Николай Рубцов – один из тех поэтов ХХ века, сердцевиной творчества которого является поиск им пути сохранения души. Творчество поэта – это отпечаток его души. Недаром его поэзию называют «тихой». Ведь она утверждает красоту и ценность бытия, обращается к повседневному человеческому состоянию. На наш взгляд, в творчестве Н.М. Рубцова это становится наиболее возможно, при использовании такой формы речи как монолог. Если быть более конкретным, внутренний монолог.
Такая форма речи как «монолог» – это речь одного человека, которая в то же время всегда обращена к слушателю, реальному или воображаемому. Существует три вида монолога – повествование, рассуждение и исповедь. Каждый из них имеет свои характерные признаки и необходимы для разных целей. Также у монологической речи есть множество важных функций, например, выражения себя и личной эмоциональной разрядки. Кроме того, монолог всегда создается с целью воздействия на самого говорящего или на его слушателей. Особенно важную функцию этот тип речи играет в литературе.
Известно, что внутренний монолог – это речь литературного персонажа, обращённая к самому себе. За счёт использования внутреннего монолога становится возможным доведение до сведения читателя важных подробностей о себе, проблематике лирических произведений. Все эти особенности монолога встречаются и у Николая Рубцова.
Для Николая Рубцова, на наш взгляд, ближе монолог-исповедь. В монологе лирический герой раскрывает свои чувства и мысли, и использование местоимения «я» помогает передать эту информацию и является особенностью «рубцовского» творчества.
Целью нашей исследовательской работы стало выявление роли монолога в творчестве Николая Рубцова.
Задачи: изучить теоретический материал по данной теме; проанализировать заявленную тему в стихотворениях Николая Рубцова; выявить роль монолога в творчестве Николая Рубцова; определить значимость использования личного местоимения «Я» в поэзии автора.
Гипотеза: предположим, что для познания внутреннего мира человека и его психологического состояния важна роль монолога.
Объектом исследования является поэзия Н.М. Рубцова.
Предметом исследования – монолог в стихотворениях поэта.
При написании работы были использованы следующие методы: сбор информации; собственные наблюдения; анализ текста. Информационной базой исследования являются художественные тексты, учебно-методические пособия, Интернет-информация.
Изучение данной темы поможет наиболее глубоко понять значение творчества Николая Рубцова, а также то, каким образом поэт постигает внутренний мир самого себя и человека в целом посредством монолога.
Глава 1. Монологическая речь.
Внутренний монолог (особенности)
Итак, монолог – это такой тип речи, который предполагает, что говорит один человек, и при этом его слова частично либо полностью не связаны с тем, что говорил его собеседник – и в содержательном, и в структурном контекстах.
Особенности монологической речи заключаются в том, что она гораздо более традиционна в выборе языковых средств, чем диалог или полилог. Композиционные средства также достаточно классические, а синтаксическое построение реплик – гораздо более сложное, чем в диалогической речи. Надо сказать, что для бытового общения монологическая речь достаточно не характерна.
Благодаря тому, что мысль в таком типе речи облекается в слова, можно говорить о том, что она выполняет и функцию осмысливания.
Внутренний монолог имеет разнообразные формы. Его применение обусловлено познавательно-эстетической природой художественных текстов. Подобный монолог выполняет как информационную, так и композиционную функцию. Это значит, что он используется в качестве средства развития сюжета в переломные моменты жизненного пути персонажей книги. За счёт наличия в произведении подобных монологов повествование приобретает большее стилистическое и экспрессивное разнообразие.
Благодаря использованию монологов литературных персонажей создаётся внутренняя канва художественного текста, которая описывается параллельно с основным сюжетом книги. Детальное описание процесса рассуждения героя даёт богатый материал для анализа произведения.
С помощью монолога человек может воздействовать как на аудиторию, так и на самого себя. В литературе монолог используется для того, чтобы показать душевное состояние героев (в том числе лирических).
Внутренний монолог в литературном произведении играет разнообразную роль:
повествование о происходящих в прошлом событиях. Герой литературного произведения словно бы передаёт собственные воспоминания (это способствует восполнению пробелов в развитии сюжета и т. д.);
раскрытие личных эмоциональных переживаний героя. Читателю важно иметь представление об отношении персонажа литературного произведения к происходящему, его целях на будущее;
демонстрация сложности принятия человеком трудного для него решения. Порой литературному персонажу предстоит трудный выбор. Следовательно, он взвешивает возможные «за» и «против», размышляет над возможными последствиями своих поступков. Монолог в художественном произведении имеет большое значение. Он содержит мысли о внутреннем конфликте, который испытывает протагонист.
