28 сентября 2023 года департамент образования администрации городского округа «Город Архангельск» (директор С.О. Базанова), Агентство по делам молодёжи Архангельской области (руководитель О.С. Чертова) и Ассоциация именных учебных заведений и учреждений культуры стран СНГ (председатель С.Н. Ушаков) в стенах муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения городского округа «Город Архангельск» «Средняя школа № 2 имени В.Ф. Филиппова» (директор Н.П. Михайлова) по адресу 163072, г. Архангельск, пр. Советских космонавтов, д. 188, корп.1. провели I Архангельские городские молодёжные открытые научно-практические психолого-педагогические слушания «Главное – дом в душе», посвящённые Году педагога и наставника.
Слушания состоялись в день 105-летия со дня рождения выдающегося советского педагога, Героя Социалистического Труда, одного из сторонников гуманистического подхода в педагогике, автора трудов «Сердце отдаю детям» и «Рождение гражданина» В.А. Сухомлинского (1918 – 1970), и в год 200-летия со дня рождения основоположника российской научной педагогики К.Д. Ушинского (1823 – 1871), чьи работы отвечают на все самые актуальные вопросы – от миссии наставника и педагога до особенностей воспитательной деятельности.
В научном форуме приняли участие представители учреждений культуры, директора учебных заведений, их заместители по УВР, педагоги-психологи из гг. Архангельска, Новодвинска и Вельска, Коношского района, представители Арктического морского института имени В.И. Воронина – филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова и Архангельского колледжа телекоммуникаций им. Б.Л. Розинга (филиала) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича».
Среди почётных гостей присутствовали директор департамента образования администрации г. Архангельска С.О. Базанова, начальник отдела организационно-аналитического обеспечения департамента образования администрации г. Архангельска Е.В. Ростовская, депутат Архангельского областного собрания депутатов Н.И. Виноградова, завкафедрой педагогики Высшей школы педагогики, психологии и физической культуры Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова, кандидат педагогических наук, доцент С.С. Щекина, председатель Архангельского регионального отделения Российского движения детей и молодёжи «Движение первых» И.А. Жернаков, директор филиала Российского общества «Знание» в Архангельской области В.А. Шехонина, генеральный директор ООО «МОЗАИКА» и ООО «ПЕКТОРАЛЬ» А.В. Капустин.
На основании решения совета Ассоциации именных учебных заведений и учреждений культуры стран СНГ от 1 сентября 2023 года № 14 приказом председателя АИУЗиУК стран СНГ С.Н. Ушакова от 1 сентября 2023 года № 6 В.Я. Лойтер и А.В. Капустин награждены почётными грамотами за сотрудничество на безвозмездной основе. В торжественной обстановке они были им вручены.
Название научного форума родилось у заместителя председателя Ассоциации именных учебных заведений и учреждений культуры стран СНГ М.П. Соболева после прочтения им нетленных строк гениального русского поэта Ф.И. Тютчева из стихотворения «SILENTIUM!» («Молчание!» (лат): «Лишь жить в себе самом умей – есть целый мир в душе твоей…».
Автор и исполнитель песен «Встанем» и «Я русский» SHAMAN (Ярослав Дронов) признался: «Кто-то из моих знакомых регулярно говорит, что хочет посмотреть мир. А у меня — огромный мир внутри, который намного интереснее. В детстве я рос необщительным ребёнком, такой «белой вороной». Пока другие ребята занимались боксом, играли в футбол, моими друзьями были Гайдн, Бах, Бетховен. А в голове – этюды Карла Черни, фортепиано, хрестоматийные гаммы, сольфеджио, теория... То есть, я был совсем из «другой оперы». И когда понимаешь, что у тебя нет собратьев по интересам, придумываешь себе некое иллюзорное пространство, в котором тебе комфортно.
В нём, не выходя из дома, можно путешествовать не только по Америке, или космосу, но даже дальше. И для меня этот внутренний мир не менее реальный, чем тот, что мы видим сейчас с тобой из окна «Сапсана». Поэтому у меня никогда не было такого страстного желания куда-то ехать, что-то смотреть. Да и в разговорах с друзьями стараюсь тему не затрагивать. Не думаю, что меня поймут. Я и сегодня, по-прежнему, продолжаю жить в этом внутреннем мире. Мне в нём комфортно» [1, с.18].
Комбат «Спарты» Артём Владимирович Жога, ставший председателем Народного совета Донецкой Народной Республики, вспоминает о погибшем сыне Владимире, комбате «Спарты», Герое России и Герое ДНР: «Я почти не слышал от него слова «папа» или «отец» и сам не включал свой отцовский авторитет. Открыто, во всяком случае. Да, будучи начальником штаба, помогал ему порой принять какое-то решение. Но на самом деле Володя был не по годам мудр и опытен. Это особый опыт, который приходит, когда вокруг гибнут друзья и товарищи, льётся кровь мирных жителей. Благодаря такому опыту человек быстро взрослеет. Мы прекрасно понимали друг друга с полуслова. Возможно, потому что были родными душами. В чём-то Володя очень похож на меня, в чём-то – я на него. Где-то я брал с него пример, где-то – он с меня. И это помогало и успешно вести боевые действия и организовывать повседневную жизнь батальона» [2, с.4].
Известный писатель, автор исторических, фантастических и детективных романов А.В. Мазин напомнил: «Святой благоверный князь Александр Невский… «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Это его слова.
Обратите внимание: не живот (жизнь), а душу. Это сейчас душа – синоним жизни. А в те времена у этого слова был другой, изначальный, смысл» [3, с.17].
Главный редактор «Учительской газеты» А.Д. Хасавов так оценил педагогов: «Учителя и наставники – проводники в новые для нас миры. Как писал в одном из своих известных стихотворений Расул Гамзатов, столетие со дня рождения которого мы недавно отмечали, «не холодный картон я к груди прижимал, а весь мир, уместившийся в глобусе этом» [4, с.14].
