Сегодня для малых производственных предприятий одним из важнейших элементов логистической системы, не менее важным, чем производственная составляющая, является сбытовая деятельность. Причём в отдельных отраслевых сегментах, а также промышленно-производственных секторах, эффективно организованная и реализуемая на практике система сбыта формирует порядка 70% успеха всей хозяйственной деятельности [1, с. 118]. Обусловлено это тем, что они вынуждены функционировать в высококонкурентной рыночной среде, где выживают только те предприятия, которые способны предложить потребителям продукцию наилучшим образом удовлетворяющую их потребности, а также обеспечивающие грамотное продвижение и сбыт [2, с. 44; 3, с. 80]. В связи с этим, повышение эффективности сбыта продукции на товарных рынках, как важнейшего элемента процесса товарооборота, стало необходимым условием эффективного функционирования любого производственного предприятия [1, с. 88]. В настоящее время, благодаря исследованиям современных специалистов, сбыт продукции вышел на совершенно иной качественный уровень развития теоретического и методологического обоснования, а также научно-прикладных решений [4, с. 31]. Данные обстоятельства делают трансформацию логистических процессов, нацеленную на расширение рынков сбыта и наращивание объёмов экспорта, одним из наиболее актуальных и перспективности направлений повышения эффективности функционирования, фактически, любого современного производственного предприятия.
Соответственно в исследовании, некоторые результаты которого отражены в данной статье, проводился анализ путей повышения эффективности функционирования малых производственных предприятий в современных экономических условиях путём расширения и диверсификации рынков сбыта и наращивания объёмов экспорта продукции в страны Закавказья и центральной Азии.
В качестве примера малого производственного предприятия рассмотрим ООО «Витебское предприятие «Бриз» (ООО «Бриз») и приведём некоторые результаты исследования эффективности логистических процессов данной организации. Данное предприятие уже более 20 лет является производителем железобетонных изделий и конструкций, на основе современных технологий производит изделия из железобетона (панели ограждений различных конфигураций, столбы ограждения, плитку тротуарную, декоративную и фасадную, блоки декоративного столба, вазы, цветочницы и т.п.) для благоустройства города и области. По результатам анализа сбытовой деятельности предприятия, если в 2023 г. было увеличение объёмов реализации продукции, то в 2024 г. уже наблюдалось некоторое снижение общего объёма реализации продукции по сравнению с предыдущим годом. При этом основным, наиболее эффективно реализуемым видом продукции в этот период была плитка фасадная и тротуарная, а наибольший прирост выручки от реализации продукции предприятия в этот период соответствовал ассортиментной группе «скульптуры».
При реализации продукции ООО «Витебское предприятие «БРИЗ» использует следующие каналы распределения: оптовые посредники; промышленные предприятия; оптово-розничные торговые предприятия. Из них, канал нулевого уровня, и одноуровневый канал распределения являются наиболее затратными (содержание фирменных магазинов, заработная плата персонала магазинов, транспортные расходы по доставке небольших партий продукции в магазины города и др.). При доставке продукции крупным и средним оптовикам, транспортные издержки уменьшаются в зависимости от объема поставки и за счет оплаты транспортных расходов частью оптовиков (в практике предприятия около 5 % оптовиков оплачивают транспортные расходы).
По результатам проведённого анализа наиболее перспективным направлением повышения эффективности сбытовой деятельности является диверсификация географии каналов сбыта и открытие новых каналов товародвижения на экспортные рынки. По сути, новые рынки предоставляют новые возможности для реализации продукции предприятия, расширения производства, дальнейшего роста и развития компании. По этой причине для субъектов предпринимательской деятельности освоение новых рынков является в настоящее время одной из стратегических задач.
Для оценки потенциальных новых рынков сбыта можно проанализировать объёмы импорта, например, плитки тротуарной в страны Закавказья и центральной Азии такие, как Азербайджан, Армения, Кыргызстан, Казахстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан. Долю каждой из этих стран в мировом импорте плитки тротуарной лучше всего изобразить в виде круговой диаграммы (рисунок 1).
Далее проведём сравнительный анализ исследуемых стран по факторам привлекательности и риска (таблица 1). Для обеспечения сопоставимости показателей необходимо перейти от натуральных единиц измерения к нормированным. После сравнительного анализа в качестве потенциальных новых рынков сбыта таких стран, как Азербайджан, Армения, Кыргызстан, Казахстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан; можно отметить, что наиболее предпочтительным, с точки зрения сочетания факторов привлекательности и рисков, оказался рынок Армении, так как в данной стране минимальные риски и достаточно высокая привлекательность рынка сбыта для производимой предприятием продукции.
