Во втором полугодии учебного семестра 2022-2023 г. состоялась презентация нового творческого проекта коллектива кафедры истории и культурологии Ивановского государственного химико-технологического университета «Интеллектуальный кинотеатр». Автором идеи, научным руководителем-консультантом проекта выступил кандидат исторических наук, доцент Кирилл Александрович Юдин.
Проект предполагает последовательную реализацию медиаобразовательной стратегии – организацию регулярных проблемно-тематических кинопоказов в академическом, аудиторном формате. На установочном кинематографическом сеансе была определена первая циклическая рубрика – «”Холодная война”» в зеркале мирового кинематографа».
Проект призван совершенствовать междисциплинарный диалог, комплементарность курсов истории, истории искусств, культурологии, правоведения, технологий профессионально-ориентированного обучения в пространстве современного университета. В соответствии с этой целевой установкой разработана методика кинематографических сеансов, предусматривающая включенность в их работу представителей профессорско-преподавательского состава не только кафедры, но и с учетом перспектив расширения и инкорпорации новых учебно-методических модулей, всего университета.
Проект имеет фундаментальную методологическую основу. В концептуальном-теоретическом отношении он ориентируется на парадигму культурно-интеллектуальной истории, перекрестно-диалоговая составляющая которой, как отмечала Л.П. Репина, «соединяет проблемы интерпретации культурных взаимодействий в истории и в сознании историка», апеллирует к «изучению исторического события в соотнесении с социально-пространственными характеристиками и культурными реалиями изучаемой эпохи» [5, с. 39]. В то же время, все это предполагает продолжение работы с апробированным гносеологическим инструментарием, представленным сравнительно-историческим / компаративным, историко-генетическим, историко-типологическим методами.
Фильмы рассматриваются как медиатексты, а содержащиеся в них образы – как символические ресурсы, политические символы, которые «используются для формирования и корректировки коллективной идентичности, мобилизации, легитимации власти, легитимации насилия и создания чувства уверенности в победе над противоборствующей стороной и которые призваны продуцировать, прежде всего, страх, а также гнев, моральное негодование, отвращение, чувство превосходства, смех» [3, с. 31].
Проект также опирается на теоретико-методологические концепты интерпретации социокультурного пространства и киноэстетики, представленные в трудах Ю.М. Лотмана [4], а также А.В. Федорова, обобщившего опыт герменевтического анализа медиатекстов, предполагающего последовательное воссоздание исторического, культурного, политического, идеологического контекстов, обозначение иконографических кодов и других аспектов [9, с. 261–267].
Интеллектуальные киносеансы
С марта по май 2023 г. состоялось 6 кинопоказов, которые обеспечили К.А. Юдин, Д.В. Самотовинский, Д.Л. Шукуров.
На премьере-открытии проекта 7 марта 2023 г. студентам и магистрантам был продемонстрирован кинофильм Д. Тарадаша «Центр бури» / «Storm Center» (США, 1956), посвященный начальному этапу «холодной войны», репрезентации атмосферы маккартизма в США. Просмотр сопровождался применением технологий герменевтического анализа медиатекста, обзором исторического, культурного контекста, разбором имагологических кейсов.
11 апреля 2023 г. научный руководитель-консультант проекта «Интеллектуальный кинотеатр» К.А. Юдин и Д.В. Самотовинский продолжили реализацию уже апробированной медиаобразовательной стратегии кафедры истории и культурологии Гуманитарного института ИГХТУ, организовав работу сразу двух кинозалов.
Первый кинопоказ состоялся в аудитории А 209. Студентам 1 и 2 курса был продемонстрирован кинофильм Л. Пенна «Суд в Берлине» / «Judgment in Berlin» (США, ФРГ, 1988), отразивший юридический дискурс «холодной войны» – репрезентацию судебно-следственных механизмов, правовых систем двух Германий – ФРГ и ГДР, западного и восточного Берлина, специфику правоприменительной практики в условиях «холодной» политико-идеологической напряженности. Таким образом, удалось обеспечить не только соблюдение тематической заданности киносеансов, но и модальности учебного плана дисциплины «Правоведение».
Второй, вечерний кинозал, открылся в аудитории К 205 трансляцией картины С. Люмета «Система безопасности» / «Fail Safe» (США, 1964) и был посвящен не менее сложным и драматичным сюжетам и аспектам, продолжающим тревожить коллективную память и национально-государственную идентичность – рефлексии вероятности третьей мировой войны, ядерного апокалипсиса, сосуществованию человеческого разума и искусственного интеллекта, личности и системы.
