Большевики были далеки от недооценки значения театрального искусства в деле построения нового коммунистического общества, формирования человека нового типа, рассматривали театр как весьма важное звено агитационно-пропагандистской работы. Тем не менее, к началу 1930-х гг. система управления театрами в СССР выстроилась громоздкой и не стройной. Формально ответственным за театры в РСФСР был Народный комиссариат просвещения (НКП) РСФСР. Театры и искусство в целом существовали в системе огромного хозяйства Наркомпроса и еще более огромного – на местах: провинциальные театры имели еще больше хозяев и надзорных органов – хоть и система, но громоздкая, из которой и проистекали локальные проблемы. В Ивановской промышленной области театрами, так или иначе, руководили: облисполком в целом и его облоно (отдел народного образования) – в конкретике, что было аналогией с Наркомпросом; горисполкомы и гороно – в городах; облпрофсовет и его отраслевые профсоюзы, а также профильный профсоюз РАБИС (работников искусств). Иваново-Вознесенский Пролеткульт имел свой театр. Присматривали за театрами цензурные органы – обллит и облрепертком. При наличии высочайших полномочий у комитетов ВКП (б) мы не располагаем информацией о каких-то принципиальных вмешательствах их в театральные дела области именно в обозначенный период, хотя уже в ближайшие после этого годы ответ будет положительным.
Вопросы управления искусством вообще и театрами в частности в республиках, краях, областях СССР в первой половине 1930-х гг. в настоящее время являются малоизученными. Отметим по этому вопросу статью на примере Казахской ССР [1] и статью об управлении театрами в СССР с примерами об отдельных ССР и АССР [2]. Видна недостаточность научного изучения темы на примере конкретных регионов, и наш пример будет об одной из крупных областей РСФСР – Ивановской промышленной области. Примечательно, что именно в этот период театральная жизнь ее и особенно областного центра была богата новостями: регулярно происходили важные принципиальные изменения, реформа за реформой.
Ивановская промышленная область (ИПО) была образована с 1 октября 1929 г. постановлением Президиума ВЦИК от 14 января 1929 г. «Об образовании на территории РСФСР административно-территориальных объединений краевого и областного значения» в составе губерний Иваново-Вознесенской, Владимирской, Ярославской и Костромской и с центром в городе Иваново-Вознесенске (в декабре 1932 г. переименован в Иваново). В результате этого же постановления центрами огромных областей и краев стали также Архангельск, Нижний Новгород и Смоленск.
Вскоре руководство новой области начало эксперименты с театрами. Толчком послужило постановление Совнаркома РСФСР от 7 октября 1930 г. «Об улучшении театрального дела» [3], менее чем через год после которого и с отсылкой к нему было принято интересное постановление облисполкома, довольно творчески его интерпретировавшее. Что хотел СНК? Отметив в преамбуле, что «Современное состояние театрального дела не удовлетворяет возросших политических и культурных запросов трудящихся масс» и что «Театры далеки от конкретных задач социалистического строительства и недостаточно еще выполняют свое назначение – служить орудием совершающейся в стране культурной революции», Совнарком постановлял осуществить ряд мер, из которых для провинциальных театров нам будет интересно только несколько. Из п. 1 постановления видно, что «Существующая практика театральной работы должна быть решительно изменена. Театры должны направить свою работу, в первую очередь, на наиболее полное обслуживание рабочих районов в городах и промышленных центрах». Из п. 5 ясно, что требуется «Ввести с 1931 года регулярные переброски центральных и областных театров на продолжительные сроки в промышленные районы и районы сплошной коллективизации и создать на основе существующих театров постоянные передвижные труппы». Пункт 4, предлагающий «развить строительство новых театральных зданий и помещений в рабочих районах городов, в местах нового промышленного строительства и в районных административных центрах», в Ивановской промышленной области, скажем наперед, исполнен не был, так как понадобилось отдельное указание Совнаркома о постройке нового театра в областном центре, и это стало единственной таковой стройкой. Пункт 6 постановлял «организовать республиканские (автономных республик), краевые и областные объединения по управлению и руководству театрами». Вот это было действительно «сказано – сделано» в ИПО. И даже понятие объединения было воспринято несколько иначе, чем могло бы быть. Например, с 11 марта 1930 г. в структуре НКП РСФСР было создано объединение государственных зрелищных предприятий [4, с. 133–134] – контролирующий их отдел. В ИПО же термин «объединение» был использован также и в значении «союз». Например, такой привычной для хозяйства тех лет формы как трест. Перейдем к нему.
