На пути к гражданскому обществу
Электронный научный журнал

Экономические науки
ТРАНСФОРМАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ МАЛЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Н. Ю. Вислобоков 1

1.

Сегодня для малых производственных предприятий одним из важнейших элементов логистической системы, не менее важным, чем производственная составляющая, является сбытовая деятельность. Причём в отдельных отраслевых сегментах, а также промышленно-производственных секторах, эффективно организованная и реализуемая на практике система сбыта формирует порядка 70% успеха всей хозяйственной деятельности [1, с. 118]. Обусловлено это тем, что они вынуждены функционировать в высококонкурентной рыночной среде, где выживают только те предприятия, которые способны предложить потребителям продукцию наилучшим образом удовлетворяющую их потребности, а также обеспечивающие грамотное продвижение и сбыт [2, с. 44; 3, с. 80]. В связи с этим, повышение эффективности сбыта продукции на товарных рынках, как важнейшего элемента процесса товарооборота, стало необходимым условием эффективного функционирования любого производственного предприятия [1, с. 88]. В настоящее время, благодаря исследованиям современных специалистов, сбыт продукции вышел на совершенно иной качественный уровень развития теоретического и методологического обоснования, а также научно-прикладных решений [4, с. 31]. Данные обстоятельства делают трансформацию логистических процессов, нацеленную на расширение рынков сбыта и наращивание объёмов экспорта, одним из наиболее актуальных и перспективности направлений повышения эффективности функционирования, фактически, любого современного производственного предприятия.

Соответственно в исследовании, некоторые результаты которого отражены в данной статье, проводился анализ путей повышения эффективности функционирования малых производственных предприятий в современных экономических условиях путём расширения и диверсификации рынков сбыта и наращивания объёмов экспорта продукции в страны Закавказья и центральной Азии.

В качестве примера малого производственного предприятия рассмотрим ООО «Витебское предприятие «Бриз» (ООО «Бриз») и приведём некоторые результаты исследования эффективности логистических процессов данной организации. Данное предприятие уже более 20 лет является производителем железобетонных изделий и конструкций, на основе современных технологий производит изделия из железобетона (панели ограждений различных конфигураций, столбы ограждения, плитку тротуарную, декоративную и фасадную, блоки декоративного столба, вазы, цветочницы и т.п.) для благоустройства города и области. По результатам анализа сбытовой деятельности предприятия, если в 2023 г. было увеличение объёмов реализации продукции, то в 2024 г. уже наблюдалось некоторое снижение общего объёма реализации продукции по сравнению с предыдущим годом. При этом основным, наиболее эффективно реализуемым видом продукции в этот период была плитка фасадная и тротуарная, а наибольший прирост выручки от реализации продукции предприятия в этот период соответствовал ассортиментной группе «скульптуры».

При реализации продукции ООО «Витебское предприятие «БРИЗ» использует следующие каналы распределения: оптовые посредники; промышленные предприятия; оптово-розничные торговые предприятия. Из них, канал нулевого уровня, и одноуровневый канал распределения являются наиболее затратными (содержание фирменных магазинов, заработная плата персонала магазинов, транспортные расходы по доставке небольших партий продукции в магазины города и др.). При доставке продукции крупным и средним оптовикам, транспортные издержки уменьшаются в зависимости от объема поставки и за счет оплаты транспортных расходов частью оптовиков (в практике предприятия около 5 % оптовиков оплачивают транспортные расходы).

По результатам проведённого анализа наиболее перспективным направлением повышения эффективности сбытовой деятельности является диверсификация географии каналов сбыта и открытие новых каналов товародвижения на экспортные рынки. По сути, новые рынки предоставляют новые возможности для реализации продукции предприятия, расширения производства, дальнейшего роста и развития компании. По этой причине для субъектов предпринимательской деятельности освоение новых рынков является в настоящее время одной из стратегических задач.

Для оценки потенциальных новых рынков сбыта можно проанализировать объёмы импорта, например, плитки тротуарной в страны Закавказья и центральной Азии такие, как Азербайджан, Армения, Кыргызстан, Казахстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан. Долю каждой из этих стран в мировом импорте плитки тротуарной лучше всего изобразить в виде круговой диаграммы (рисунок 1).

Далее проведём сравнительный анализ исследуемых стран по факторам привлекательности и риска (таблица 1).  Для обеспечения сопоставимости показателей необходимо перейти от натуральных единиц измерения к нормированным. После сравнительного анализа в качестве потенциальных новых рынков сбыта таких стран, как Азербайджан, Армения, Кыргызстан, Казахстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан; можно отметить, что наиболее предпочтительным, с точки зрения сочетания факторов привлекательности и рисков, оказался рынок Армении, так как в данной стране минимальные риски и достаточно высокая привлекательность рынка сбыта для производимой предприятием продукции.

