Юбилейные кампании и молодёжные праздники как форма политико-воспитательной деятельности комсомола (на материалах Государственного архива Ивановской области)
Статья посвящена осмыслению роли праздников и юбилейных кампаний в процессах политической социализации молодёжи в Советской России 1920-1960-х годов. Целью работы является анализ нормативно-директивной и отчётной документации районных комитетов ВЛКСМ и изучение организационной структуры символических социокультурных практик. Актуальность исследования обусловлена необходимостью осмысления периодов символических трансформаций в отечественной истории. Фальсификация и мифологизация дискурсивного опыта предыдущих поколений затрудняют «дешифровку» социокультурных кодов, открывающих доступ к пониманию множественности репрезентаций ценностей и смыслов.
Исследование символической инфраструктуры советского комсомола актуально с точки зрения анализа процессов идеологического мифотворчества в СССР и может оказаться полезным для оценки степени соответствия доктринальных комплексов нынешних политических элит основаниям трансформирующейся коллективной солидарности в новейшей отечественной истории. Статья восполняет информационные лакуны в реконструкции процессов молодёжной советизации и помогает изучить территориальную специфику технологий вовлечения молодёжи в нормативное пространство управляемой гражданской активности. Задачи исследования предопределили применение методологии социального конструктивизма и исследовательских принципов феноменологии. Объектом анализа в рамках такого подхода является мир феноменов сознания субъекта. В свете вышеозначенных методологических подходов изучение дескриптивных контекстов социокультурной реальности открывает дополнительные возможности в постижении нелинейных социальных процессов.
Анализируется дискурсивный процесс структурирования коллективной идентичности. Изучив документы Государственного архива Ивановской области, автор приходит к выводу о том, что праздничные и юбилейные мероприятия были особой технологией формирования общинно-государственного сознания и модусом агитационного паттерна коммуникации.
Ключевые слова: Коммунистический союз молодёжи, Советская Россия, политическая социализация, пропаганда, символический капитал, советская идентичность.
Библиографическая ссылка
Аржаных Т.Ф. 1 Юбилейные кампании и молодёжные праздники как форма политико-воспитательной деятельности комсомола (на материалах Государственного архива Ивановской области) // На пути к гражданскому обществу. – 2020. – № 4;
URL: www.es.rae.ru/goverment/105-746 (дата обращения:
02.01.2025).