Приветствуя выход книги Ирины Савватеевой «Разговор с душой», известный писатель и телеведущий А.М. Максимов, советуя всем её прочитать, отмечает: «Её строки отличает то, что, собственно говоря, и отличает поэта от прочих: взгляд. Она умеет видеть так, как умеет видеть только поэт. <…>
Поэт – это тот, кто учит познавать мир и, если угодно, принимать его. Поэт может восторгаться миром, а может, наоборот, печалиться от его несовершенств. Но для него мир всегда важен, интересен и необычен. Поэт – это не тот, кто умеет просто красиво составлять слова (что тоже, конечно, важно). Поэт – это тот, кто умеет видеть. <…>
Настоящая поэзия всегда должна дарить удивление пред миром - иначе какой в ней смысл?
Как пред иконой – преклонюсь.
Им и очищусь, и спасусь.
Благодарю опять и снова –
Слово.
Это не просто слова. Это просто – не слова. Это ощущение жизни поэта Ирины Савватеевой…» [5, с.10].
Завершить своё вступление к статье хочу строками гения русской поэзии Николая Михайловича Рубцова:
«Но я пойду! Я знаю наперёд,
Что счастлив тот, хоть с ног его сбивает,
Кто всё пройдет, когда душа ведёт,
И выше счастья в жизни не бывает!
Чтоб снова силы чуждые, дрожа,
Все полегли и долго не очнулись,
Чтоб в смертный час рассудок и душа,
Как в этот раз, друг другу улыбнулись...»
На прошедшем научном форуме рассудок и душа друг другу улыбнулись.
Разговор шёл о молодёжи. В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2020 г. N 489-ФЗ «О молодёжной политике в Российской Федерации» молодёжью считаются граждане в возрасте от 14 до 35 лет включительно.
Принимая участие в режиме видеоконференции в торжественной церемонии открытия Года педагога и наставника, президент России В.В. Путин подчеркнул: «Смысл Года педагога и наставника в привлечении внимания к труду людей, которые отдают время и силы детям, молодёжи, нашему будущему… Миссия образования состоит в воспитании гражданственности и патриотизма, ответственности за судьбу страны» [6, с.2].
Президент Российской академии образования, доктор исторических наук, профессор О.Ю. Васильева проинформировала, что в РАО подготовили концепцию наставничества: «Наставничество – древнейший способ передачи опыта, как практического, так и нравственного. Это, конечно, не обучение в чистом виде, но и не только передача навыков, а более глубокий, сложный процесс общения опытного человека и человека «растущего». Но сегодня наставник вполне может быть моложе подопечного. Примета времени.
Мы обозначили единые для всех сфер деятельности принципы наставнической деятельности: уважение к личности, уважение к труду, позитивные отношения в коллективе и т.д.
Какие задачи решает наставник? Помогает найти и заполнить «пробелы», создаёт положительный фон для самосовершенствования, дает советы и, передаёт опыт.
Наставник – призвание или профессия? Каждый ли может быть наставником?
Ольга Васильева: Разве возможна профессия без призвания? Призвание – это какое-то внутреннее расположение, склонность к чему-то. И поэтому мне кажется, что наставничество всё-таки дано не всем. Должен быть внутренний посыл – кроме профессионального. Да, вы должны быть профессионалом, безусловно, но вы должны ещё и стремиться этим поделиться, уметь и хотеть общаться с человеком, осознавать: «хочу, умею, это нужно другим».
Кстати, учёные РАО выяснили: большинство педагогов страны в той или иной мере участвуют в наставнической деятельности. Но также многие отметили, что им нужно повышение квалификации» [7, с.9].
Об учителях как сплаве науки и подвиге говорил патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступая 24 октября 2023 года перед студентами Московского педагогического государственного университета: «Педагогика, на мой взгляд, объединяет в себе науку, искусство и творчество. Учительство – это ни в коем случае не ремесло. Потому что ремеслу можно выучиться: читая книги, слушая указания учителя, ты обретаешь некии компетенции... Но в том деле, которому вы учитесь, главным действующим лицом являетесь вы сами. Потому что стать педагогом – это не только набрать сумму знаний... Учитель призван являть собой сплав науки и подвига, и, что самое главное, это возможно лишь тогда, когда учитель становится подвижником.
А что такое подвижник?... Это тот, кто двигается. Если человек стал доктором наук, многого достиг и перестал двигаться, то он перестал быть подвижником, а значит, никакого дальнейшего развития не будет, остаётся лишь почивание на лаврах. А настоящему учёному, как мне кажется, как и хорошему студенту, нельзя почивать на лаврах. Блестяще сданные экзамены не являются индульгенцией на весь будущий учебный процесс. Нужно постоянно работать, постоянно двигаться, постоянно расширять свой кругозор, и это, конечно, относится и к студентам, и к профессорам, да и ко всем мыслящим людям, которые берут на себя ответственность учить других. Без подвига успеха быть не может, а подвиг – это движение» [8, с.9].
Мероприятие открыла директор МБОУ средней школы № 2 им. В.Ф. Филиппова Н.П. Михайлова, ознакомив участников встречи с жизнедеятельностью первого директора школы В.Ф. Филиппова: «Василий Филиппович Филиппов родился 27 февраля 1910 года в деревне Большое Закустище Слободской волости Поречского уезда Смоленской губернии (в настоящее время – Демидовский район Смоленской области).
В.Ф. Филиппов
В 1929 году после окончания школы с педагогическим уклоном направлен в Архангельскую область, где занимался педагогической деятельностью, заведовал Соломбальским районным отделом народного образования, избирался председателем обкома профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений.
В июле 1941 года призван в армию, участвовал в Великой Отечественной войне, сражался на Карельском фронте, командовал ротой автоматчиков, взводом, батальоном. За время боёв получил три ранения. Демобилизован в звании старшего лейтенанта.
После демобилизации продолжил педагогическую деятельность, трудился директором школы № 50, председателем Соломбальского райисполкома, директором школы № 95. В 1951 году окончил Архангельскую партийную школу, а в 1958 голу – Архангельский государственный педагогический институт им. М.В. Ломоносова. С 1957 года В.Ф. Филиппов заведовал отделом школ и вузов Архангельского обкома КПСС, а затем возглавил областной отдел народного образования.