Постановление президиума облисполкома (ОИК) ИПО от 16 июля 1931 г. «Об образовании театробъединения» [5], констатировав, что нужно что-то менять и сославшись на вышеуказанное постановление Совнаркома, показало, что путь будет избран свой, проистекавший из локальной ситуации: «Размельченное по районам театральное руководство и хозяйствование не способствует повышению роста и качества показателей театрального дела, и ни в коей мере не обеспечивает переключение театров на хозрасчетную деятельность и ведет к сокращению сети театров, снижая ценность театральной продукции». Все это вместе взятое, считал ОИК, «выдвигает категорическую необходимость коренной реорганизации театрального дела и трестирования театров области» [5, л. 1 об.–1а]. СНК, заметим, такого не предлагал, но ОИК постановил «оформить организацию областного театрального объединения» и ему 15 августа трестировать на условиях типового договора следующие 7 театральных площадок: гортеатры Ярославский, Костромской, Шуйский, Ростовский, Александровский, Кинешемский и Ивановский нардом [5, л. 1а]. А также «закрепить на этих основных площадках основные художественные коллективы», что было идеей прогрессивной: в то время все больше становились очевидны издержки сезонной работы, когда труппы формировались на один сезон, хорошо, если на два, а затем актеры уезжали кто куда: «В содержании своей работы театры области, находясь в условиях не постоянной, а сезонной работы – отстают от конкретных задач сегодняшнего дня». Театробъединение теперь должно было, как хотел СНК, регулировать «передвижение этих коллективов для максимального обслуживания других районов рабочих центров – на началах полной хозрасчетной деятельности с последними» [там же]. Интересен и другой раздел постановления. В нем, понимая громоздкость системы (театрами кто только не руководит), ОИК предлагал райисполкомам и горсоветам «вопросы организации театральных дел проводить исключительно через театробъединение». Это объяснялось преимущественно идейными причинами: боясь «идеологических искривлений» у художественно-малоценных коллективов, театробъединению давалось монопольное право формирования, а также ввоза в область театральных коллективов [там же].
Существование и деятельность Театробъединений в областях и краях РСФСР в 1930-х гг. является пока белым пятном в историографии управления искусством и еще ждет своих исследователей, об их работе известно без больших подробностей. Мы тоже не в состоянии осветить много подробностей, так как документы Ивановского Облтеатробъединения сохранились только в виде приказов, и не за все годы, в частности, без самого первого, 1931 года (ГАИО, фонд № Р–2890, оп. 7). Картину дополняет периодическая печать тех лет и другие источники.
Предложенная система работы театров в области была осуществлена и заработала. Худрук (с 1931 г.) Ярославского театра имени Ф. Г. Волкова И. Г. Громов набрал труппу, для которой на несколько лет стала характерна стабильность кадрового состава, преимущественно лучших актеров – труппа была сильной. Постоянство состава позволяло сохранять некоторые спектакли и на следующий сезон. Театр даже смог перейти на бездотационный режим [6, с. 140–141]. Так было предвосхищено решение, которое позже было принято «сверху» в отношении первого русского театра: в 1933 г. положением его заинтересовался сектор искусств Наркомпроса и в специально принятом решении признал необходимым организовать при Волковском театре постоянную труппу на длительный срок [7].
Облтеатробъединение (чаще использовался термин чуть короче – Облтеаобъединение, или Теаобъединение) формировало новые труппы и вбирало под свое крыло же имеющиеся театральные коллективы. Здесь примечательны истории оперных трупп. В Ивановской области не было и нет специализированного оперного театра, но оперные труппы существовали. Теаобъединение взяло под свое руководство созданную в 1928 г. Иваново-Вознесенским филармоническим обществом полупрофессиональную полулюбительскую Рабочую оперу, получившую теперь название областной оперы (Шутовой Н. Ю. написана ее история [8]). Опера базировалась в нардоме (ныне – ул. Громобоя, 2, бывший кинотеатр «Великан) и много работала на выезде, обслуживая те самые рабочие районы. Этого показалось мало. В мае 1932 г. была сформирована областная передвижная опера под руководством дирижера Д. Н. Бер-Глинки [9, л. 5 об., 13 об.] и отправлена на летний сезон в Ярославский гортеатр имени Ф. Г. Волкова. 24 июля 1932 г. городская газета «Северный рабочий» кисло отметила: «Если сравнительно незаметно в Ярославле прошли гастроли Ивановской оперы, то со значительно большим интересом здесь встретили музыкальную комедию (оперетту)» [10]. И уже 3 октября 1932 г. приказ Теаобъединения оповестил, что передвижная опера распущена [9, л. 17 об.].