Выделяют разнообразные виды внутренних монологов. Внутренний монолог в художественной речи зачастую выдаёт стремление литературных персонажей к духовному самоусовершенствованию, попыткам обрести смысл жизни.
Монолог в литературе может содержать пример мучительных размышлений. Использование личного местоимения «Я» помогает раскрыть внутренний мир лирического героя и его переживания.
В ходе исследования у нас возник вопрос, что использует поэт Николай Рубцов в своих стихотворениях: технику «я - высказывания» или «я-личное местоимение», позволяющее выразить эмоции и чувства.
Изучив теоретический материал по данному вопросу, мы пришли к выводу о том, что разница между «Я-высказыванием» и личным местоимением «я» заключается в их значении и употреблении.
«Я-высказывание» – психологический термин, обозначающий высказывание человека, в котором он описывает свои чувства и формулирует свои пожелания с опорой на собственные мысли и эмоции, стараясь не задевать и не обвинять в этом окружающих. Оно всегда начинается с личных местоимений: «я», «мне», «меня».
Личное местоимение «я», в свою очередь, указывает на лицо говорящего и сосредоточивает внимание на его личности.
Таким образом, «Я-высказывание» – это конкретный вид высказывания, а «я» – это общее обозначение лица говорящего.
Ещё одним интересным и важным выводом стало то, что личное местоимение «я» в поэзии Н. М. Рубцова является признаком монолога, так как оно указывает на говорящего и подчёркивает персональность высказывания. Ведь в монологе герой раскрывает свои личные чувства и мысли, и использование местоимения «я» помогает передать эту информацию.
Глава 2. Анализ поэтических произведений Н. М. Рубцова в аспекте исследования роли монолога
Путь Николая Рубцова в большую поэзию не был лёгким и гладким. Судьба не баловала его: постоянное безденежье и бытовая неустроенность сопутствовали поэту всю жизнь, голодное детство, потеря матери, затем – детский дом в с. Никольском. По воспоминаниям друзей, это человек грубоватый, резкий, но в то же время добрый и общительный. Лирический герой поэта во многом передает облик самого автора, который считает, «что плодотворный путь поэзии один: через глубоко личное к общему...». Это и определит центральную тему лирики Николая Рубцова, своеобразие которой заключается в глубине тихого чувства, потому что истинное чувство всегда тихое.
Уже в раннем творчестве сказывается приверженность Николая Рубцова к традициям устного народного творчества и русской классической поэзии, желание творчески развить завещанное предшественниками, поэтому традиция связана с новаторством, которое он привносит в своё творчество, открывает новые пути в литературе.
Поэтическое новаторство Николая Рубцова выразилось в разработке стиха – обострённое отношение к звуку, необычайная музыкальность, основанная на различных видах звуковых повторов. Возвышенная интонация, восклицания в сочетании с аллитерацией создают объёмное поэтическое пространство, передают цветовое определение, подчёркивают значительность образов.
Новаторство Николая Рубцова состоит в творческом переосмыслении традиции звуковой организации стиха. Аллитерации, ассонансы, многократные повторы, звукоподражания, звуковые удвоения, часто используемые автором, создают необычайную музыкальность, определённое настроение, звуковой образ-символ (колокольный звон), передают глубину чувства лирического героя. Всё это становится возможным благодаря монологу лирического героя.
Но помимо этого характерным приёмом Николая Рубцова является введение разговорного стиля в поэзию. На наш взгляд, это также становится возможным благодаря такой форме речи, как монолог.
Рассмотрим некоторые примеры стихотворений Николая Рубцова. В стихотворении «У церковных берёз» тема разлуки, расставания, помноженные на осеннюю непогоду и замирание жизни в преддверии зимы. Всё уже ясно. У каждого свой путь, и пора расходиться. И всё же – несмотря на годы и расстояния лирический герой обращается: «Как ты, милая, там, за берёзами?». И в этом весь Николай Рубцов. Он знает, что не будет ответа и не будет больше встреч. Ведётся внутренний монолог с самим собой.