С 1963 года на протяжении 12 лет В.Ф. Филиппов руководил школой № 2. В ней он заложил лучшие педагогические традиции, которые сегодня успешно продолжают его ученики. При школе им был основан хор, впоследствии переросший в музыкальную школу «Гармония». Остался памятным его жизненный девиз: «Плохих учеников не бывает – бывают плохие учителя». В 1975 году Василий Филиппович ушёл на заслуженный отдых.
В 1960 году он получил звание «Заслуженный учитель школы РСФСР, в 1966 году удостоен ордена «Знак Почёта», в 1986 году награждён орденом Отечественной войны 1-й степени (орден Отечественной войны 2-й степени получил в 1945 году).
В.Ф. Филиппов умер 18 февраля 1997 года. Похоронен на Соломбальском кладбище в г. Архангельске.
В 2004 году на здании школы № 2 г. Архангельска в память о В.Ф. Филиппове установлена мемориальная доска, а в 2015 году школе присвоено его имя».
Далее Н.П. Михайлова передала слово для ведения конференции заместителю председателя Ассоциации именных учебных заведений и учреждений культуры стран СНГ, почётному работнику высшего профессионального образования Российской Федерации, члену Союза журналистов России М.П. Соболеву. Михаил Павлович напомнил, что 30 июля исполнился год со дня смерти выдающегося педагога, заслуженного учителя РСФСР, автора книги «История одной школы» Владислава Дмитриевича Иванова. В.Д. Иванов в том же, 1963-м году, был назначен директором средней школы № 6. М.П. Соболев презентовал присутствующим статью заместителя председателя совета Ассоциации именных учебных заведений и учреждений культуры стран СНГ Р.С. Ерёменко «Памятная встреча с Владиславом Дмитриевичем Ивановым, которого считаю великим и светлымчеловеком», опубликованной в Шенкурской районной еженедельной газете «Важский край» 16 февраля 2023 года в день рождения В.Д. Иванова: «Хочу поделиться воспоминаниями об одной встрече.
На фото Е.В. Просёлковой (Ивановой) М.П. Соболев, А.Г. Белогородская, В.Д. Иванов и Р.С. Ерёменко.
16 февраля 2019 года Владислав Дмитриевич отметил 90-летие, а 18 февраля школе №4, где также директорствовал Иванов, было присвоено имя Н.М. Рубцова, чьё творчество он просто обожал. Вот мы и решили сообщить Владиславу Дмитриевичу приятную новость. Инициатор данного события и встречи М.П. Соболев пригласил директора школы №4 А.Г. Белогородскую и меня в гости в семью Ивановых. Дочь Елена Владиславовна принимала, как всегда всех, нас сердечно.
Более четырёх часов продолжалось застолье. Владислав Дмитриевич поразил всем – интеллектом, памятью, вниманием… Думаю, будет интересно прочитать его ответы на три моих вопроса (их, конечно, было больше): кого он чтит из великих людей, связанных с Архангельском? кого и за что он больше из современников всего уважает? кем он особенно гордится?
– Прежде чем ответить на Ваши вопросы, скажу вот что: у меня на душе спокойно, т.к. образование в городе находится в надлежащих руках профессионалов и настоящих женщин – Светланы Александровны Скомороховой и Нины Сергеевны Филимоновой.
Бесспорно, одним из ярчайших гениев человечества является основоположник электронного телевидения Борис Львович Розинг, который является единственным гением, нашедшим приют на нашей земле. (Б.Л. Розинг похоронен на Вологодском (Кузнечевском) кладбище. Глава г. Архангельска Д.А. Морев постановлением от 31 января 2023 г. № 143 присвоил гимназии № 24 г. Архангельска имя Б.Л. Розинга. – Прим. авт.).
Из современных деятелей заслуживает внимания почётный гражданин г. Шенкурска Владимир Николаевич Булатов, память о котором, к сожалению, не увековечена в Архангельске. Из провинциального педагогического института он создал педуниверситет, международный педагогический университет, классический европейский университет. Он оказался один в поле воин! Выдающийся человек. (Глава г. Архангельска Д.А. Морев постановлением от 31 августа 2023 г. № 1401 присвоил «Средней школе № 7» г. Архангельска имя В.Н. Булатова. – Прим. авт.).
Особенно горжусь своим сыном Сергеем, ставшим в год 300-летия со дня рождения М.В. Ломоносова академиком РАН. Он у нас физик-ядерщик с мировым именем, директор Института физики высоких энергий (г. Протвино).
Мудрый, счастливый и светлый человек покинул нас. Слава Богу, долго жил! А дочь Елена Владиславовна с нежностью и любовью согревала ему душу, принимая гостей, которых Владислав Дмитриевич ждал, с радостью встречал и с грустью провожал.
Уверен, что гимназия № 6 будет с достоинством носить его имя!
С текстом моей статьи я ознакомил Михаила Павловича Соболева, благодаря инициативе которого В.А. Кудрявцев, В.Н. Булатов и В.Д. Иванов стали почётными гражданами г. Шенкурска, а В.А. Кудрявцев и В.Д. Иванов – г. Архангельска. По моей просьбе Михаил Павлович поделился воспоминаниями: «С Владиславом Дмитриевичем мы познакомились на 40-дневных курсах директоров школ в январе-феврале 1979 года в Архангельском областном институте усовершенствования учителей, где и отметили 50-летие Владислава Дмитриевича. С тех пор до конца жизни дружили с ним. Расскажу только два эпизода из нашей жизни. В 1991 году ещё в Советском Союзе мы побывали в США по линии побратимских связей Архангельск – Портленд. Каждому члену делегации (25 человек) Портлендский комитет приготовил небольшие подарки, в том числе карманные калькуляторы. Владислав Дмитриевич забрал все 25 экземпляров и сказал: раз все нашли деньги на поездку в США, то можете купить калькуляторы сами, а я увезу их на всю гимназию. Сейчас об этом вспоминать вроде бы уже и неприлично: какая эпоха нас разделяет! Не было интернета, электронной почты… И второй случай. В 2006 году Владислав Дмитриевич внезапно и неожиданно абсолютно для всех на выпускном вечере в Кирхе объявил о своём уходе после 43-летнего директорства 6-й гимназии. Выпускницей в тот год стала его внучка Ольга. Он решил уйти вместе с ней, но никто-никто об этом не знал. Я горд тем, что Владислав Дмитриевич позвонил мне и пригласил на выпускной вечер, даже не намекнув ни на что. Зал стоя 15 минут (я «схватил» время) устроил ему овацию.
