На пути к гражданскому обществу
Электронный научный журнал

Культурология
ПРОБЛЕМЫ КОНТИНГЕНТА ВУЗОВ: Я ЗА ПЕРЕХОД КАЧЕСТВА В КОЛИЧЕСТВО
А. Н. Булыгин 1

1.

 Четыре последних десятилетия мы наблюдаем снижение качества образования,  как в  средней, так и высшей школе. На это обращают внимание и учителя средних школ, и преподаватели высшей школы, и работники тех производственных и непроизводственных предприятий, куда поступают выпускники вузов. Обращают на это внимание и родители тех детей, которые учатся в средних и высших учебных заведениях. Понятно, что дальнейшее снижение уровня образования будет иметь крайне неблагоприятные последствия для страны.

Хотелось бы, как представителю высшей школы, поделиться своими мыслями по этому поводу.  Буду касаться только проблем высшей школы, хотя многие причины неблагополучного положения в высшей школе, безусловно связаны с серьезными проблемами в средней школе.

Одним из главных показателей качества образовательного процесса в вузе является успеваемость студентов.  О снижении   уровня успеваемости в настоящее время не говорит только ленивый или самый отъявленный либерал во всем его многообразии.

Каковы причины неуспеваемости студента? Они разные. Их можно пронаблюдать в любом вузе, анализируя успеваемость практически по любому предмету. Эти причины можно разделить на  объективные и субъективные.

Объективные причины  не зависят непосредственно от студента и от его желания учиться. Субъективные  причины  имеют прямое отношение к самому студенту, связаны с его способностями, желанием учиться и др. К объективным причинам я бы отнес некоторые социальные проблемы - недостаточное материальное обеспечение студента, порой вынуждающее его работать параллельно учебе или временами подрабатывать, неустроенность быта студента,  семейные проблемы, частые или длительные заболевания и др. Все эти вопросы касаются, как правило, незначительной части студентов и решаются (или не решаются!?) деканатом совместно с профкомом вуза.

Но основная проблема неуспеваемости, как мне кажется, касается студентов, не имеющих этих социальных проблем, но имеющих субъективные причины, мешающие им полноценно учиться.

Первая и, на мой взгляд, главная причина это отсутствие желания учиться, то есть отсутствие мотивации. А мотивация – это  основное условие любой успешной работы, любой сознательной деятельности, в том числе и учебы! Что только не приходится слышать от школьных учителей, от преподавателей вузов, от родителей в отношении «немотивированных» студентов – «они другие», «они не такие, как мы», «им сложно». Принимая все это во внимание, хочу твердо сказать, что причины отсутствия мотивации есть! Назову лишь некоторые из них.

На поступлении в вуз настояли родители,  несмотря  на полное отсутствие желания учиться у самого ребенка.

Ребенок поступил в вуз «за компанию» с другом или подругой, но к обучению интереса не появилось.

Ребенок поступил по желанию, но не думал, что надо «столько всего учить, посещать лекции, занятия и др.»

Ребенок поступил по желанию, но неправильно выбрал учебное заведение. Понял, что те знания, которые он получает в вузе, не дают возможности удовлетворить свое стремление получить конкретную профессию.

Наличие этих (и других) причин приводит к потере  интереса к учебе, а  потеря интереса, то есть отсутствие мотивации, приводит к пропускам  лекций, пропускам семинаров, практических занятий, что, безусловно, влияет на успеваемость студента. Известны случаи, когда студент, поняв, что «не туда попал», забирает документы и поступает в другой «правильный» вуз и учится там с удовольствием и с успехом, становится грамотным специалистом! Так или иначе, все перечисленное может лежать в основе неуспеваемости студента в вузе, но к ним добавляются «внутривузовские» факторы.

Например, студент не понимает изучаемый предмет.  Такой причиной непонимания на первых курсах вуза может быть низкая успеваемость в школе, неудовлетворительное усвоение именно тех школьных дисциплин, которые в первую очередь необходимы в высшем учебном заведении. На первых курсах обучения во многих  вузах  это особенно касается физики, химии и математики.   В результате студент, может быть, и хочет, но не может полноценно учиться!

 К непониманию учебного предмета на старших курсах (что бывает реже!) может привести слабая подготовка студента на кафедрах первого, второго курсов обучения в самом вузе. Непонимание предмета приводит к потере уверенности в возможности понять  этот предмет, понять значимость этого предмета для его будущей работы. Эта проблема имеет место в различных вузах и должна находиться в поле зрения деканата, проректоров по учебной и воспитательной, ректора  вуза.

Другой причиной неуспеваемости студента может быть окружающая его обстановка.

Это могут быть не сложившиеся отношения с одногруппниками с ярко выраженными антипатиями друг к другу.

Это могут быть негативные отношения к преподавателю, читающему лекции или проводящему семинары и практические занятия. Если студент видит, что  преподаватель формально, без интереса к предмету, к студентам проводит занятия, плохо ориентируется в своем предмете, то интерес к предмету и его изучению затухает, даже если он и присутствовал первоначально.

Это может быть слабое материально-техническое оснащение учебного процесса. Глядя на порой убогое  учебное оборудование (если оно вообще есть!), видя, что оно морально устарело или не работает, студент, безусловно,  делает негативные выводы о своей перспективе в выбранной  профессии и теряет интерес к изучению предмета.

