Данная статья является серьезной и результативной попыткой проанализировать до-статочно широкий круг проблем, связанных с десакрализацией христианского религиозного искусства на примере собраний главного музея Ватикана - Пинакотеки. Автор уточняет по-нятие сакральности на основе внутрицерковного традиционного мироощущения. Такой подход исключает отчужденность или отстранение от главного стержня проблемы и представляет сакральность как свойство, имеющее объективные знаки внешнего выражения. Появление иконописи в древней Византии определило константы безусловно священного в ее стилистике. Переход западных мастеров к «реалистическому» методу изображения привел к неизбежному уходу или отказу от изначально чистого и строгого понимания идеи Бога и всего божествен-ного в мире и творчестве. Собственно художественные исследования мастеров Ренессанса касались почти научных аспектов изображения: пропорций, перспективы, анатомии, равновесия или динамики. Духовная сторона творчества уходила на второй план или пропадала вообще, но на это не обращали внимания. В процессе освоения и накопления раритетов античного мира в Италии вкусовая сторона изобразительного искусства приняла безоговорочно античную эстетику со всеми ее языческими и даже явно антихристианскими элементами. Методы изображения католических святых и языческих богов не различались, что вело к непреодоли-мой десакрализации искусства.
Ключевые слова: эпоха Возрождения, сакральность, десакрализация, Roma Aeterna, живопись, искусство.
Библиографическая ссылка
Засорина Ю. А. 1 Roma Aeterna: к вопросу о десакрализации в католическом Ренессансе // На пути к гражданскому обществу. – 2022. – № 3;
URL: www.es.rae.ru/goverment/113-872 (дата обращения:
23.11.2024).