В 2025 году наша страна празднует 80-летие со дня Победы в Великой отечественной войне. Такая значимая дата широко отмечается и освещается в обществе. Важную функцию в этом процессе выполняют образовательные организации: от дошкольных учреждений до вузов. Эти организации не только обеспечивают образование подрастающих поколений по всей стране, но и воспитывают граждан Российской Федерации. Патриотическое воспитание в последнее время стало неотъемлемой частью деятельности образовательных учреждений, хотя ещё не так давно этой работе не уделялось должного внимания. Разворот к воспитательной деятельности обусловил необходимость по-новому подходить к структурированию и управлению этой работой: расширять кадровый потенциал, пробовать новые форматы, создавать интересные мероприятия не «для галочки», а для реального вовлечения обучающихся если не в патриотическую деятельность, то, как минимум, в «патриотический контент», взращивая и укрепляя осознанный патриотизм.
Целью данной статьи является анализ организации патриотического воспитания в Уральском экономическом университете (УрГЭУ). Материалами послужили сайт УрГЭУ, публикации в СМИ, документация, научные работы. Методами исследования являются контент анализ материалов, индуктивный и дедуктивный методы, метод наблюдения, обобщение и систематизация полученной информации.
В УрГЭУ существует Управление по социальной работе, в котором трудятся активные и инициативные сотрудники, решающие множество вопросов в режиме многозадачности. Именно это управление курирует всю патриотическую и воспитательную работу вуза. Возглавляет данную работу проректор по социальной работе и молодёжной политике. Сайт УрГЭУ наглядно демонстрирует структуру деятельности в этой сфере: в разделе «Студенту» выделены ссылки на «Молодёжную политику» и «Патриотическое воспитание». Полагаем, это разведение не случайно – таким образом особое внимание уделяется патриотической составляющей воспитательной работы. В разделе «Патриотическое воспитание», помимо небольшого текста о его важности, есть ссылки на конкретные направления деятельности: «День ДОСААФ», «Герои среди нас», «Вальс Победы», «Письмо маме», «Военно-спортивные игры», «Конференции по патриотическому воспитанию», «Акции и конкурсы по патриотическому воспитанию», «Поздравления и встречи с ветеранами», «Посещение военно-стратегических объектов», «СПО «Честь и память», «Памятные даты», «Видео по внеучебной работе». Каждый из разделов наполнен текстами, фотоотчётами, видео, отзывами и мнениями участников. Все эти мероприятия реальны, в них активно участвуют студенты и сотрудники вуза. Сайт даёт представление о патриотическом воспитании в стенах вуза не в скучных бумажных отчётах, а в живом многогранном материале.
Обратим внимание на то, что сейчас повсеместная цифровизация создаёт для вузов необходимость конкурировать онлайн. Каждый вуз оставляет цифровой след, который анализируется обществом, и от успешности созданного вузом «цифрового облика», «цифрового имиджа» зависит интерес абитуриентов и партнёров к данному вузу, а зачастую и оценка деятельности вуза соответствующими контролирующими структурами. При условии создания «сильного» имиджа в онлайн-измерении, вуз становится успешнее и в реальном пространстве. Учёные тоже отслеживают цифровой след вузов [3, с. 32], сосредотачивая внимание на различных аспектах, в частности, на анализе СМИ и социальных сетей, запросах в поисковой системе. Это позволяет искать подходы для исследования как репутации вузов в интернет-среде, так и их узнаваемости [3, с. 35]. Информация о внеучебной деятельности вуза, проводимых им мероприятиях также попадает в поле зрения заинтересованных лиц, формируя представление о совокупности ценностей, миссии учебного заведения, а также привлекая внимание абитуриентов разнообразием предлагаемых форматов. Позиционирование вуза относительно патриотического воспитания становится частью общего имиджа, транслируемого им вовне.
В контексте патриотического воспитания празднование Дня Победы становится, по нашему мнению, ключевым событием года, и его отражение в университетской жизни демонстрирует ценностное отношение руководства и сотрудников вуза к такому значимому событию. При этом цифровое пространство также должно отражать как весь ценностный спектр, так и фактическую реализацию мероприятий, посвящённых Победе.