Ночь – это время, когда в голове с особой силой возникают страхи, на которые днём не обращаешь внимания и не задумываешься, потому что нет на это времени. А перед сном, в темноте, все эти переживания оживают с новой силой, потому что ты оказываешься наедине с собственными мыслями. Поэтому автор в стихотворении «Ночное ощущение» даёт читателю единственный совет, который способен помочь избавиться от страхов: нужно уснуть. Ведь ночь для того и даётся человеку, чтобы отдыхать от мыслей и переживаний, а не мучиться от тревожной бессонницы. Ведётся внутренний монолог:
С тревогою в душе,
С раздумьем на лице,
Я чуток, как поэт,
Бессилен, как философ.
Упоминания о душе, чувства разлада или согласия с душой, желания вернуть то, что утвердило бы его в жизни и раскрыло бы её смысл в стихотворении «Вечерние стихи». У поэта Н. М. Рубцова можно выделить дух странничества, который проявляется в последнем прижизненном сборнике. Он связан с чувством дома, Родины, воспоминаниями о матери, с раздумьями о судьбе России, её истории. Беспокойный лирический герой поэта пытается обрести гармонию с миром, ищет что-то утерянное и неуловимое:
…Вникаю в мудрость древних изречений
О сложном смысле жизни на земле.
Я не боюсь осенних помрачений!
Я полюбил ненастный шум вечерний
Чувство трагизма эпохи, осознание судьбы России как своей личной, откровенность, с которой лирический герой раскрывает свой внутренний мир, определяют сходство поэзии Николая Рубцова и Александра Блока. В стихотворении «Видение на холме», где прошлое раскрывается в настоящем, наиболее полно отразилось мироощущение поэта:
Взбегу на холм и упаду в траву.
И древностью повеет вдруг из дола!
Холм за деревенской околицей – не такая уж большая высота, но с неё поэту видна вся Родина – не в пространственном, а в историческом плане, вплоть до татаро-монгольского нашествия. Возвращаясь из глубины веков к современности, он соединяет их в единое целое.
Одиночество – мотив, пронизывающий большую часть творчества Николая Михайловича Рубцова.
Герой тяготится одиночеством и неустроенностью в стихотворении «Расплата»: «Одиноко вскрикну я во сне…», «У порога я стану, как зверь, захотевший любви и уюта».
Стихотворение «У размытой дороги» объединено образом лирического героя, его чувствами и воспоминаниями. Дорога – это как неизвестное будущее, в котором, по мнению лирического героя, уже не будет так хорошо, как раньше.
– О, моя жизнь! На душе не проходит волненье…
Нет, не кляну я мелькнувшую мимо удачу,
Нет, не жалею, что скоро пройдут пароходы.
Что ж я стою у размытой дороги и плачу?
Плачу о том, что прошли мои лучшие годы…
Несмотря на невзгоды и сложности, которые встречаются на пути, жизнь прекрасна, все прекрасное – в мелочах. Об этом стихотворение «В осеннем лесу». Спелая брусника, отчий дом, отдых в лесу – это всё вдохновляет героя и очищает его душу:
Доволен я буквально всем!
На животе лежу и ем
Бруснику, спелую бруснику!...
Я так люблю осенний лес,
Над ним – сияние небес,
Что я хотел бы превратиться
Или в багряный тихий лист…
Автор с любовью описывает места своего счастливого детства, деревню, родину. Центральная тема произведения «Тихая моя родина» – неразрывная связь лирического героя с родными местами:
Тина теперь и болотина. Там, где купаться любил...
Тихая моя родина, Я ничего не забыл.
Колыхание сосен претворяется в печальную музыку, в которую можно долго вслушиваться, и тогда она приносит успокоение, «просветление». Лирическое действие разворачивается в вечернее время, в сгущающей темноте («Сосен шум»).
Основная тема – воспоминания лирического героя о детстве. Он с грустью вспоминает то беззаботное время в стихотворении « В горнице»:
Матушка возьмёт ведро, молча принесёт воды…
Автор рассказывает о прошлых своих временах в стихотворении « Синенький платочек», вспоминает свои чувства:
Я вспоминаю, сердцем посветлев, Какой я был взволнованный и юный!
И пусть стихов серебряные струны… Продолжат свой тоскующий напев
О том, какие это были дни!
Все стихотворения вызывают чувство светлой грусти. Николай Рубцов, как никто другой, тонко чувствует окружающий мир. Автор с «резкой грустью» вспоминает Родину. («Далёкое», «Что вспомню я?»)
Особенное чувство щемящей грусти вызывает стихотворение «Я умру в крещенские морозы». Николай Рубцов не только совершенно точно предсказал день своей гибели, но и высказал свою мысль о том, что вечность покоя невозможна... :
Я умру в крещенские морозы
Я умру, когда трещат берёзы
……….
