На пути к гражданскому обществу
Электронный научный журнал

Исторические науки
НА ПУТИ К СТАНОВЛЕНИЮ ДВУХ ТЕАТРОВ: ИЗ ИСТОРИИ ТЕАТРАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ГОРОДА ИВАНОВА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 1930-Х ГГ.
А. Ю. Вакарчук 1

1.

Первый сезон двух «драм»

Осенью 1933 г. в городе Иванове, центре огромной Ивановской промышленной области (ИПО), впервые в истории сезон открыли поочередно два драматических театра. Еще недавно, до февраля данного года, список  профессиональных театральных коллективов, работавших в городе, был другим: один драматический и один оперный. Но с 1933 г. история театральной жизни города пошла по новой стезе.

Первая драматическая труппа, размещавшаяся в здании гортеатра на углу улиц Театральной и Красноармейской (ныне – ул. Красной Армии, 8/2), была «коренного» происхождения: театр облпрофсовета (или театр ОСПС) был образован в 1932 г. на базе местного 1-го Рабочего театра Пролеткульта, выросшего из самодеятельности; второе рождение его, или перерождение было связано с осуждением и ликвидацией Пролеткульта в этом году.

Вторая труппа, занимавшая сцену нардома текстильщиков (помещения, переделанного в 1925 г. из фабричного корпуса, ныне ул. Громобоя, 2), была сформирована в 1932 г. Ивановским областным театральным объединением, традиционным образом – из артистов, прежде игравших в разных городах; первой ее площадкой стал Ярославский театр им. Ф. Г. Волкова, а в январе 1933 г. труппа была переведена на работу в Иваново; завершив там сезон в июне, труппа частично распалась (но на следующий сезон остались некоторые ведущие актеры, труппу покинул и художественный руководитель И. Г. Громов) и частично была набрана заново. Подробно мы уже рассказывали эту историю [1, с. 35–37], и в новой статье проследим, как она развернулась дальше.

Театр ОСПС продолжил работу над освоением классического наследия, отрицавшегося Пролеткультом. На второй сезон он перенес постановку пьесы А. Н. Островского «Без вины виноватые» из прошлогоднего репертуара, выпустил премьеру его же пьесы «Свои люди – сочтемся». Классическое наследие в то время на сцене часто давалось в социально-заостренной трактовке, часто использовался гротеск, призванный ярче вскрыть уродливые и смешные стороны личности или явления из «старого мира». Это было характерно и для режиссера-постановщика данных спектаклей – И. Г. Боров[1] уже давно (с 1925 г.) работал в театре. К началу зимнего сезона 1933 года был приглашен на работу  второй режиссер – И. В. Эллис. Сезон начали с проведения конференции зрителей [3].

  В областном драматическом театре (таково было название второй труппы) тоже в начале сезона шла проверенная постановка пьесы А. Н. Островского – спектакль «На всякого мудреца довольно простоты» (режиссер М. Л. Курский, художник А. Н. Ипполитов) был в репертуаре еще с 1932 г. В театре в 1933 году, как и во многих театрах страны, были поставлены свежие пьесы, выходившие из-под пера А. М. Горького – «Егор Булычев и другие», «Достигаев и другие» (это первые две части недописанной трилогии). В репертуаре начала сезона шла также современная «Интервенция» Л. И. Славина.  

Богатым на события в театральной жизни города выдался год 1934-й. Началось с того, что в январе отметил 15-летний юбилей театр ОСПС. В период его празднования с 25 декабря 1933 г. по 9 января 1934 г. были проведены и встречи с ударниками предприятий, и конференция зрителей, радиовечер, творческий диспут, встреча с писателями и торжественное заседание [4]. Из этих 15-ти лет восемь были неразрывно связаны с именем И. Г. Борова как художественного руководителя и режиссера, создавшего целый ряд интересных постановок. Вскоре, в марте 1934 г., по ходатайству областных организаций, ЦК РАБИС и ВЦСПС Наркомпрос РСФСР присвоил ему звание Заслуженного артиста Республики [5]. Это была редкость для периферийных театров тех времен.

Торжественный юбилейный вечер провел и областной драматический театр – в честь 25-летия творческой деятельности ведущего актера и режиссера М. Л. Курского[2]. На этом вечере (18 апреля 1934 г.) было объявлено, что звание Заслуженного артиста Республики присвоено и ему [6]. Два заслуженных артиста в год на периферии!

