На пути к гражданскому обществу
Электронный научный журнал

Юридические науки
УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО БССР И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И ИННОВАЦИИ
Е. Н. Селиванова 1

1.

В результате целого ряда разрушительных событий – Первой мировой, гражданской и советско-польской войн – Беларусь находилась в состоянии тяжелейшего упадка, как в социально-экономической, так и правовой сферах. Развитие права в первые годы советской власти (октябрь 1917 – начало 1920-х годов) было достаточно сложным. Установление нового порядка требовало времени – законы прежних лет не имели своей актуальности, новые законы еще не были приняты.

По мнению историка права Г.К. Аргучинцева «возможностей правотворческой деятельности у Беларуси было меньше, чем у России» [1, с. 252]. По этой причине после провозглашения БССР в январе 1919 года специальными постановлениями Центрального исполнительного комитета (далее – ЦИК) БССР были приняты некоторые нормативные акты РСФСР, в том числе кодексы, которые успешно находили свое применение.

Одним из первых нормативно-правовых актов советского периода являлся принятый 24 ноября 1917 года Декрет Совета народных комиссаров (далее – СНК) РСФСР № 1 «О суде» [2]. Данный Декрет согласно статье 5 давал право «местным судам руководствоваться в своей деятельности законами свергнутых правительств лишь постольку, поскольку они не отменены революцией и не противоречили революционной совести и революционному правосознанию». В Декрете СНК РСФСР «О суде» № 3 от 20 июля 1918 году «разрешение на использование законов свергнутых правительств» уже не фигурирует, а в Декрете ВЦИК от 30 ноября 1918 года «О народном суде РСФСР» подобное использование вовсе запрещается.

Первый кодифицированный уголовно-правовой акт в области уголовного права в качестве «Инструкции народным судам» был издан 12 декабря 1919 года Народным комиссариатом юстиции РСФСР и именовался «Руководящие начала по уголовному праву РСФСР».

История создания Уголовных кодексов БССР довоенного периода –  1924 и 1928 годов своими истоками уходит в начало 1920 годов – время теоретико-правовой подготовки и формирования основ Уголовного кодекса РСФСР 1922 года. Для Уголовного кодекса РСФСР 1922 года характерны: острая политическая направленность, классовый характер «нисходящей лестницы» наказаний, развитие понятия преступления от формального к материальному, концепция «потенциальной опасности» личности и применение аналогии закона. В то же время можно говорить о парадоксальной гуманизации положений Кодекса за счет закрепления в нем системы мер социальной защиты и мер, не связанных с лишением свободы, введение новых исключительных обстоятельств, ювенальной системы наказаний для несовершеннолетних [8, с. 895].

Исследования позволяют утверждать о существовании, как минимум, четырех вариантов проекта УК РСФСР 1922 года: 1) проект коллегии Народного комиссариата юстиции РСФСР (1920 год); 2) проект, подготовленный учеными секции судебного права и криминалистики Института советского права (1921 год); 3) проект коллегии Народного комиссариата юстиции с дополнениями юристов-практиков и экспертами Института советского права (1922 год); 4) проект по итогам всех замечаний комиссии при Малом Совете Народных комиссаров РСФСР (1922 год).

В итоге 24 мая 1922 года на пленарном заседании ВЦИК Уголовный кодекс РСФСР принят в окончательной редакции, опубликован и вступил в силу с 1 июня 1922 года [14]. 24 июня 1922 г. III сессия ЦИК БССР приняла постановление о распространении действия УК РСФСР на всю территорию Беларуси, а с 1924 г. этот кодекс стал официально называться «Уголовный кодекс Белорусской ССР».

Затем был издан Закон об «Основных началах уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик» 1924 года, по сути, определивший содержание уголовного законодательства РСФСР и БССР довоенного периода. Он закладывал фундамент для Уголовных кодексов союзных республик, заключал в себе базовые нормы Общей части Уголовного кодекса. Названный Закон содержал ключевые положения, которым  должны были  следовать союзные          республики     при разработке собственного уголовного законодательства. Примечательно, что данный закон поручал Особенную часть Уголовного кодекса властям соответствующей республики, однако в то же время оставлял право решать любой вопрос союзным властям [19, с. 211].