17 апреля 2023 г. в аудитории К 205 состоялась внеочередная работа просмотрового зала «Интеллектуального кинотеатра» Гуманитарного института ИГХТУ – проекта кафедры истории и культурологии. Студентам 1 и 2 курсов был продемонстрирован кинофильм Б. Уайлдера «Свидетель обвинения» / «Witness for the Prosecution» (США, 1957) с участием легенд-мэтров мирового кинематографа – М. Дитрих, Ч. Лоутона, Т. Пауэра. Юридический дискурс, коррелирующий с общим контекстом «холодной войны», творчеством режиссера, был органично дополнен культурологической составляющей фактуры «гиперреальности» изученного медиатекста, вобравшего в себя помещенную в камерное пространство уникальную интеллектуально-имагологическую коммуникацию.
10 мая 2023 г. в 406 аудитории Гуманитарного корпуса ИГХТУ продолжилась реализация научно-просветительского проекта кафедры истории и культурологии «Интеллектуальный кинотеатр», состоялся очередной киносеанс, организованный научным руководителем-консультантом проекта К.А. Юдиным и зав. кафедрой Д.Л. Шукуровым.
Студентам и магистрантам была продемонстрирована криминательно-политическая драма Д. Сигела «Телефон» / «Telefon» (CША, 1977) с участием известных актеров – Ч. Бронсона, Л. Ремик, Д. Плезенса.
В кинофильме произведена репрезентация поднимаемая и ранее другими режиссерами («Маньчжурский кандидат», США, 1962, реж. Д. Франкенхаймер), тема «промывки мозгов» / наркогипноза как спец. оружия и технологии периода «холодной войны», позволявшая создавать особый тип «имплицитного шпиона» – шпиона, не знающего, что он шпион до тех пор, пока не произойдет «активация» его функционального предназначения с помощью кодовой фразы [См. подр: 18].
Данная проблематика была характерна не только для американского, но и западноевропейского, в частности, классического французского кинематографа, также в свойственном ему стиле обращавшегося к более сложной морфологии – расщеплению экзистенциальных ниш, долговременному и осознанному, не подкрепленному «психотропной» стимуляцией, сосуществованию гражданско-повседневной идентичности, – и всегда готового к «пробуждению» шпионско-агентурного долженствования. С связи с этим, в качестве интеллектуальной ремарки, обратим внимание на кинофильм Ива Буассе «Шпион, встань»/ «Espion, lève-toi» (Франция, Швейцария, 1981), в котором приняли участия такие мэтры мирового кинематографа, как: Л. Вентура, Б. Кремер, М. Пикколи, Б. Фрессон.
23 мая 2023 г. в аудитории К 205 состоялся заключительный в рамках семестрового планирования кинематографический сеанс.
Работу зала «Интеллектуального кинотеатра» обеспечили К.А. Юдин и Д.Л. Шукуров. Студентам был продемонстрирован фильм С. Спилберга «Шпионский мост» / «Bridge of Spies» (США, 2015), вызвавший заметный резонанс и в научной историографии, киноведении. Военно-историческая драма С. Спилберга, в которой осуществилась рецепция различных стилистических фигур и жанровых конвенций – нуара, постнуара, пеплума и др., конструирует интегральное «гиперреалистическо»-имагологическое полотно.
В нем нашли отражение самые драматические процессы эпохи «холодной войны», связанные с полноценным воссозданием интерьеров «холодной» повседневности с использованием современных ресурсов и кинопроизводственных технологий: встречное разоблачение и обезвреживание шпионов и разведчиков, возникающая на почве идеологической индоктринации эскалация коллективной нетерпимости к ним, модификации образов «своих», «чужих» и их погранично-комбинированных состояний, пространственная политико-символическая демаркация, институциональные аспекты контроля над информационным пространством, специфика дипломатического, переговорного процесса, юридический дискурс.
Важно отметить, что проект «Интеллектуальный кинотеатр» имеет серьезную теоретическую основу, подкреплен научными публикациями, монографиями, статьями в высокорейтинговых журналах руководителя-консультанта, К.А. Юдина [14; 15; 16; 17; 18; 19; 20; 21; 22], и коллектива кафедры по истории кинематографа, исторической имагологии и другим аспектам [1; 2; 6; 7; 8; 10; 11; 12; 13].
Важную роль в этом играет и медиа-активность, заключающаяся в публичной презентации сферы научных интересов, проведении различных мероприятий. В разное время преподаватели кафедры – Д.Л. Шукуров, К.А. Юдин, Д.В. Самотовинский – приняли участие в передаче Ивановского общественного телевидения «Экспертное мнение» (ведущий – А.А. Федотов), в которой рассказали о приоритетах и результатах научных исследований. Это стало важной площадкой мультимедийного диалога.