Такие люди, как бывший ректор Архангельского государственного медицинского института Николай Прокопьевич Бычихин, Владислав Дмитриевич Иванов и Владимир Николаевич Булатов были единственными как в СССР, так и в России выдающимися и неповторимыми гражданами». Думаю, будет уместным привести эти слова Михаила Павловича, причастного к увековечению памяти вышеназванных достойных северян» [9, с.6].
В том же, 1963 году, Архангельское ТВ возглавила Е.И. Энтина. Заслуженный работник культуры РФ, член Союза журналистов России, лауреат премии Союза журналистов России, генеральный директор киностудии «Поморфильм», обладатель нагрудного знака «За заслуги перед городом Архангельском» В.Я. Лойтер поделился воспоминаниями об основоположнике школы Поморской тележурналистики «Елена Ивановна Энтина (1918 – 2006) – первый директор-женщина областного (Архангельского) телевидения в СССР».
С докладом «Владимир Николаевич Булатов – Учитель, создавший первый университет» выступил генеральный директор Ломоносовского фонда, кандидат исторических наук, доцент П.С. Журавлёв. Ассистировала ему специалист по связям с общественностью НОЦ «Ломоносовский дом» Г.А. Носницына (Ломоносовский фонд подарил участникам слушаний научно-популярное издание Г.Г. Фруменкова «М.В. Ломоносов – историк нашей Родины»).
Предлагаю ознакомиться с двумя документами, дающими наглядное представление о работе Ассоциации именных учебных заведений и учреждений культуры стран СНГ.
П.С. Журавлёв
В.Я. Лойтер
А.В. Репневский
Эстафету от П.С. Журавлёва принял доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей истории Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова А.В. Репневский. Андрей Викторович своё выступление посвятил участнику Великой Отечественной войны, ректору Архангельского государственного педагогического института им. М.В. Ломоносова (1962 – 1980), заслуженному деятелю науки РСФСР, доктору исторических наук, профессору, почётному гражданину г. Архангельска Г.Г. Фруменкову (1919 – 1980) «Георгий Георгиевич Фруменков: педагог, учёный, человек».
Руководитель НОКЦ «Дом Карпеченко» Г.Г. Лобанова (г. Вельск) ярко провела презентацию «Георгий Дмитриевич Карпеченко – «гений места» Вельской земли»: «В 1922 году Г.Д. Карпеченко был оставлен «для подготовки к научной деятельности» при кафедре генетики и селекции Петровской сельскохозяйственной академии (г. Москва), работал преподавателем ботаники, анатомии и систематики растений, частного земледелия. В те годы молодой учёный приступил к исследованиям по отдалённой гибридизации растений, выбрав в качестве объектов два вида семейства крестоцветных, принадлежащие разным родам, – редьку и капусту.
В 1925 году Георгий Карпеченко попал в число молодых учёных, которых Николай Иванович Вавилов пригласил на работу во Всесоюзный институт прикладной ботаники и новых культур, переименованный в дальнейшем во Всесоюзный научно-исследовательский институт растениеводства имени Н.И. Вавилова. Георгию Дмитриевичу было всего 26 лет, когда он возглавил лабораторию генетики – важнейшую в ряду методических подразделений института. Именно здесь им были осуществлены замечательные исследования по отдалённой гибридизации растений, которые не потеряли свою актуальность и в наши дни. За счёт искусственно вызванной полиплодии Г.Д. Карпеченко впервые в мире смог получить плодовитые гибриды растений, относящиеся к разным родам.
Г.Д. Карпеченко посетил генетические лаборатории 9 европейских стран, в 1927 году участвовал в генетическом конгрессе в Берлине. С октября 1929 по февраль 1931 года, получив международную стипендию Рокфеллеровского фонда за исследования в области отдалённой гибридизации, он работал в США, в лабораториях зоолога Т.Г. Моргана и ботаника Э. Бэбкока.
В 1931 году Г.Д. Карпеченко организовал и возглавил кафедру генетики растений в Ленинградском университете. 2 ноября 1934 года президиум Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени В.И. Ленина присудил ему учёную степень доктора биологических наук без защиты диссертации по разделу «Генетика растений» за выдающиеся работы по теории межвидовой и межродовой гибридизации, а также по получению плодовитых форм у межродовых гибридов.
29 августа 1935 года квалификационная комиссия утвердила Г.Д. Карпеченко в учёном звании действительного члена ВАСХНИЛ. 28 декабря 1938 года он был утверждён в звании профессора Ленинградского государственного университета, где до 1941 года читал курс общей генетики. С 1935 по 1937 год Г.Д. Карпеченко активно занимался гибридизацией географически отдалённых разновидностей ячменя и выделил ценные безостые формы этой культуры с длинными колосьями, которые должны были вскоре пройти сортоиспытание. Он рассматривал географическое и экологическое обособления растений как факторы, ведущие к процессам видообразования. Для трёхтомного издания «Теоретические основы селекции растений», вышедшего под редакцией Н.И. Вавилова, им были написаны две главы: «Теория отдалённой гибридизации» и «Экспериментальная полиплоидия и гаплоидия».
