На пути к гражданскому обществу
Электронный научный журнал

Культурология
ПРИКОСНОВЕНИЕ К ПОЭТУ
А. А. Бровков 1

1.

Введение. Поэзия – искусство, способное преобразовать эмоции в слова, выплеснуть чувства на бумагу, передать настроение. Благодаря стихам, читатель может прочувствовать то, что переживал автор, добавив к этому свои чувства и волнения.

Стихи Николая Михайловича Рубцова, несомненно, обладают образностью и глубиной, они способны вдохновлять и возвышать, вызывать радость и печаль, волнение и успокоение. Ни одно стихотворение не оставляет читателя равнодушным.

У Николая Михайловича была очень сложная, трудная жизнь, но он сохранил в душе доброту, не озлобился. Свет его души читатель видит в каждом стихотворении, поэтому они близки разным людям. От них незримыми нитями идут умиротворение, радость, мир, тепло, вера и никогда не возникает чувства озлобленности. Так считают исследователи творчества поэта и обычные люди разных возрастов и социальной принадлежности.

Мы назвали свою работу «Прикосновение к поэту», потому что наши мысли – это всего лишь скромные размышления о творчестве поэта.  Поэзию недостаточно просто читать и анализировать, этот вид искусства нужно чувствовать, пропускать через себя.

Именно на это направлена исследовательская работа «Прикосновение к поэту». Семиклассники попробовали «пропустить через себя» одно из стихотворений Н.М. Рубцова, описать свои эмоции, увидеть тот «тихий свет», который дарит поэт читателям, почувствовать то, что рубцовские стихи существуют вне времени и пространства. Таким образом, обозначается актуальность темы изучения творчества Н.М. Рубцова современными подростками.

Проблема: эмоциональное влияние стихотворения М.Н. Рубцова «Улетели листья» на современных семиклассников.

Цель: определение эмоционального влияния стихотворения Н.М. Рубцова «Улетели листья» на современных семиклассников.

Задачи: познакомиться со стихотворением Н.М. Рубцова «Улетели листья»; сформулировать эмоциональное состояние читателя после знакомства со стихотворением  Н.М. Рубцова «Улетели листья»; определить основной художественный приём в стихотворении Н.М. Рубцова «Улетели листья»; составить кластер и синквейн по стихотворению Н.М. Рубцова «Улетели листья»; обобщить информацию по влиянию на эмоциональное состояние читателя произведений Н.М. Рубцова на примере стихотворения «Улетели листья».

Гипотеза: предположим, что стихотворение Н.М. Рубцова «Улетели листья» оказывает эмоциональное влияние на современных школьников, располагая к духовно-нравственным размышлениям.

Предмет исследования: стихотворение Н.М. Рубцова «Улетели листья».

Объект исследования: влияние стихотворения Н.М. Рубцова «Улетели листья» на современных школьников.

Основные методы: описательный метод; кластер; частичный анализ поэтического текста; синквейн; групповая работа; интервьюирование.

Основная часть. Описание работы.

На уроке литературы в 7 классе ученикам было предложено познакомиться со стихотворением Н.М. Рубцова 1967 года «Улетели листья» и описать свои чувства и эмоции, возникшие на разных этапах погружения в работу. Ученикам было предложено объединиться в группы по 3 – 4 человека для коллективной работы.

Этапы работы: 1. Знакомство с автором и названием стихотворения.

Знакомство с произведением началось необычно. Ученики были знакомы с биографией и творчеством Н.М. Рубцова по предыдущим учебным годам. Но именно стихотворение «Улетели листья» никто не знал, возможности прочитать его на уроке не было. Семиклассникам предложили сначала поразмышлять только над названием. Для этого они составляли кластер.

От слова «улетели» группы составляли цепочку из глаголов, которые ассоциируются с этим словом. Такую же цепочку они составляли от слова «листья», используя имена существительные, имена прилагательные, причастия. Цепочки соединялись в одно звено, внутри которого записывалось слово-ассоциация со всеми словами. Это слово должно обозначать чувство, эмоцию, состояние человека. (Приложение 1)

Результаты работы первого этапа:

Ассоциации к слову «улетели»: замёрзли, затоптали, намокли, опали, лежат, стареют, умирают, завяли, порвались, летают, сохнут, скомкались, загрустили, упали, погибают.

Ассоциации к слову «листья»: умирающие, осень, сухие, ветер, холод, красивые, лужа, земля, птицы, лёгкость, непредсказуемость, свобода, земля, ветка, природа, солнце, волшебный, чудесный, лес.

Общие ассоциации к словам «Улетели листья» и цепочкам ассоциаций (в порядке ранжирования): грусть, печаль, депрессия, разочарование, хандра, умиротворение, счастье.

Таким образом, не зная, о чём рассказывается в стихотворении, ученики вышли на выводы о лирическом герое, опираясь на личные эмоции и чувства: внутренняя связь с природой; грустные мотивы; сожаление о чём-то уходящем; возможно, надежда на лучшее; вера в счастливый итог; мир и вера в душе. (Приложение 2)

2. Знакомство со стихотворением Н.М. Рубцова «Улетели листья».

Ученики познакомились со стихотворением Н.М. Рубцова «Улетели листья». Текст демонстрировался на слайде презентации и был прочитан учителем.

Обмениваясь впечатлениями, семиклассники отметили следующее: несмотря на то, что стихотворение написано 56 лет назад, ученики уловили настроение автора, переживания лирического героя и были близки к описанию природы; чувства и переживания автора и лирического героя понятны и близки современным школьникам; стихотворение несёт тепло, добро, в нём чувствуются разочарование и волнение, но нет озлобленности и мрачности; смысл стихотворения в том, автор верит: уходящую любовь, остывающие чувства можно вернуть, если быть внимательнее друг к другу. Нужно постараться понять душу человека, поверить ему, возможно, даже воскресить.  

