Иван Петрович Середний – будущий митрополит Ириней – родился 10 мая 1939 года в с. Столпин Межиричского района Ровенской области Украинской ССР в крестьянской семье. После средней школы окончил в 1961 году Ленинградскую духовную семинарию. В том же году поступил в Ленинградскую духовную академию. С 1963 по 1966 год служил в рядах Советской Армии [8, с. 14-15].
В своих воспоминаниях о митрополите Никодиме (Ротове) митрополит Ириней рассказывал и о том, как духовная поддержка этого иерарха помогла ему пройти трехлетний период военной службы: «В декабре 1963 года, когда меня призвали на армейскую службу, он отечески благословил меня. Помню, во время полиелея под праздник иконы Божией Матери «Знамение» 10 декабря, помазывая меня елеем, он тихо, но отчетливо произнес: «Знамение милости Матери Божией да будет с тобой». Он вспомнил обо мне через три года, когда я написал ему письмо о завершении воинской службы, он без задержки 5 ноября 1966 года ответил мне кратким письмом – я до сих пор храню это письмо. Действительно, я был под знамением милости Матери Божией все три года и в декабре 1966 года был сразу же зачислен на 3-й курс духовной академии, включившись в учебный процесс» [21, с. 328].
В 1968 году И. П. Середний окончил Ленинградскую духовную академию со степенью кандидата богословия за сочинение по «Письма святого кафедре патрологии Киприана, епископа Карфагенского». 21 мая 1968 года митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом в храме во имя апостола Иоанна Богослова в Ленинградской духовной академии был рукоположен во диакона, а на следующий день, 22 мая, – в Николо-Богоявленском кафедральном соборе в Ленинграде во пресвитера. Тогда же проходил пастырское служение в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры в Ленинграде. С начала 1970 года был преподавателем канонического права в академии. Одновременно был секретарем Совета и старшим помощником инспектора академии и семинарии. 1 сентября 1970 года митрополитом Никодимом был пострижен в монашество с именем Ириней [8, с. 14-15].
Архимандрит Ириней (Середний) о профессоре С. В. Троицком
В 1968/69 учебном году состоял профессорским стипендиатом в Ленинградской духовной академии по кафедре канонического права и представил отчет на тему «Труды русских канонистов А. П. Павлова, И. С. Бердникова, В. Н. Бенешевича и С. В. Троицкого». Четвертая часть этого отчета о профессоре Троицком [21, с. 328] была напечатана в Богословских трудах [15]. При подготовке этого отчета он широко пользовался материалами архива Московской духовной академии, церковными, дореволюционными и зарубежными публикациями, к которым с учетом условий того времени, сумел получить доступ.
Архимандрит Ириней писал: «Профессор Сергей Викторович Троицкий является «общепризнанным канонистом». Изучению канонического права он отдал более шестидесяти лет своей жизни. Его имя как крупного и авторитетного специалиста по вопросам церковного права хорошо известно в широких кругах церковной и научной общественности. Неутомимый труженик-канонист, глубоко преданный Святой Православной Церкви, С. В. Троицкий всегда являлся идейным защитником Православия и охранителем священных канонов – этой ограды Православия» [15, с. 217].
Биографию ученого архимандрит Ириней излагал достаточно кратко. Он писал, что С. В. Троицкий родился «14 (26) марта 1878 г. в городе Томске. … Отец его, Виктор Ильич, был преподавателем Томской духовной семинарии. В 1891 г. С. В. Троицкий окончил духовное училище, а в 1897 г. – Тверскую духовную семинарию. Затем, в 1900 г., он окончил С.-Петербургский археологический институт со званием действительного члена института и, кроме этого, в 1901 г. – С.-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия и с правом защиты степени магистра без новых устных испытаний. Ученую степень магистра С. В. Троицкий получил 27 мая 1913 г. после защиты диссертации «Второбрачие клириков. Историко-каноническое исследование» (СПб., 1912). Защита проходила в Киевской духовной академии, о чем свидетельствует диплом С. В. Троицкого за № 1851, который 2 апреля 1924 г. Советом Белградского университета был принят как докторский. Совет Московской духовной академии 29 декабря 1961 г., отмечая большие заслуги С. В. Троицкого перед богословской наукой, также удостоил его докторской степени» [15, с. 217-218]. В 1920 году С. В. Троицкий эмигрировал в Югославию, где проводил активную церковную, преподавательскую и научную деятельность. После открытия Московской духовной академии в 1946 году был приглашен преподавать в ней, работу профессора совмещал с деятельностью в ОВЦС. В 1949 году был вынужден вернуться в Югославию, приезжая в СССР только два раза: в 1958 и в 1961 годах. Скончался 27 ноября 1972 года в Белграде [17].