В связи с празднованием Дня Победы в УрГЭУ мы особо хотели бы отметить акцию «Вальс Победы». Более 10 лет назад этому мероприятию был дан старт в УРГЭУ, и с тех пор свыше 30 годов России, а также другие страны присоединились к акции. В г. Екатеринбург «Вальс Победы» танцевали на разных площадках – перед УрГЭУ, в стенах ДК вуза, а в 2025 юбилейном году площадкой проведения выбран исторический сквер в центре Екатеринбурга – знаменитая «Плотинка». В городской акции ежегодно принимают участие студенты УрГЭУ и других вузов, курсанты, учащиеся других образовательных учреждений г. Екатеринбурга, а также заинтересованные граждане; по видеосвязи присоединяются города России и других стран. Автору неоднократно доводилось быть зрителем данного мероприятия, поэтому считаю необходимым отметить, что атмосфера на нём вдохновляет всех – это и историческая реконструкция Дня Победы, побуждающая чтить и помнить подвиг народа и его культурно-историческое наследие, и творческое мероприятие, объединяющее в красивом танце молодых людей, разделяющих духовно-нравственные ценности своей страны.
Известно, что именно творческие внеучебные мероприятия являются наиболее популярными среди студентов. Так, согласно опросу, 57.3% предпочитают такой формат деятельности, далее следуют научные и спортивные мероприятия [1, с. 95]. Конечно, можно выделить и другие типы внеучебных мероприятий, например, экскурсии, историко-культурные поездки, посещение достопримечательностей и др. как духовно-нравственное направление внеучебной деятельности; также общеинтеллектуальное направление – помимо научных мероприятий, командные игры, конкурсы и др.; социальную деятельность – акции, волонтёрское движение, тематические конкурсы и т. д. Творческие мероприятия можно, согласно этой классификации, отнеси к общекультурным, например: творческие вечера, концерты, выставки, смотры-конкурсы, фестивали искусств, занятия в объединениях художественной самодеятельности и др. Полагаем, «Вальс Победы» – это удачное сочетание творческого, духовно-нравственного и историко-культурного аспектов. Такой формат воспитания как нельзя лучше вовлекает молодых людей в патриотическое русло, и его, полагаем, можно обозначить как иммерсивный.
На сегодняшний день иммерсивное обучение активно обсуждается исследователями ([5], [6], [7], [9] и мн. другие). Прежде всего, акцентируются технологические возможности, перспективы и противоречия иммерсивного обучения. Однако возвращаясь к сути иммерсивного обучения, необходимо вспомнить, что это, прежде всего, обучение при помощи вовлечения, погружения обучающихся в искусственно смоделированную среду. В результате погружения обучающиеся смогут лучше, быстрее, эффективнее усвоить необходимый материал. Таким образом, из «наблюдателя» при традиционном обучении, обучающийся становится «непосредственным участником» при обучении иммерсивном. В качестве форматов такого обучения исследователи отмечают виртуальную, смешанную и дополненную реальность, а также ролевую игру [9, с. 180-181]. Ролевая игра требует вовлечённости участников – это приводит к их погружению в процесс освоения какого-либо знания, приобретения умения.
Полагаем, что можно говорить и об иммерсивном воспитании с использованием подобных форматов. Так, уже достаточно долгое время в нашей стране развивается движение исторической реконструкции (с 1976 года, согласно Е. Л. Драчевой [4, с. 61]). Историческую реконструкцию относят к ролевой игре живого действия [2, с. 114] и отмечают, что это движение позволяет лучше понять генезис собственной нации, углубить исторические знания и «привить молодому поколению любовь к Родине и родному краю» [2, с. 110]. В целом, историческая реконструкция служит расширению кругозора и просвещению всех вовлечённых – и зрителей, и участников, – формируя культурное пространство «живой истории».
Вовлечение такого уровня способствует образованию и воспитанию молодых людей, развивая уважительное отношение к историко-культурным корням, патриотический настрой и чувство гражданственности [2, с. 114]. Полагаем, что акция «Вальс Победы» фактически является примером реконструкции и иммерсивного воспитания, оставляющим яркий след в цифровой среде, что, безусловно, делает её современным и эффективным элементом системы воспитания патриотизма, используемой в УрГЭУ.