В июне 1934 г. орган, управлявший театрами в Ивановской промышленной области, был реорганизован. Областное театральное объединение было оформлено в 1931 г. облисполкомом как трест из нескольких крупных театров; работал он на хозрасчетной основе плюс с дотациями из областного бюджета. С июня 1934 г. оно было реорганизовано     в Управление театрально-зрелищных предприятий ИПО [1]. Данное управление продолжило политику Облтеатробъединения по перемещению трупп между Ивановом и Ярославлем, но уже в форме гастролей. С 1 июля 1934 г. в Ярославском театре им. Ф. Г. Волкова гастролировал Ивановский театр ОСПС. Привезли и современный, и классический репертуар: «Страх» А.  Афиногенова, «Чудесный сплав» В. Киршона, «Поднятая целина» по М. Шолохову, «Шлак» К. Державина, «На дне» М. Горького и «Без вины виноватые» А. Островского [7].

С сезона 1934/1935 художественным руководителем облдрамтеатра стал М. Л. Курский [2, т. 1, с. 220–221]. А И. В. Эллис [3] ставил премьеру, которой открывался 14 октября 1934 г. сезон облдрамтеатра – это был не виденный прежде ивановским зрителем «Гамлет» В. Шекспира [8], подробнее о котором мы поговорим чуть позже. 

А один из самых сильных классических спектаклей облдрамтеатра 1930-х гг. – это «Коварство и любовь». Пьеса Ф. Шиллера, в котором социальное и сословное неравенство и интриги вылились в трагедию, была популярна в те годы в театрах страны. Протест Шиллера передавался и зрителям, которые взволнованно реагировали на бурную реплику главного героя Фердинанда в исполнении М. Курского, обещавшего рассказать всей столице «как попадают в президенты».  

С весны 1932 г. в областном центре строилось огромное, по-современному архитектором А. В. Власовым спроектированное здание театра на бывшей Покровской горе (с 1937 г. – площадь Пушкина). К осени 1934 г. были уже отстроены стены, на очереди было возведение крыши и отделка. Вместимость зрительного зала планировалась на 2700 человек, что есть огромная цифра. Начальник строительства рассказывал читателям журнала «Рабочий край», что «Новый театр в Иванове строится как оперно-драматический. Однако, по своим сценическим возможностям, он рассчитан так, что в нем можно будет показать любой вид зрелищного искусства: драмы, оперу, балет, любые цирковые номера, эстраду, немое и звуковое кино и даже любую массовую пантомиму» [9]. Но эти планы пришлось скорректировать.

 

Статистические данные из отчета облисполкома, расположенные на проекте здания театра, можно назвать мечтами о его достройке

Реорганизации театров

В декабре 1934 г. в Иванове была осуществлена важная театральная реформа. «Слияние театра облпрофсовета с облдрамтеатром. В труппе – 59 актеров. Главный режиссер – М. Курский. С января начнет работать областной театр музыкальной комедии», – такой подзаголовок мог прочесть в газете «Рабочий край» от 20 декабря 1934 г. ивановский театральный зритель [10]. Серьезная новость! «На днях состоялось решение облисполкома и обкома партии о слиянии театра облпрофсовета с областным драматическим театром. Такое слияние продиктовано необходимостью подготовки артистических кадров для строящегося в Иванове театра-комбината», – продолжала разъяснять редакционная статья. Согласно ей «решение о слиянии двух драматических театров и о создании в Иванове крепкого театра музыкальной комедии подготовлено серьезнейшими принципиальными соображениями», которые хочется проанализировать или прокомментировать.

1) Должно быть не стыдно: «Ведь впереди перед нами ответственейшая задача: подготовить такой драматический коллектив, с которым области не стыдно бы было открыть строящийся театр-гигант».

2) Театральное искусство в Иванове развивается только в одну сторону: «Нельзя признать нормальной некоторую односторонность развития театрального искусства в Иванове» [это о наличии двух драмтеатров – А. В.]. «Необходимо учесть, что музыкальное воспитание рабочего населения Иванова явно недостаточно». От таких тезисов, зная реалии тех лет, возникает логичный вопрос: в этом ли были причины? Ведь прежде в городе был один драмтеатр и одна опера, пожертвованная Ярославлю; односторонность развития театрального искусства в Иванове, получается, сами власти и создали, пригласив вторую драматическую труппу? Да и этой односторонности еще и двух лет не исполнилось.