Следующий Уголовный кодекс БССР был принят 23 сентября 1928 года на 3-й сессии ЦИК БССР VIII созыва и введен в действие с 15 ноября 1928 года, состоял из 7 глав и 264 статей. Уголовный кодекс БССР 1928 года имел характерные особенности. Прежде всего, он не подразделялся на Общую и Особенную части. Первая глава посвящена общим положениям, соответствовавшим Основным началам уголовного законодательства Союза СССР, а остальные 6 глав описывали категории преступлений. Преступления разделялись на две группы: 1) направленные против основ советского строя − устанавливается только низший (минимальный) предел, ниже которого суд не мог назначать меру социальной защиты; 2) все остальные − устанавливался только высший (максимальный) предел. Статья 27 предусматривала 13 мер социальной защиты (наказаний) [15].

Из достоинств данного Уголовного кодекса следует назвать ряд норм, подобно которым не было альтернативы в уголовных кодексах остальных союзных республик. Так, согласно статье 42 «общественное порицание обязательно объявляется в печати». Согласно пункту г) статьи 49 «если преступление совершено лицом, уже судившимся за какое-либо преступление, за исключением случаев, когда данное лицо признается несудившимся (статья 21), или если со времени совершения первого преступления или вынесения по нему приговора истекли сроки давности (статья 16), при этом суд имеет право в зависимости от характера первого преступления не признать за ним отягчающего значения». То есть Уголовный кодекс БССР 1928 года уделял значительное внимание самому факту осуждения в принципе, а не совершению преступления в прошлом.

В период с 1929 по 1930 гг. приняты нормативные правовые акты, определяющие строгую ответственность за подделку денежных знаков и ценных бумаг. Санкция устанавливала ответственность вплоть до высшей меры исполнения наказания [5, с. 146]. В последующем уголовное законодательство все более ужесточается. По мнению правоведа В.В. Кравца уголовные кодексы довоенного периода знаменуют важный этап в правовом регулировании  борьбы с терроризмом и экстремизмом советского периода. Ключевыми признаками террористических преступлений были их цель – контрреволюционная деятельность и объект посягательства – представители советской власти или  рабоче-крестьянские организации [6, с. 126].

Обратим внимание на следующий аспект, важный для понимания и объяснения тенденций развития уголовного законодательства БССР. Своей первоначальной редакцией Конституция БССР 1936 года предполагала единый Уголовный кодекс, который бы действовал на всей территории СССР, потому, начиная именно с этого периода законодательными органами союзных республик СССР было прекращено принятие иных нормативно-правовых актов в области уголовного права, а изменения в уголовное законодательство вносились только посредством общесоюзных законов.

С началом Великой Отечественной войны законодательство претерпело изменения, в том числе, и в сфере уголовного права. Право военного периода было достаточно сложным и имело свою специфику. По-прежнему уголовное право БССР не имело самостоятельного значения. Кроме того, на временно оккупированной территории действовали указы и распоряжения немецких властей. Вместе с тем считалось, что все еще действует советское законодательство, поэтому лица, совершившие преступления на оккупированной территории, подлежали уголовной ответственности по советским правовым нормам.

Главной задачей уголовного законодательства в период войны являлось охрана установленного правопорядка, а также укрепление воинской и трудовой дисциплины. Важной частью уголовного законодательства военной эпохи стали законы, действующие на фронте. Правовые нормы нашли свое применение и в партизанских отрядах. В результате формировалось «право партизанских отрядов», в рядах которых в Беларуси сражалось около 400 тысяч человек.

