Семененко А.М. 1
1.
Долгое время при изучении истории населённого пункта, который сейчас называется городом Иваново, должным образом практически не изучалось время, относящееся к средним векам. Ряд работ, в основном, сосредотачивались, максимум на XVII веке. Например, труды Я.П. Гарелина (1820-1890) [13;14], П.М. Экземплярского (1886-1947)[28; 43; 44; 45], В.В. Герасимова (1923-1990) [15], позволили исследователям более позднего времени Ю.Ф. Глебову (1904-1979) и Т.Н. Лешукову (1904-1988) [16], а затем – К.Е. Балдину [4; 5], А.Ю. Кабанову [23], А.М. Семененко [34], М.Ю. Тимофееву [39] насколько это возможно обобщить и проанализировать имеющиеся данные.
Другие ученые, например, А.Е. Кабанов и В.П. Столбов, изучая XVII-е столетие, сосредоточились на феномене старообрядчества в ивановской истории [22; 38].
И тому были свои причины – надёжных письменных свидетельств за пределами семнадцатого столетия ничтожно мало. Поэтому, более ранний период, а это век XVI-й и даже XV-й, не исключая XIV-е столетие, только начинает открывать свои тайны. Собственно предлагаемый текст – это одна из попыток собрать имеющуюся информацию о тех временах и предложить её заинтересованной общественности. И здесь, кроме названных выше трудов, следует привлечь публикации В.А. Борисова (1809-1862) [10; 11], И.И. Власова (1880-1943) [12].
Одновременно есть смысл провести своеобразную историографическую ревизию на данную проблематику, и сформулировать то, на чём сейчас остановилось историческое краеведение Ивановской области. И здесь нас интересуют, как минимум, несколько вопросов - первое упоминание, название села и владельцы. Тем более, они все так или иначе взаимосвязаны.
Акцент сделан на XVI столетии, так про XIV-XV века мы можем оперировать исключительно археологическими данными [6; 7; 41]. Речь об археологических изысканиях, проведённых в 2003 году на перекрестке Аптечного переулка и улицы Красной Армии (на этом месте находится торговый центр «Воздвиженка»). Они позволили обнаружить керамику XIV века и довольно много предметов XV–XVI веков, например фрагменты гончарных сосудов с «авторскими» клеймами, а также нож с широкой спинкой и обломанным концом лезвия (которые датируются XIII–XIV столетиями), а также очажный камень, кости животных, строительные материалы [35][1].
Как известно, письменная же история села Иваново долгое время увязывалась с эпохой царя Ивана Васильевича IV Грозного (1530-1584). Однако дата, названная шуйским купцом и краеведом Владимиром Александровичем Борисовым в его книге «Описание города Шуи и его окрестностей» (1851), до сих пор не нашла своего документального подтверждения. В своем исследовании он сообщал о селе Иванове: «В 1561 году, Царем Иоанном Васильевичем IV, оно, как богатое имение, пожертвовано в поместное владение Царским шурьям, князьям Темрюковичам-Черкасским» [10, с. 102]. К сожалению, В.А. Борисов не указал, из какого исторического источника он взял эти сведения [35, с. 6]. Тем более есть большие сомнения, что речь идет именно о нашем Иванове, а не о каком-то другом, ибо в те времена в окрестностях города Шуи насчитывалось 15 сёл и деревень, называвшихся Иваново [16, с. 6]. Приходится признать, что пожалование села Иванова царём Иваном Грозным князьям Черкасским не только не подтверждено документально, но и вряд ли имело место, так как волость Кохма являлась в то время родовой вотчиной князей Скопиных-Шуйских, род которых не подвергался опале и гонениям.
С версией о 1561 годе был согласен П.М. Экземплярский [44, с. 19]. И здесь надо ещё раз оговориться, что данная дата не нашла своего подтверждения. Экземплярский писал и о том, что «в печатных источниках XV и первой половины XVI веков» упоминания Иванова еще не было[44, с. 18].
Версию о 1561 годе мы видим в работах учителя географии, научного работника Шуйского педагогического института Вениамина Васильевича Рыжова (1890-1961) [17], краеведа 1960-1970-х годов Александра Фёдоровича Приходько [18, с. 6].