3) «Мы имели в прошлом году неполную загрузку театров». Приводятся цифры, что нардом и театр облпрофсовета могли пропустить в день 2000 человек, но вот загрузка была неполной – не выгодно: «существование двух параллельных, зачастую дублирующих (повторяющих) одни и те же постановки драмтеатров нецелесообразно и в хозяйственном отношении». Но театр-гигант планировался 2700 мест. Да и 700-местный зал на улице Красной Армии бросать не собирались, он предназначался театру музыкальной комедии. Задача организации и привлечения зрителя в будущем наоборот усложнялась: заполнить 3400 мест в сутки вместо 2000! Как будто бы ответом на этот вопрос звучала надежда на (NB!) качество будущего репертуара и разнообразие его жанров: «И для того, чтобы обеспечить работу всех театров с полной загрузкой, нужно высококачественное, высокоидейное, самых разнообразных жанров театральное искусство». Тут даже и не один театр музкомедии по части музыки планировался: «Принимаются меры к улучшению работы симфонического оркестра с организацией на базе его симфонического комбината с передвижной оперой, музыкально-вокальным ансамблем» (это осуществилось частично и ненадолго – симфонический оркестр был создан, но быстро распущен).    

4) Четвертый аргумент приведем цитатой: «Однако необходимость организации в городе театра музыкальной комедии далеко не единственная (и даже не главная!) причина слияния драмтеатров. При наличии двух коллективов неплохие в сущности, актерские силы – распылены. Коллектив облдрамтеатра несомненно нуждается в укреплении. А театр облпрофсовета, имеющий самостоятельное творческое направление, растущие кадры и интересный репертуар не имеет достаточной театральной культуры».

Приходится констатировать, что для образования областного театра музыкальной комедии банально не хватало помещения для его постоянной работы, и ради этого не нашлось ничего лучше, как «выселить» один театр. С 1931 г. в ведении Ивановского Облтеатробъединения находился передвижной театр музыкальной комедии, обслуживавший многие города ИПО. Его главный дирижер (с 1931 г.) И. И. Гладунюк вспоминал, что театру много раз обещали переход на стационарное положение, но из-за невыполнения этих обещаний и частых передвижений он лично, не выдержав, переехал на работу в Харьков (в 1938 г. он вернется в театр и прослужит в нем долгие годы) [11, л. 7 об.]. Будучи же временно в Иванове, труппа передвижной музкомедии прежде давала спектакли в нардоме, но теперь (с января 1933 г.) он был занят на постоянной основе труппой облдрамтеатра. А стройка театра-гиганта все не завершалась. Примечательно, что несмотря на планы поселить в «театре-комбинате» и драматическое, и музыкальное искусство, переход туда опереточной труппы вовсе не рассматривался. Недостаточно серьезный жанр? Театр музкомедии вселился в это здание только уже после грандиозной реконструкции его, в 1987 году, вместе с драмтеатром и театром кукол. Ну и вот теперь, в конце 1934 г., на базе передвижной музкомедии был образован стационарный театр музкомедии, постоянно действующий в городе Иванове. Старожилы Ивановского театра музыкальной комедии – артисты К. М. Адамов и А. А. Альская, несколько оркестрантов – начинали свой путь еще в передвижной труппе [12].  

Решение от декабря 1934 г. об объединении двух драмтеатров и образовании театра музкомедии само по себе свидетельствовало о значительно повысившемся интересе областных властей к театральному хозяйству. Реформа по образованию областного драмтеатра и обмену его с Ярославлем на областную оперу была единоличной идеей и делом областного Театробъединения. Решение же об этой театральной реформе принимали Ивановский обком ВКП (б), облисполком и облпрофсовет (как владелец театра ОСПС). Причем, по-видимому, формально обком ВКП (б) остался «в тени»: в документах его бюро за декабрь 1934 г. такового решения (постановления) нет (проверено нами), и единственный распорядительный документ об этом событии – это постановление президиума облисполкома и облпрофсовета Ивановской промышленной области от 22 декабря 1934 «О театрах Облдрамы и ОСПС и об организации театра музкомедии» [13, л. 114–114 об.]. Напомним дату, когда зрители узнали об этом из газеты – 20 декабря! То есть постановление даже с некоторым опозданием фиксировало уже принятое и даже оглашенное широкой публике решение. «В целях подготовки единого крупного художественно-полноценного коллектива, – гласило оно, – для освоения строящегося большого театра и удовлетворения культурных требований рабочей общественности ИПО в области театра и искусства, произвести слияние двух драмколлективов Облдрамы и ОСПС в единый областной драматический театр». Худруком объединенного театра назначался худрук облдрамы М. Л. Курский, а худрук бывшего театра ОСПС И. Г. Боров назначался очередным режиссером.