Наступление лысенковщины остро поставило перед учёными проблему выбора дальнейшего пути. Георгий Дмитриевич сделал выбор в пользу научной истины и до конца оставался ближайшим соратником Н.И. Вавилова в его борьбе с антинаукой. В результате он был обвинён в участии в антисоветской вредительской организации и приговорен Военной коллегией Верховного суда СССР к расстрелу. Приговор был приведён в исполнение 28 июля 1941 года. Реабилитирован Г.Д. Карпеченко 21 апреля 1956 года посмертно.
Верным другом и соратником Г.Д. Карпеченко в течение всей жизни была его жена Галина Сергеевна. Она стала по сути неофициальным сотрудником лаборатории генетики Ленинградского университета, редактируя научные работы и помогая мужу в переводе книги Т.Г. Моргана «Экспериментальные основы эволюции», изданной в СССР в 1936 году. Галина Сергеевна содержала в порядке большую библиотеку семьи, предоставляя необходимые книги всем сотрудникам лаборатории.
Георгий Дмитриевич Карпеченко был любящим отцом. Во время ареста он думал о дочери и произнёс фразу: «Галя, позаботься, чтоб Валя поступила в университет». Вале в то время было 6 лет.
Г.Д. Карпеченко – один из немногих отечественных учёных, чьё имя постоянно упоминается в зарубежных руководствах и учебниках по генетике и теории эволюции. Он является автором классической работы по получению плодовитого межвидового гибрида рафанобрассики. Значение его работы состоит в том, что именно она вскрыла цитологическую основу бесплодия межвидовых гибридов – общего явления в мире как растений, так и животных, и показала пути его преодоления. В результате стало понятно, каким образом межвидовая гибридизация приводит к появлению новых видов в природе. Этот механизм видообразования позднее был назван гибридогенезом. К сожалению, Г.Д. Карпеченко не пришлось дожить до практической реализации этих идей в селекции растений, но его сотрудники и ученики внесли крупный вклад в использование полиплоидии в практике растениеводства».
Завершила пленарное заседание начальник межрегионального отдела психологической работы УФСИН по Архангельской области, полковник внутренней службы О.И. Дроздова докладом «Роль наставника в формировании правосознания оступившейся молодёжи».
После чайно-кофейной паузы заработал «свободный микрофон», дискуссия продолжалась полтора часа. Особое внимание «приковал» к себе эмоционально-интеллектуальным содержанием речи заведующий Музеем художественного освоения Арктики им. А.А. Борисова (г. Архангельск) И.А. Катышев. Иван Александрович рассказал о работе со школами по «Пушкинской карте», сделав несколько конкретных предложений заместителям директоров учебных заведений по УВР.
М.П. Соболев, И.В. Коротяева,
О.И. Дроздова, Т.А. Ларина, Г.Г. Лобанова, Н.П. Михайлова, И.А. Катышев
Итоги слушаний мы подвели с Михаилом Павловичем СОБОЛЕВЫМ.
С 2018 года в стране стартовало Десятилетие детства, объявленное президентом России В.В. Путиным и утверждённое его Указом от 29 мая 2017 года № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства».
«Какой должен быть главный практический итог жизни в детстве? Мне кажется: обретение призвания. Дети, которые знают, чем они будут заниматься, принципиально отличаются от тех, кто этого не ведает» [10, с.7]. Синонимом слова «призвание» является желание.
Призвание – это неистребимое, страстное желание делать что-либо, заниматься чем-либо. Какова главная задача подростка? Найти призвание. Это слово мы употребляем крайне редко. Между тем призвание – это то, ради чего человека призвали на Землю. Величайший швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци (1746 – 1827), человек, чьи педагогические открытия лежат в основе работ всех великих педагогов: Януша Корчака, Константина Ушинского, Марии Монтессори… Все они это признавали.) считал, что ребёнок должен обрести призвание в 5 – 7 лет. В чём суть главного открытия И. Песталоцци – метода природосоответствия? И. Песталоцци был убеждён, что прежде чем учить ребёнка – его необходимо изучить, т.е. понять его суть, его интересы, его увлечения. А изучив его, можно развивать в нём то, что требует воспитания, то, что ребёнку вырабатывать в себе и полезно и нужно. Успеха в целом добиваются те, кто как можно раньше выбрал свою дорогу и идёт по ней. «Что значит: выбрал свою дорогу? Тот путь, который соответствует его природе. Это и есть метод природосоответствия Песталоцци. Нельзя учить всех всему – бессмысленное дело. Нужно изучить ребёнка, понять – обязательно вместе с ним! – к каким наукам или ремёслам лежит его душа, и развивать именно это» [11, с.7]. Результаты разных исследований на тему: какие навыки необходимы человеку XXI века, чтобы принести пользу себе и обществу, различны, но в целом есть три позиции. Первая: умение креативить. Вторая: умение работать в коллективе. Третья: умение объективно оценивать себя. «Человек, нашедший своё призвание, работает радостно и с удовольствием. Труд от этого становится легче, потому что осмысленнее» [12, с.10].
М.П. Соболев, Руководитель НОКЦ «Дом Карпеченко» Г.Г. Лобанова, директор средней школы № 23 им. А.С. Пушкина Н.В. Чижова, директор средней школы № 2 им. В.Ф. Филиппова Н.П. Михайлова, директор департамента образования администрации г. Архангельска С.О. Базанова, депутат Архангельского облсобрания депутатов VIII созыва Н.И. Виноградова в момент вручения Г.Г. Лобановой, Н.В. Чижовой и Н.П. Михайловой сертификатов о вступлении в члены Ассоциации именных учебных
заведений и учреждений культуры стран СНГ
Счастье здорового человека состоит из жизни с любимым человеком и любимой работой, т.е. работой по призванию. Получается, что призвание – это половина счастья. Человек занимается тем, к чему лежит его душа. Выбирая будущую работу, молодой человек выбирает не зарплату или престиж, но – счастливую или несчастливую жизнь. У нас, к сожалению, слово «призвание» заменено на «профориентацию». Но это совсем разные вещи. Профориентация – это история про то какие профессии нужны государству. Призвание – про то, зачем человека призвали на Землю. Школа, родители должны быть заточены на то, чтобы помочь ребёнку обрести призвание. Диалог – единственная форма общения с ребёнком, детям надо не передавать свой опыт, а обмениваться с ними. В них имеет смысл видеть интересных людей, а не просто объекты для воспитания.