Право в период войны было жестким. Вместе с тем, оно стало серьезным организационным фактором, позволившим направить деятельность государственных организаций, предприятий, учреждений, граждан и привести к победе над немецко-фашистскими захватчиками [4, с. 12].

Для определения характеристики права СССР послевоенного периода (точнее, со второй половины 1950-х годов) выделяются три ведущих направления, а именно: демократизация, кодификация и расширение сферы права [7, с. 136]. Первым шагом к демократизации советского уголовного законодательства, которое стало основой Уголовных кодексов союзных республик, стало принятие Основ уголовного законодательства Союза СССР и иных союзных республик 25 декабря 1958 года. Уголовный кодекс БССР (далее – УК БССР 1960 года) был принят четвертой сессией Верховного Совета БССР пятого созыва 29 декабря 1960 года и введен в действие с 1 апреля 1961 года [16]. УК БССР 1960 года состоял из Общей и Особенной частей, в отличие от УК БССР 1928 года, и включал 16 глав и 258 статей. Общая часть УК БССР 1960 года по своему характеру представляла нормы ранее упомянутых Основ уголовного законодательства 1958 года, в то время как главы Особенной части практически содержали в себе общесоюзные законы. Особенно это наблюдалось в отношении ответственности за государственные и воинские преступления, в том числе и за иные преступления, направленные против интересов Союза ССР. Общая часть УК БССР 1960 года включала в себя пять глав, таких как: «Общие положения», «О преступлении», «О наказании», «О назначении наказания и об освобождении от наказания», «О принудительных мерах медицинского и воспитательного характера».

В данный Кодекс внесены изменения в связи с принятием Указа Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с особо опасными преступлениями» от 5 мая 1961 года. Исходя из данного Указа, высшая мера наказания предполагалась за такие особо опасные преступления как: хищение государственного или общественного имущества в особо крупных размерах, изготовление с целью сбыта или сбыт поддельных денег и ценных бумаг, совершенные в виде промысла, а также в отношении особо опасных рецидивистов и лиц, осужденных за тяжкие преступления, терроризирующих в местах лишения свободы вставших на путь исправления заключенных или совершающих нападения на администрацию, или организующих с этой целью преступные группировки, или активно участвующих в таких группировках [12].

В УК БССР 1960 года присутствует перечень обстоятельств как смягчающих, так и отягчающих. Перечень обстоятельств, смягчающих ответственность, из девяти пунктов являлся открытым. Отличительной особенностью УК БССР 1960 года является освобождение от уголовной ответственности с применением мер общественного воздействия. Например, это статья 49 «Освобождение от уголовной ответственности с передачей дела в товарищеский суд». Использование данной нормы предполагалось в случае совершения субъектом некоторых общественно опасных деяний впервые: умышленное причинение телесных повреждений или побоев (часть 2 статьи 10), клевета (часть 1 статьи 128), оскорбление (статья 129), в том числе и за иные преступления, санкция за которые предусматривалась в виде применения к субъекту мер общественного воздействия.

Важным моментом является признание определенных общественно опасных деяний преступными лишь при наличии условий их совершения только по происшествии применения к субъектам мер общественного воздействия либо дисциплинарного или административного взыскания. С.В. Свирский полагает, что это стало прообразом современных составов преступлений  с административной преюдицией [13, с. 272].

С.А. Гурьев в одной из своих работ показывает, что отечественное уголовное законодательство занимало высокое положение в правовой системе всего уголовного права СССР, а также являлось одним из самых прогрессивным на то время. Значительным его достижением являлся высокий технико-юридический уровень, а именно достаточно развитый для данного временного периода понятийный аппарат и его лаконичность, потому некоторые нормы уголовного законодательства БССР выступали в качестве эталона для ряда иных союзных республик при формировании ими собственного уголовного законодательства. Помимо этого, как УК БССР 1960 года, так и УК БССР 1928 года были обсуждаемы во всесоюзной печати и получили достаточно высокую оценку советских ученых в области права [20, с. 30].