Ученики предположили, что главный приём передачи авторской мысли – это соединение состояния природы и внутреннего состояния человека.

На том этапе состоялось знакомство с литературоведческим термином «психологический параллелизм».

Психологический параллелизм – это фигура речи, суть которой заключается в сопоставлении природы и человеческих поступков, отношений. Психологический параллелизм похож на сравнение, но в более обобщённом и развёрнутом виде.

Сделав частичный анализ текста, школьники пришли к выводу, что психологический параллелизм является основным художественным приёмом в этом стихотворении.

3. Знакомство с песней «Улетели листья» на стихи Н.М. Рубцова.

Так же, как и стихотворение, ученикам предстояло впервые послушать песню.

Перед прослушиванием песни «Улетели листья» ученики единогласно решили, что она будет минорной, похожей на романс, медленной, с большими музыкальными вставками. Именно такая песня может передать внутреннее состояние лирического героя и вызвать у слушателей размышления о любви, расставании и надежде.

В 80-е годы прошлого века популярной была песня «Улетели листья» на стихи Николая Рубцова, для которой музыку написал композитор Александр Морозов, а исполнили её Виктор Салтыков и группа «Форум». Именно эту композицию прослушали ученики и отметили гармонию между словами, музыкой и исполнением.

Их предположения подтвердились полностью. Именно такой они описали песню, не зная её. На основании этого семиклассники сделали вывод: эмоциональная составляющая стихотворений Н.М. Рубцова очень велика и важна; интересное временное наблюдение: стихотворение написано в 1967 году, песня – через 20 лет в 1987 году, а сейчас – 2024 год. Душевное состояние, «загаданное» поэтом, не имеет временных границ.

4. Обобщение.

Обобщая творческую работу, группы записали три предложения, отвечая на вопросы:

Что чувствовал автор, создавая произведение?

Что чувствовал лирический герой?

Что чувствовали вы, погружаясь в работу со стихотворением?

Эти вопросы позволяют соединить и обобщить нравственные размышления автора, лирического героя и читателя.

Ответы оказались следующие:

Автор чувствовал одиночество, скорее всего, испытывал грусть; передал атмосферу серой осени: был влюблён; был в депрессии; хотел передать свои эмоции любимому человеку; трогательный, с открытой душой; рассказывает о невзаимной любви.

Лирический герой был несчастен; переживает, грустит из-за любви; переживает потерю; надеется на счастливый финал.

Читатели чувствуют сострадание; чувствуют досаду и переживание; испытывают грусть; сочувствуют; думают о своих переживаниях.

Для финального вывода о Рубцове и его произведении, а также о своей работе, учащиеся составили синквейны.

Примеры синквейнов.

– Листья.

Красноватые, пожелтевшие.

Падали, кружились, улетали.

Хотели они вернуться?

Беглецы.

– Листья.

Жёлтые. Сухие.

Висят, летят, лежат.

При виде листьев было грустно.

Осень.

– Рубцов.

Великий, северный.

Создавал, восхищал, писал.

Рубцов – гений Севера.

Творец.

– Листья.

Тёмно-красные, светло-жёлтые.

Улетали, падали на землю.

Люди безжалостно их топтали.

Природа.

– Творчество.

Неповторимое. Прекрасное.

Создавать, творить, удивлять.

Хранить творчество будем всегда.

Твори.

Каждый синквейн оказался оригинальным. Учащиеся отметили, что в работах всех групп есть мысли о духовно-нравственных поисках автора и читателей. Все отметили творческий талант Николая Михайловича Рубцова и его влияние на читателей.

Благодаря стихотворению Николая Михайловича Рубцова «Улетели листья», семиклассники смогли почувствовать то, что переживал автор, и поняли, что свои чувства и волнения перекликаются с душевными волнениями поэта.

Заключение. Гипотеза подтвердилась: стихотворение Н.М. Рубцова «Улетели листья» оказывает эмоциональное влияние на современных школьников, располагая к духовно-нравственным размышлениям. Результатом творческой работы также стало желание многих учеников познакомиться с другими стихотворениями Н.М. Рубцова.

Семиклассники говорили о гордости и уважении к творческим людям, о том, что Русский Север богат талантами, и о важности сохранения литературного наследия.

Николай Михайлович Рубцов – это достояние русской литературы.

©Бровков А. А., Шварёв Е. И., 2024

 


Пристатейный список:
1.	Академик. Словари и энциклопедии на Академике. academic.ru.
2.	Авторадио. В. Салтыков «Улетели ли-стья». https://www.youtube.com/watch?v=t4Hah4FeVOo
3.	Пушкинская карта. Николай Рубцов. «Улетели листья» https://www.culture.ru/poems/40937/uleteli-listya.
4.	Умскул. Учебник. Онлайн-шко-ла.https://umschool.net/library/literatura/teoriya-literatury-sredstva-hudozhestvennoj-vyrazitelnosti-chast-2/.


Библиографическая ссылка

А. А. Бровков ПРИКОСНОВЕНИЕ К ПОЭТУ // На пути к гражданскому обществу. – 2024. – № 4;
URL: www.es.rae.ru/goverment/ru/122-1025 (дата обращения: 22.12.2024).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 24 | За неделю: 24 | Всего: 24


Комментарии (0)


Сайт работает на RAE Editorial System