Неблагоприятную окружающую обстановку может вызвать и негативное отношение к студенту со стороны преподавателя, что должно находиться под контролем заведующего кафедрой и деканата.

Причиной неуспеваемости студента может быть появившееся увлечение чем-то или кем-то. Это «что-то» или «кто-то» чрезмерно увлекая студента, безусловно, отвлекает его от учебного процесса.

Читающий эти строки, безусловно, может назвать и другие причины снижения успеваемости в высших учебных заведениях страны. Но вопрос заключается не только в выявлении причины неуспеваемости, но и в том, как помочь студенту преодолеть все эти невзгоды, повысить успеваемость и дать ему возможность получить вполне удовлетворительное образование. Разобраться во всех этих причинах студенту может  помочь, как мне кажется, семья, вуз и друзья-сокурсники.

Семья. Думаю, что многое в руках родителей. Часто родители, «сдав» ребенка в вуз перестают им интересоваться, вернее его учебой, считая, что ребенок вполне взрослый человек. Вместе с тем, как показывает реальная жизнь, это не так.  Родители должны следить за учебой своего дитя, опираясь не только на его информацию (она часто бывает необъективной!), но и главным образом, на информацию из вуза (деканата, преподавателей, кураторов групп, знакомых студентов и др.). Родители должны поддерживать успехи в учебе студентов и не давать места унынию при временных неуспехах.

Вуз. Кафедры, кураторы групп, деканаты должны внимательно следить за учебной дисциплиной и успеваемостью студентов. Конечно, главное место здесь принадлежит деканату, в руках которого находятся кафедры, который в своей работе тесно связан с Советом кураторов и, в случае необходимости, должен связаться с родителями студента с ближайшими друзьями студента.

Друзья-сокурсники. Как уже было сказано выше, окружающая среда существенно влияет на студента, на его работоспособность, на его желание учиться. В дружных группах существует такое понятие – взаимопомощь. Взаимопомощь – это не вовремя подсказать студенту или дать списать какой-нибудь тест или контрольную работу.

Взаимопомощь – это увидев, что твой товарищ испытывает затруднения в учебе, помочь ему разобраться в учебном материале. Это непросто. Надо найти время, место, надо иметь желание и умение помочь. Как показывает опыт наблюдения за студентами, это весьма эффективный способ помощи студенту, желающему, улучшить свою успеваемость.

Есть еще один способ помощи студенту – это способ стимуляции его работы независимо от каких-бы то ни было других обстоятельств. Способ этот заключается не  в неформальном, а в строгом контроле  над  успеваемостью студентов, как со стороны кафедры, так  и со стороны деканата. При этом должна иметь место неотвратимость наказания, как за низкую успеваемость, так и за низкую учебную дисциплину.

Если говорить о контроле, то он ведется в каждом вузе, ведется, где то строго, а где-то по «демократически» (то есть формально!). Значит, первое, что надо сделать – это наладить строгий контроль над успеваемостью и учебной дисциплиной! Это не просто сделать, так как, если говорить о «неотвратимости наказания», то в последние годы во многих вузах царит «демократическая волна» борьбы за сохранения студента в вузе. При этом неважно, какой это студент. Студент, у которого по стечению обстоятельств, сложилась критическая ситуация, угрожающая отчислением из вуза и в этом случае надо искать пути помощи ему. Или это студент, систематически не посещающий занятия, систематически неуспевающий и не по одной  дисциплине! Понятно, что отношение к студентам этих двух категорий должно быть разным. При этом студентов второй категории надо отчислять из вуза или давать им академический отпуск в надежде, что время исправит их отношение к учебе.

Я не очень понимаю – чего мы достигаем, оставляя в вузе подобных студентов? Мы боремся за количество «неучей», а потом критикуем инженеров, делающих крупные ошибки на производстве, критикуем учителей бездарно и без желания проводящих занятия в школе, критикуем врачей, невнимательно относящихся к своим пациентам и делающих  серьезные ошибки в их лечении, критикуем работников сельского хозяйства, не во время и не туда внесшим посевной материал или не теми кормами обеспечили сельско-хозяйственных животных.  И эти проблемы касаются подготовки не только этих специалистов.

Значит второе, что надо сделать – это решиться на серьезный шаг и готовить «качественных» специалистов даже ценой уменьшения контингента студентов на некоторое время. Думаю, что это снижение будет кратковременным, не более одного учебного года. Важна ведь не сама «неотвратимость наказания», а стремление студента (мотивация) избежать его!

Многие из студентов почувствуют высокие требования в высших учебных заведениях, осознают их необходимость как для них самих, так и для страны, и изменят свое отношение к учебе, к своему образованию. Тогда количество желающих и могущих учиться студентов начнет нарастать, и тогда «качество перейдет в количество».

 

©Булыгин А. Н., 2025

 


Пристатейный список:


Библиографическая ссылка

А. Н. Булыгин ПРОБЛЕМЫ КОНТИНГЕНТА ВУЗОВ: Я ЗА ПЕРЕХОД КАЧЕСТВА В КОЛИЧЕСТВО // На пути к гражданскому обществу. – 2025. – № 2;
URL: www.es.rae.ru/goverment/ru/124-1073 (дата обращения: 22.06.2025).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 27 | За неделю: 27 | Всего: 27


Комментарии (0)


Сайт работает на RAE Editorial System