В своем исследовании архимандрит Ириней приводил список из 755 опубликованных и неопубликованных трудов профессора С. В. Троицкого [15, с. 225-247], давая характеристику некоторым из них. Он утверждал, что «зная французский, немецкий, английский и другие языки, С. В. Троицкий легко справлялся со всякими трудностями, встречающимися в научных исследованиях. Его большая эрудиция сочеталась с незаурядной способностью к критическому анализу, с одной стороны, и к широким обобщениям, с другой. Сделанные им выводы по тем или другим каноническим проблемам всегда основательны и сильны своей аргументацией. Самое же главное в трудах С. В. Троицкого – это верность Православной Церкви. Все свои силы и богатые знания этот неутомимый труженик направлял на защиту Православия и охранение священных канонов. Его жизнь – настоящий подвиг и пример служения Святой Православной Церкви» [15, с. 224].
Призвание к архиерейскому служению
Митрополит Ириней вспоминал впоследствии, что также «по благословению владыки [Никодима] временно исполнял обязанности секретаря Ленинградского епархиального управления, в другое время замещал инспектора и ректора на время их очередных отпусков» [21, с. 329].
13 марта 1971 года был направлен служить на подворье Московского Патриархата в Токио с возведением в сан архимандрита [14].
Уполномоченный по Ленинграду и Ленинградской области Г. С. Жаринов писал об архимандрите Иринее в характеристике от 5 июня 1975 года (видимо, в связи с рассмотрением вопроса об архиерейской хиротонии): «У меня сложилось о нем мнение, как о патриотически настроенном человеке, религиозные воззрения которого не мешают здравому решению практических вопросов. По своему характеру он спокоен, выдержан, но настойчив в осуществлении намеченных целей. Имеет навыки работы с людьми. Как преподаватель духовной семинарии считался средних способностей. К рекомендациям уполномоченного Совета относился серьезно, положительно, умело проводил их в практической работе» [6, л. 5].
На заседании Священного Синода 25 июля 1975 года было принято решение архимандрита Иринея (Середнего), закончившего свое послушание в Патриаршем подворье в Токио в Японии, избрать епископом Уфимским и Стерлитамакским вместо скончавшегося архиепископа Феодосия (Погорского) [7, с. 3].
27 июля 1975 года Патриарх Московский и всея Руси Пимен, митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим, Патриарший Экзарх Западной Европы, митрополит Тульский и Белевский Ювеналий за Божественной литургией в Богоявленском патриаршем соборе совершили хиротонию архимандрита Иринея во епископа Уфимского и Стерлитамакского [8, с. 13-14]. 19 июля 1976 года он был назначен епископом Серпуховским, викарием Московской епархии, с поручением управлять Патриаршими приходами в Канаде и временно в США [14].
Служение в Казахстане
Решением Синода от 16 июля 1982 года епископ Серпуховской Ириней, викарий Московской епархии, в связи с истечением срока командировки, был освобожден от обязанностей управляющего Патриаршими приходами в Канаде и временно в США и назначен на Алма-Атинскую и Казахстанскую кафедру с возведением в сан архиепископа. В Алма-Ату архиепископ Ириней прибыл 7 сентября [9, с. 48].
В книге «Служитель мира», выпущенной к 70-летию митрополита Иринея (Середнего) приводится такое его впечатление о служении в Казахстане: «Это огромная по площади республика, как говорят, равная трем Франциям. Много там проживает украинцев и россиян. Тогда в каждой области было два-три крупных прихода. Общины эти были очень мощные. Можно было и по два, по три священника назначать, но, к сожалению, священнослужителей было мало, но верующие люди были замечательные. Так что на них можно было опереться в нужный момент. Это был такой памятный период в моей жизни!» [19, с. 149].