Версию с 1561 годом называет «достоверной» А.М. Тихомиров, хотят тут же добавляет «несмотря на отсутствие документов»[40, с. 4]. На сегодняшний момент дата с 1561 годом должна быть снята, ибо не только по причине подтверждающих её источников, но и по причине её недостоверности. И, конечно, версия о 1328 годе ка времени основания села Иваново можно рассматривать только в качестве какого-то недоразумения [40, с. 3]. И называть и эту дату «достоверной» [40, с. 4] никак нельзя по всё той же причине — она никакими надёжными свидетельствами не подтверждена.
Сдержанное отношение к дате 1561 года мы находим в других изданиях [19; 20].
Итак, о князьях, боярах Скопиных-Шуйских. Самый выдающийся представитель этого рода – полководец Михаил Васильевич Скопин-Шуйский (1586–1610) упокоился с почестями в Архангельском соборе Московского Кремля. Его облик увековечен на монументе «Тысячелетие России», воздвигнутом в Великом Новгороде в 1862 году. Князь Михаил в марте 1610 года стоял во главе войска, которое освободило Первопрестольную, осаждённую войсками самозванца Лжедмитрия II (или Тушинского вора). По пути на столицу Скопин-Шуйский нанёс несколько поражений польско-литовским интервентам и заслужил звание национального героя. А в 1606–1607 годы юный военачальник участвовал в пресечении восстания Ивана Болотникова. Тогдашнему царю, Василию Шуйскому, Скопин приходился племянником. Близкое родство не спасло Михаила. На пиру у главы государства он был отравлен. Вся Москва погрузилась в печаль, узнав о внезапной кончине своего спасителя. Отец героя Смутного времени, Василий Фёдорович (не позднее 1557–1595; перед смертью принял иночество с именем Иона. Похоронен в Суздале, в церкви Рождества Богородицы вместе с отцом Фёдором Ивановичем Скопиным-Шуйским), был выдающимся деятелем периода царствования Ивана Грозного. Участник Земского собора 1566 года, боярин с 1577 года, он отличился в Ливонской (1558–1583 гг.) и русско-шведской (1590–1593 гг.) войнах. Происходили Шуйские от потомков Великого князя Владимирского, Великого князя Киевского, князя Новгородского Александра Ярославича Невского. Именно сын князя Бледного-Шуйского Иван, получивший за гордый и независимый нрав прозвище «Скопа» или «Скоп» (хищная птица), стал родоначальником фамилии Скопиных-Шуйских. Линия от него такая: Фёдор (умер в 1557 году), Василий, Михаил. На Михаиле род и пресёкся. В настоящее время доказанным фактом можно считать, что в конце XVI – начале XVII веков Кохомская волость была вотчиной Скопиных-Шуйских. Вотчина – наследственное земельное владение, соответственно, вотчинник – крупный землевладелец, владелец вотчины.
Кохомская волость стала вотчинным владением Скопиных-Шуйских в результате дробления Суздальского княжества на уделы и входила в то время в Опольский стан Суздальского уезда. А саму волость Кохма (или Кохомскую волость) в те времена составляли сёла Рождественское (Рожественское, Рожествено; ныне – город Кохма Ивановской области), село Семёновское под городом Суздалем и Иваново (в настоящее время – город Иваново).
В 1593 году князь Василий Федорович Скопин-Шуйский попал в опалу и по распоряжению ещё не ставшего царём Бориса Фёдоровича Годунова (1552-1605), который не без основания видел в Шуйских претендентов на престол, был отправлен во Владимир управлять местным судным приказом. После смерти мужа в 1595 году княгиня Анна Петровна Скопина-Шуйская (урождённая княжна Татева; 1570–1631) поселилась в Кохме вместе с единственным сыном Михаилом, которому было тогда восемь лет. Известно, что он рано проявил разносторонние способности, но особенно преуспел в военном деле. Молодой князь отличался здоровьем, большой физической силой и был страстным охотником. Заведённая им охота славилась даже в Москве.
