На пути к гражданскому обществу
Электронный научный журнал

Исторические науки
РАЗВИТИЕ ВЗГЛЯДОВ НА ГОСУДАРСТВО И ПРАВО НА БЕЛОРУССКИХ ЗЕМЛЯХ
Т.П. Иванова 1, Е.Н. Селиванова 1

1.

С появлением православия на старобелорусских землях распространяется идеология цезарепапизма, пришедшая из Византии, конечной целью которой  являлось обеспечение единства и могущества государства. Согласно содержанию данной идеологии император (цезарь) одновременно являлся главой светской (нецерковной) власти и главой христианской церкви. Главная идея данной концепции на восточно-славянских землях – идея божественного происхождения государственной власти.

На старобелорусских землях политико-правовая мысль зарождается в XII веке и связана с именами таких известных просветителей, как Евфросинья Полоцкая (1104-1173) и Кирилл Туровский (1130-1182).  Здесь, как и в целом на землях восточных славян, были известны «Повесть минувших лет» и «Слово о полку Игореве». Евфросинья Полоцкая утверждала те же идеи, что и в «Слове о полку Игореве»: пламенный протест против братоубийственных усобиц, необходимость союза восточно-славянских княжеств перед лицом внешней угрозы. Евфросинья была сторонницей введения христианских принципов в государственную жизнь, высказывалась за смягчение жестокостей княжеского законодательства, за расширение социальных функций государства. В частности, она поддерживала введение государственной помощи  бедным, больным, старикам [2, с. 11; 3, с. 110; 14, с. 11].

В идейном наследии епископа Туровского княжества – Кириллы Туровского нашли отражение проблемы наилучшего устройства мира, безопасности страны от внешних врагов, обеспечение ее единства, достижение классового сотрудничества, жизни согласно принципам христианства  [11, с. 168-169].

В XIV-XV вв. на землях Великого Княжества Литовского (далее – ВКЛ) под влиянием идей Западной Европы получила распространение идеология папства или папацезаризма, доминирующая роль в которой отводилась церковной власти, прежде всего, папы римского.  Одним из  представителей политической мысли этого периода на белорусских землях являлся Григорий Цемблак (1365-1419) – болгарин, нашедший убежище в ВКЛ и занявший должность митрополита, выступавший за независимость государства и церкви.

По существу первым мыслителем Беларуси, который поднял вопрос о соотношении права и закона является Франциск Скорина (1490–1551) [1, с. 43]. В предисловии к своим книгам Ф. Скорина много внимания уделял правовым вопросам, законы делил на писаные и неписанные (естественные). Гуманист высказывал передовые для своего времени мысли, рассматривал суд как орган, который должен исполнять не только законодательные, но и воспитательные функции. Ф. Скорина полагал, что суд должен быть исключительно справедливым, а судьи – людьми в высшей степени гуманными; проповедовал равенство граждан перед законом [8, с. 45-46].     Исследователями высказано и обосновано мнение, что Ф. Скорина мог быть причастен к разработке первого статута ВКЛ 1529 года  [12, с. 52-54; 1, с. 43-44].

  Ф. Скорина предложил классификацию права, выделял такие отрасли права, как земское, торговое, брачно-семейное, шляхетское (феодальное) право. Он полагал, что все отрасли права имеют своей основой Библию. Вместе с тем, Ф. Скорина предъявлял определенные требования к издаваемым законам: в первую очередь законодательство должно соответствовать обычаям земли, времени, культурной среде, а не политике. Ф. Скорина считал, что светский закон нужен только людям, несовершенным в нравственном плане, морально неустойчивым, тем, кто не способен жить в гармонии с Богом. Право должно быть надсословным. Идеал государства для Ф. Скорины – просвещенная монархия, управлять государством должен образованный, морально устойчивый государь [6, с. 31; 12, с. 53; 13, с. 39]. Ф. Скорину называют философским предтечей Реформации в Беларуси [1, с. 32].

Кроме Ф. Скорины известными гуманистами на белорусских землях являлись Николай Гусовский (1470–1533) и Михалон Литвин (1460–1560). Н. Гусовский разрабатывал концепцию идеального правителя, предлагал искать компромисс и согласие власти с народом, установить гармонию между природой, человеком и обществом [13, с. 44]. М. Литвин известен критикой существующих порядков ВКЛ, призывом к государственному и правовому реформированию, использованию опыта соседних стран.