Большое впечатление на будущего митрополита Иринея, когда он еще был семинаристом, оказал митрополит Алма-Атинский Иосиф (Чернов). И это впечатление еще более укрепилось, когда владыка Ириней стал архиепископом Алма-Атинским и Казахстанским. Он вспоминал как митрополит Иосиф по приглашению митрополита Никодима (Ротова) совершал богослужение в Троицком соборе Александро-Невской лавры. И, в то время Иван Середний, студент Ленинградской духовной академии, который в числе других студентов Ленинградских духовных школ пел за этой службой, в их числе подошел к архипастырю из Казахстана под благословение. Как он потом вспоминал: «…выстроилась очередь, я тоже стою за благословением, впереди меня еще человек десять… Но замечаю, что владыка Иосиф студентов благословляет, а сам на меня почему-то пристально смотрит. Я растерялся, думаю: «Что такое?» Очередь моя приближается, вот я уже четвертый, вот уже третий... «Ну почему он на меня так смотрит?» Вот уже я подошел, Владыка меня благословил, и вдруг за руку схватил: «Ах, вот ты како-о-о-й!» – воскликнул. Я ничего понять не могу. Митрополит Никодим справа стоит, смеется – он уже многое слышал всяких притчей и всяких сказаний от митрополита Иосифа. Подержал меня за руку, посмотрел, погладил по голове и всё. Больше не сказал ничего, и я отошел в недоумении, потому что сзади студенты напирают. Это была моя единственная встреча с митрополитом Иосифом лицом к лицу, которая очень ярко запомнилась мне» [18, с. 200-201]. Впечатлило его и то, что Казахстанский архиерей сказал его брату, который после окончания Волынской духовной семинарии был призван в армию. Его часть находилась в Кокчетаве, во время увольнительных солдат ходил на богослужения, где и обратил на себя внимание владыки Иосифа, который предложил ему после демобилизации рукополагаться у него в епархии, где у него все «будет хорошо. А потом будет очень интересно!» [18, с. 199]. Тот отказался, но и сам, и его брат потом думали, что это могло значить. И уже после назначения владыки Иринея в Казахстан, как он сам вспоминал «…слова митрополита Иосифа сразу стали понятны и мне, и моему брату: я – архипастырь Казахстанский, он, если бы остался, стал бы моим первым помощником» [18, с. 201].
Молитвенное почитание памяти своих предшественников на кафедре проявилось у архиепископа Иринея с первых дней служения в Казахстане. 7 сентября 1982 года он прибыл в Алма-Ату, а уже 9 сентября после совершения Литургии и благодарственного молебна в Никольском кафедральном соборе посетил городское кладбище, где на могиле почивших архипастырей – митрополитов Николая (Могилевского), Иосифа (Чернова) и епископа Серафима (Гачковского) совершил заупокойную литию. Интересно отметить, что он сделал это даже на день раньше, чем посетил епархиальную свечную мастерскую для ознакомления с ее работой [9, с. 48]. Панихиду на могиле епископа Серафима он отслужил и в годовщину его кончины – 14 апреля 1983 года [11, с. 20], в день его тезоименитства – 1 августа 1983 года, в день Обретения мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца, отслужил панихиду о епископе Серафиме в Никольском кафедральном соборе г. Алма-Аты [12, с. 24].
Почитание памяти усопших было в целом значимой стороной служения архиепископа Иринея в Казахстане. Он сам отпевал многолетнего ближайшего помощника митрополита Иосифа (Чернова) протоиерея Стефана Теодоровича, скончавшегося 10 августа 1983 года [10, с. 25]; после богослужения в Никольском храме в г. Туркестане Чимкентской области совершил панихиду на могиле бывшего настоятеля храма протоиерея Павла Буланова, служившего в этом приходе около тридцати лет [12, с. 23]. Это его отношение распространялось и на некоторых людей не только не имеющих священного сана, но и далеких от Церкви. После кончины генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева архиепископ Ириней не ограничился телеграммами с соболезнованиями официальным советским лицам, но в ближайшее после смерти советского государственного и партийного деятеля воскресенье «после Литургии обратился к молящимся со словом, после которого была совершена панихида. Заупокойные молитвы совершались во всех храмах Алма-Атинской и Казахстанской епархии» [2, л. 6].
Алма-Атинская и Казахстанская епархия во время управления ей архиепископа Иринея
На момент прибытия архиепископа Иринея в Алма-Атинскую епархию в ней было 52 прихода [2, л. 4]. В отчете за 1983 год указывается, что их число увеличилось до 53 [2, л. 18]. За 1982 год несколько сократилась численность духовенства Алма-Атинской епархии: на начало года в ней служили 81 священник и 12 диаконов, на конец года 78 священников и 11 диаконов [2, л. 9]. На конец 1983 года в епархии было 79 священников и 9 диаконов [3, л. 9]. Архиепископ Ириней писал Патриарху, что «самым трудным вопросом церковной жизни является пополнение приходов священнослужителями» [2, л. 8; 3, л. 8]. В 1983 году им были совершены только одна диаконская и одна священническая хиротонии [3, л. 4]. Число церковных пенсионеров на 1982 год составляло 37 человек [2, л. 7].