Теаобъединением регулярно были недовольны, точнее сказать, областная партийно-советская газета «Рабочий край», находясь в той же системе агитпропработы, что и театры, тем не менее помещала статьи, с критикой работы Теаобъединения, а также и других органов – «хозяев» театров. Так, в 1933 г. автор таковой статьи отмечал, что да, за 2–3 года сеть театров выросла, а проведенная реорганизация позволила улучшить руководство театральной работой. И все же «театрами области, несмотря на реорганизацию, по существу никто не руководит». Отдельные труппы Теаобъединения дают убытки, а точнее, перерасход запланированных дотаций – в 1932-м это были и опера (вспомним пример выше), и музкомедия. «550 тыс. рублей убытка – вот годовой итог деятельности областного теаобъединения. Такова цена обезлички, невнимательного отношения к театрам в первую очередь со стороны облОНО… ОблОНО считает театры «мелочью» в своем большом хозяйстве. Между тем эта мелочь дала полмиллиона убытка» [11].
И все-таки трест Облтеатробъединение «не лопнул» несколько лет, успев в пределах своих полномочий и возможностей провести значимую реформу – образование в Иванове областного драмтеатра стационарного типа. Этому хронологически предшествовало преобразование другого театра, не из их системы – театра Пролеткульта, что пришло из центра.
С 1924 г. в Иваново-Вознесенске действовал 1-й Рабочий театр Пролеткульта (поначалу, с 1919 г. – студия; историческая книга о нем также принадлежит Н. Ю. Шутовой [12]). Он оказался чрезвычайно долговечным среди театров Пролеткульта: к 1932 году во всей стране остались всего в двух городах такие театры: вспомним 1-й Рабочий театр Пролеткульта в Москве и одноименный же – в Иваново-Вознесенске (там же был и 2-й). 1-й Рабочий театр Иваново-Вознесенского Пролеткульта не хуже театров системы Облтеатробъединения обслуживал рабочие районы, имел более длительный таковой опыт. Начав с рабочих районов губернии, с образованием ИПО он выехал в длительную поездку по новым крупным рабочим центрам области: Кострома, Ярославль, Рыбинск. В 1930–1931 гг. выезжал даже в Москву, а также на длительную поездку по Сибири и Донбассу [13, с. 6–7]. Но в один момент оказалось, что обслуживал он рабочих «не тем» репертуаром. Постановление Политбюро ЦК ВКП (б) от 23 апреля 1932 г. «О перестройке литературно-художественных организаций» [14] имело принципиальное значение – Пролеткульт был отринут и ликвидирован. Но осталось его наследие, которое было передано профсоюзам. 1-й Рабочий театр Пролеткульта в Иваново-Вознесенске был в 1932 г. передан облпрофсовету, получил название театра ОСПС (областного совета профессиональных союзов), и ему предстояло перепрофилироваться с прежнего репертуара на в том числе прежде отрицаемое Пролеткультом классическое наследие.
Таким образом, у Иваново-Вознесенска в центре логично сложилась репутация одного из самых пролеткультовских городов в области театра. С ликвидацией Пролеткульта таковая репутация стала несколько позорной. Теаобъединению было о чем задуматься. Забегая вперед, скажем, что через три года приехавший из Москвы известный театральный критик С. Н. Дурылин с положенной гордостью напишет: «В советское время в области театра в Иванове долго царили пролеткультовцы. И только историческое решение ЦК ВКП (б) от 23 апреля о перестройке литературных организаций сняло с Иванова пролеткультовскую заставу. Сезон 1932–1933 г. был первым сезоном ивановского областного драматического театра» [15, с. 4]. К образованию его и перейдем.
Летом 1932 года из газеты «Рабочий край» ивановский театральный зритель мог узнать, что зимой, после нового года, в городе начнет работать новая драматическая труппа. Что она будет многочисленной и высококачественно подобранной: худрук – главный режиссер Ярославского театра им. Ф. Г. Волкова Громов, режиссеры Курский и Гривцов, художник – Ипполитов. Заметка, что примечательно, назвала труппу областной, ее заголовок «Сформирована областная драмтруппа». Краткая заметка рассказывала: «Открытие сезона – 1 октября в Ярославле, где областная драма будет работать до 1 января. С 1 января спектакли переносятся в Иваново в обмен на оперу, которая займет в Иванове первую половину сезона» [16].
