На пути к гражданскому обществу
Электронный научный журнал

Культурология
ПЕЩЕРНЫЕ ГЕРОИ ПЛАТОНОВА ГОСУДАРСТВА: ИВАН ДЕНИСОВИЧ И ГЕРМАН ТИТОВ
Вяч. П. Океанский 1, Ж. Л. Океанская 1

1.

Иван Денисович и Герман Титов предстают как пещерные герои, но пещеру тут надо понимать как насыщенный топос в наиглубочайшем платоновском смысле из диалога «Государство», а не как какие-то там «трущобы» на поверхности земли, к примеру, знаменитые «петербургские» – у Крестовского или Достоевского. Это уже совсем другой век, да и герои – пещерные узники – они очень разные,  будучи оба детьми русского села: Иван Денисович принадлежит медленно уходящей культуре, где «один день одного зека» исходно был подан в жанре «пещерной машинописи» – Герман Титов принадлежит стремительно надвинувшейся цивилизации; но оба они выходят из пещеры мечтательной юности к свету трудового дня, из детского ноктюрна к зрелому диурну, но и возвращаются назад, ибо космос ведь тоже – пещера, только более обширная, чем опыт опробованной земли…  

Есть маленький давний, но прежде недореализованный сюжет – ИВАН ДЕНИСОВИЧ И ГЕРМАН ТИТОВ – пришедший на ум к 60-летию начала процесса 1962 года по (не!)присуждению Александру Солженицыну Ленинской премии (предложенной ему в качестве награды руководителем советской страны Н. С. Хрущёвым), где по решению ЦК КПСС наш второй космонавт держал на Пленуме знаменитую речь против главного солженицынского персонажа, поднимая, кстати, тему ОТЦЫ И ДЕТИ, между прочим, развёртывая её в пользу базаровского нигилистического решения, где «природа не храм, а мастерская, и человек в ней – работник»…

Тут и Хайдеггер у нас органично подошёл с его экзистенциальными соображениями о хрущёвском пафосе развития советской космонавтики («Записки из мастерской» 1959 года) – ну, и вообще поднялась более глубокая тема-проблема соотношения антропологического и космического начал в истории отечественной и общечеловеческой…

Один из авторов хорошо помнит, как в детстве на книжной полке у отца две книжечки рядом стояли: «Один день...» Солженицына и «Семнадцать космических зорь» Германа Титова о его детстве-юности и формировании первого отряда космонавтов – вот, об этом странном сближении, поднявшемся в нашем разговоре из долгой памяти, стоит отдельно сказать. Эпиграфом можно было бы взять строчку из песни «Человек из Кемерова» иноагента Бориса Гребенщикова: «Меня звали на Пленум — я сказал им, что я не приду...»

Интересно, что сам Александр Твардовский, будучи безукоризненным (!) патриотом своего отечества, писал о «постыдной роли бедняги Титова, выступившего ”от космонавтов“… Титов сказал нечто совершенно ужасное… с милой улыбкой ”звёздного брата“: – ”Я не знаю, м. б., для старшего поколения память этих беззаконий так жива, и больна, но я скажу, что для меня лично и моих сверстников она такого значения не имеет“» [1]. 

Приведём фрагмент «из мастерской» Хайдеггера, где мыслитель указывает на возрастающую беспочвенность новых людей земли:

«Советский премьер-министр заявил в начале января этого года о русской космической ракете: мы первые в мире, кто проложил путь по небу от Земли до Луны. По этому поводу одна из больших западногерманских газет заметила в первой же фразе своей передовой: ”Никто не в состоянии опровергнуть хвастливые слова Никиты Хрущева о том, что Советскому Союзу первому удалось проложить путь по небу от Земли к Луне“.