Архиерей начал знакомство с епархией. С сентября по декабрь 1982 года он совершил богослужения в 15 приходах г. Алма-Аты, г. Балхаша, г. Караганды, г. Кокчетава, г. Красноармейска, г. Щукинска, г. Макинска, г. Алексеевки, г. Целинограда, г. Каскелена, г. Талгара, с. Осакаровки [2, л. 4-5].
В 1983 году он посетил уже 30 приходов в г. Алма-Ате, с. Георгиевка Джамбулской области, с. Узун-Гач Алма-Атинской области, г. Алга Актюбинской области, с. Мартук Актюбинской области, г. Актюбинске, г. Хромтау, г. Уральске, г. Талгаре Алма-Атинской области, г. Чимкенте, г. Арысь Чимкентской области, г. Туркестане Чимкентской области, с. Ванновка Чимкентской области, г. Джамбуле, с. Мерке Джамбульской области, г. Чу Джамбульской области, г. Петропавловске, с. Лебяжье Северо-Казахстанской области, г. Целинограде, г. Атбасар Целиноградской области, г. Караганде, г. Балхаше Джезказганской области, г. Джезказгане [3, л. 2-3]. Архиерей писал, что «служение в перечисленных приходах дало возможность больше узнать о Казахстанской пастве, ее проблемах и повседневной жизни» [3, л. 3].
Во время служения архиепископа Иринея в качестве правящего архиерея Алма-Атинской и Казахстанской епархии им в 1983 году были освящены «два новосооруженных храма: ˂…˃ на месте старого маленького Покровского молитвенного дома [в г. Алма-Ате] был построен новый храм» [3, л. 4]. Также был освящен Свято-Андреевский храм в г. Джезкагане. Архиерей писал: «Это новый город, и теперь его украшает новый храм, впервые сооруженный здесь усердием и старанием верующих граждан города» [3, л. 4]. Управляющий епархией также указывал, что в 1983 году «благоустроился молитвенный дом в честь Преподобного Серафима Саровского в г. Хромтау. В этом городе община была зарегистрирована в 1982 году, а теперь они имеют постоянного настоятеля и молитвенный дом» [3, л. 4].
В своем первом отчете в Патриархию после прибытия в Казахстан, архиепископ Ириней отмечал ухудшение ситуации с собираемостью епархиальных взносов с приходов по сравнению с предыдущим годом: «В 1982 году эта сумма составила 275 662 рубля, что значительно меньше по сравнению с 1981 годом, когда на содержание епархии было внесено 429 тысяч рублей. Приходилось обращаться к приходам с напоминаниями и просьбами по этому поводу. Некоторые, отвечая, просили увеличить снабжение свечами, книгами и церковной утварью, что будет давать соответствующий доход, отчего будут увеличены и взносы на епархиальные нужды. Другие, отвечая, говорили, что местные уполномоченные заставляют больше вносить в фонд мира, а на епархиальные нужды меньше» [2, л. 6]. Несмотря на это, на содержание Московской Патриархии Алма-Атинское епархиальное управление перечислило 125 тысяч рублей – на уровне с прошлым годом [2, л. 6]. В отчете за следующий, 1983 год, указано, что кроме 125 тысяч рублей на содержание Московской Патриархии, было перечислено 100 тысяч рублей на «реставрацию и строительство Даниловского монастыря» [3, л. 7]. Взносы в Фонд мира в 1983 году составили 583770 рублей, архиерей указывал, что «эта сумма является самой высокой за все предыдущие годы» [3, л. 7].