XVI век, для которого характерно значительное развитие интеллектуальной культуры во всех ее проявлениях, часто называют «золотым веком». Вместе с тем в законодательстве продолжали сохранять преобладающее значение  многие институты и принципы, соответствующие феодальному правопониманию. Наблюдались различия и противоречия во взглядах светской и духовной власти, православного и католического духовенства [1, с. 24, 28]. Поистине, это было время сложной трансформации государственного и социального устройства.

Реформационное движение XVI в., как общественно-политическое движение против засилья католической церкви, проявилось на белорусских землях в формах лютеранства, кальвинизма и арианства (антитринитаризма). Лютеранство, в отличие от кальвинизма, было распространено слабо. Инициатор распространения кальвинизма в Беларуси Николай Радзивилл Черный (1551-1565) рассматривал кальвинистское учение в качестве теоретической основы формирования государственного строя ВКЛ и Польши в направлении феодальной демократии.

Кальвинистский проповедник и публицист Андрей Волан (1530-1610) рассматривал государство как историческое явление, а право как отражение высшей воли государства [13, с. 50-52]. Естественная функция права, по мнению А. Волана,  заключается в подавлении низменных инстинктов людей и справедливом регулировании отношений [11, с. 213]. Он полагал, что право должно соответствовать трем основным принципам: быть справедливым, выступать гарантом свободы и равенства. А. Волан предлагал совершенствовать законодательную политику, организацию юридических учреждений, развитие правовой науки, ввести высокие требования при выборе судей и должностных лиц [8, с. 75-79; 10, с. 99, 103].

В середине 60-х гг. XVI в. в кальвинистском движении произошел раскол – выделилось более радикальное направление протестантизма, получившее название арианство (антитринитаризм, социнианизм, унитаризм). В свою очередь, арианство разделилось на два течения – правых и левых  ариан, между которыми проходили не только теологические споры, но и  велось обсуждение общественно-политических проблем. Первое, или умеренное направление, отражало взгляды средних феодалов и зажиточных горожан. Его идеологами являлись Як Кишка, Симон Будный, Василий Тяпинский и другие представители.

С. Будны (около 1530-1593) в своих трудах выступал с резкой критикой католичества, был сторонником частной собственности; считал, что государственная власть имеет божественное происхождение; рассуждал о справедливых и несправедливых войнах. Политическим идеалом С. Будного являлась монархия, ограниченная сословным представительством и законами [6, с. 48-49; 8, с.  51-52; 14, с. 84-85, 88-89].

В. Тяпинский-Омельянович (1540-1600) развил сформулированную Ф. Скориной и С. Будным идею единства и дружбы славянских народов, их значительную роль в истории человечества. Подходы его к политико-правовым проблемам были аналогичны подходам С. Будного. Произведения В. Тяпинского пронизывает горячая любовь к родине [6, с. 83-86; 13, с. 52].

Идеологи левого крыла ариан (Петр Гезка, Мартин Чаховиц, Лаврентий Кришковский) выступили с предложениями о реформировании общества на основах ранних христианских общин, отрицали частную собственность, крепостное право, феодальное государство как апарат угнетения со всеми его атрибутами, включая чиновников и судей, отрицали войны и участие в них, а также смертную казнь.

Центральной категорией в философии права канцлера ВКЛ Льва Сапеги являлась свобода. Л. Сапега считал, что правительство существует для защиты граждан, а закон должен быть одинаковым для всех сословий [13, с. 100-102]. Общепризнана заслуга Л. Сапеги в создании законодательства ВКЛ.

В XVII в. на смену реформационному движению XVI в. приходит Контрреформация – контрнаступление католицизма против протестантизма и достижений Реформации. Политико-правовые взгляды идеолога Контреформации Петра Скарги (1536-1612) изложены в сборнике «Сеймовые сказания» (1600 г.). П. Скарга выступил с предложением укрепления королевской власти, проведения кардинальной реформы государственного строя Речи Посполитой в духе абсолютизма. Он считал, что действия монарха должны быть ограничены правом и законодательной радой [13, с. 54]. П. Скарга придерживался следующей квалификации права: естественное право, прирожденное и церковное, а также считал, что то государство, где право  ведет людей к богоязненности, является самым счастливым [11, с. 222]. Идею укрепления королевской власти поддерживал и Ипатий Потей (1541-1613) [10, с. 119]. П. Скарга и И. Потей являлись сторонниками Брестской церковной унии 1596 г., положившей начало компромиссу между католичеством и православием и создавшей новую религию – униатство. Против унии выступали православные идеологи С. Зизаний, Х. Филалет, А. Филиппович [10, с. 126-128].

