Общепризнано, что глобализация оказывает негативное влияние на семью. Система «семьецентризма» с ориентацией на материальные блага, ценности долга, семейной ответственности, рождения и воспитания детей, заботы о старости родителей, доминирование авторитета родителей и родственников уступает системе «эгоцентризма» с ценностями индивидуализма, независимости, личных достижений. Переходный период от одной модели семь к другим связан с ломкой ценностных ориентаций, изменением норм поведения. В обществе переплетаются нормы, характерные для разных типов семейной жизни.
На развитии семейно-брачных отношений существенно сказались как общие тенденции, характерные для большинства стран, так и специфические, связанные с особенностями развития Беларуси.
Негативными моментами брачно-семейных отношений в Беларуси являются: невысокая стабильность семей, особенно молодых; повышенная конфликтность в семье, что влияет на число разводов; увеличение доли неполных семей; сокращение удельного веса трехдетных и четырехдетных семей и увеличение распространения однодетных и двухдетных семей; слабая подготовленность к браку и семейной жизни; невысокий воспитательный потенциал отдельных семей и другие аспекты [1, с. 349].
С одной стороны, темпы изменения благосостояния семей невысоки, внутрисемейные отношения не лишены сложностей, затруднена реализация социально-статусных и эмоциональных потребностей членов семей; с другой – активизируется ориентация на семейный образ жизни, на укрепление семейных ценностей и традиций.
Семейная политика как конкретный набор мер, направленных на формирование желательного демографического поведения сформировалась сравнительно недавно. Направление государственной семейной политики менялись и меняются в разных странах, так же как и ее инструменты. Основной проблемой семейной политики является обеспокоенность уровнем низкой (в ряде стран – высокой) рождаемости и последствий, к которым это приводит. Немаловажным мотивом формирования семейной политики стало продвижение гендерного равенства в отношении воспитания и ухода за детьми.
Семейная политика может быть прямого и косвенного действия. Прямая семейная политика нацелена на достижение конкретного воздействия в отношении отдельных лиц в семье и (или) всей семье. Косвенная семейная политика – это действия, предпринимаемые в различных областях социально-экономической политики, не связанные непосредственно с семьей, но которые имеют важные последствия для нее.
В Беларуси прямые виды поддержки семьи представлены следующим образом: акты законодательства, регламентация брака, развода, положения женщины в семье, алиментные обязанности, охрана материнства и детства, помощь семьям, воспитывающим детей, льготы многодетным семьям, семьям с детьми-инвалидами, государственная адресная помощь. Косвенная поддержка оказывается в системе образования и здравоохранения, посредством пенсионных гарантий и социального обслуживания [4, с. 60].
Среди государственных программ для реализации в 2021-2025 годах, утвержденных постановлением Совета министров Республики Беларусь от 19 января 2021 года, предусмотрена программа «Здоровье народа и демографическая безопасность» и ее подпрограмма «Семья и детство» [9]. Задачами подпрограммы являются: совершенствование службы планирования семьи, улучшение качества и доступности медицинской помощи для женщин и детей, развитие системы поддержки семей с детьми и улучшение условий их жизнедеятельности; популяризация в обществе духовно-нравственных ценностей института семьи, совершенствование системы подготовки молодежи к семейной жизни.
В целях защиты и укрепления традиционной семьи в Конституцию Республики Беларусь по итогам референдума 27 февраля 2022 года внесены изменения и дополнения, в том числе и о том, что семья – это союз мужчины и женщины [5].
Государство предоставляет ряд социальных преимуществ женщине-матери. У жительниц Беларуси есть возможность находиться в декретном отпуске на протяжении трех лет, получая гарантированные пособие и ежемесячные доплаты. Не в каждой стране осуществляется такая поддержка матерей. В США, например, декретный отпуск длится максимум 12 недель, и он неоплачиваемый; в Италии – всего 5 месяцев. К тому же, когда отпуск заканчивается, в Беларуси есть возможность водить ребенка в детский сад. При этом в США могут позволить детский сад не все – до 4 лет малышей берут только в частные учреждения образования (с оплатой примерно 1000 долларов в месяц). В белорусской школе ребенка не только обучают и кормят, но и предлагают посетить различные кружки, способствующие развитию талантов. Родители в это время могут заниматься построением карьеры. Многие белорусы благодаря этому совмещают карьеру и семью [7].
Среди парламентариев Беларуси женщины составляют 35 % (средняя мировая – 25 %), среди депутатов местных советов доля женщин – 48 %, среди государственных служащих – 70 % [13, с. 86].
Несомненно, в республике проводится большое количество мероприятий, способствующих сохранению семейных ценностей. Среди них отметим следующие.