После освещения вопросов объединения двух драмтеатров постановление переходило к вопросу театра музкомедии: «Организовать при Управлении театрально-зрелищными предприятиями Областной театр музыкальной комедии в г. Иванове». Выделялись средства на ремонт  и капитальное переоборудование здания театра ОСПС с целью занятия его новым театром музкомедии. Велено было обеспечить начало работы музкомедии к 15 февраля 1935 г. [там же]. Что и было осуществлено, хоть и с некоторым опозданием: первый спектакль областной театр музыкальной комедии показал 1 марта 1935 г. Это было специально написанное произведение: антикапиталистическая «комедия-памфлет» «Гарри Домелла» [14].   

Два же драматических театра сосуществовали в Иванове менее двух лет (с февраля 1933 г. по декабрь 1934 г.). Решение о слиянии их было принято в декабре 1934 г., а объединение произошло с начала нового 1935 года. Упомянутая статья в «Рабочем крае» [10] рассказала и о судьбах артистов: из 37 актеров театра облпрофсовета в состав объединенного коллектива вошло 27, из 39 актеров областного драмтеатра – 32. Итого 59 человек. В объединенной труппе оказались такие артисты театра ОСПС как К. П. Антипин, К. В. Волкова, Н. Г. Евстафьева, В. А. Щудров, А. Н. Хренов и др.

Остальные 17 человек были трудоустроены в областной колхозный театр, в другие театры периферии. Как раз в 1934 г. из студии при драмтеатре организовывалось театральное училище, и часть актеров перешли туда в качестве педагогов. Объединен был и репертуар двух театров, точнее, часть спектаклей театра ОСПС продолжили жизнь в объединенной труппе («Хозяйка гостиницы», «Чудесный сплав», «Поднятая целина»). И все же театр ОСПС, бывший Пролеткульта – и это факт – прекратил свое существование. Из-за «осуждения» Пролеткульта 1932 года о нем и его ивановском театре много лет нельзя было вспоминать положительными словами. В 1958 г. Ю. Ф. Глебов осторожно писал: «Рабочий театр Пролеткульта существовал до 1932 г. Он сыграл положительную роль тем, что выявил и привлек к работе в театре наиболее способных участников художественной самодеятельности, некоторые из них с течением времени выросли в подлинных мастеров сцены» [15, с. 191].    

Гастроли

В мае 1935 г. прошли обменные гастроли Ивановского областного драматического театра с Ярославским театром им. Волкова. Начало было в Ярославле 20 мая со спектакля «Гамлет». А с 18 июля по 31 августа 1935 г., как сообщают объявления «Северного рабочего», в Волковском театре после годового перерыва опять выступила ивановская музкомедия, теперь уже имевшая постоянное помещение. 

С 1936 г. традиция длительных гастролей между театрами Иванова и Ярославля прекратилась – видимо, из-за образования в этом году отдельной Ярославской области и ухода таким образом от диктата органа, управлявшего театрами распавшейся Ивановской промышленной области (Облтеатробъединение, затем Управление театрально-зрелищных предприятий).

Майские (1935) гастроли ивановского театра в Ярославле и Ярославского – в Иванове получили немалое освещение на страницах газет «Рабочий край» и «Северный рабочий», но – в разных жанрах. Ивановская газета подошла традиционно: постоянный театральный рецензент редакции, публиковавшийся по псевдонимом Вальсингам, написал рецензии на спектакли «Мещане» М. Горького [16] и «Волки и овцы» А. Островского [17]. Дебютный спектакль «Мещане» в постановке известного провинциального режиссера И. А. Ростовцева произвел на него самое благоприятное впечатление, прежде всего высокой режиссерской культурой; для него спектакль оставил намного позади многие постановки облдрамтеатра, «который, к сожалению, не может похвалиться особо крепкой режиссерской культурой». Да и ярославский коллектив, счел он, ивановскому не уступает, а, пожалуй, превосходит. Это «пожалуй» намекает и на силу ивановской труппы (если и уступила, то ненамного, и то это субъективно). Тем более что второй спектакль («Волки и овцы», режиссер Н. А. Медведев) охладил его впечатления. Он счел, что актерский ансамбль не в пример хуже «Мещан», а эта постановка «прилична», но не более того, что режиссер обошел вниманием хищную социальную сущность «овец» (именно так), которые завтра сами обернутся волками – это закон их существования.

