes/grouppersons=1 (дата обращения 04.10.2024). 
29.	Леоферов Иван Иванович. Сайт «Па-мять народа». https://pamyat-naroda.ru/heroes/person-hero3920218/ (дата обращения 04.10.2024). 
30.	Лисюнин В. Ф., прот.  Возрождение Тамбовской епархии в годы служения святителя Луки (Войно-Ясенецкого): на материале государственных, ведом-ственных и частных архивов. Диссер-тация на соискание ученой степени кандидата богословия. Сергиев Посад, МПДА, 2019. 441 с.   
31.	Пидгайко В. Г. Кировоградская и Но-вомиргородская епархия https://707.su/Y98X  (дата обращения 8.10.2024).   
32.	Письма патриарха Алексия I в Совет по делам Русской православной церк-ви при Совете народных комиссаров – Совете министров СССР. 1945–1970 гг. / под ред. Н. А. Кривовой; отв. сост. Ю. Г. Орлова; сост. О. В. Лавинская, К. Г. Ляшенко. Т. 2. М., 2009. 671 с.   
33.	Подстаницкий А., прот. Дневник про-тоиерея Александра Подстаницкого. Вологда, 2014. 84 с.  
34.	Поповский М. А. Жизнь и житие архи-епископа и хирурга Луки Войно-Ясенецкого. М., 2023. 656 с. 
35.	Свет радости в мире печали: Митропо-лит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф / Сост. В. Королева. М.: Па-ломник, 2012. 736 с.   
36.	Солодов Н. В., свящ.  Протоиерей Петр Иванович Успенский: агиограф, ин-спектор «Плакида», обновленческий архиерей Орла и Тамбова // Вестник Екатеринбургской духовной семина-рии. 2022. № 38. С. 160–212.  
37.	Федотов А. А. Русская Православная Церковь в 1943-2000 гг.: внутрицер-ковная жизнь, взаимоотношения с гос-ударством и обществом (по материа-лам Центральной России). Иваново, 2009. 402 с.  


Библиографическая ссылка

Игумен Агафангел (Гагуа) АРХИЕПИСКОП ИННОКЕНТИЙ (ЛЕОФЕРОВ): ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ // На пути к гражданскому обществу. – 2024. – № 4;
URL: www.es.rae.ru/goverment/ru/122-1018 (дата обращения: 22.12.2024).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 22 | За неделю: 22 | Всего: 22


Комментарии (0)


Сайт работает на RAE Editorial System