Справедливость – центральная категория естественно-правовой теории профессора юридического факультета Виленского университета Александра (Аарона, Адама) Олизаровского (около 1618 – около 1659),  предположительно уроженца Витебской губернии Беларуси [11, с. 216]. Она изложена в книге «О политической общности людей» (1651), состоящей из введения и трех частей. А. Олизаровский предложил свою классификацию права (божественное право, естественное право, право народов), свое видение идеального закона [10, с. 68-70, 80; 13, с. 75-76].

В работах Ф. Скорины, М. Литвина, А. Волана, А. Олизаровского получила отражение надсословная трактовка права как общечеловеческой ценности [1, с. 36].

В эпоху Просвещения (XVIII век) против ограничения прав населения по религиозным мотивам на белорусских землях в составе Речи Посполитой, выступил глава могилевской епархии, могилевский и белорусский архиепископ Георгий Конисский (1717-1795) [8, с. 337]. Г. Конисский пропагандировал идею воссоединения Беларуси с Россией  [8, с. 341].

Передовым политическим мыслителем являлся ректор Виленской академии Мартин Почобут-Одляницкий (1728-1810), сторонник просветительской теории прогресса, согласно которой ведущую роль в развитии общества играют научные знания, образование, воспитание, моральное совершенствование. М. Почобут был противником самодержавия как формы государственного правления, но поддерживал либеральную политику Александра I. С антикрепостническими идеями выступали М. Карпович, К. Богуславский, Д. Пильховский.

Среди просветителей особой популярностью пользовалась идеология французских мыслителей – физиократизм, получившая распространение в Беларуси в последней трети XVIII в. Истинным источником богатств физиократы считали землю, а истинной производительной силой – земледельческий труд. Физиократы выступали с резкой критикой крепостнического строя, доказывали необходимость капиталистического (фермерского) способа ведения сельского хозяйства, который основывался на частной собственности на землю и наемном труде [8, с. 214-215].

Иероним Стройновский (1752-1815) в своем исследовании «Наука естественного и политического права, политической экономии и права народов» (1785) отстаивал программу прогрессивного шляхетско-буржуазного блока, заинтересованного в проведении социально-экономических реформ. Иоахим Хребтович (1729-1812), последний канцлер ВКЛ, в главном труде своей жизни «О естественном праве» (1814) рассматривал общество как естественный организм, составную часть природы. Известным реформатором на белорусских землях был Антоний Тизенгауз (1733-1785), считавший важным сохранение в стране прочной законности, уважения к праву [8, с. 216-218]. Сторонником естественного права и договорного происхождения государства являлся К. Нарбут (1738-1807), он обосновывал необходимость сильной централизованной государственной власти во главе с просвещенным монархом.

Уроженец Новогрудчины Степан Аскерка (1712-1780) являлся советником по юридическим вопросам прусского короля Фридриха II, пропагандировал прусский, а не фермерский (американский) путь развития капитализма в сельском хозяйстве. Сторонниками республиканских демократический идей являлись Тадеуш  Костюшко (1746-1817), Якуб Ясинский (1759-1794).

С программой радикального переустройства общества на основах социализма-утопизма выступили И. Еленский, С. Зенович, П. Бжастовский.

П. Бжастовский сделал попытку осуществить реальный проект в своем имении Мереч: ликвидировал крепостное право, даровал крестьянам личную волю, передал всю землю крестьянской общине, которая получила название Павловская республика. Республика имела свой флаг, герб, войско, деньги и своего президента (им крестьяне выбрали П. Бжастовского). В республике действовало бесплатное образование и медицинское обслуживание – функционировали школа и больница [9, с. 198].

Во второй половине XIX века на белорусских землях распространяется движение народников, идейно и организационно связанное с общероссийским. Во второй половине 1880-х – 1890-е гг. господствующим направлением в народничестве стало либеральное направление. Либеральные народники отказались от революционных методов борьбы и свое внимание обратили на реформирование земельного законодательства.

Во второй половине XIX века начинается процесс формирования белорусской нации, для чего складываются все необходимые экономические, социальные, политические и культурные предпосылки. На белорусских землях в составе Российского государства проводятся передовые буржуазные реформы [4]. Конец XIX – начало ХХ в. – период второго белорусского Возрождения; поднимается вопрос о государственно-политическом самоопределении территории.

Видным представителем либеральной правовой мысли являлся уроженец Беларуси В.А. Спасович (1829-1906), профессор Петербургского университета, известный криминалист, автор одного из первых учебников в России по уголовному праву [14, c. 228]. 

