Статья посвящена завершающему этапу бердяевского наследия. Мыслитель осуществляет диагностику глобальной мировой ситуации, нисколько не утратившей своей силы 77 лет спустя. За полвека до Мамлеева Бердяев говорит о «России вечной», и, предвосхищая Тойнби, указывает на «морфологическое» сходство «Московского Царства» с «Царством Советским». «Русская идея» понимается им как «идея целостного преображения жизни», а «трагедия рус-ской революции» обнаруживается в «её первоначальном антихристианском характере». Катастрофизм эпохи имеет своеобразную смысловую оркестровку предваряющими научными революциями в новом естествознании: от физики – до психоанализа. «Трагическая тема» творче-ской свободы человека, от которой зависит «будущее России», будет только заостряться по мере раскрытия того факта, что «либерализм кончен». В России, согласно Бердяеву, «подготовляется новое христианское сознание», а «обветшавшие и выродившиеся формы христиан-ства будут преодолены». Попытки неохристианского реформизма на исходе Нового времени имеют двоякий характер между ноосферным и эсхатологическим дискурсами, и слово Бердяева – однозначно за последним. Но оставаясь последовательным катастрофистом и апокалиптиком, он настойчиво развивает социальную тематику, парадоксально соединяя таким образом эсхатологический реализм и жизнестроительный миф. Бердяев, пребывая в парадигме Модерна, уповает на сохраняющиеся сквозь исторические катастрофы культурно-цивилизационные возможности самобытного российского мира.
Ключевые слова: опыт катастрофы, советское наследие, перспективы, эсхатология, будущее России.
Библиографическая ссылка
Вяч.П. Океанский 1, Ж.Л. Океанская 1 Футурологическое россиеведение позднего Н. А. Бердяева
// На пути к гражданскому обществу. – 2025. – № 3;
URL: www.es.rae.ru/goverment/125-1087 (дата обращения:
13.09.2025).