Обмен двумя труппами двух площадок между собой на несколько месяцев был делом рук Облтеатробъединения, и он действительно был осуществлен, хоть и с некоторым опозданием относительно плана. 9 января 1933 г. Теаобъединение выпустило приказ за подписью директора А. Е. Кокурина, распоряжающийся «сезон оперы в г. Иваново и сезон драмы в г. Ярославле закончить 30 января 1933 года и произвести перемещение указанных театров: театр оперы из г. Иванова в г. Ярославль и театр драмы из г. Ярославля в г. Иваново». Открытие сезона драмы в Иванове и оперы в Ярославле было назначено этим приказом на 5 февраля 1933 г. [9, л. 23–23 об.]. Все это осуществилось. Издавна известен этот документ ивановским краеведам. Старейший исследователь истории ивановских театров Ю. Ф. Глебов, бывший также современником этого события, писал: «Ивановский областной драматический театр показал свои первые спектакли в феврале 1933 года. Тогда на смену областной опере в Иваново приехала из Ярославля драматическая труппа под руководством И. Г. Громова. Ей и суждено было заложить основу стационарного драматического театра в Иванове» [17]. Первой площадкой впервые созданного областного драматического театра стал Ивановский нардом. В афишах и статьях «Рабочего края» 1933 года труппа называлась облдрамтеатром. «”Улица радости” – этой пьесой открылись в Нардоме спектакли областного драмтеатра, с осени игравшего в ярославском театре им. Волкова», – так начиналась рецензия «Первый спектакль» [18]. Оставим за скобками удивление по вопросу образования областного драматического театра вне города – центра области, и лишь полсезона спустя переезда его в областной центр.
Труппа под руководством И. Г. Громова играла в городе премьеры сезона, выпустила новый спектакль «Любовь Яровая». И завершила сезон в конце июня, хотя изначально планировала в мае (что известно из кратких заметок и афиш «Рабочего края» от 15 марта и 27 июня 1933 г.). Тому виной было чрезвычайное обстоятельство. Хотя… в чем-то и привычное. Тем временем в Ярославле областная опера не собирала кассу, также были обнаружены и нарушения в бухгалтерии, и вследствие этого областная опера, как мы узнаем из приказов Теаобъединения, была ликвидирована 20 мая [9, л. 39–40; 8]. Подробности провала осветил «Северный рабочий», они показательны, поэтому позволим себе большую цитату: «Затянувшийся в этом году оперный сезон весьма отчетливо выявил отношение ярославского зрителя к опере. За последнее время постановки проходили почти в пустом зале. И не потому, что зритель неудовлетворен качеством творческой работы коллектива, не потому, конечно, что в Ярославле нет ценителей вокального искусства и музыки, а потому, что опера по природе своей является наиболее консервативной формой искусства… Вполне понятно поэтому, что пребывание оперы на той или иной сцене (исключая специальный оперный театр) может быть кратковременным – месяц, два, не больше… Теперь же мы, вследствие беззаботного, головотяпского отношения областного театрального объединения к столь серьезному вопросу, мы имеем весьма неблагоприятно сложившиеся для нас и коллектива артистов обстоятельства: театр больше месяца почти пустует, приносит огромнейший дефицит, а артисты морально угнетены работой в пустом зале и не вовремя получают зарплату… Надо срочно найти выход из создавшегося положения, который мы видим в немедленном прекращении оперного сезона в Ярославле и требовании от облтеатробъединения производства целесообразной переброски оперы и погашения задолженности артистам по зарплате» [19]. Приказ о ликвидации, что примечательно, выпущен уже на следующий день после выхода газеты (соответственно, 9 и 10 мая 1933 г.).
Так еще одна оперная труппа пострадала оттого, что не справилась с хозрасчетными обязательствами при работе на выезде. Напрямую сказалось и то, что зритель привык к драматическому театру. Особенно противоречивым фактом ликвидация единственной в области оперы выглядит от знания того, что в то время в Иванове строилось гигантское здание нового театра на Покровской горе (ныне площадь Пушкина), и планировался он как оперно-драматический, и от этого плана долго не отказывались [20].
Вследствие ликвидации областной оперы И. Г. Громов предпочел вернуться из Иванова в Ярославль, чтобы сформировать для освободившейся площадки театра имени Ф. Г. Волкова драматическую труппу, с ним уехали часть артистов, а часть остались в Иванове, в том числе ведущий артист М. Л. Курский, который в следующем году станет Заслуженным артистом РСФСР и худруком театра. Драматические труппы в обоих городах были собраны частично заново, частично остались прежние артисты. Облдрамтеатр продолжил постоянную работу на сцене нардома.