Став отроком, с пятнадцати годов Михаил уже живёт в столице родовой вотчины в Кохме. Акты конца 1610-х – начала 1630-х годов фиксируют сёла Иваново и Кохма во владении княгинь Анны Петровны и Александры Васильевны Скопиных-Шуйских (жены Михаила Васильевича Скопина-Шуйского с 1607 года; урожденная Головина, после смерти мужа ушла в монахини суздальского Покровского монастыря под именем Анастасия). Когда не стало сына, хозяйкой Кохомской вотчины, а значит, в том числе и села Иваново, стала мать М.В. Скопина-Шуйского. Она принимает постриг под именем старицы Анисьи. Вдовствующей старице Анисье также принадлежало в Опольском стане Суздальского уезда село Ивановское на реке Увоти с 62 деревнями, 20 пустошами (1645 четвертей земли) и село Семёновское с деревнями (380 четвертей). По завещанию «старицы княгини Анисьи Петровны» Скопиной, Иваново с деревнями отошло к последнему представителю старшей ветви князей Шуйских Ивану Ивановичу Шуйскому (годы жизни: около 1566–1638) по прозвищу «Пуговка». Правда, в писцовом описании уезда в 1627–1630 годы село Иваново отмечено за И. И. Шуйским, тогда как Скопина умерла только 19 июля 1631 года. В действительности подобный факт является достаточно типичным в практике того времени: документально вотчина зафиксирована за одним владельцем, хотя реально принадлежала другому. В данном случае село до смерти оставалось во владении Скопиной, хотя документально перешло И. И. Шуйскому значительно раньше (видимо, после пострига княгини Анны Петровны). Кстати, по её же «духовной» село Кохму с 59 деревнями (всего 600 дворов) отписали «архиереям суздальским», то есть в дом суздальских архиепископов. К сожалению, в целом же сведения о вотчине Скопиных-Шуйских в начале XVII века весьма ограничены.
Известно, что в документе 1619 года, когда село Кохма принадлежало князьям Скопиным-Шуйским, на имя царя Михаила Фёдоровича Романова обратились владельцы села с челобитной о побеге и поимке крепостных. Кроме того, известные краеведы И.И. Власов и Н. А. Звездин (1886-1966) утверждали, что в Шуе и Суздале Скопины-Шуйские имели «осадные дворы» – таковые были в уездных городах только у крупнейших землевладельцев уезда и обеспечивали их хозяйственные потребности. В Шуе имелся один подобный двор, а в Суздале – два.
Со временем о сопричастности ушедшего княжеского влиятельного рода Скопиных-Шуйских основательно забыли. И вот, 23 апреля 2010 года в Кохме состоялась торжественная закладка камня в основание памятника Михаилу Васильевичу Скопину-Шуйскому на площади около здания Администрации города Кохмы. В тот же день открылась I-я Всероссийская научная конференция «Смутное время: итоги и уроки», а на следующий на городской площади прошло театрализованное костюмированное представление, изображающее сражение войск Скопина-Шуйского с польскими интервентами. [37].
И, наконец, точку о существовании Скопины-Шуйских в наших краях ставит, вышедший в 2019 году содержательный том «Актов Покровского Суздальского монастыря XVI - начала XVII века» [2]. Кандидат исторических наук А.Ю. Кабанов нашёл и опубликовал документ о кончине в Кохме в 1557 году деда М.В. Скопина-Шуйского уже упоминавшегося выше боярина и князя Фёдора Ивановича Скопина-Шуйского [24].
Таким образом, в последние десятилетия XVI века до 1631 года предтеча будущего города Иванова – село Иваново (в тогдашних документах село Ивановское на Увоти) было важной частью вотчины славного, но быстро угасшего рода князей Скопиных-Шуйских, из которого вышел замечательный военачальник Михаил Васильевич Скопин-Шуйский.
Последующими владельцами села Иваново в XVII-XIX века были уже упомянутый выше боярин, князь И.И. Шуйский, князья Черкасские и графы Шереметевы.