В мае 2023 года в Беларуси прошел республиканский семинар по проблемам семьи с участием Н.И. Качановой. Спикер Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь отметила, что «в стране уже многое сделано для семьи. Но нужно подумать, что еще сделать, например, для семей с двумя детьми».
Мероприятия, направленные на укрепление семьи, проводятся и на региональном уровне. В мае 2023 года в Беларуси прошел День семьи. Так, в Гродно второй год подряд состоялся парад колясок. Мероприятие направлено на повышение социальной и гражданской активности молодых пар, укрепление традиционных семейных ценностей, раскрытие творческого потенциала семей. Парад детских колясок в рамках акции «Семья – основа для творчества» прошел и в г. Столин. Столин – лидер Беларуси по количеству многодетных семей.
Предприятия и организации Беларуси стремятся принять участие в Дне семьи. Витебское областное управление № 200 ОАО «АСБ Беларусбанк» приурочило к этому Дню открытие выставки вышитых картин сотрудников и ветеранов учреждения. Приуроченный ко Дню семьи в Доме офицеров в Минске прошел финальный этап ежегодного конкурса молодых семей «Семья – кристалл общества». Отбор конкурсантов осуществлялся во всех воинских частях и соединениях. Финалисты соревновались в трех конкурсах: «Визитная карточка семьи», «Мой родный кут, як ты мне милы», «Творческий конкурс».
Семья, как социальный институт, существующий в обществе и государстве перманентно, все больше вовлекается в идеологические и политические процессы. Направления участия семьи в сохранении и приумножении традиций государственности, других значимых идеологических ценностей, этнокультурного наследия белорусов могут быть разнообразными [2, с. 325; 6].
Скульптурная композиция, посвященная семье и любви открыта в г. Богушевске Витебской области (скульптор – Иван Казак) в 2023 году накануне Дня народного единства. Скульптура изображает помещика Дмитрия Богушевского и его супругу Марию; создание и установка скульптуры приурочены к 200-летию со дня рождения Д. Богушевского.
Исторический памятник, посвященный семье, есть и в г. Витебске. Это скульптурная группа, изображающая князя Александра Невского, его супругу Александру, дочь полоцкого князя, и маленького сына Василия, которого А. Невский держит на руках.
Политике сохранения традиционный семейных отношений и их укрепления содействуют ряд проектов и мероприятий, в том числе и показывающих семейные ценности в историческом дискурсе. Так, в июле 2023 года в Витебской областной библиотеке открылась выставка «Семья по духу: вместе в царстве земном и Царстве небесном», посвященной 105-летию со для гибели семьи Николая II. «Когда говорят о семье, подразумевают не только плотскую сущность. Самое близкое родство – духовное», – прозвучали слова на открытии выставки. В экспозиции представлена литература из фондов областной библиотеки, личной библиотеки архиепископа Витебского и Оршанского Димитрия, библиотеки имени А.П. Сапунова, Витебской духовной семинарии, библиотеки великомучицы Екатерины и библиотеки великомученицы Ирины представительства Белорусского экзархата при Патриаршем подворье (Москва), а также экспонаты церковно-археологического музея Витебской епархии [14].
Одна из распространенных форм деятельности в настоящее время – посещение детских домов представителями общественных организаций. В рамках республиканского пилотного проекта Белорусского фонда мира «Мой мирный дом» в агрогородке Замосточье состоялась акция «Цветы мира» [8].
В Беларуси активно публикуют репортажи о счастливых семьях с детьми.
Представители политической партии «Белая Русь» постоянно навещают и поздравляют в роддомах мам, родивших детей в знаменательные дни – 3 июля, Новый год и в другие праздники. Активисты Белой Руси принимают участие и в других мероприятиях, направленных на укрепление семьи. Так, в июле 2023 года в населенном пункте Ольховка в Гродненской области прошел фестиваль семейного творчества. В его программе: конкурс для любителей клева в двух номинациях «Самая большая рыба» и «Самый большой улов», конкурс семейных творческих коллективов (у каждого из них своя песня – о любви, детстве, стране); конкурс подворий «Мой дом – моя гордость» [10].
Накануне начала каждого учебного года с участием производственных коллективов, общественных организаций и граждан в Беларуси проходит республиканская благотворительная акция «Собери портфель первокласснику».
В центрах дополнительного образования районов Минска и других городов организованы школы осознанного родительства «Здоровая нация: защита жизни с момента зачатия».
Альтернативой нахождению детей в детских учреждениях являются опекунская семья, гостевая семья, замещающая семья, детский дом семейного типа, патронатное воспитание и другие формы. Эти структуры находятся под контролем и защитой не только государственных органов социальной защиты, но и профсоюзных организаций.