 

 

Таблица 1 – Профили стран по факторам привлекательности и риска

Фактор

Армения

Кыргызстан

Казахстан

Азербайджан

Узбекистан

Таджикистан

Туркменистан

Привлекательность

ВВП на душу населения, долл. США

4594

1224

10144

5167

1901

839

8843

Цена импорта за 1 т, долл. США

443

117

1126

1006

813

0

181

Объем импорта, т

2223

1252

1871

171

1309

0

6506

Годовой прирост в стоимостном выражении, %

590

222

-12

-54

60

0

2751

Риски

Расстояние от г. Витебск до столицы, км

2003

3628

2759

2092

2913

3560

2811

Инфляция, %

1,2

6,3

6,7

2,8

9,8

8,0

12,5

Концентрация стран-поставщиков

0,50

0,70

0,40

0,46

0,73

1,00

0,56

Таможенные пошлины, %

8,00

7,00

7,20

14,4

34,3

8,6

1,4

Объем экспорта, т

231

35

3068

100

147

0

100

 

 

 

Относительно способа реализации продукции наиболее целесообразным представляется задействовать местного оптового посредника. Дело в том, что, располагаясь обычно в крупных населенных пунктах, оптовые компании хорошо знают потребности конечных покупателей, поэтому они самостоятельно или с помощью производителя товара способны организовать мощную маркетинговую поддержку розничной торговле.

Как показывает современный опыт, оптовые компании в большинстве случаев осуществляют сбытовые функции лучше производителя, поскольку имеют устоявшиеся связи с розничной торговлей, а также хорошую складскую и транспортную базу [5, с. 85]. Кроме того, сегодня оптовые компании предоставляют своим покупателям не только товары, но и широкий спектр сопутствующих услуг: реклама в месте продажи, организация мероприятий по стимулированию продаж, доставка товара, предпродажная подготовка. Для интенсификации продвижения продукцию предприятия на новом направлении сбыта целесообразным представляется использовать также интернет-ресурсы, в частности такой инструмент интернет-маркетинга, как SMM-технологии. Сегодня по статистике Marketing Sherpa 95% людей от 18 до 34 лет удобнее всего следить за брендом и взаимодействовать с ним именно через соцсети. Данные о предполагаемых объемах продаж и ценах реализации продукции предприятия сведём в таблицу 2, а также в этой таблице приведём расчёты ожидаемой выручки от экспорта одного из видов производимой продукции.

 

 

Таблица 2 – Предполагаемый объем реализации плитки тротуарной в Армению в год

Вид продукции

Объем реализации продукции, ед.

Цена, руб.

Выручка от реализации, тыс. руб.

Плитка тротуарная «Кирпич» П21.11.6М-а, П20.10.6М-а серая

500

23,5

11,75

Плитка декоративная «Клевер краковский» попарно серый + красный, серый + серый

100

25,0

2,50

Плитка декоративная «Черепашка» (СТБ 1238-2000) серая, красная

600

17,0

10,20

Плитка декоративная «клевер» квадрат (СТБ 1238-2000) серая

400

17,0

6,80

Плитка декоративная «Калифорния» дерево (СТБ 1238-2000) серая

600

17,0

10,20

Плитка декоративная «Следы»

300

14,0

4,20

Итого

 

 

45,65

 

 

 

По результатам предварительных расчётов прирост выручки от реализации товаров при организации экспортных поставок плитки тротуарной в Армению в первый год составит, согласно данным таблицы 1, 45.65 тыс. руб.

Соответствующее изменение прибыли от реализации рассчитаем по формуле:




В данном случае экономический эффект от реализации предлагаемого проекта будет соответствовать изменению прибыли организации после учёта налогов.

Таким образом, можно сказать, что в результате внедрения проекта по оптимизации логистических процессов малого производственного предприятия путём создания новых каналов сбыта и наращиванию объёмов экспорта в страны Закавказья и средней Азии благодаря развитию только одного направления диверсификации рынков сбыта, выручка от реализации продукции анализируемой организации увеличится на 45,65 тыс. руб. (соответствует 18%), что приведёт к увеличению прибыли от реализации на 10,53 тыс. руб. или 8,42 тыс. руб. после учёта налогов и соответствующему увеличению рентабельности организации, что позволит значительно усилить конкурентные позиции предприятия, а также повысить устойчивость и надёжность функционирования его экономико-логистической системы.

©Вислобоков,  Н. Ю., 2025

 


Пристатейный список:
1. Азимов, Т.А. Каналы распределения, их уровни и тенденции развития / Т. А. Азимов, Л. Ю. Безнощук // Логистика. − № 10. – 2020. – с. 14 – 25.
2. Бекиш, Е.И. Внешние и внутренние рынки сбыта товаров и услуг организаций витебской области: состояние, проблемы и направления расширения на основе логистических техноло-гий / Е.И. Бекиш, Н.Ю. Вислобоков и др. // Монография. Глава 6. – Витебск, 2021. -192 с.
3. Вислобоков, Н.Ю.  Исследование особенно-стей логистических процессов предприятий лесозаготовительной отрасли в современных условиях / Н.Ю. Вислобоков // На пути к граж-данскому обществу. – Иваново, 2025. № 1(57). –С. 79-83.
4. Войткевич, Н. И. Каналы в распределитель-ной логистике промышленного предприятия / Н. И. Войткевич // Логистика. − № 2. – 2020. – с. 27 – 36.
5. Пузанова, И. А. Интегрированное планиро-вание цепей поставок / И. А. Пузанова, Б. А. Аникин; под редакцией Б. А. Аникина. – Москва: Юрайт, 2022. – 319 с.


Библиографическая ссылка

Н. Ю. Вислобоков ТРАНСФОРМАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ МАЛЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ // На пути к гражданскому обществу. – 2025. – № 4;
URL: www.es.rae.ru/goverment/ru/126-1112 (дата обращения: 04.11.2025).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 9 | За неделю: 9 | Всего: 9


Комментарии (0)


Сайт работает на RAE Editorial System