Образование облдрамтеатра стало последним завершенным проектом Облтеаобъединения – в июне 1934 г. оно было ликвидировано [21]. Театры из рассыпавшегося треста стали самостоятельными учреждениями, а орган для общего руководства ими был Облисполкомом образован новый – Управление театрально-зрелищными предприятиями ИПО (его документы, тоже неполные с первых годов, содержатся в фондах ГАИО № Р–2725 и Р–2890). На подходе были новые реформы и интересные свершения, что планируется предметом следующих статей.
В сухом остатке остаются выводы о том, что результаты работы органов, управляющих театрами, на наших примерах были противоречивы и неоднозначны. Прекрасно понимая значение театрального искусства для воспитания зрителя и пропаганды, они оказались между Сциллой идеологии и Харибдой финансовой неубыточности или убыточности театров. Под этим понимался перерасход – не перерасход запланированных сумм дотаций. В результате достигался и общий рост сети театров, и потери. Это был переходный период, для которого характерны все еще нестабильность состава трупп, их длительная работа в других городах при не всегда наличествующей постоянной площадке. Становление стационарных репертуарных театров, привычных для нас уже много лет, еще только трудно начиналось.
Пристатейный список:
Библиографический список:
1. Рахматулина Е. Ю. Итоги культурной по-литики большевиков в области театрального искусства (на примере Восточного Казахста-на 1930-х гг.) // Traditional and modern culture: history, actual situation, prospects. Materials of the VIII international scientific conference on September 20–21, 2018. Prague: Vedecko vydavate, 2018. P. 37–44.
2. Заславский М. Г. Система партийно-государственного управления театром в СССР в 1932–1939 годах // Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2023. № 2. С. 63–82.
3. Постановление Совнаркома РСФСР от 7 октября 1930 г. «Об улучшении театрального дела» // Известия. 1930. 21 окт.
4. Институты управления культурой в период становления. 1917–1930-е гг. Партийное ру-ководство; государственные органы управле-ния: Схемы / РГАСПИ, РГАЛИ, ГАРФ. М.: РОССПЭН, 2004. 312 с.
5. Государственный архив Ивановской обла-сти (ГАИО). Ф. Р–1510. Оп. 1. Д. 110.
6. Любомудров М. Н. Века и годы старейшей сцены: очерк истории Ярославского академи-ческого драматического театра имени Ф. Г. Волкова. М.: Советская Россия, 1981. 256 с.
7. 185 лет Волковского театра // Рабочий край (Иваново). 1933. 17 апр.
8. Шутова Н. Ю. Игры о перу // Шутова Н. Ю. Все это было в другом веке... Иваново: Печатный двор, 2015. С. 21–31.
9. ГАИО. Ф. Р–2890. Оп. 7. Д. 1.
10. К гастролям музкомедии // Северный ра-бочий (Ярославль). 1932. 24 июля.
11. Не театрал. Театры требуют руковод-ства и помощи // Рабочий край. 1933. 11 апр.
12. Шутова Н. Ю. Театр особого назначения: история Ивановского театра Пролеткульта, 1919–1934 гг. Иваново: Печатный двор, 2012. 79 с.
13. Первый рабочий театр Иваново-Вознесенского Пролеткульта. Иваново-Вознесенск: издание Ивоблпролеткульта, 1932. 20 с.
14. Постановление Политбюро ЦК ВКП (б) от 23 апреля 1932 г. «О перестройке литера-турно-художественных организаций // Власть и художественная интеллигенция. Документы ЦК РКП (б) – ВКП (б), ВЧК – ОГПУ – НКВД о культурной политике. 1917–1953. М.: МФД, 1999. С. 172–173.
15. Дурылин С. Театр в Иванове // Советский театр. 1935. № 8. С. 4–5.
16. Сформирована областная драмтруппа // Рабочий край. 1932. 24 июля.
17. Глебов Ю. Областной драматический // Ленинец. 1977. 23 июля.
18. Вальсингам. Первый спектакль // Рабочий край. 1933. 14 февр.
19. Рич. Гастроли Блюменталь-Тамарина // Северный рабочий. 1933. 9 мая.
20. Кокурин А. Е. Каким будет новый театр // Рабочий край: издание Облпрофсовета и «Ра-бочего края». 1934. № 4. С. 26–27.
21. ГАИО. Ф. Р–2890. Оп. 7. Д. 2.
Библиографическая ссылка
Вакарчук А.Ю. УПРАВЛЕНИЕ ТЕАТРАЛЬНЫМ ДЕЛОМ В ИВАНОВСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ОБЛАСТИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1930-Х ГГ.: СИСТЕМА И РЕФОРМЫ // На пути к гражданскому обществу. – 2023. – № 4;
URL: www.es.rae.ru/goverment/ru/118-947 (дата обращения:
22.12.2024).