Таблица 1 – Профили стран по факторам привлекательности и риска
Фактор
Армения
Кыргызстан
Казахстан
Азербайджан
Узбекистан
Таджикистан
Туркменистан
Привлекательность
ВВП на душу населения, долл. США
4594
1224
10144
5167
1901
839
8843
Цена импорта за 1 т, долл. США
443
117
1126
1006
813
0
181
Объем импорта, т
2223
1252
1871
171
1309
0
6506
Годовой прирост в стоимостном выражении, %
590
222
-12
-54
60
0
2751
Риски
Расстояние от г. Витебск до столицы, км
2003
3628
2759
2092
2913
3560
2811
Инфляция, %
1,2
6,3
6,7
2,8
9,8
8,0
12,5
Концентрация стран-поставщиков
0,50
0,70
0,40
0,46
0,73
1,00
0,56
Таможенные пошлины, %
8,00
7,00
7,20
14,4
34,3
8,6
1,4
Объем экспорта, т
231
35
3068
100
147
0
100
Относительно способа реализации продукции наиболее целесообразным представляется задействовать местного оптового посредника. Дело в том, что, располагаясь обычно в крупных населенных пунктах, оптовые компании хорошо знают потребности конечных покупателей, поэтому они самостоятельно или с помощью производителя товара способны организовать мощную маркетинговую поддержку розничной торговле.
Как показывает современный опыт, оптовые компании в большинстве случаев осуществляют сбытовые функции лучше производителя, поскольку имеют устоявшиеся связи с розничной торговлей, а также хорошую складскую и транспортную базу [5, с. 85]. Кроме того, сегодня оптовые компании предоставляют своим покупателям не только товары, но и широкий спектр сопутствующих услуг: реклама в месте продажи, организация мероприятий по стимулированию продаж, доставка товара, предпродажная подготовка. Для интенсификации продвижения продукцию предприятия на новом направлении сбыта целесообразным представляется использовать также интернет-ресурсы, в частности такой инструмент интернет-маркетинга, как SMM-технологии. Сегодня по статистике Marketing Sherpa 95% людей от 18 до 34 лет удобнее всего следить за брендом и взаимодействовать с ним именно через соцсети. Данные о предполагаемых объемах продаж и ценах реализации продукции предприятия сведём в таблицу 2, а также в этой таблице приведём расчёты ожидаемой выручки от экспорта одного из видов производимой продукции.
Таблица 2 – Предполагаемый объем реализации плитки тротуарной в Армению в год
По результатам предварительных расчётов прирост выручки от реализации товаров при организации экспортных поставок плитки тротуарной в Армению в первый год составит, согласно данным таблицы 1, 45.65 тыс. руб.
Соответствующее изменение прибыли от реализации рассчитаем по формуле:
В данном случае экономический эффект от реализации предлагаемого проекта будет соответствовать изменению прибыли организации после учёта налогов.
Таким образом, можно сказать, что в результате внедрения проекта по оптимизации логистических процессов малого производственного предприятия путём создания новых каналов сбыта и наращиванию объёмов экспорта в страны Закавказья и средней Азии благодаря развитию только одного направления диверсификации рынков сбыта, выручка от реализации продукции анализируемой организации увеличится на 45,65 тыс. руб. (соответствует 18%), что приведёт к увеличению прибыли от реализации на 10,53 тыс. руб. или 8,42 тыс. руб. после учёта налогов и соответствующему увеличению рентабельности организации, что позволит значительно усилить конкурентные позиции предприятия, а также повысить устойчивость и надёжность функционирования его экономико-логистической системы.
1. Азимов, Т.А. Каналы распределения, их уровни и тенденции развития / Т. А. Азимов, Л. Ю. Безнощук // Логистика. − № 10. – 2020. – с. 14 – 25.
2. Бекиш, Е.И. Внешние и внутренние рынки сбыта товаров и услуг организаций витебской области: состояние, проблемы и направления расширения на основе логистических техноло-гий / Е.И. Бекиш, Н.Ю. Вислобоков и др. // Монография. Глава 6. – Витебск, 2021. -192 с.
3. Вислобоков, Н.Ю. Исследование особенно-стей логистических процессов предприятий лесозаготовительной отрасли в современных условиях / Н.Ю. Вислобоков // На пути к граж-данскому обществу. – Иваново, 2025. № 1(57). –С. 79-83.
4. Войткевич, Н. И. Каналы в распределитель-ной логистике промышленного предприятия / Н. И. Войткевич // Логистика. − № 2. – 2020. – с. 27 – 36.
5. Пузанова, И. А. Интегрированное планиро-вание цепей поставок / И. А. Пузанова, Б. А. Аникин; под редакцией Б. А. Аникина. – Москва: Юрайт, 2022. – 319 с.
Библиографическая ссылка
Н. Ю. Вислобоков ТРАНСФОРМАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ МАЛЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ // На пути к гражданскому обществу. – 2025. – № 4;
URL: www.es.rae.ru/goverment/ru/126-1112 (дата обращения:
04.11.2025).