Обеспечение защиты прав и законных интересов детей – одно из важнейших направлений государственной политики нашей страны. Белорусский законодатель предусмотрел различные формы реагирования на нарушение прав и законных интересов ребенка: лишение родительских прав, их ограничение, отобрание ребенка при непосредственной угрозе его жизни и здоровью, отмена усыновления, принудительное взыскание алиментов на содержание ребенка и т.д.
Согласно обновленной Конституции Республики Беларусь семейное воспитание детей является приоритетом. Дети могут быть отделены от семьи только по решению судебного органа в случае невыполнения родителями или лицами, их заменяющими, своих обязанностей. Лишение родительских прав – крайняя мера, прибегнуть к которой возможно только в исключительных случаях.
Лишение родительских прав – институт, который присутствует в практике почти каждого государства. Поэтому можно выделить общие черты, которые для него характерны:
лишение родительских прав это и мера ответственности, и мера защиты прав и интересов детей;
основаниями для лишения родительских прав в большинстве государств являются: неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию ребенка, жестокое обращение с ним, аморальный образ жизни родителей и др.;
главенствующая роль в вопросах, связанных с лишением родительских прав, принадлежит суду;
родители, лишенные родительских прав, сохраняют право на общение с ребенком.
Статистика, приведенная в таблице 1, наглядно демонстрирует, что количество детей, чьи родители лишены родительских прав, в Беларуси на протяжении последних лет остается стабильно высоким. Уже за первое полугодие 2023 года рассмотрено 1247 дел о лишении родительских прав, что свидетельствует о сохранении неблагоприятной тенденции.
Таблица 1. Статистические показателя, связанные с лишением родительских прав в Республике Беларусь [3].
Год
Рассмотрено дел
С удовлетворением иска
Лишено родительских прав, чел.
Количество детей, родители которых лишены родительских прав
2022
2515
2266
2705
3304
2021
2358
2144
2452
2980
2020
2420
2191
2544
3072
2019
2562
2300
2674
3179
2018
2680
2433
2856
3298
2017
2880
2619
3072
3531
Следует отметить, что исходя из статистических данных, лишают родительских прав чаще отцов (более 60%; таблица 2). Такое соотношение прогнозируемо. У мужчин менее тесная связь с ребенком, расторгнув брак, и особенно, создав новую семью, дети от предыдущих браков уходят на второй план. На наш взгляд, самым негативным моментом является то, что количество семей, в которых оба родителя лишены родительских прав, не снижается. В 2022 году – 444 случая, в 2021 году – 352 случая, в 2020 – 366.
Кроме того, стабильно высоким остается процент рассмотренных в белорусских судах дел в отношении трех и более детей (таблица 3).
Таблица 2. Решение о лишении родительских прав в отношении мужчин и женщин [3].
Таблица 3. Количество рассмотренных дел о лишении родительских прав в отношении одного (двух, трех и более) ребенка [3].
Год
Количество рассмотренных дел о лишении родительских прав
В отношении
одного ребенка
В отношении
двух детей
В отношении
трех и более детей
2022
1567
418
254
2021
1510
381
203
2020
1588
406
197
2019
1708
406
186
2018
1821
444
168
2017
1975
456
188
Социальными причинами анализируемого явления является психологическая и социальная незрелость родителей, отрицание молодым поколением нравственных ориентиров старшего поколения, отсутствие приоритета семейных ценностей, аморальный образ жизни, злоупотребление алкоголем и др. Мы согласны с Козловой Т.З, что важным деструктивным фактором, влияющим на «анти-родительское» поведение лиц, лишенных родительских прав, является «низкий потенциал социальной адаптации», невозможность изменять свое поведение в связи с происходящими социальными трансформациями [2, с.27].
Лишение родительских прав – не только личная трагедия родителей и детей, но и показатель уровня развития государства и общества. Именно поэтому важной задачей государственной семейной политики Республики Беларусь является сокращение в стране социального сиротства, вызванного в т.ч. и анализируемым явлением.
Этому могут способствовать социально-экономические и административные меры. Не вызывает сомнения необходимость создания благоприятных условий для укрепления семьи, повышения ее авторитета. Важным путем решения проблемы защиты прав ребенка считается совершенствование законодательного регулирования ответственности родителей за воспитание детей.