Не каждый человек может стать педагогом, и не каждый педагог может быть наставником. Из всего вышеизложенного делаю вывод: суть наставничества – в изучении обучающегося и конкретной помощи в реализации его призвания.
Ректор Московского физико-технического института, доктор физико-математических наук, профессор Д.В. Ливанов на вопрос: пришли ли в МФТИ новые вундеркинды, ответил: «Я считаю, что каждый ребёнок уникален, и у каждого есть свой талант. А задача системы образования, школы, вуза сделать так, чтобы талант каждого ребёнка проявился, чтобы каждый нашёл, чем ему интересно заниматься и соответственно выбрал правильно свой путь в жизни» [13, с.7].
Ректор Национального исследовательского технологического университета МИСИС, доктор экономических наук, профессор А.А. Черникова глубоко убеждена, что: «Все университеты должны уделять особое внимание формированию среды креативности и творчества, позволяющей раскрыть способности и таланты каждого обучающегося» [14, с.9].
Эксперт по возрастной физиологии, академик РАО, профессор М.М. Безруких предупредила родителей, пытающихся решить проблемы обучения ребёнка в школе за счёт репетиторства: «Это значит, что педагог плохо владеет самой главной своей компетенцией – «учить и научить». К сожалению, не каждый учитель понимает и умеет учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребёнка. Выстроить индивидуальную работу – это особая тактика, это особая методика» [15, с.9].
Поясняя, кто такие советники директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, какую работу они будут выполнять, муниципальный координатор советников в Архангельске И.А. Молева ответила: «И если мы раскроем потенциал хотя бы одного ребёнка из тысячи, поможем хоть одному трудному подростку – считайте, работаем не зря. Для этого советники и призваны в школу» [16, с.19].
Пытаясь изменить мир вокруг себя, Пётр I понял, что сам не справится, и стал искать учителей. Искал их всегда, везде, всю жизнь – среди друзей, среди врагов. На его кольце было выгравировано: «Аз есмь в чину учимых и учащих себе требую». То есть «я учусь и учителей себе требую». Это был принцип его жизни.
5 октября 2023 года в Москве, на площадке Форума классных руководителей, заместитель председатель правительства России Т.А. Голикова объявила имя абсолютного победителя Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2023». Им стал учитель русского языка и литературы школы при посольстве РФ в Иране О.И. Янковский, получивший Большой хрустальный пеликан. Ему нравится работать в школе: «Быть учителем – это лучшая форма созидания, вид искусства и лучший способ оставить свой след и принести пользу» [17, с.1].
Об искренней любви к детям напомнил патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Что такое любовь к детям? Вот сидит двадцать, тридцать или сорок детей – и ко всем любовь? А если быть совершенно честным перед самим собой: когда у учителя в коридоре собственный ребёнок заплачет, он или она не побежит к нему? Конечно, побежит, потому что любит его больше, чем детей в классе.
Хотел бы процитировать В.А. Сухомлинского... В своём главном труде «Сердце отдаю детям» он одним из самых ценных качеств педагога называет глубокую любовь к детям. Эта любовь сочетает в себе душевную ласку с мудрой строгостью и требовательностью. Вот это, наверное, – самое тяжёлое для педагога. По-настоящему полюбить чужого ребёнка. Неформально, по-настоящему, с трепетом – как своего собственного. Так, чтобы страх захватил сердце, когда ребёнок вдруг не пришёл на урок...» [8, с.9].
Открыто и честно председатель ЛДПР, председатель Комитета Госдумы по международным делам Л.Э. Слуцкий заявил: «Ключевая проблема и образования, и здравоохранения в своей основе единая – драматическое падение уровня социальной значимости педагогов и врачей. Что важно сделать на самом высоком государственном уровне – поднять учителя и врача на пьедестал общественного признания» [18, с.4].
Полностью разделяя мнение Л.Э. Слуцкого, давно утверждаю, что врачи и учителя – сердце любой нации.
М.П. Соболев вручает заместителю директора по УВР гимназии № 21 им. лауреата Нобелевской премии И.А. Бродского Л.Л. Грицюк журнал «На пути к гражданскому обществу» (№2 (50) за 2023 год) со статьёй Р.С. Ерёменко «Иосиф Бродский: «Придаю к народу…»
По данным Росстата за 2022 год, более 30 процентов выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений по окончании учёбы не работают по специальности. Среди тех, кто всё-таки пошёл в профессию, значатся врачи (97%), педагоги (80%), деятели культуры и искусства (79%), военные (79%). О молодом специалисте сказано в Федеральном законе «О молодёжной политике в РФ»: россиянин не старше 35 лет, впервые устраивающийся на работу по специальности.
В настоящее время на рынок труда выходит новое и динамичное поколение. В соответствии с классификацией, предложенной В.В. Радаевым, первым проректором Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», доктором экономических наук, профессором поколение Z (зумеры) охватывает людей, родившихся после 2001 года. Эти молодые люди выросли в эпоху быстрого развития технологий и глобализации, и теперь они начинают активно влиять на рынок труда. С учётом данных Росстата и предположения, что возраст вступления в трудовую жизнь начинается с 18 лет, можно сделать интересный прогноз. В 2024 году каждый девятый работник на российском рынке труда будет принадлежать к поколению Z. Также на старте карьеры находятся граждане, родившиеся с 1980-х по конец 1990-х, поздние миллениалы. Более ранние миллениалы заново начинают построение карьеры, так как сейчас популярны программы магистратуры и профессиональной переподготовки. Миллениалы росли во времена турбулентности, поэтому они готовы трудиться с большим упорством. Миллениалы видели сами, и их учили родители тому, что деньги достаются с немалым трудом. Миллениалы более упорные, амбициозные, целеустремлённые и дисциплинированные в сравнении с зумерами. Миллениалы готовы поступиться собственным комфортом, они могут выполнять более тяжёлые, трудоёмкие задачи, связанные с анализом, проектированием. А зумеры родились в комфортных условиях. Главное преимущество зумеров – это их способность работать в потоке информации, быстро ориентироваться, если нужно что-то найти в интернете.