То что, в XVI веке Иваново точно существовало, в этом не сомневается даже профессор, доктор исторических наук А.А. Корников [25; 35]. В те годы общий облик Иванова был сельский. Таковым он оставался даже в XIX веке [44, с. 153]. Доминировали почти сплошь деревянные постройки, даже тёплый храм Покровского собора был деревянным.
На Покровском холме (или даже горе), на месте современного Дворца искусств на площади Пушкина, за чертой села находился Покровский мужской монастырь, основанный по преданию, в 1579 году [32; 41, с. 36]. Однако, первое документальное его упоминание относится к 1626 году [26, с. 5]. Центр села находился на месте современной площади Революции. С одной стороны этого центра протекал большой ручей Кокуй, а с другой – Павловский ручей. А около монастыря – слободка Притыкино (теперь Крутицкая улица).
Река Уводь в те времена славилась рыбным богатством [27]. А её берега и низины обильны были заливными, цветущими лугами, с богатой флорой и фауной. Сама Уводь в преданиях представлялась зеркальной и прозрачной.
Высокое качество воды позволило жить в Уводи бобрам. Вот что пишет известный историк, член-корреспондент АН СССР С.В. Бахрушин[2]: «Помимо охоты на крупную дичь, князья производили в широких размерах охоту на пушного зверя, специально на бобров. В XV-XVI вв. на большинстве речек средней России можно было найти целые поселки бобров, «бобровые гоны», как тогда называли места бобровой охоты, огражденные сделанной самими борами плотиной – «бобровой перекопью». Для охоты на бобров у князей были специальные бобровники. Как и бортники, бобровники первоначально были по большей части несвободные, но в XV в. они утратили черты холопства. Как и бортники, они жили на княжеской земле, в пожалованных им «бобровых деревнях». Они точно так же селились и работали по одиночке, семьями – отец с сыновьями, дед с внуком или очень небольшими группами, вдвоем, втроем: так, по реке Увоти ловили боров в первой половине XVI в. Крестьяне Плесской волости Исак Захаров да Семен Павлов вдвоем» [8, с. 27].
В этой же работе С.В. Бахрушин применительно к различным промыслам упоминает и Шую, и Юрьевец и другие близкие к Иванову населенные пункты [8; 9]. Он делает вывод, что вся страна в этот период «покрывалась сетью больших и мелких рыночных центров, объединявших в первую очередь свои округи»[9, с. 308]. Так, что нельзя исключать и того, что Иваново могло уже занимать определенную роль в этой системе уже в тот период. Например, в грамоте от 4 августа 1423 года под названием «Гр. ж. (грамота жалованная – А.С.) на рыбную и бобровую ловли Троицкому Сергиеву монастырю» говорится о том, что монастырю разрешено заниматься ловлей рыбы и боров от речки Талицы до Лепетни.[1, стб. 129]. Грамота же разрешающая боровую ловлю «по реке Уводи, и в Уводской пойме до реки Клязьмы до Уводского устья» крестьянам Владимирского уезда Плесской волости относится 4 июня 1556 года [1, стб. 130]. Конечно, нет прямых доказательств, что ловля бобров происходила в окрестностях именно Иванова, да и сама Уводь – река не маленькая, её общая длина Уводи 173 км.[42, с. 14]. Однако, эти письменные источники только продвигают нас к мысли, что Иваново (или Ивановское) вполне могло существовать и раньше XVI веке.
Одновременно со всех сторон к селу подступали густые леса [16, с. 5-6]. Например, дорога на Кострому, с одного края, сопровождалась сосновым лесом, а с другого – густым ельником и обилием берез. Уже с развитием текстильной отрасли лес шёл в качестве топлива, а потому вокруг Иванова образовалось масса пустошей — это происходит на стыке XIX-XX веков. Пример тому наличие в городе Иваново такого топонима как Пустошь-Бор [21, с. 178-179].
В XVI веке основное занятие ивановцев было сельское хозяйство, а, именно, пашенное земледелие. Нельзя исключать, торговлю и овладение ремёслами в качестве подсобного заработка. Село ещё не стало торгово-ремесленным, или торгово-промышленным, это произойдёт гораздо позже.