Описание: C:UsersАленаDesktop1934.1120 Театр Феди.jpg

Здание театра им. Ф. Г. Волкова

Ярославская газета дала возможность услышать анонсы гастрольных постановок «из первых уст» – преимущественно от худрука, режиссера и ведущего актера М. Курского, который вновь очутился в хорошо знакомом ему Ярославле и Волковском театре: прежде он там играл в конце 1920-х гг., а также неполный сезон 1932–1933 гг., оттуда его дорога и привела в Иваново. «Я играл Гамлета в Ярославле в 1927 году, – рассказывал он. – Я вижу, насколько вырос зритель. Тогда очень немногие понимали «Гамлета»… Теперешний ярославский зритель понимает трагедию Шекспира и любит классическое наследство. Об этом говорит исключительная внимательность и теплота, которыми нас встретил пролетарий Ярославля» [19]. Редакция «Северного рабочего» не поместила профессиональные рецензии, а, что интересно, собрала и опубликовала 4 отклика на «Гамлета» рабочего зрителя [19]. Бесхитростный отзыв, в котором работница шинного завода сообщает, что смотрела она «Гамлета» впервые и сравнить ей не с чем, но постановка понравилась, «она показывает то, что мы уже не можем видеть в нашей жизни», а лучше всех играл Курский (Гамлет) и Колесов[4] (могильщик), соседствовал с достаточно профессионально написанным. Рабочий завода синтетического каучука (не спрятался ли за его именем опытный рецензент?) счел, что спектакль во многом недоработан, «неубедительны массовые сцены», «декорация слишком однообразна», «артист Терентьев роль короля ведет слишком однообразно», образ Офелии (арт. Констанская) бледен в большинстве сцен, нет полноценных образов Лаэрта  и двух «друзей» Гамлета, а Курский (Гамлет) хоть и играет хорошо и «заряжает зрителя борьбой», но не убедил его в важнейшей сцене «Быть или не быть?». Наибольшее впечатление на него произвели арт. Павлов в роли Полония и в особенности уже упомянутый Колесов в роли могильщика. 

Описание: C:UsersАленаDesktopт-р - 0008.jpg

Сцена из «Гамлета», режиссер И. Эллис, художник Н. Медовщиков, в роли короля – Б. Терентьев

Словно бы подведением итогов первых сезонов работы облдрамтеатра стала статья С. Н. Дурылина «Театр в Иванове», опубликованная в журнале «Театр» (№ 8 за 1935 г.) [20]. В ней он (в разных объемах) проанализировал спектакли «Аристократы», «Борцы», «Платон Кречет», «На всякого мудреца довольно простоты» и особенно «Гамлет». Прогноз его о молодом театре, с которым его связывало в эти годы преподавание в Ивановском театральном училище, в целом оптимистичен: «Это – большая победа, но это – и еще больший долг театра перед зрителем и перед самим собою. Театр должен обладать не только верным, созвучным эпохе «хочу», – он должен обладать таким же «могу». Этого в театре еще нет. <…> Успех Гамлета обязывает к великой неустанной работе»

Таким образом, в короткий период 1933–1935 гг. в Иванове были образованы театры, существующие до сих пор. Мы постарались показать не самое простое (и не на пустом месте) их возникновение. 



[1] БОРОВ Илья Григорьевич (1899–1861) – театральный режиссер, Заслуженный артист РСФСР (1934). Был режиссером Саратовского театра Пролеткульта, а с закрытием его в 1925 г. был переведен в Иваново-Вознесенск режиссером 1-го Рабочего театра Пролеткульта. В 1935 г. покинул Иваново, работал в театрах Алма-Аты, Ижевска, Тулы, Барнаула, Фрунзе, стал Народным артистом Казахской ССР. При освещении этой и последующих биографических справок во многом используется биографический справочник Н. Ю. Шутовой «Ушедшие в вечность» [2].