С 1 июля по 31 октября 2023 года во всех регионах Беларуси проводится масштабное социологическое исследование в сфере демографии в рамках международного проекта технической помощи «Укрепление научного и образовательного потенциала Республики Беларусь в области сбора, анализа и использования демографических данных для достижения Целей устойчивого развития». Проект реализуется при поддержке Правительства Российской Федерации и Фонда ООН в области народонаселения (ЮНФПА). Целью исследования является сравнительный анализ брачно-семейных отношений и семейных ценностей, особенностей демографического поведения белорусов. Особое внимание будет уделено взаимоотношениям между родителями и детьми, супругами преемственности поколений.
Национальным исполняющим агентством проекта является Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь. Исследование проводится Центром социологических и политических исследований БГУ. Полученные сведения проанализируют социологи, экономисты, демографы, медики. В дальнейшем это позволит выявить особенности развития белорусской семьи, определить факторы, влияющие на репродуктивное поведение и семейные взаимоотношения, провести сравнительный анализ тенденций формирования брачно-семейных отношений в Беларуси, странах СНГ и Европы, разработать научно-обоснованные рекомендации по совершенствованию государственной семейной и демографической политики в нашей республике [11].
Национальный статистический комитет Беларуси в настоящее время работает над проведением исследования по суточному фонду времени: это касается того, сколько мужчины и женщины тратят на сон, приготовление еды, занятия с детьми.
Исследователи значительное внимание уделяют проблемам семьи на современном этапе. Они рассматривают варианты развития семьи как социального института и как малой группы, анализируют ситуацию в Беларуси на основе переписи 2019 года по сравнению с 2009 годом [13], анализируют наиболее результативные меры государственной семейной политики, реализация которых отражалась на росте и рождаемости в Беларуси, показывают основы дальнейшего развития демографической политики [4], обращаются к опыту Российской Федерации [3], рассматривают другие актуальные проблемы.
Пристатейный список:
Библиографический список:
1. Авлас, О.А. Современная белорусская семья: проблемы и тенденции развития // Менталитет славян и интеграционные процессы: история, современность, перспективы: материалы V междунар. науч. конф., Гомель, 24-25 мая 2007 г./ под общ. ред. В.В. Кириенко. Гомель, 2007. С. 348-349.
2. Аксенов, А.Н. Белорусская семья как одна из основ национальной государственности // Менталитет славян и интеграционные процессы: история, современность, перспективы: материалы V междунар. науч. конф., Гомель, 24-25 мая 2007 г./ под общ. ред. В.В. Кириенко. Гомель, 2007. С. 324-326.
3. Аниськова, В.В. Активная поддержка родительства // Социальная работа. 2018. № 5. С. 37-39.
4. Боброва, А., Живица, А. Семейная политика в Беларуси – приоритет социальной и демографической политики //Беларуская думка. 2021. № 7. С. 58-65.
5. Конституция Республики Беларусь 1994 г. с доп. и изм., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996, 17 окт. 2004 и 27 февр. 2022 г. Минск: НЦПИ, 2022. 80 с.
6. Кривонос, Т.В. Укрепление института семьи как проблема национальной безопасности // Безопасность Беларуси в гуманитарной сфере: социокультурные и духовно-нравственные проблемы /О.А. Павловская [и др.]; под ред. О.А. Павловской; Нац. Акад. наук Беларуси, Ин-т философии. Минск, 2010. С. 419-430.
7. Крылова, Е. Благодаря поддержке государства белорускам не приходится выбирать между семьей и карьерой // БелТА. 2023. 6 апреля.
8. Любочка, С. И расцветут цветы // Витьбичи. 2023. 20 мая. С.7.
9. О государственной программе «Здоровье народа и демографическая безопасность»: Постановление Совета министров Республики Беларусь от 19 января 2019 года № 28 //Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. 23.01.2021. 5/48712.
10. Окунуться в детство // Народная газета. 2023. 28 июля. С. 6.
11. Петровский, А. Белорусская семья в социологическом разрезе // Витьбичи. 2023. 8 июля. С. 14.
12. Смирнова, И. Волшебство, вышитое нитью // Витьбичи. 2023. 20 мая. С. 16.
13. Щеткина, М.А. Экология семьи // Беларуская думка. 2021. № 11. С. 80-86.
14. Яблоков, Н. Последний из династии Романовых / Витьбичи. 2023. 29 июля. С. 14.
Библиографическая ссылка
Иванова Т. П. СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА В СОВРЕМЕННОЙ БЕЛАРУСИ // На пути к гражданскому обществу. – 2023. – № 3;
URL: www.es.rae.ru/goverment/ru/117-933 (дата обращения:
22.12.2024).