Сложности со снабжением свечами, книгами и церковной утварью, на которые указывали представители церковных советов, объективно имели место. В епархиальном отчете за 1983 год обращалось внимание на то, что «большим спросом пользуются Молитвословы с Псалтирью. Требуется для епархии хотя бы десять тысяч, а получили не больше тысячи» [3, л. 7]. Большой проблемой являлась нехватка сырья для производства свечей. Архиепископ Ириней писал в отчете за 1983 год: «Стоимость воска оценивается теперь в 8 рублей за килограмм. У населения принимается воск именно по этой цене всеми базами и заготовительными организациями. ˂…˃ При налогообложении Алма-Атинский финотдел не засчитывает нам 8 рублей, необоснованно утверждая, что пчеловоды несут нам несортовой воск, то есть воск, который по их прейскурантам оценивается в 3 рубля 20 копеек за килограмм. Засчитывая эту сумму, финотдел облагает остаток без всякого разбора и без учета наших просьб разобраться» [3, л. 7]. Архиерей приводил примеры Москвы, где «Хозяйственное управление закупает воск у населения по 8 руб. за килограмм, и эта сумма финотделом засчитывается. В Ташкентской епархии стоимость воска 8 руб. за килограмм тоже засчитывается при налогообложении» [3, л. 8]. Для решения вопроса управляющий епархией предлагал создать комиссию, которая определила бы качество закупаемого воска, и просил в этом содействия Патриарха [3, л. 8].
Актуальность этой проблемы объясняется тем, что согласно письма Министерства финансов СССР от 28 февраля 1966 года «О порядке обложения налогами граждан, получающих доходы от религиозных органов, а также предприятий этих органов» для определения облагаемого дохода свечных и других предприятий из валового дохода должны были исключаться затраты на производство, включая затраты на приобретение сырья [13, с. 44]. Если в 1983 году было реализовано 25491 кг свечей (вместо планируемых 30 тонн) [3, л. 7], то можно легко сосчитать, что увеличение налогооблагаемой базы на 4 рубля 80 копеек с килограмма, увеличивало ее для свечной мастерской Алма-Атинской епархии только в 1983 году на 122 356,8 рублей.
Эта проблема оставалась острой и в 1984 году, при новом управляющем Алма-Атинской и Казахстанской епархией епископе Евсевии: хотя воск «на пчелобазе Республики оценивался в 9 руб. 37 коп.» [4, л. 2], финотдел засчитывал его по прежнему как несортовой, по 3 руб. 20 коп. Поскольку в отчете за 1985 год эта проблема не была указана, можно предположить, что она была решена.
Церковно-государственные и межконфессиональные отношения
Давая оценку состоянию церковно-государственных отношений в республике, архиерей писал: «В вопросах, которые требуют содействия или помощи Уполномоченного Совета по делам религий, я всегда встречаю понимание, содействие и помощь. Уполномоченным Совета по делам религий при СМ СССР по Казахской ССР является Татанов Сатыбалды Татанович. Непосредственно вопросами Русской Православной Церкви занимается Мисюряев Василий Петрович. Взаимоотношения с уполномоченным Совета и его коллегами можно охарактеризовать, как нормальные, деловые, основанные на полном взаимопонимании и деловом принципиальном сотрудничестве» [2, л. 5].
11-12 ноября 1983 года в г. Алма-Ате впервые в истории епархии были собраны представители духовенства и церковных советов от всех приходов Казахстана, всего 134 человека. Поводом стало епархиальное совещание-семинар по итоговым документам всемирной конференции «Религиозные деятели за сохранение священного дара жизни от ядерной катастрофы». Как отмечалось в епархиальном отчете, во всех мероприятиях совещания-семинара принимали участие заместитель республиканского уполномоченного «В. П. Мисюряев и городской уполномоченный А. М. Троицкий» [3, л. 5], «внимание было уделено и епархиальным делам» [3, л. 5]. Вероятно, поэтому в книге «Служитель мира» подпись под фотографиями с этого совещания обозначена, как «Епархиальное собрание» [19, с. 151], хотя этот формат собраний духовенства и мирян, введенный Поместным Собором 1918 года, был возобновлен только после Поместного Собора Русской Православной Церкви 1988 года.
На совещание-семинаре 1983 года в Алма-Ате архиепископ Ириней выступил с докладом «Об итогах всемирной конференции и о жизни Алма-Атинской и Казахстанской епархии». Также собравшимся было предложено три лекции: «Советское законодательство о религиозных культах», «О продовольственной программе СССР» и «О международном положении», был показан кинофильм «Во имя мира» [3, л. 5].
