Добродеева И. Ю. 1
1.
Первая наша встреча с Владыкой Амвросием произошла в начале 1990-ых годов. За моими плечами был знаменитейший Институт Философии Академии Наук, интеллектуальное, культурное общение с философами мирового значения, прославленными деятелями новейшей общественной мысли, тогдашним руководством страны, участие в мировых философских конгрессах, серьезные публикации в академических изданиях и т.д. Вернувшись в Шуйский, тогда еще педагогический институт, в 1988 году я стала проректором по науке, сохранив все столичные научные дружеские связи.
Вдруг я получила приглашение в епархиальное управление к Владыке Амвросию, которого я не знала и с которым никогда не встречалась, хотя до этого у нас в институте в Шуе проходили круглые столы с ведущими учеными Института Философии Академии Наук с символичным названием «Есть ли будущее у России?» В обсуждениях принимали участие ученые монахи Николо-Шартомского монастыря.
Оказавшись в приемной Владыки, я увидела Человека необыкновенной благородной красоты, манеры которого были проникнуты почти аристократизмом, речь спокойна, нетороплива. Впечатлило сочетание подобного внешнего вида с редкостной манерой держаться, высокой лексикой и стариннейшим произношением – исконно питерским. Выйдя от Владыки, я пребывала в подлинно культурном шоке. Общение в научной среде отличается известным либерализмом, полупрофессиональными арго, снимающими некий пафос, иронией и самоиронией, особенно среди больших ученых. Я была восхищена Высотой Простоты Владыки, не встречаемой впоследствии и до сего дня. Потом, узнав кто же такой Владыка в православной жизни, я поняла, что я встретилась с воплощенной в человеческом облике духовности, актуализировав в своей философской памяти определение духовного Платоном: «духовное – это простое». Имея достаточно широкий круг знакомых в данной уважаемой среде, как в провинции, так и в столице, имею смелость утверждать, что подобного мне не встречалось. Я не позволяю себе в рамках данных воспоминаний размышлять об облике современной святости, жившей и живущей сегодня и на нашей земле. Я же говорю о неповторимом человеческом облике Владыки Амвросия.
К счастью, контакты с Владыкой Амвросием продолжились и вышли за рамки личных отношений. Владыка стал частым гостем университета. Его выступления на Ученом Совете собирали полные залы преподавателей и студентов. Мы понимали, что и для Владыки такие публичные выступления были первыми. Его внимательно слушали ученые, никогда не бывшие в храме, имеющие в лучшем случае культурологические представления о религии, никогда не встречавшиеся со священнослужителями, тем более такого ранга. Владыка Амвросий был символом Нового времени в постсоветском академическом сообществе, воспитанном в духе научного скептицизма по отношению к российской православной традиции. Владыка не показывал волнения, но было понятно, что ситуация для него необычная. Необыкновенно красивый голос, доброжелательность к совсем незнакомой аудитории, слова о Вечных Истинах Добра, Красоты были просты и необычны. Владыка вызывал глубокое уважение, высокой оценки получила его интеллигентность. Первое знакомство профессорско-преподавательского состава с иерархом Русской Православной Церкви было практическим признанием необходимости в личной и общественной жизни такого пути духовно-нравственного облагораживания. Личная церковная жизнь многих наших коллег сложилась по-разному. Но участие Владыки в общественной жизни университета стало естественным и благотворным.
Следует отметить, что это были первые эпизоды таких контактов РПЦ и вузов. В Ивановской области, но, очевидно, не только у нас, а на всем пространстве новейшей России подобные контакты были чрезвычайно редки. Общение РПЦ со светским миром в этот период начиналось, как правило, с учеными – гуманитариями столичных научных институтов. Очень важно подчеркнуть, что Владыко Амвросий одним из первых в стране вошел в вузовское педагогическое пространство. И, как уже было отмечено, в его лице было явлено величие исконной русской традиции, созидательной силы России, ее народа и государства. Об этом как-то не было еще сказано, но осмысляя историю общения вуза с РПЦ, другими ее достойнейшими представителями, невозможно не признать, что удивительнейшая история возрастания авторитета вуза и его славных дел была начата Владыкой Амвросием.
Новизна общественной и образовательной среды вуза обратила на себя внимание Министерства Образования. В 1998 году уже университету (институт стал университетом в 1996 году) было предложено начать подготовку специалистов по религиоведению, специальности которой никогда не было в России. Первый Всероссийский круглый стол с названием «Религиоведение в светском вузе» было проведено в Шуйском государственном педагогическом университете с участием Ивановской епархии. В вузе была создана кафедра философии и религиоведения, Почетным профессором которой стал Владыка Амвросий. За 15 лет работы кафедра подготовила 350 специалистов, среди которых высшие иерархи Русской Православной Церкви, директора школ, преподаватели вузов, работники разных уровней власти.
Общение с Владыкой Амвросием привело руководство университета к решению выселить спортивный зал из церкви, принадлежащей вузу в качестве учебной аудитории. С апреля 1999 года при университете действует храм им. Александра Невского.
В целом еще очень трудно оценить всю полноту роли Владыки Амвросия в делах вуза и личных судьбах наших людей. Может быть, это по–человечески и невозможно: Владыка – слуга Божий.
©Добродеева И. Ю., 2023
Добродеева И. Ю. ОБЩЕНИЕ С ВЛАДЫКОЙ АМВРОСИЕМ КАК НАЧАЛО ВОЗРОЖДЕНИЯ ДУШИ // На пути к гражданскому обществу. – 2023. – № 3;
URL: www.es.rae.ru/goverment/ru/117-925 (дата обращения:
22.12.2024).