Некоторая хроника педагогической
деятельности кафедры
2022 г.
Если обращаться к «хронике» мероприятий, то наиболее важными из них можно считать следующие. 26 октября 2022 г. состоялась открытая лекция канд. ист. наук, доцента кафедры истории и культурологии Д.С. Будановой, посвященная проблемам интерпретации визуальных текстов – произведений графики, живописи и фотографии. При этом в качестве примера лектор использовал работы польского художника и фотографа XX века Здзислава Бексиньского [2]. Предметом оживленной дискуссии стали работы художника, созданные в 1970-1980-е годы. Участники дискуссии обсудили различные стратегии интерпретации визуального текста, традиции интерпретации, а также результаты толкования визуальных текстов, созданных З. Бексиньским.
30 ноября этого же года преподавателями кафедры истории и культурологии был организован квест для студентов бакалавриата и магистратуры. Квест был посвящен вопросам репрезентации событий отечественной истории в произведениях русской культуры. Студенты справились почти со всеми заданиями и показали довольно высокий уровень знаний, а также умение применять полученные в ходе изучения истории и культурологии знания.
15 декабря студенты ИГХТУ и учащиеся Лицея № 21 под руководством преподавателей кафедры истории и культурологии приняли участие в работе дискуссионного круглого стола, организованного Советом ректоров высших учебных заведений Ивановской области и посвященного истокам создания и причинам распада Советского Союза. Основное мероприятие предваряла лекция заместителя председателя Избирательной комиссии Ивановской области Александра Анатольевича Павлова об особенностях избирательного процесса в СССР. В работе дискуссионного круглого стола приняли участие как видные ученые, так и представители органов государственной власти и органов местного самоуправления Ивановской области.
2023 г.
23 марта 2023 г. в Информационном центре (библиотеке) ИГХТУ прошла встреча-портрет «Писатель, журналист, просветитель» с Алексеем Александровичем Федотовым, профессором кафедры истории и культурологии, доктором исторических наук, членом Союза писателей и Союза журналистов России, популяризатором науки. В рамках встречи речь шла о его научно-педагогической деятельности в сфере гуманитарных наук, обсуждался широкий круг вопросов, связанных с журналисткой и просветительской деятельностью, а также литературным творчеством.
9 апреля студенты 1 курса магистратуры под руководством доцента кафедры истории и культурологии Д.С. Будановой разработали и продемонстрировали деловую игру, приуроченную к Году педагога и наставника. Студенты не только показали высокий уровень освоения универсальных компетенций, но и в полной мере смогли почувствовать себя в роли преподавателей, педагогов.
19 апреля студенты 1 курса магистратуры также под руководством Д.С. Будановой разработали деловую игру, приуроченную к Году педагога и наставника. Студенты не только продемонстрировали высокий уровень освоения универсальных компетенций, но и в полной мере смогли почувствовать себя в роли преподавателей, педагогов. Примечательно, что тема для деловой игры – «Искусственный интеллект: онтогносеологический аспект» – была выбрана обучающимися самостоятельно, что свидетельствует о заинтересованности студентов в подготовке проектов междисциплинарной тематики, проектов, объединяющих гуманитарное и естественнонаучное знание.
21 апреля в стенах Ивановского государственного химико-технологического университета состоялась конференция «(Не)наука: Алхимия в истории человечества». 25 апреля в рамках школы-конференции «Дни науки в ИГХТУ» состоялось заседание секции «Химия и музыка: опыт взаимодействия», организованной кафедрой истории и культурологии. В работе секции приняли обучающиеся бакалавриата и магистратуры; они представили доклады, посвященные самым разным аспектам взаимодействия химии и музыки, естественнонаучной и гуманитарной культуры.
27 апреля в рамках школы-конференции «Дни науки в ИГХТУ» состоялось заседание секции «Исторические, культурологические и правовые аспекты развития спорта и представлений о здоровом образе жизни». Были заслушаны доклады учащихся МАОУ «Лицей № 21», подготовленные под руководством Д.С. Будановой. Анастасия Будникова и Ева Вишнева представили доклад, посвященный влиянию цифровых гаджетов на учащихся школ.
Таким образом, в течение 2022-2023 учебного года кафедрой истории и культурологии был сформирован солидный научно-педагогический задел проектно-образовательной, воспитательной, профессионально-ориентационной работы, который планируется совершенствовать и в дальнейшем.