Автор передовицы прав, когда говорит, что ”опровергнуть“ такие слова ”не способен никто“. Однако при чем тут опровержение? Для начала мы обязаны продумать заявление Никиты Хрущева, имея в виду то положение вещей, о котором не думает он сам: таких ”Земли“ и ”Неба“ не бывает в смысле творчески-поэтического жительствования человека на этой земле. Ракетой достигается лишь одно – техническое осуществление того самого, что в течение трёх столетий со всё большей решительностью и исключительностью составлялось в качестве природы, такой-то природы, и что теперь поставляется как всемирный, межзвёздный постав. Траектория ракеты предаёт забвению ”Небо и Землю“. То, между чем она движется, — и не то, и не другое. И передовица должна была бы начинаться так: лишь немногие, — а те лишены власти, – были бы в наши дни в состоянии и не возражали бы против того, чтобы мыслить, а, мысля, постигать то, что с этим изменением мира не ”начинается новая эпоха“, а напротив, эпоха уже существующая загоняется в самый крайний угол своего завершения.

  Сегодня настоящее мышление, – оно выведывает праведение бытия – проживает исключительно в ”резервациях“ (быть может, оттого, что по своему истоку оно столь же старо, как стары на свой лад индейцы)» [3, с. 265 – 266].  

Один из наших коллег, комментируя близкий сюжет  космической хайдеггерианы, пишет, приводя последующую цитату из западной философской классики ХХ века: «Мартин Хайдеггер после войны был очень озабочен тем, что в европейской культуре происходит потеря корней. Левинас же в эссе под названием ”Хайдеггер и Гагарин“ (как раз только что Гагарин полетел в космос) написал, что, пока Хайдеггер боится, что мы потеряем корни, есть уже такие люди, которые давно их потеряли. Он имеет в виду евреев, прошедших концлагерь…» [2, с. 178.].

В качестве несомненной концептуальной параллели мы, русские, могли бы добавить тут своего великого еврея – это Лев Шестов с его грандиозными культурологическими книгами «Апофеоз беспочвенности» и «Афины и Иерусалим», где трансцендирование принципиально отменяло коренизацию. 

Но западное варварство оставалось крепко привязанным к земле и пророчески диагностировалось поздним Солженицыным в приложении к предвосхищаемой им полосе новых человеческих трагедий и катастроф: «Огромные просторы, никогда не относившиеся к исторической Украине, как Новороссия, Крым и весь Юго-Восточный край, насильственно втиснуты в состав нынешнего украинского государства и в его политику жадно желаемого вступления в НАТО» (А. И. Солженицын, 2006 г.) – остановить этот насильственный планетарный раздел и захват земли не смогли ни партнёрская космическая программа «Союз – Аполлон», запечатленная даже на советских сигаретах, ни утопические потуги позднесоветской Перестройки, ни депутат первого созыва Верховного Совета Российской Федерации и Президент федерации космонавтики России Герман Титов, закончивший свой трудовой и жизненный путь на самом пороге нового тысячелетия и навсегда оставшийся в календарном ХХ веке.  

©Океанский В. П., Океанская Ж. Л.,  2025

 


Пристатейный список:
1. Твардовский А. Рабочие тетради 60-х годов. 1964 год. (Запись от 14.IV.64.) // Знамя. – 2000. – № 11.
2. Филоненко А. С. Теоэстетика. 7 лекций о красоте. М.: «Никея», 2022.
3. Хайдеггер М. Записки из мастерской // Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М.: «Гнозис», 1993.


Библиографическая ссылка

Вяч. П. Океанский, Ж. Л. Океанская ПЕЩЕРНЫЕ ГЕРОИ ПЛАТОНОВА ГОСУДАРСТВА: ИВАН ДЕНИСОВИЧ И ГЕРМАН ТИТОВ // На пути к гражданскому обществу. – 2025. – № 2;
URL: www.es.rae.ru/goverment/ru/124-1066 (дата обращения: 23.06.2025).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 21 | За неделю: 21 | Всего: 21


Комментарии (0)


Сайт работает на RAE Editorial System