Высокую оценку УК БССР 1960 года дают Н.А. Бабий, А.В. Барков, М.О. Грунтов, В.М. Хомич и другие белорусские юристы, отмечая «весьма развитый понятийный аппарат, многие его положения сохраняются и в настоящее время в неизменном виде. Он был значительно прогрессивнее предшествующего: отменены аналогия закона и ответственность за преступное состояние, утвержден принцип личной ответственности, понижен максимальный размер лишения свободы, отменен ряд одиозных статей из Особенной части» [18, c. 625].

Несмотря на демократизацию уголовного законодательства в СССР и его достоинства, еще одной важной чертой УК БССР 1960 года является наличие норм, явно не отвечающим требованиям общепринятых принципов международного права в области охраны прав человека. В качестве примера таких норм можно привести статью 150, в которой говорилось о частнопредпринимательской деятельности и коммерческом посредничестве частными лицами в целях наживы в крупных размерах. Примером является и статья 194 о нарушении паспортных правил.

В последующем УК БССР 1960 года дополнялся новыми статьями. Появились статьи 23¹ и 51², предусматривающие осуждение с обязательным привлечением осужденного к работе.

Существенные изменения в уголовном законодательстве республики наступили после провозглашения Декларации о государственном суверенитете БССР. С сентября 1991 года Уголовный кодекс БССР стал называться Уголовным кодексом Республики Беларусь (далее – УК Республики Беларусь). В марте 1993 года проект был одобрен в первом чтении Верховным Советом Республики Беларусь.

Заслуживает внимание и предвосхитивший в основных чертах Уголовный кодекс Республики Беларусь Модельный Уголовный кодекс – рекомендательный законодательный акт для Содружества Независимых Государств. В.Ф. Ермолович и другие правоведы обратили внимание на то, что модельные законы СНГ имеют ряд совпадений с Основами законодательств, а данная форма заимствована у СССР, например, Основы уголовного законодательства СССР и союзных республик (3, с. 84).

Ключевые преобразования в содержании и структуре УК Республики Беларусь произошли с принятием Закона Республики Беларусь от 1 марта 1994 года «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Республики Беларусь и некоторые другие законодательные акты Республики Беларусь» [9]. В соответствии со статьей 1, центральной задачей уголовного законодательства является жизнь и здоровье человека, его прав и свобод.

Произошли значительные изменения в перечне применения к осужденным лицам санкций. Так, по сравнению с УК БССР 1960 года законодатель отказался от ряда таких наказаний, как: ссылка, высылка, направление в воспитательно-трудовой профилакторий. Увеличены возможности применения штрафов и отменена высшая мера наказания по отношению к уже не находившимся в состоянии беременности женщинам.

Значительным изменением в уголовное законодательство представляется  исключение  из  УК  Республики  Беларусь  главы  10 «Преступления против личной собственности граждан». Наименование главы 7 изменено с «Преступления против социалистической собственности» на «Преступления против собственности» с внесением изменений в редакцию данной главы. В связи с этим новый Уголовный кодекс был адаптирован под условия статьи 13 Конституции Республики Беларусь, которая гарантировала равную защиту и условия для развития всех форм собственности. Претерпела значительные изменения глава 11, наименование главы с «Хозяйственные преступления» сменилось на «Преступления в сфере предпринимательства и иной хозяйственной деятельности».

Корректировке подверглись нормы Особенной части УК Республики Беларусь. Ранее действующая статья «Измена родине» в новой редакции была преобразована в два раздельных состава преступления: измена государству (статья 61) и заговор с целью захвата государственной власти (статья 61¹), в том числе была исключена статья 66 об ответственности за вредительство.

Законом Республики Беларусь от 17 мая 1997 года «О внесении изменений и дополнений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Республики Беларусь» сформирована законодательная основа для борьбы с организованной преступностью.