В нашем государстве принят ряд нормативных правовых актов (далее – НПА), касающихся ответственности родителей, выраженной в лишении родительских прав, – Кодекс Республики Беларусь о браке и семье (далее – КоБС), Постановление Пленума Верховного суда Республики Беларусь «О судебной практике по делам о лишении родительских прав», Декрет Президента Республики Беларусь «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» и др.
Белорусское законодательство не содержит определения понятия «лишение родительских прав», что, как мы полагаем, указывает на наличие пробела. Тем не менее, теоретики права предлагают свои интерпретации данного понятия.
Удачным, мы считаем, является определение Третьяковой Ж.В.: «лишение родительских прав – это исключительная мера семейно-правовой ответственности родителя за неисполнение или ненадлежащее выполнение родительских обязанностей в отношении своего несовершеннолетнего ребенка, которая направлена на защиту его законных интересов и выражается в утрате родителем всех прав, основанных на факте родства с ребенком» [5, с. 66].
Изучение нормативной правовой базы позволяет выделить характерные признаки анализируемого института:
Осуществление исключительно в отношении несовершеннолетнего.
Индивидуализированный характер.
Иски о лишении родительских прав не могут быть предъявлены к усыновителям, опекунам (попечителям) и лицам, фактически воспитывающим ребенка, но не указанным в качестве родителей в записи акта о его рождении.
Только судебный орган может вынести подобное решение.
Обязательным условием для данного решения является наличие вины родителя.
Перечень оснований лишения родительских прав предусмотрен в НПА, в частности в КоБС.
Лишение родительских прав – это бессрочный, но не бесповоротный процесс.
Является результатом только осознанного поведения родителей.
КоБС содержит закрытый перечень оснований для лишения родительских прав. Проанализировав ст. 80, можно сделать вывод, что лишение родительских прав возможно, в случае уклонения от выполнения родительских обязанностей; жестокого обращения с детьми, злоупотребления родительскими правами; вредного воздействия на ребенка из-за аморального образа жизни; отказа от ребенка и письменного согласия на его усыновление в случае раздельного проживания; неустранения в течение шестимесячного срока причин, послуживших основаниями для отобрания ребенка [1].
На наш взгляд, целесообразно закрепить в КоБС предупреждение родителя как промежуточную меру перед лишением родительских прав, если суд примет решение о нецелесообразности применения последнего. Представляется, что суд может выносить предупреждение исключительно в тех случаях, когда угроза жизни или здоровью ребёнка отсутствует.
Невыполнение обязанностей родителем(ями) вследствие душевной болезни, слабоумия или иного хронического заболевания, а также по иным обстоятельствам, от них не зависящим, основанием для лишения родительских прав не является [4]. Эта норма не относится к лицам, страдающим хроническим алкоголизмом или наркоманией.
Лицами, по заявлению которых суды рассматривают дела о лишении родительских прав, являются: один из родителей, указанный в качестве родителя в записи акта о рождении ребенка, независимо от того, проживает ли он вместе с ребенком; лица, заменяющие родителей: опекуны, попечители; прокурор; органы опеки и попечительства; комиссии по делам несовершеннолетних районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе; инспекции по делам несовершеннолетних; иные организации, уполномоченные законодательством осуществлять защиту прав и законных интересов детей.
Ответчиками по делам этой категории, как уже отмечалось выше, могут быть только лица, указанные в качестве родителей ребенка в записи акта о его рождении.
Родитель, лишенный родительских прав, утрачивает личные неимущественные права: право на личное воспитание ребенка, право на общение с ребенком, осуществление представительства от его имени, а также защиту прав и законных интересов ребенка, однако не освобождается от обязанности по содержанию детей. Вместе с тем, в отдельных случаях с учетом интересов и благополучия ребенка, опекун, попечитель ребенка (органы опека и попечительства, суд – в случае несогласия опекуна либо попечителя) по просьбе родителей, лишенных родительских прав, могут разрешить им общение с ребенком.
Важной особенностью белорусского законодательства является положение о необходимости лишенных родительских прав лиц возмещать расходы, связанные с содержанием тех несовершеннолетних, которые находятся на государственном обеспечении. За уклонение от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, виновное лицо несет ответственность, установленную законодательством.