Необходимо также отметить, что, помимо освещения указанных на сайте вуза в разделе «Патриотическое воспитание» мероприятий, в юбилейный год Победы на сайте и в мессенджерах размещается ряд публикаций об истории великой победы, о работниках вуза, участвовавших в Великой Отечественной войне и др. Кроме того, разные структурные подразделения университета проводят внеучебные мероприятия на своём уровне, публикуют новости о них на собственных сайтах.
Так, кафедра иностранных языков УрГЭУ в мае традиционно предлагает ряд внеучебных мероприятий с культурно-историческими квестами и дискуссиями о значимости Дня Победы на иностранном языке: студенты вспоминают и узнают имена героев войны, рассказывают о своих родственниках-ветеранах и тружениках тыла, рисуют тематические постеры и открытки. Помимо воспитательного воздействия, такие мероприятия коммуникативной направленности мотивируют обучающихся и к самостоятельной заинтересованной учебной деятельности по освоению иностранного языка [8, с. 101].
Большую роль играет Музей истории УрГЭУ. Вот лишь некоторые аспекты его патриотической работы: проект «Лица Победы – научный полк УрГЭУ!» (посвящён ветеранам университета); при участии музея проводится множество выставок – агитплакатов времён ВОВ, находок поискового отряда и др.; организуются тематические лекции, кинопоказы документальных фильмов о Великой отечественной войне. Библиотечный комплекс УрГЭУ также проводит массу мероприятий, например, тематическая выставка картин «За нашу Победу!», акция «Твоя книга о войне», семинары, лекции и др.
В заключение отметим, что представленная структура патриотического воспитания в УрГЭУ отличается разнообразием предлагаемых форматов, а также является достаточно гибкой и открытой для реализации новых идей.
Сильной стороной работы по патриотическому воспитанию, организованной здесь, является своевременное и полномасштабное освещение всех её аспектов в университетских СМИ, что позволяет транслировать вовне ценностные установки вуза, системно отслеживать развитие патриотического воспитания и предлагать его новые формы.
1. Беломытцева Е. Ю. Отношение студентов ко внеучебной деятельности в вузе. // Форум молодых учёных. 12(40), 2019. С. 94-97.
2. Верещагина И. М., Савинцева М. Е. Фено-мен исторической реконструкции в приобре-тении новых знаний о прошлом общества. Вестник Томского государственного универ-ситета. История. 2019. № 59 С. 110-116. DOI: 10.17223/19988613/59/15
3. Гатауллина А.А., Гаряева А.Ф., Зяббарова А.А. Методический подход к оценке и управ-лению цифровой узнаваемостью вуза: анализ в разрезе федеральных округов РФ // Управ-ленец. 2024. Т. 15, № 6. С. 30–47. DOI: 10.29141/2218-5003-2024-15-6-3. EDN: OEQLWX.
4. Драчева Е. Л. Историческая реконструкция как основа формирования нового турпродукта // Современные проблемы сервиса и туризма. 2014. №4. С. 55- 67. DOI: 10.12737/6575.
5. Карев Б. А., Покровцев Н. В. Возможности применения иммерсивных технологий при преподавании гуманитарных дисциплин в со-временной образовательной среде // Перспек-тивы науки. 2021. Т. 138, N 3. С. 130–134 32.
6. Муравьева А. А., Олейникова О. Н. Иммер-сивное обучение – технологии будущего или временное увлечение? // Казанский педагоги-ческий журнал. 2023. No 1. С. 120–129.
7. Котов Г. С. Иммерсивный подход в обра-зовании: возможности и проблемы реализа-ции // Проблемы современного педагогиче-ского образования. 2021. No 73-1. С. 179–182.
8. Стихина И. А. Международный форум как способ повышения мотивации к изучению иностранных языков / И. А. Стихина // На пу-ти к гражданскому обществу. – 2024. – № 2(54). – С. 99-102. – EDN ENMNPU.
9. Стожко Д. К., Стожко К. П. Ролевые игры и иммерсивное обучение: проблемы со-временного вузовского образования // Гума-нитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2024. Т. 24, № 2. С. 178–191. DOI: 10.15507/2078-9823.066.024.202402.178-191. С 178-191.
Библиографическая ссылка
И. А. Стихина ОРГАНИЗАЦИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ: СТРУКТУРА И ОСОБЕННОСТИ
// На пути к гражданскому обществу. – 2025. – № 2;
URL: www.es.rae.ru/goverment/ru/124-1072 (дата обращения:
23.06.2025).