Анализируя уголовное законодательство молодой Республики в 1990-е годы, можно прийти к выводу о том, что перемены были направлены на преодоление идеологической предвзятости и консервативных подходов к уголовно-правовой политике. 2 июня 1999 года усовершенствованный УК Республики Беларусь был принят Палатой представителей, а 24 июня 1999 года одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь. 9 июля 1999 года принятый Национальным собранием Республики Беларусь УК Республики Беларусь был подписан Президентом Республики Беларусь [17]. УК Республики Беларусь представляет из себя четко структурированный уголовно-правовой документ, состоящий из Общей и Особенной частей, разделен на 15 разделов и 466 статей.

Общая часть УК предполагает 5 разделов, 16 глав и 121 статью. Как и в ранее принятых уголовных кодексах Особенная часть содержит в себе общие положения, применяемых для назначения санкции. Здесь раскрываются принципы действия уголовного закона и уголовной ответственности, терминология, действие закона в пространстве и во времени.

Учитывая основания и понятие преступления, Особенной частью УК Республики Беларусь предусматриваются 4 категории преступлений, а именно: не представляющие большой общественной опасности – санкция в виде лишения свободы на срок не свыше 2 лет или иное более мягкое наказание; менее тяжкие – для преступлений с умышленной формой вины санкция в виде лишения свободы на срок не свыше 6 лет, для неосторожной формы вины размер наказания составляет не свыше 2 лет; тяжкие – санкция в виде лишения свободы на срок не свыше 12 лет; особо тяжкие – санкция в виде лишения свободы на срок свыше 12 лет, пожизненное заключение либо высшая мера наказания.

Кроме того, Особенная часть УК Республики Беларусь раскрывает и иные положения, например, такие, как вина и ее формы, соучастие в преступлении, возраст субъекта преступления, вопросы вменяемости, совершение преступления в состоянии аффекта, множественность преступлений, уголовная ответственность и ее цели, наказания, их виды. Особенная часть УК Республики Беларусь разделена на 9 разделов, включает в себя 21 главу и 345 статей. Особенная часть представляет собой комплекс статей, в которых указаны виды общественно опасных деяний и санкции за их совершение.

Практически ежегодно в УК Республики Беларусь вносятся изменения и дополнения. Основными изменениями Закона от 26 мая 2021 г. № 112-З «Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности» являются: смягчение санкций за ряд преступлений; декриминализация (полная или частичная) отдельных деяний; снижение сроков погашения судимости лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте; введение более льготных правил зачета сроков содержания под стражей в срок отбытия наказания; выделение некоторых деяний в самостоятельные составы преступлений. По названному Закону криминализированы все формы участия, осуществления и обеспечения экстремистской деятельности.

Сложная политическая обстановка в мире, усиление вызовов современности, предпринимаемые деструктивные попытки влиять на политическую и экономическую ситуацию в Беларуси обусловили дальнейшие изменения в уголовное законодательство  Республики Беларусь.

13 мая 2022 года принят Закон № 165-З «Об изменении Уголовного кодекса Республики Беларусь». Часть 1 статьи 59 изложена в следующей редакции: «1. В качестве исключительной меры наказания допускается применение смертной казни – расстрела (до отмены смертной казни) за преступления, предусмотренные частью 2 статьи 124, частью 3 статьи 126, частью 3 статьи 289 и частью 2 статьи 359 настоящего Кодекса, либо за сопряженные с умышленным лишением жизни человека при отягчающих обстоятельствах некоторые иные особо тяжкие преступления».

Часть 2 статьи 67 изложена в следующей редакции: «2. Смертная казнь за приготовление к преступлению и покушение на преступление не назначается, за исключением покушения на совершение преступлений, предусмотренных частью 2 статьи 124, частью 3 статьи 126, частью 3 статьи 289 и частью 2 статьи 359 настоящего Кодекса».