 

[2] КУРСКИЙ Михаил Львович (1892–1942) – актер, режиссер, Заслуженный артист РСФСР (1934). Играл в театрах различных городов, был ведущим артистом. С 1933 г. в Иванове: актер Ивановского облдрамтеатра, с 1934 г. также его худрук до 1940 г. В 1940 г. переехал в Москву, служил артистом театра Моссовета. Выдающийся актер, лицо Ивановского драмтеатра тех лет.

[3] ЭЛЛИС (наст. фам. Потоловский) Иван Васильевич (1893–1963) – актер, режиссер периферийных театров. В 1933–1935 гг. работал в Иванове: режиссером театра ОСПС, с 1934 г. – облдрамтеатра. В 1935 г. по доносу из театра был арестован органами НКВД («троцкист»), наказание отбывал в лагере на Колыме. Освобожден, работал в других периферийных театрах, вторично был репрессирован в 1948 г. и тоже освобожден. Реабилитирован посмертно в 2000 г.     

[4]  КОЛЕСОВ Михаил Григорьевич (1895–1965) – артист провинциальных театров, работал в Саратове, Омске, Новосибирске, Иркутске, Ярославле. В 1933–1965 гг. играл на сцене Ивановского областного драматического театра, создав множество запоминающихся образов. Первый актер ивановских театров, получивший звание Народного артиста РСФСР (1957). 

 


Пристатейный список:
1. Вакарчук А. Ю. Управление театральным делом в Ивановской промышленной области в первой половине 1930-х г.: система и ре-формы // На пути к гражданскому обществу. 2023. № 4 (52). С. 32–37.
2. Шутова Н. Ю. Ушедшие в вечность: в 2-х томах. Иваново: Печатный двор, 2018. 
3. В 1 театре ОСПС… // Рабочий край. 1933. 18 окт.  
4. Юбилей театра ОСПС // Рабочий край. 1933. 10 дек. 
5. И. Г. Боров – Заслуженный артист Респуб-лики // Ленинец. 1934. 29 марта.
6. Чествование М. Л. Курского // Рабочий край. 1934. 20 апр.
7. К гастролям Ивановского театра // Север-ный рабочий (Ярославль). 1934. 23 июня.
8. Эллис Ив. «Гамлет». 14 октября открытие зимнего сезона в областном драматическом театре // Рабочий край. 1934. 13 окт. 
9. Кокурин А. Е. Каким будет новый театр // Рабочий край: издание Облпрофсовета и «Ра-бочего края». 1934. № 4. С. 26–27.
10. Новому ивановскому театру подготовить новый творческий коллектив // Рабочий край. 1934. 20 дек.
11. Государственный архив Ивановской обла-сти (ГАИО). Ф. Р–1186. Оп. 2. Д. 1.
12. Глебов Ю. Свой, музыкальный // Ленинец. 1977. 20 авг.
13. ГАИО. Ф. Р–1510. Оп. 1. Д. 433.
14. Бэм. Открытие сезона музыкальной коме-дии. Вместо рецензии на первый спектакль // Рабочий край. 1935. 4 марта.  
15. История города Иванова. Ч. 2: Иваново социалистическое. Иваново: Ивановское книжное издательство, 1962. 
16. Вальсингам. Спектакли театра имени Вол-кова. «Мещане» // Рабочий край. 1935. 27 мая. 
17. Вальсингам. «Волки и овцы». Театр имени Волкова // Рабочий край. 1935. 30 мая. 
18. После первых спектаклей // Северный ра-бочий. 1935. 23 мая
19. «Гамлет» в Волковском театре // Север-ный рабочий. 1935. 30 мая. 
20. Дурылин С. Театр в Иванове // Советский театр. 1935. № 8. С. 4–5.


Библиографическая ссылка

А. Ю. Вакарчук НА ПУТИ К СТАНОВЛЕНИЮ ДВУХ ТЕАТРОВ: ИЗ ИСТОРИИ ТЕАТРАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ГОРОДА ИВАНОВА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 1930-Х ГГ. // На пути к гражданскому обществу. – 2024. – № 1;
URL: www.es.rae.ru/goverment/ru/119-975 (дата обращения: 18.05.2024).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 33 | За неделю: 33 | Всего: 33


Комментарии (0)


Сайт работает на RAE Editorial System