Настоящая статья посвящена творчеству выдающегося мыслителя, крупнейшего представителя послекантовского идеализма Нового времени Артура Шопенгауэра и является продолжением научно-теоретических изысканий в области истории зарубежной философии. Опираясь на уже существующий историографический задел, автор предпринял попытку дополнить интеллектуальный портрет мыслителя, проанализировать его воззрения, идейно-концептуальное видение гносеологического процесса как продукта научно-исследовательской, академической коммуникации. Предметом исследования в статье становятся критические суждения Шопенгауэра, выносимые на основании его собственного опыта взаимодействия с академической средой в отношении «республики ученых» и атмосферы творческой, интеллектуальной активности. Последняя приобретала особую направленность и специфику под влиянием негативных факторов – конвенционализма, морального релятивизма, утилитарного прагматизма, приводивших к подмене объективной истины часто-индивидуалистической, дискурсивной догматикой, выступающих признаками псевдоучёности.