Последние изменения в Уголовный кодекс Республики Беларусь были приняты Законом Республики Беларусь от 17 февраля 2025 года № 61-З «Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности» [11], целью которого являлось устранение дисбаланса в системе наказаний. Признаком такого дисбаланса являются безальтернативные санкции, наказание по которым заключалось исключительно в лишении свободы. Такое явление не допускало назначение наказания, которое было бы соразмерно и всецело справедливо, учитывало характер и степень совершенного субъектом преступления и его личностные характеристики. Альтернативами наказания в виде лишения свободы дополнено двадцать санкций. Однако в некоторых нормах размер наказания был увеличен. Примером является часть 2 статьи 339¹, в которой размер наказания в виде ограничения свободы был увеличен с 3 до 4 лет. Также в части 1 статьи 435 был исключен такой вид наказания как штраф.

В общей сложности данный Закон внес изменения и дополнения в около 100 санкций. Видно, что законодатель стремится смягчить пределы уголовной ответственности. Заметно смягчение ответственности за совершения преступлений, связанных с оборотом наркотических средств (статья 328 УК Республики Беларусь). По части 4 данной статьи, предусматривающей ответственность за незаконный оборот наркотических средств в составе организованной группы, максимальны размер наказания в виде 20 лет лишения свободы остается прежним.

Еще одно изменение касается части 1 статьи 86 «Освобождение от уголовной ответственности с привлечением лица к административной ответственности» и части 1 статьи 88 «Освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием», согласно которому закрепляется возможность освобождения от уголовной ответственности при соблюдении определенных условий лиц, совершивших преступления, не представляющие большой общественной опасности, а не только лиц, совершивших их впервые.

Для граждан Республики Беларусь предусматривается ответственность за некоторые деяния за пределами страны. В данном случае подразумевается уголовная ответственность за преступления против мира и безопасности человечества (статьи 130–130²), связанные с терроризмом (статьи 289-290, примечание 5 УК Республики Беларусь), дискредитацией страны (статья 369¹) и иные.

Однако, несмотря на вышеуказанные изменения, белорусское уголовное законодательство, как и всякая система, имеет ряд недостатков. Среди них исследователи называют отсутствие четких правил построения норм уголовного закона и его составных частей, отсутствие четких стандартов в отношении нормотворчества, размытость формулировок в ряде уголовных норм, излишне повышенные санкции в некоторых статьях УК Республики Беларусь и некоторые другие. Актуальность приобрела проблема закрепления в уголовном законодательстве усиления ответственности за совершение преступления с использованием искусственного интеллекта.

Проводимая в стране уголовная политика анализируется, корректируется и ориентирована на Концепцию правовой политики Республики Беларусь 2023 года [10]. 

©Селиванова Е. Н., 2025

 

 


