На пути к гражданскому обществу
Электронный научный журнал

Юридические науки
ХАРАКТЕРИСТИКА ЛОББИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Океанский М. В. 1

1.

Лоббизм – сложный и важный элемент политической системы, который играет значительную роль во многих странах, включая Российскую Федерацию. Суть института лоббизма заключается в осуществлении организованного влияния на принятие решений государственными органами власти в интересах особых групп или отдельных лиц.

В настоящее время лоббизм в Российской Федерации невозможно назвать полноценным институтом политической системы, каким он является во многих странах с развитой рыночной экономикой. Это связано, в первую очередь, с историческими, политическими и экономическими особенностями развития российского государства. Например, в советской России под лоббизмом понималось явно негативное явление социальной и политической жизни общества, направленное на реализацию интересов корпоративных структур, в том числе и в ущерб государству. Особо отмечалась не вполне ясная юридическая природа этого явления, прежде всего в методах и механизмах его реализации (шантаж, подкуп) [1]. После крушения административно-командной системы управления экономикой и развала Советского Союза в экономической сфере общества стали происходить коренные изменения, связанные в первую очередь с зарождением в экономике рыночных механизмов. Крупные финансово-промышленные группы, нуждающиеся в политической поддержке, стали выстраивать взаимовыгодные отношения с представителями государственной власти с целью «продавливания» необходимых для максимизации прибыли, монополизации рынка и в целом усиления своих позиций в политико-экономическом пространстве законов или политических решений. Важно отметить, что несмотря на многочисленные попытки принятия на федеральном уровне закона, регламентирующего лоббистскую деятельность, в Российской Федерации нет законодательных оснований для ведения подобного рода деятельности.

С 1992 года в России было предпринято пять известных попыток принять закон о лоббизме. При этом инициаторами закона выступали не только депутаты, но и первые лица – так, в 2008 году был издан Указ Президента России, в котором предлагалось подготовить нормативно-правовой акт, регулирующий лоббистскую деятельность, в рамках борьбы с коррупцией. В последний раз подобный законопроект – «О порядке продвижения интересов коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей» – рассматривался и был отклонен Государственной Думой в 2013 году. С этого же времени начались регулярные публикации рейтингов лучших лоббистов России – например, от «Независимой газеты» и «Трансперенси Интернешнл – Россия» (организация признана в России иностранным агентом) [2].

С ростом влияния органов государственной власти, государственных и политических деятелей, вызванными приходом к власти Владимира Путина, проблема лоббизма в Российской Федерации не ушла на второй план и по сегодняшний день нуждается в законодательном регулировании. Несмотря на неоднократное проявление политической воли многих государственных деятелей закон о лоббистской деятельности не был принят, поскольку он крайне неблагоприятен финансово-промышленным группам, которым значительно проще оказывать влияние на нормотворчество и процесс принятия политических решений находясь в тени. Важно отметить, что на данный момент времени для большей части граждан Российской Федерации понятия «лоббизм» и «коррупция» тождественны, что может затормаживать процесс развития рыночных механизмов, а также привести к еще большей деградации коммуникационных процессов треугольника власти, бизнеса и общества. Вместе с тем показательным является тот факт, что Президент России в «легализации», оформлении профессионального статуса лоббиста видит эффективный инструмент борьбы с коррупцией [3].

Основными особенностями лоббизма в Российской Федерации являются:

  1. Отсутствие прозрачности: лоббизм в России часто осуществляется в закрытых кругах и не всегда предается огласке.
  2. Коррумпированность: лоббисты в России могут использовать связи с представителями государственной власти и предлагать непрозрачные способы взаимодействия, включая способы взяточничества.
  3. «Кумовской капитализм»: лоббисты в России часто имеют тесные деловые связи с высокопоставленными политиками и государственными служащими и могут оказывать значительное влияние на принятие решений, вследствие которых успех предпринимательской деятельности будет зависеть лишь от степени близости к этим лицам. Лоббизм стал механизмом создания привилегий и преимуществ одних групп давления перед другими и продвижения узкокорпоративных интересов в ущерб общегосударственным [4].
  4. Ограниченная роль гражданского общества и неправительственных организаций: рост государственного контроля над неправительственными организациями в России снижает их возможность участвовать в лоббистской деятельности.
  5. Большое влияние бизнес-структур: лоббисты в России часто представляют интересы бизнеса и финансово-промышленных групп, имеющих значительный экономический и политический вес, которого нет у организаций, условно входящих в некоммерческий сектор экономики, но при этом так же нуждающихся в представительстве и защите своих интересов.
  6. Ограничение доступа для независимых лоббистов: в России существуют ограничения на деятельность независимых лоббистов и предпочтение отдается государственным и корпоративным интересам.
  7. Централизованность власти: российский лоббизм характеризуется сильным контролем государства над процессами принятия решений, что создает дисбаланс в пользу влиятельных лоббистских групп, что может привести к «вымиранию» малого и среднего бизнеса.

Все вышеперечисленные характерные черты лоббизма в Российской Федерации оказывают негативное влияние на деятельность субъектов малого и среднего бизнеса и на экономику в целом. Решение проблемы теневого лоббизма в России заключается в системном подходе к процессу урегулирования данной деятельности, изучении и внедрении зарубежного опыта, а также в волеизъявлении наиболее влиятельных элитных групп. Важно отметить, что у представителей влиятельных элитных групп есть достаточно большое количество оснований для формирования открытого, эгалитарного и легального института лоббизма в силу незрелости этого явления в российском обществе.

 

Подводя итог, важно выделить основные пути решения проблемы лоббизма в Российской Федерации:

  1. Принятие закона о лоббизме: парламентарии могут принять закон, устанавливающий правовые основы и порядок лоббирования. Этот закон должен устанавливать четкие правила и требования для лоббистов, включая регистрацию, раскрытие информации о деятельности и финансировании, а также запрет на конфликт интересов.
  2. Создание государственного органа, регулирующего лоббистскую деятельность: в Российской Федерации может быть создан специальный государственный орган, который будет отвечать за регистрацию, мониторинг и контроль лоббистской деятельности. Этот орган будет отслеживать деятельность лоббистов, проверять информацию о финансировании и обеспечивать соблюдение правил и требований.
  3. Проведение общественного обсуждения и повышение степени прозрачности лоббизма: для успешной и эффективной регламентации лоббизма важно проводить общественное обсуждение и прозрачность процесса. Граждане, НКО, бизнес-сообщество и другие заинтересованные стороны должны иметь возможность высказывать свою позицию, а также отслеживать деятельность лоббистов.
  4. Обучение и сертификация лоббистов: важно создать систему обучения и сертификации для лоббистов, чтобы гарантировать их квалификацию и знание правил и этических норм. Такая система поможет повысить профессионализм и ответственность лоббистов;
  5. Строгие санкции за нарушение законодательства в этой сфере: регламентация лоббизма должна быть сопровождена жесткими наказаниями за нарушение правил и требований, установленными законодательством.

Пристатейный список:
Библиографический список:

1.	Меньшенина Н.Н., Пантелеева М.В. Лоббизм: учебное пособие
https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/43629/1/978-5-7996-1806-3_2016.pdf 
2.	Не выйти из сумрака: о сложностях существования лоббизма в России
https://legalacademy.ru/sphere/post/ne-vyiti-iz-sumraka-o-slozhnostyah-suschestvovaniya-lobbizma-v-rossii 
3.	Субочев В.В. Лоббизм в России: при-рода, специфика, проблемы правового регу-лирования
https://mgimo.ru/files2/2014_12/up87/file_e648ab0bac88626a8e16f0ee35009d0e.pdf
4.	Васильева С.В. Цивилизованный лоб-бизм – средство или следствие борьбы с кор-рупцией? 
https://pravo.hse.ru/data/607/926/1240/Статья%20о%20лоббизме.pdf 


Библиографическая ссылка

Океанский М. В. ХАРАКТЕРИСТИКА ЛОББИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // На пути к гражданскому обществу. – 2023. – № 3;
URL: www.es.rae.ru/goverment/ru/117-929 (дата обращения: 21.05.2024).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 186 | За неделю: 186 | Всего: 186


Комментарии (0)


Сайт работает на RAE Editorial System