В 1584-1585 гг. уже существовали населённые пункты, окружавшие Иваново, например, Овдотьино (Авдотьино) [31],[3] Курьяново, Ермолино, Зименки, Белянцово, Беленицыно, Говядово и др. [3; 35; 37].
Споры о происхождении названия села Иваново также имею продолжительную историю. Я.П. Гарелин считал, что имя своё Иваново получило по церкви Иоанна Богослова «и в старину весьма распространено было обыкновение давать сёлам названия по существующим в них церквах» [14, с. 132]. Этого же мнения А.Ф. Приходько и Ю.Ф. Глебов. Они полагали первой здешней церковью Воздвижения честного креста с приделом Ивана Богослова, располагавшаяся в районе современной площади Революции [30, с. 12].
В.А. Борисов связывал появление имени «Иваново» с часовней во имя Иоанна Предтечи [5, с. 6].
Любопытно, что авторы издания «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область» площадь Революции почему-то приписали к посаду, хотя она располагается на территории бывшего села Иваново [32, с. 126]. Полагаем, что это явная неточность.
И фигурирует ещё версия об Иване некоем первожителе, безвестном крестьянине, носившего самое распространённое имя на Руси [32, с. 6]. Эту точку зрения разделял и краевед В.В. Герасимов [15, с. 11].
Но, как известно, у Иванова не было какого-то одно устоявшегося названия. Было и такое - «Ываново» (или «Ывановское»). Опираясь на свозные и дозорные книги Троице-Сергиева монастыря, откуда удаётся узнать, что сбежавшие в 1608 году из Суздальских и Юрьевских монастырских вотчинных сел Шухоболва, Кинобаля и Кучек крестьяне Данилко Борисов, Михалко Григорьев сын Софронов, Правоторх да Аристко Нероновы дети, и Петрушка Афанасьев сын Першин «збежав … живут за князь Михайловою матерью Васильевича Скопина-Шуйского в селе ее – в Ывановском, в Кохме и в деревнях» [29, с. 219-220].
Встречается «Ываново» и в документах 1614 г. Таким образом, следует признать так же, что Иваново вполне могло называться в XVI-XVII вв. по-разному – Ивановское, Ывановское, Ываново, Иваново-Кохомское (или Иваново-Кохма), Ивановское слобода, Иваново на Увоти. Трансформаций основного имени, как видим, достаточно.
Другие варианты типа Ивань, Иваны не имеют отношения к нашему Иваново [36, с. 11-12]. Кроме того, исследователей не должно вводить в заблуждение и титулование в отдельных источниках Иванова то селом, то сельцом. А с учётом археологических раскопок основание Иванова сдвигается в сторону XV века, хотя нельзя исключать и века XIV-го, а то и века XIII-го.
И, наконец, когда мы источниках читаем – Иваново-Кохомское, это означает наше Иваново, ежели появляется Иваново-Шуйское, это значит, что речь идёт о другом Иваново — о селе Ивановское возле города Суздаль [33, с. 10].
Подводя итоги необходимо констатировать, что по истории села Иваново подтвержденных исторических источников по-прежнему мало; можем ещё раз подчеркнуть вариативность названия «Иваново» как в XVII веке, так и в XVI веке; в пятнадцатом столетии Иваново было в составе вотчины бояр и князей Скопиных-Шуйских; и, наконец, ясности в происхождении названия села мы тоже пока не наблюдаем, приходится оперировать версиями.
Попытки навязать что-то другое без исчерпывающей доказательной базы можно смело не брать в расчёт. И, конечно, остаётся надежда, что со временем найдутся новые письменные источники, чтобы подкрепить результаты археологических изысканий по возрасту Иванова в XIV-XV веках, о веке XIII, полагаю, ставить вопрос с нашей стороны пока неосмотрительно.
Семененко А.М. СЕЛО ИВАНОВО В XVI ВЕКЕ // На пути к гражданскому обществу. – 2023. – № 4;
URL: www.es.rae.ru/goverment/ru/118-944 (дата обращения:
22.12.2024).