Становление государственности в Беларуси на советской основе прошло непростой путь. Несмотря на сложные условия объявления БССР 1 января 1919 г., нужно отметить, что впервые белорусский народ получил государственность, название которой соответствовало названию основного этноса – белорусы. Для развития политической и правовой мысли Беларуси 1920-1930-х гг. характерны две тенденции: 1) направленность на национально-государственное и национально-культурное возрождение белорусов; 2) абсолютизация марксистско-ленинско-сталинской идеологии.

Правовая мысль развивалась в русле процесса формирования так называемого революционного, социалистического права. Концепция нового революционного права введена в практику советской юстиции сразу после октября 1917 г.

В Конституциях 1919 и 1927 гг. БССР названа государством диктатуры пролетариата. В Конституции БССР 1937 г., которая содержала вывод о победе в СССР социалистического строя, наметился переход от принципа «вся власть советам» к принципу разделения власти на законодательную, исполнительную, судебную. Выборы стали проходить на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом исследователями отмечается, что Конституция 1937 г. носила декларативный характер [13, с. 214-215].

В первые годы советской власти гражданское право вообще отрицалось советской юстицией. Отрасль права, которая регулировала отношения в государственном секторе экономики, стали называть хозяйственным правом. С переходом к новой экономической политике возникла необходимость в регулировании товарно-денежных отношений; в теории права распространилась доктрина «двухсекторного права»: гражданское право должно регулировать отношения в частном секторе, а хозяйственное – в социалистическом.

Уголовный кодекс РСФСР, принятый в 1922 г., был введен в БССР без каких-либо изменений; затем приняты Уголовные кодексы БССР 1924 и 1928 гг.

1920-1930-е гг. – время становления белорусской юридической науки. В 1921 г. открыт Белорусский государственный университет, на факультете общественных наук которого созданы  четыре отделения, среди них – правовое [13, с. 218-219].

Юристы Н.М. Гутковский, Ф.И. Гавзе занимались научной подготовкой проектов законов. Белорусские правоведы учитывали необходимость разработки конституционных принципов  размежевания союзной и республиканской компетенции в Конституциях БССР.

Плодотворно трудились юристы Г.Е. Поречин (конституционное право, история государства и права Беларуси), В.Н. Дурденевский (государственное право зарубежных стран), М.О. Гредингер и Ф.И. Гавзе (гражданское и гражданско-процессуальное право), В.Н. Ширяев (уголовное право), В.И. Пичета (история государства и права Беларуси). Белорусские юристы в составе юридического сообщества Советского Союза активно действовали и в годы Великой Отечественной войны [5].

Основными причинами, активизировавшими развитие исследований в сфере государства и права в конце 1950-х – 1960-е гг., были выход БССР на международную арену, частичная демократизация общественно-политической жизни, расширение самостоятельности советских республик в правотворческой деятельности.

В последующие годы в области теории государства и права разрабатывались такие проблемы, как роль местных советов как органов самоуправления, пути совершенствования советского избирательного права, правовое положение советских граждан, задачи и методы народного контроля и другие.

  В общественно-политической и правовой мысли 1990-х гг. определилась тенденция, направленная на гуманистическое обновление общества на основе общечеловеческих ценностей – демократии, независимости, прав человека, народного благосостояния.

В политико-правовой мысли 1990-х гг. значительное место стала занимать такая категория, как конституционализм, под которым понималось: 1) ограниченное конституцией государственное управление, 2) политико-правовая теория, в которой обосновывается необходимость установления конституционного строя, а также конституционной идеи, направленной на совершенствование демократических основ государства.

Белорусские правоведы подчеркивали мысль, что главным условием реализации концепции разделения властей как признака правового государства является подчинение закону всех отраслей власти в одинаковой степени. С 1990-х гг. у белорусских исследователей  повысился интерес к проблеме гражданского общества и правового государства. В 1990-е гг. появились работы по всем основным отраслям правовой науки. Ученые-юристы создали мощную базу для дальнейшего развития юриспруденции.

В 1990-2000-е годы принят ряд кодексов, нормы которых регулировали общественные отношения практически во всех сферах жизни граждан Республики Беларусь [13, с. 281].