Сам не знаю, что это такое…
Я не верю вечности покоя!
Во всех стихотворениях, предложенных для анализа, используется форма речи «монолог». Где личное местоимение «я» указывает на лицо говорящего и сосредоточивает внимание на его личности. Лирический герой раскрывает свою душу, словно выворачивая наизнанку внутренний мир, в котором есть место каждой из эмоций, свойственных человеку…
Личное местоимение «я» в поэзии Н.М.Рубцова является признаком монолога. Ведь герой раскрывает свои личные чувства и мысли, и использование местоимения «я» помогает передать эту информацию.
Заключение
Почему же в XXI веке интересна «тихая лирика» Николая Рубцова? Наверное, потому, что она «идёт» от души, искренняя, неподдельная – чего как раз не хватает нашему обществу сегодня.
Изучение данной темы помогло понять значение творчества Николая Рубцова, его место в русской поэзии, а также то, каким образом проблемы окружающей и личной жизни преломляются в литературном произведении посредством монолога.
Гипотеза о том, что для познания внутреннего мира человека и его психологического состояния важна роль монолога подтвердилась. Проанализировав стихотворения, мы пришли к выводу о том, что за счёт использования внутреннего монолога становится возможным доведение до сведения читателя важных подробностей о себе, проблематике лирических произведений. Все эти особенности монолога встречаются и у Николая Рубцова. Для Николая Рубцова, на наш взгляд, ближе монолог-исповедь. В монологе лирический герой раскрывает свои чувства и мысли, и использование местоимения «я» помогает передать эту информацию и является особенностью «рубцовского» творчества.
Помимо этого, в ходе исследования у нас возник вопрос, что использует поэт Николай Рубцов в своих стихотворениях: технику «я - высказывания» или «я-личное местоимение», позволяющее выразить эмоции и чувства.
Изучив теоретический материал по данному вопросу, проанализировав стихотворения, мы пришли к выводу о том, что разница между «Я-высказыванием» и личным местоимением «я» заключается в их значении и употреблении.
Интересным и важным выводом стало то, что личное местоимение «я» в поэзии Н. М. Рубцова является признаком монолога, так как оно указывает на говорящего и подчёркивает персональность высказывания. Ведь в монологе герой раскрывает свои личные чувства и мысли, и использование местоимения «я» помогает передать эту информацию.
Во всех стихотворениях, предложенных для анализа, используется форма речи «монолог». Где личное местоимение «я» указывает на лицо говорящего и сосредоточивает внимание на его личности. Лирический герой раскрывает свою душу, словно выворачивая наизнанку внутренний мир, в котором есть место каждой из эмоций, свойственных человеку….
Изучение данной темы поможет наиболее глубоко понять значение творчества Николая Рубцова, а также то, каким образом поэт постигает внутренний мир самого себя и человека в целом посредством монолога.
1. Рубцов Н. Собрание сочинений в трёх то-мах. Москва, «Терра», 2000.
2. Рубцов Н. Русский огонёк: Стихи, воспоми-нания, проза, письма в двух томах. Вологда: КИФ «Вестник», 1994.
3. Воспоминания о Николае Рубцове. Вологда, КИФ "Вестник", 1994.
4. Литературный Север: книга для учащихся 5–8 классов/Сост. Л.С.Скепнер.-Архангельск: Изд-во Поморского педуниверситета, 1995. – 431 с.
5. Кожинов В. Николай Рубцов. Москва, «Со-ветская Россия», 1976.
6. Лазарев В. Долгая память // Поэзия россий-ских деревень, М., 1982, с. 5–8.
7. Оботуров В. Искреннее слово. – Москва, «Советский писатель», 1987.
8. Ромек В. «Тренинг уверенности в межлич-ностных отношениях». – СпБ: Речь,2002, 175 с.
9. Словарь литературоведческих терминов. Автор-составитель Белокурова С.П., Санкт-Петербург, «Паритет», 2005 г.
10. https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/monologicheskaya-rech-raznovidnost-kriterii.html .
Библиографическая ссылка
А. Д. Доронина РОЛЬ МОНОЛОГА В ТВОРЧЕСТВЕ НИКОЛАЯ РУБЦОВА // На пути к гражданскому обществу. – 2025. – № 4;
URL: www.es.rae.ru/goverment/ru/126-1108 (дата обращения:
04.11.2025).