Интересно отметить, что архиепископ Ириней сообщал в епархиальном отчете о том, что в год юбилейного празднования 60-летия образования СССР, он не ограничился поздравительными телеграммами председателю Совета по делам религий при СМ СССР и республиканскому уполномоченному. «В Никольском кафедральном соборе был совершен торжественный молебен с многолетием, а также зачитано "Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена и Священного Синода в связи с 60-летием образования СССР преосвященным архипастырям, пастырям, честному иночеству и всей боголюбивой пастве Русской Православной Церкви, сущей в пределах нашего Отечества". Праздничные молебны были совершены во всех приходах епархии с предварительным чтением этого послания» [2, л. 5].
Была продолжена деятельность епископа Серафима (Гачковского) по взаимодействию с Фондом мира. 8 февраля 1983 года архиепископ Ириней в Казахском Доме дружбы народов встретился «с ответственным секретарем Республиканской комиссии содействия Советскому фонду мира М. А. Айтхожиным, директором Института ботаники АН Қазахской ССР, членом-корреспондентом АН Казахской ССР, а также с секретарем Казахского комитета Советского фонда мира У. Х. Аленовой» [11, с. 18].
Развивались межконфессиональные контакты. «4 апреля 1983 года архиепископ Ириней принял в епархиальном управлении гостей из США - д-ра Александра Харасти, консультанта Евангелизаторской ассоциации, возглавляемой пастором Билли Грэмом, и г-на Блера Т. Карлсона, члена той же ассоциации. Затем гости посетили Никольский кафедральный собор» [11, с. 19].
12 мая 1983 года в Ташкенте состоялось православно-мусульманское собеседование на тему «Религиозные контакты, их роль и значение в борьбе за мир, за предотвращение угрозы ядерной войны». В собеседовании приняли участие: с православной стороны – архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский Варфоломей, архиепископ Алма-Атинский и Казахстанский Ириней, священнослужители Русской Православной Церкви; с мусульманской стороны – председатель Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана (САДУМ) муфтий Шамсутдинхан ибн Зияутдинхан Бабахан, заместитель председателя САДУМа по международным делам шейх Юсупхан Шакиров и представители САДУМа из республик Средней Азии и Казахстана.
Доклад архиепископа Иринея «Использование экуменических контактов в миротворчестве» на этом собеседовании был посвящен взаимодействию Русской Православной Церкви с Всемирным советом церквей, Христианской мирной конференцией, Конференцией Европейских церквей, Всемирным советом мира и другими международными христианскими, межрелигиозными и светскими организациями [1].
Служение на Украине
28 марта 1984 года архиепископ Ириней был назначен Харьковским и Богодуховским. 13 сентября 1989 года назначен архиепископом Львовским и Дрогобычским и наместником Почаевской в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской лавры. 10 апреля 1990 года назначен архиепископом новообразованной Ровенской и Острожской епархии. 19 октября 1993 года назначен архиепископом Днепропетровским и Криворожским. 27 июля 1996 года в связи с разделением епархии на две самостоятельные был назначен архиепископом Днепропетровским и Павлоградским. 19 июня 2002 года митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром (Сабоданом) возведен в сан митрополита [14].
Служение на Украине оказалось для митрополита Иринея крайне сложным. «В 1990 году Владыка Ириней был назначен архиепископом Ровенским и Острожским. На первом богослужении народу было столько, что, казалось, весь город пришел, – вспоминал он. – Так горячо и радостно ровенчане встречали меня, своего земляка. А через три года ситуация на Ровенщине изменилась в худшую сторону. Это было уже не то время, когда я вернулся, и мне пели Осанна. Когда уходил, кричали: Распни! Помню, по прибытии получил 220 приходов, а уезжая, передал своему преемнику 570. В октябре 1993 года Священный Синод УПЦ назначил на Днепропетровскую кафедру архиепископа Иринея с титулом Днепропетровский и Криворожский (позже – Павлоградский). Мне было страшновато, вспоминает он. Ведь на тот момент ходили жуткие слухи, что всех предыдущих архиереев отравили, и ни один епископ не хотел возглавлять Днепропетровскую кафедру. И вот я соглашаюсь» [16].
Митрополит Ириней выступал с критикой ПЦУ, а также Томоса, выданного этой раскольнической организации Константинопольским патриархом Варфоломеем: «Если взять Грамоту, которую дал Алексий II, так там – полная самостоятельность и независимость от Москвы, сохраняется только молитвенная связь, больше ничего. Если взять Томос – там даже епископа они не могут поставить сами, надо согласовывать с Вселенским патриархом. Открытие семинарии или монастыря, или строительство храма – только с благословения Вселенского патриарха. Так какая же это автокефалия?» [20]. Указом президента Украины В. А. Зеленского № 898/2022 от 28.12.2022 г. митрополит Ириней (Середний) в числе 13 других священнослужителей был лишен украинского гражданства [5].