Значительные правовые реформы в Беларуси проведены в середине 1990-х гг., в 2013 г., 2020-е гг. Беларусь ориентируется на модельное законодательство государств – членов СНГ, развитие национального законодательства, унификацию и гармонизацию законодательства Союзного государства России и Беларуси. В правовой сфере в Республике Беларусь важную роль играет Национальный центр законодательства и правовой информации. Значимо создание в 2021 году по поручению Президента Республики Беларусь экспертного совета при Совете Республики. Потенциал экспертного совета максимально задействован в процессе законотворчества, это своего рода фильтр важнейших для страны законодательных решений.

Продолжается процесс внесения актуальных изменений и дополнений в белорусское законодательство. Целью любых изменений и дополнений, в частности, в Уголовный кодекс Республики Беларусь, служат совершенствование правового регулирования и уголовно-правовой охраны человека, его прав и свобод, общественных и государственных интересов, установленного правопорядка от преступных посягательств. Приобретает актуальность тенденция на развитие законодательства в области высоких технологий, цифровизации, использования искусственного интеллекта.

В апреле 2024 года Всебелорусским народным собранием принято Решение № 15 «Об утверждении Концепции национальной безопасности в Республике Беларусь». Данный нормативный правовой документ является комплексом сбалансированных интересов личности, общества и государства, позволяющих обеспечивать конституционные права и свободы, высокое качество жизни граждан, согласие в обществе, незыблемые устои народовластия и правового государства, его независимость, территориальную целостность и суверенитет [7].

©Иванова Т. П., Селиванова Е. Н., 2025

 


Пристатейный список:
1. Белорусские мыслители XVI–XVII вв. Избран-ные труды. Минск : Редакция журнала «Промыш-ленно-торговое право», 2017. 320 с. 
2. Ефросиния, или «яко луча солнечная» / Из тьмы веков светлеющие лики // сост. Ю. Я. Гуртовенко, Т. И. Улевич. Минск: Беларусь, 1994. С. 5–13. 
3. Иванова Т. П. Изучение общественно-политических взглядов Евфросиньи Полоцкой // Актуальные вопросы образования и науки. 2012. № 1-2. С. 108-112.
4. Иванова Т. П. Суд присяжных заседателей на белорусских землях в контексте реформ и контр-реформ второй половины  XIX века //На пути к гражданскому обществу. 2019. № 1. С. 27-30.
5. Иванова Т.П., Юран В. П. Деятельность бело-русских юристов в годы Великой Отечественной войны //На пути к гражданскому обществу. 2022. № 1. С. 96-100.  
6. Из истории философской и общественно-политической мысли Белоруссии XVI – начала XIX вв. Избранные произведения. Минск: Изд-во Академии наук БССР, 1962. 524 с.
7. Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Беларусь [Электронный ресурс] : решение Всебелорусского народного собрания от 25 апреля 2024 г. № 5// ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь.  Минск, 2025. 
8. Очерки истории философской и социологической мысли Белоруссии (до 1917 г.). Минск: Наука и техника. 1973. 560 с.
9. Философская и общественно-политическая мысль Белоруссии и Литвы, дооктябрьский период: закономерности развития, проблемы исследования; под ред. А.С. Махровича  и Р.М. Плечкайтиса. Минск: Наука и техника, 1987. 336 с.
10. Рублевская Л. Утопист из-под Ошмян Павел Бжастовский /Рыцари и дамы Беларуси. Историче-ские очерки. Минск: Художественная литература, 2013. С. 196-201.
11. Сокол С.Ф. Политическая и правовая мысль в Белоруссии XVI – первой половине XVII вв. Науч. ред.: И.А. Юхо. Минск: Наука и техника. 1984. 188 с.
12. Юхо Я. Скорина и правовая культура Беларуси /Спадчына. 1989. № 2. С. 52-54.
13. Вішнеўская І.У. Палітычная і прававая думка Беларусі: на мяжы еўрапейскіх цывілізацый (IХ – пач. ХХI ст.): манаграфія. Мінск: Тесей: 2008. 296 с.
14. Шалькевич В.Ф. Гісторыя палітычнай і прававой думкі Беларусі. Мінск: ГА «Маладзежнае навуковае супольніцтва». 2002. 248 с.  


Библиографическая ссылка

Т.П. Иванова, Е.Н. Селиванова РАЗВИТИЕ ВЗГЛЯДОВ НА ГОСУДАРСТВО И ПРАВО НА БЕЛОРУССКИХ ЗЕМЛЯХ // На пути к гражданскому обществу. – 2025. – № 3;
URL: www.es.rae.ru/goverment/ru/125-1080 (дата обращения: 13.09.2025).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 10 | За неделю: 10 | Всего: 10


Комментарии (0)


Сайт работает на RAE Editorial System