Зумерам важно, чтобы их работа имела смысл. Если они не видят его, то могут отказаться выполнять поручения. Они легко уходят, если не заинтересованы. И готовы посвящать работе гораздо больше времени, чем от них требует график, если они заинтересованы. Необходимо придать работе смысл (проговаривать, почему задание так важно закончить), если зумер не видит его сам. «Зумерам действительно свойственно менять работу, когда им кажется, что на нынешнем месте они взяли всё: закончили проект, над которым работали, получили навыки, которые были для них важны, достигли потолка. Они не так социализированы, как миллениалы, и не привязаны к коллективу и компании, поэтому легко меняют работу. К тому же они вышли на рынок труда в то время, когда найти новую работу легко, поэтому они не держатся за место» [19, с.11]. Многие зумеры избегают личного общения, т.к. их взросление пришлось на период развития социальных сетей и мессенджеров. И это для них привычный способ общения. Зумерам удобнее писать даже людям, с которыми они сидят в соседнем кабинете или за соседним столом. Зумеры далеки от понятия «дисциплина». Замечания на опоздания и ранние уходы вызывают у них зачастую недоумение. Многие из них выходили на работу в пандемийное время, когда границы графиков были размыты. И для них это норма. С зумерами гораздо лучше работает оценка работы не по количеству отработанного времени, а по результату. Это для них понятные единицы измерения. Зумеры знают за собой эту особенность. Поэтому предпочитают удалённую занятость, которая снимает с них дисциплинарные рамки, они сами себе хозяева, сами распоряжаются своим временем. «Новое поколение привыкло общаться в социальных сетях и мессенджерах. И эту же привычку они переносят на профессиональную деятельность, предпочитают писать, а не звонить и говорить. В итоге их слабой стороной при трудоустройстве становится отсутствие опыта коммуникации с живыми людьми. Им бывает сложно найти общий язык с начальниками, коллегами. Особенно если у руководителя и молодого сотрудника разные представления о том, как должно строиться их общение, офлайн или онлайн. Я бы назвал даже это ключевой проблемой нового поколения сотрудников, которая больше всего мешает им в работе» [20, с.11]. Доктор юридических наук, профессор Финансового университета при правительстве РФ М.О. Буянова резюмировала: «Сложности зумеров в коммуникации на работе, в общении с руководителями во многом объясняются отсутствием опыта. Нужно понимать, что уже через несколько лет эти же сотрудники станут совсем другими. Сделают свои ошибки, выводы и станут намного более приспособленными к работе в коллективе.
Отличительной особенностью этого поколения является отсутствие страха, они не боятся действовать, предложить свой вариант. Там, где представители другого поколения промолчали бы, зумеры высказывают своё мнение.
Процесс их адаптации на работе можно ускорить с помощью практик наставничества. Они позволяют молодого специалиста провести буквально за руку по всем рабочим процессам, научить, как нужно действовать в той или иной ситуации. Это лишь вопрос времени и усилий, которые работодатель готов потратить на адаптацию нового сотрудника.
Это новое поколение всё осваивает быстро. С одной стороны, им кажется, что всё можно сделать легко, не прикладывая усилий. И это создаёт впечатление, что они ленятся. С другой стороны, это же качество позволяет им схватывать всё на лету, так что, мне кажется, и обучение их недостающим навыкам на рабочем месте не займёт много времени.
Я считаю, что наставничество играет огромную роль в адаптации поколения зумеров на работе. Это возможность передать им знания других поколений» [21, с.11].
Как найти подход к молодым сотрудникам и в чём их ценность, рассказала корреспонденту «Российской газеты» Ирине Жандаровой начальник управления развития карьеры и взаимодействия с выпускниками Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» О.И. Гаевская в статье «По ком звонит зумер» (№ 205 (9150), 13.09.2023, с.11), дайджест которой вышеизложен.
Опрос 10 000 респондентов по всей стране, который провела служба «Авито Работа», показал, что 72 % работающих россиян не хотят, чтобы их дети выбрали ту же профессию, что и у них. А что говорят социологи? Группа учёных с Дальнего Востока опубликовала недавно результаты своего исследования «Трудовые ценности молодёжи»: поколенческий аспект (на материалах исследования в Хабаровском крае)» в журнале «Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки» за 2022 год: «При выборе профессии на первом месте у молодого поколения стоят материальный интерес, высокая заработная плата. А следующие слова социологов звучат почти как приговор:
«Современное молодое поколение предпочитает жить одним днём, пренебрегая нравственными ценностями. Это касается и образования: многие студенты стремятся получать не знания и навыки, которые можно применить в профессиональной деятельности, а финальный документ. Кроме того, множество выпускников учебных заведений после окончания учёбы не планируют работать по полученной специальности, соответственно и отношение к учёбе становится несерьёзным. Снижение значимости образования обусловлено и требованиями рынка труда. Вместо специалистов, обладающих профессиональными знаниями, увеличивается спрос на работников, обладающих «soft skills» (стрессоустойчивость, мобильность, коммуникабельность и т.д.)».
Развитие цифровизации общественной жизни и экономики увеличивает значимость среди молодёжи бизнес-образования (краткосрочные курсы обучения), как возможности повышения своего уровня конкурентоспособности на рынке труда в условиях быстрых изменений производственных и управленческих технологий.
Возникла и усиливается новая тенденция в молодёжном сегменте рынка труда: переориентация на проектный тип трудовой деятельности. Это сопровождается выхолащиванием долгосрочных трудовых отношений, утратой ценностей коллективного труда. Стремление к получению быстрого и большего дохода является доминирующим в сознании большинства представителей молодого поколения. Такие выводы дальневосточных социологов подтверждаются данными исследования.