Митрополит Ириней награжден орденами Русской Православной Церкви св. кн. Владимира 2-й (1989) и 3-й (1974) степени, прп. Сергия Радонежского 3-й (1979), 2-й (1982) и дважды 1-й (1989, 2009) степени, св. кн. Даниила Московского 2-й степени (1999), прп. Серафима Саровского 2-й степени (2005), свт. Алексия Московского 3-й степени (2008), многими орденами и медалями Украинской Православной Церкви и Православных Поместных Церквей, государственной наградой Российской Федерации – орденом Дружбы (2009), тремя орденами Украины, многими другими наградами.
Говоря о его архипастырском служении в Казахстане, необходимо отметить, что несмотря на его непродолжительность, оно способствовало развитию традиции почитания служивших там архиереев, при нем было организовано и первое епархиальное мероприятие, собравшее священнослужителей и мирян со всех приходов Алма-Атинской и Казахстанской епархии. Спустя десятилетия после окончания служения в Казахстане митрополит Ириней сохранял о нем многие добрые воспоминания, в первую очередь, о митрополите Иосифе (Чернове), в сохранение памяти о котором им был внесен весомый вклад.
Пристатейный список:
1. Августин, архим. Православно-мусульманское собеседование в Ташкенте // Журнал Московской Патриархии. 1983. № 12. С. 44-45.
2. Архив Митрополичьего Округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан (АМО РПЦ РК). Отчет по Алма-Атинской и Казахстанской епархии за 1982 год.
3. АМО РПЦ РК. Отчет … за 1983 год.
4. АМО РПЦ РК. Отчет … за 1984 год.
5. Владимир Зеленский лишил украинского гражданства 13 священнослужителей УПЦ. URL: https://azbyka.ru/news/vladimir-zelenskij-lishil-ukrainskogo-grazhdanstva-13-svjashhennosluzhitelej-upc (дата обращения: 19.05.2025).
6. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. Р-6991. Оп. 7. Д. 159.
7. Журнал Московской Патриархии. 1975. № 9.
8. Журнал Московской Патриархии. 1975. № 10.
9. Журнал Московской Патриархии. 1983. № 2.
10. Журнал Московской Патриархии. 1983. № 12.
11. Журнал Московской Патриархии. 1984. № 2.
12. Журнал Московской Патриархии. 1984. № 3.
13. Законодательство о религиозных культах: (Сборник материалов и документов). 2-е изд., доп. Москва: Юрид. лит., 1971. 335 с.
14. Ириней. URL: https://www.pravenc.ru/text/674027.html (дата обращения: 15.05.2025).
15. Ириней (Середний), архим. Проф. С. В. Троицкий: его жизнь и труды в области канонического права // Боголовские труды. 1974. Сб. 12. С. 217-247.
16. Кокошко Ю. «Ириней – значит мирный» // Днепр вечерний. 2013. 4 октября.
17. Профессор Сергей Викторович Троицкий. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troickij/ (дата обращения: 19.05.2025).
18. Свет радости в мире печали: Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф / Сост. В. Королева. М.: Паломник, 2012. 736 с.
19. Служитель мира: к 70-летию Высокопреосвященнейшего Иринея, митрополита Днепропетровского и Павлоградского, управляющего Днепропетровской епархией / авт.-сост. Г. Скубак. Днепропетровск, 2009. 285 с.
20. Цвилий О. Митрополит Ириней: Бога нельзя обмануть – Он зрит в сердце. URL: https://spzh.eu/ru/news/60181-mitropolit-irinej-boga-nelyzya-obmanuty--on-zrit-v-serdce (дата обращения: 19.05.2025).
21. Человек Церкви. М., 1998. 408 с.
Библиографическая ссылка
Игумен Агафангел (Гагуа) МИТРОПОЛИТ ИРИНЕЙ (СЕРЕДНИЙ) И ЕГО СЛУЖЕНИЕ УПРАВЛЯЮЩИМ
АЛМА-АТИНСКОЙ И КАЗАХСТАНСКОЙ ЕПАРХИЕЙ
// На пути к гражданскому обществу. – 2025. – № 2;
URL: www.es.rae.ru/goverment/ru/124-1059 (дата обращения:
23.06.2025).