Пристатейный список:
Библиографический список:
1. Буданова Д.С. С.Н. Булгаков и И.С. Шмелев: параллели жизни и творчества // Государство, общество, церковь в истории России ХХ-ХХI вв. Материалы XXII Международной научной конференции. Иваново: ИвГУ, 2023. С. 211-216.
2. Буданова Д.С. Символы власти и их интерпретация в живописи Здзислава Бексиньского // Интеллигенция и мир. 2019. № 3. С. 71-100.
3. «Враг номер один» в символической политике кинематографий СССР и США периода холодной войны / под ред. О.В. Рябова. М.: Аспект Пресс, 2023. 400 с.
4. Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллин: Ээсти раамат, 1973. 135 с.
5. Репина Л.П. Память о событиях в измерениях пространства и времени // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия История. Международные отношения. 2020. Т. 20. Вып. 1. С. 34–40.
6. Самотовинский Д.В. Благочестивые варвары под властью тиранов: московиты во «Всеобщей космографии» Андрэ Тевэ (1575 год) // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История. Филология. 2014. Т. 13. № 1. С. 25-32.
7. Самотовинский Д.В. «Другой» между варварством и цивилизацией: московиты во «Всеобщей истории мира» Франсуа де Бельфорэ (1570) // Известия высших учебных заведений. Серия: гуманитарные науки. 2013. Т. 4. № 2. С. 154-160.
8. Самотовинский Д.В., Куренчанина О.В. Начало «холодной войны» и формирование образа внешнего врага в советской прессе // Вестник Гуманитарного факультета Ивановского государственного химико-технологического университета. 2008. № 3. С. 322-325.
9. Федоров А.В. Отражения: Запад о России / Россия о Западе. Кинообразы стран и людей. М.: Информация для всех, 2017. 389 c.
10. Шукуров Д.Л. Информационные войны и психоанализ // На пути к гражданскому обществу. Научный журнал. № 1-2 (5-6). 2012. С. 17-21.
11. Шукуров Д.Л. Образы деструкции в психоанализе и в философии В.С. Соловьёва // Соловьёвские исследования. Вып. 2(34) 2012. С. 65-80.
12. Шукуров Д.Л. Формирование психоаналитического подхода к изучению культуры на Западе и в России // Соловьёвские исследования. 2013. Вып. 2. С. 175-188.
13. Шукуров Д.Л. «Чужое слово» и центон: аспекты теории М.М. Бахтина // Филология: научные исследования. 2022. № 10. С. 17-25.
14. Юдин К.А. Аккорды «холодной войны»: музыка как ресурс для репрезентации «образа другого» в англо-американском кинематографе // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: История. Международные отношения. 2021. Т. 21. № 3. С. 553-558.
15. Юдин К.А. Англо-американский кинематограф 1940 – 1970-х гг. и система государственно-политического контроля США // На пути к гражданскому обществу. 2019. № 1(33). С. 74-88.
16. Юдин К.А. Кинематограф в контексте советско-американских отношений накануне и в период «холодной войны» (вторая половина 1920 – начало 1950-х гг.) // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: гуманитарные науки. 2018. Вып. 4(18). История. С. 39-52.
17. Юдин К.А. Кинополитика и идеология США в период «холодной войны» // Вопросы истории. 2020. № 12-1. С. 84-97.
18. Юдин К.А. «Образ врага» и атмосфера «холодного противостояния» в зарубежном кинематографе 1960-х – 1970-х гг. // Диалог со временем. 2019. Вып. 67. С. 178-194.
19. Юдин К.А. Советская кинополитика накануне и в период «холодной войны». Иваново: АО Информатика, 2023. 430 с.
20. Юдин К.А. Советские и американские кинопроизведения 1940 – начала 1950-х гг.: медиа-текстуальный дискурс «холодной войны» // Вестник Гуманитарного института. 2020. Вып. 1. С. 49-56.
21. Юдин К.А. Советская кинополитика второй половины 1950 – конца 1970-х годов // Новейшая история России. 2022. Т. 12. № 3. С. 752-773.
22. Юдин К.А. «Холодная война» – «холодный» юмор: политико-сатирическая имагосфера англо-американского кинематографа 1960-х гг. // Идеи и идеалы. 2020. Т. 12. № 2. Ч. 2. С. 351-367.
Библиографическая ссылка
Юдин К. А., Шукуров Д. Л., Самотовинский Д.В. «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КИНОТЕАТР» КАК НАУЧНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАФЕДРЫ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРОЛОГИИ ИГХТУ // На пути к гражданскому обществу. – 2023. – № 3;
URL: www.es.rae.ru/goverment/ru/117-935 (дата обращения:
03.12.2024).