В статье исследуется одна из ведущих идеологических кампаний – по борьбе с «формализмом» в советской музыке. Прослеживается ход кампании, определяется ее идейно-политическая морфология, устанавливается внутренняя периодизация и взаимосвязь с другими аналогичными акциями того времени. Показан инструментально-локализированный характер кампании, организованной для достижения мгновенного дисциплинирующего и устрашающе-травматического эффекта, направленного против музыкальной интеллигенции и ее творческой свободы. Автор приходит к выводу о необходимости деликатной и взвешенной оценки «дела музыковедов-формалистов». Это обусловлено двойственностью данной исторической ситуации – сочетанием идеологического пристрастия и наличия элементов объективной критики пределов музыкально-эстетического экспериментирования.
Ключевые слова: советская культура, «поздний сталинизм», музыкальное искусство, «формализм», «безродный космополитизм», репрессии, идеология, политический контроль.
Библиографическая ссылка
Юдин К.А. 1 Советская музыкальная интеллигенция и власть в период «позднего сталинизма» // На пути к гражданскому обществу. – 2020. – № 1;
URL: www.es.rae.ru/goverment/102-702 (дата обращения:
22.12.2024).