Вопросы трудоустройства указанных родителей определяются судом в решении о лишении родительских прав. При этом судебное постановление о трудоустройстве родителя с указанием размера ежемесячных расходов по содержанию детей в течение трех рабочих дней после его вынесения направляется в органы внутренних дел и орган по труду, занятости и социальной защите по месту жительства родителя, а в случае, если место жительства у него отсутствует, – по последнему известному месту жительства и подлежит немедленному исполнению.
Орган по труду, занятости и социальной защите обязан в течение трех рабочих дней определить одну или несколько организаций для трудоустройства обязанного лица. Подбор организации (организаций) для трудоустройства обязанных лиц осуществляется таким образом, чтобы заработная плата обязанного лица позволяла обеспечить полное исполнение ежемесячных обязательств по возмещению расходов на содержание детей и за ним сохранялось не менее 30 процентов заработной платы.
Расходы по содержанию ребенка не возмещаются родителями, признанными в установленном порядке недееспособными, а также родителями, которые не могут выполнять родительские обязанности по состоянию здоровья согласно установленному законодательством перечню заболеваний.
Белорусский законодатель подробно регламентировал и процедуру восстановления в родительских правах. Однако, беспрецедентные события, когда жестокое обращение с детьми ведет к тяжким телесным повреждениям и даже смерти несовершеннолетнего, встречаются и в нашем государстве. В связи с этим целесообразно закрепить в семейном законодательстве норму, запрещающую таким родителям восстановление в родительских правах. С этой целью предлагаем дополнить ст. 84 КоБС частью 3, которая бы содержала норму о недопущении восстановления в родительских правах лиц, которые вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию детей совершили действия, в результате которых возникла реальная угроза жизни ребенка, либо совершили покушение на жизнь своего несовершеннолетнего ребенка. .
Таким образом, суть современного института лишения родительских прав заключается в прекращении судебным органом родительского правоотношения в принудительном порядке. В Республике Беларусь разработана нормативная база, которая детально регламентирует основания, процедуру и последствия лишения родительских прав. Неоспоримо, что лишение родительских прав влечет серьезные последствия, поэтому должно быть крайней мерой, осуществляемой исключительно в интересах детей.
Статистика наглядно демонстрирует, что количество детей, чьи родители лишены родительских прав не уменьшается. Поэтому, кроме правовых мер воздействия на родителей, важно, на наш взгляд, повышение престижа семьи в обществе, формирование семейных ценностей, предупреждение социального иждивенчества, подготовка со школьной скамьи к осознанному родительству.
Пристатейный список:
Библиографический список:
1. Кодекс Республики Беларусь о браке и се-мье [Электронный ресурс] : 9 июля 1999 г., № 278-З : принят Палатой представителей 3 июня 1999 года : одобрен Советом Респуб-лики 24 июня 1999 года : в ред. Закона Рес-публики Беларусь от 17 июля 2023 г. № 300-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2023.
2. Козлова, Т.З. Исследование факторов, приводящих к лишению родительских прав / Т.З. Козлова // Социальные исследования. – № 4. – 2016. – С. 26-32.
3. О рассмотрении дел о лишении родительских прав [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://court.gov.by/ru/justice_rb/statistics/parental_rights/. – Дата доступа: 11.10.2023.
4. О судебной практике по делам о лишении родительских прав [Электронный ресурс] : Постановление Пленума Верховного суда Республики Беларусь, 26 сентября 2002 г. № 7 : в ред. Постановления Пленума Верховно-го Суда Республики Беларусь от 23 декабря 2021 г. № 11 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2023.
5. Третьякова, Ж.В. Теория и практика ли-шения родительских прав в Республике Бе-ларусь: монография / Ж. В. Третьякова. – Мо-гилев: Белорус. – Рос. ун-т, 2009 – 172 с.
Библиографическая ссылка
Гребенщикова И.Ф., Войтеховская С.А. ЛИШЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ И ЮРИДИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ // На пути к гражданскому обществу. – 2023. – № 4;
URL: www.es.rae.ru/goverment/ru/118-957 (дата обращения:
30.10.2024).