Пристатейный список:
1. Аргучинцев Г.К. История государства и права Беларуси : учеб. пособ. для студ. спец. «Право-ведение». 4-е изд. Минск: Амалфея, 2019. 380 с.
2. Декрет о суде [Электронный ресурс] // Рас-публиковано в № 17 Газеты Временного Рабоче-го и Крестьянского Правительства от 24 ноября 1917 года. Режим доступа: https://docs.historyrussia.org/ru/nodes/347949. Дата доступа: 05.01.2025.
3. Ермолович В.Ф. Концептуальные подходы к совершенствованию модельных законов обеспе-чения пограничной безопасности // Труд. Проф-союзы. Общество. 2015. № 3 (49). С. 83-87. 
4. Иванова Т.П., Юран В.П. Право в годы Вели-кой Отечественной войны //Труд. Профсоюзы. Общество. 2022. № 2. С. 4-12.
5. Довнар Т.И., Орловская Е.И. История госу-дарства и права Беларуси: учеб. пособие. 2-е изд. Минск: Издательский центр БГУ, 2020. 191 с. 
6. Кравец В.В. Нормативное закрепление проти-водействия экстремизму на белорусских землях: ретроспективный анализ // Вестник академии МВД Республики Беларусь. 2024.  № 1. С. 121-128.
7. Кузнецов И.Н., Шелкопляс В.А. История госу-дарства и права Беларуси: пособ. для студентов высш. учеб. завед. Минск: Тесей, 2004. 320 с.
8. Лопашенко Н.А. Уголовное право. Общая часть. Преступление. Академический курс. Том III // Уголовная политика. Уголовная ответ-ственность. Москва: Юрлитинформ, 2016. 752 с.
9. О внесении изменений и дополнений в Уго-ловный кодекс Республики Беларусь и некото-рые другие законодательные акты Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Бе-ларусь от 1 марта 1994 г. № 2827-XII // ЭТА-ЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Национальный центр правовой информации  Респ. Беларусь. Минск, 2025. 
10. О концепции правовой политики Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Указ Прези-дента Респ. Белар. № 196 от 28 июня 2023 г. // ЭТАЛОН. Зак-во Республики Беларусь /НЦПИ Респ. Бел. Минск, 2025. 
11. Об изменении кодексов по вопросам уголов-ной ответственности [Электронный ресурс]: За-кон Респ. Беларусь от 17 февраля 2025 г. № 61-З // ЭТАЛОН. Зак-во Республики Беларусь / НЦПИ Респ. Белар. Минск, 2025.
12. Об усилении борьбы с особо опасными пре-ступлениями : Указ Президиума Верховного Совета СССР, 5 мая 1961 г. // Ведомости Вер-ховного Совета СССР. 1961. № 19. Ст. 207.
13 Свирский С.В.  Краткий  сравнительный  ана-лиз  понятия «Преступление» на территории со-временной Беларуси в разные исторические пе-риоды // Сб. трудов молод. специал. Полоцкого гос. ун-та. Юридические науки. Уголовное пра-во. 2018. № 22 (92). С. 271-272.
14 Уголовный кодекс РСФСР [Электронный ре-сурс]: Закон РСФСР от 01.01.1922 г. // Офици-альный интернет-портал Музея Российских ре-форм имени П.А. Столыпина. Режим доступа: http://музейреформ.рф/node/13810. Дата доступа: 05.01.2025.
15 Уголовный кодекс БССР: утвержден ЦИК БССР VIII созыва 23 сентября 1928 г., введен в действие с 15 ноября 1928 г. // Уголовное зако-нодательство СССР и союзных Республик. М. : Государственное изд-во юридической литерату-ры, 1957. С. 126–162.
16 Уголовный кодекс БССР 1960 года, утвер-жден Законом от 29 декабря 1960 г., введен в действие 1.04.1961 г. // Сборник законов БССР.  1961. № 1. Минск: Амалфея, 1998. 208 с.
17 Уголовный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 9 июля 1999 г., № 275-З : принят Палатой Представит. 2 июня 1999 г. : одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г. : в  ред. Закона Респ. Беларусь от 17.02.2025 / ЭТАЛОН. Зак-во Респ. Белар. /НЦПИ Респ. Беларусь. Минск, 2025.
18 Уголовное право. Общая часть: учебник / Н.А. Бабий, А.В. Барков, М.О. Грунтов и др.; под ред. В. М. Хомича. Минск: Тесей, 2002. 496 с.
19 Вішнеўскі, А.Ф. Гісторыя дзяржавы і права Беларусі: вучэб. дап. Мінск: Акад. МУС Рэсп. Беларусь, 2003. 319 с.
20 Гур’еў С.А. Змены ў савецкай крымінальнай палітыцы і заканадаўстве СССР і БССР у канцы 50-х – пачатку 60-х гг. ХХ ст. // Право.by. 2012. № 5. С. 27-31.


Библиографическая ссылка

Е. Н. Селиванова УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО БССР И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И ИННОВАЦИИ // На пути к гражданскому обществу. – 2025. – № 4;
URL: www.es.rae.ru/goverment/ru/126-1110 (дата обращения: 04.11.2025).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 8 | За неделю: 8 | Всего: 8


Комментарии (0)


Сайт работает на RAE Editorial System