Обращение Рене Генона к Данте Алигьери основывается на опыте эзотерической герме-невтики «Божественной комедии»: в его работе «Эзотеризм Данте» приводится отрывок из книги Элифаса Леви «История магии»: «Произведение великого гибеллина есть объявление вой-ны папству через дерзкое раскрытие мистерий. Эпопея Данте иоаннитская и гностическая; это дерзкое применение фигур и чисел Каббалы к христианским догмам и тайное отрицание всего того, что есть абсолютного в этих догмах. Его путешествие через сверхъестественные миры происходит как посвящение… Это уже превзойдённый протестантизм, и поэт, враг Ри-ма, уже разгадал Фауста, поднимающегося на небо на голове побеждённого Мефистофеля». Генон даёт обстоятельный комментарий этого беспрецедентного указания: обращается к розенкрейцерству, исламским влияниям на Европу, а также к персидским, индийским и даже китайским духовным традициям, связанным с зороастризмом, буддизмом, индуизмом и даосизмом; кроме того, им привлекается к рассмотрению метафизика циклов Гераклита и Ницше. Однако, в качестве преследуемой им цели является не систематический разбор дальних и ближних контекстов и символических маркеров, но формирование инициатической ориентации, как ему кажется, безнадёжно утерянной на путях западной антропологии.
Ключевые слова: Данте, Генон, метафизика, традиции, Запад и Россия, отечественная интеллектуальная культура
Библиографическая ссылка
Океанский В.П. 1, Океанская Ж. Л. 1 Образ Данте в наследии Рене Генона как окно в метафизику культуры и пристальный взгляд оттуда (к 700-летию Данте Алигьери)
// На пути к гражданскому обществу. – 2021. – № 4;
URL: www.es.rae.ru/goverment/110-816 (дата обращения:
04.12.2024).