Так, по результатам опросов, для 66% респондентов в возрасте от 18 до 35 лет наибольшую ценность представляет заработная плата. Для поколения Z (от 18 лет до 21 года, родившиеся в 1995—2010 годах, их ещё называют зумеры) значимость размера заработка гораздо выше – аж 72%. В их глазах высокий заработок – критерий достижения жизненного успеха, благополучия, определённого социального статуса, признания.
На втором и третьем местах у них – «престижность работы» (52%) и «перспектива карьеры» (46%). И только на третьем – «гарантированная занятость» (33%), значит, надеются на финансовую помощь мамы и папы, если с работы придётся уйти…
По мнению исследователей, престижность работы для неопытной молодёжи является залогом собственной успешности, популярности среди сверстников, с одной стороны, и гарантией получения большего заработка – с другой. Таким образом, карьерное продвижение и материальный успех, по мнению молодых, не зависят от профессионализма и степени заинтересованности в результатах труда, добросовестности работника.
Поэтому логично, что у многих представителей данной возрастной группы требования к себе как квалифицированному специалисту не являются высокими, стремление к профессиональным достижениям, инициативе, приобретению новых компетенций выражено слабо. Зато просматривается нежелание брать на себя ответственность. Так, в возрастной группе 18–21 года весьма значимую ценность «возможность профессиональных достижений» отметили лишь 8% респондентов, «возможность проявлять инициативу» – 9%, ценность «ответственная работа» – 2%, ценность «возможность самореализации» – 6%.
Кроме высокой зарплаты, карьерного роста и престижности, среди наиболее значимых ценностей – «много свободного времени» (29%). Для представителей поколения Z в отличие от других поколений доминирующей жизненной ценностью является не трудовая деятельность, а личная жизнь, поэтому баланс между работой и жизнью играет ключевую роль в процессе выстраивания трудовой стратегии. Исследователи отмечают, что система ценностей нового поколения основана на своеобразной концепции «свободы» – достижение баланса между трудовой и личной жизнью, личная жизнь при этом имеет приоритет. Поэтому для зумеров наиболее предпочтительной является трудовая деятельность на условиях фриланса – 31% (от общего числа респондентов возрастной когорты 18–21 года).
Набирает популярность среди молодёжи, по сути дела, нетрудовая занятость (28% респондентов), при которой источником получения дохода становятся монетизация аккаунтов в социальных сетях, блогерство, геймерство, стриминг и тому подобное.
От ценностных ориентаций поколения несколько отличаются установки миллениалов, относящихся к возрастной когорте 22–28 лет. Их приоритеты обусловлены более ответственным этапом социального становления молодёжи, связанного с созданием семьи, рождением детей, приобретением жилья. Эти обстоятельства, как правило, сопряжены с затратами, в том числе и по ипотечным кредитам. Большую значимость для миллениалов представляют инструментальные ценности: «заработная плата» – 65% (от общего числа респондентов данной возрастной группы), «гарантированная занятость» – 48%, «перспективы карьеры» – 41%, «стабильность выплаты заработной платы» – 37%.
Карьерный рост миллениалы, как и представители поколения Z, рассматривают прежде всего как потенциальную возможность удовлетворить свои растущие финансовые потребности, повысить уровень материального благосостояния.
Подобные сдвиги в трудовых предпочтениях исследователи связывают с тем, что в связи с отсутствием опыта в более молодом возрасте трудовая деятельность многих молодых людей сведена к выполнению рутинных операций, что оказывает негативное психологическое воздействие. По этой причине возникает потребность именно в эмоционально привлекательной трудовой деятельности.
В отличие от представителей поколения Z, миллениалы отметили значимость ценности «удобство и комфорт рабочего места» – 29%. Более опытная молодёжь осознанно подходит к вопросам организации рабочего места, понимая, что ненадлежащая организация труда может негативно отразиться на состоянии их здоровья и, как результат, снизить их конкурентоспособность на рынке труда.
Приоритетность выше названных трудовых ценностей определила предпочтения в выборе статусов занятости миллениалов в возрасте 22 – 28 лет. Наибольшее число респондентов выбрали формат трудоустройства в качестве наёмного работника – 42% и самозанятого – 25%. Приоритет статуса «самозанятого» обусловлен несколькими его характеристиками: большинство (31% респондентов, выбравших «самозанятость») отметили, что преимущественно отсутствуют обязательные требования к уплате страховых взносов; 26% отметили отсутствие/минимальное количество отчётности; 15% – «не надо самостоятельно рассчитывать сумму налогов и других платежей». Меньшее распространение среди миллениалов получила занятость в неформальном секторе и нетрудовая занятость – 9% и 3% соответственно.
Для представителей миллениалов, относящихся к «старшей» возрастной группе (29–35 лет), как и для других молодёжных подгрупп, приоритетное значение имеет размер заработной платы (61% респондентов) и гарантированной занятости — 54%. Отметим, что для миллениалов данной группы, в отличие от других молодёжных групп, особую значимость представляет группа ценностей, таких как «перспективы карьеры», «интересная работа», «благоприятный социально-психологический климат в коллективе», «возможность достижений». Безусловно, значимость продвижения по карьерной лестнице возрастными миллениалами рассматривается как возможность повышения своего материального благосостояния. Однако более взрослая молодёжь рассматривает продвижение по служебной лестнице в том числе и как способ профессионального и личного саморазвития, совершенствования, самореализации, приобретения новых компетенций, освоения новых социальных ролей и статусов.
Среди личностных характеристик возрастных миллениалов, чьё становление приходится на начало 2000-х годов, исследователи отмечают наличие чёткой жизненной позиции, повышенной когнитивной активности, желания получать удовольствие, в том числе и от трудовой деятельности. Их интерес к работе во многом обусловлен исследовательским инстинктом, провоцирующим молодых людей на познание разного рода «белых пятен» в окружающем мире и в своей профессии. Для них представляет особую ценность наличие благоприятного социально-психологического климата в коллективе, что связано с акцентом на межличностные коммуникации, доверительные отношения сотрудников друг к другу, чувство защищённости, безопасности, комфорта. Для некоторых таких работников коллектив является источником приобретения социального опыта, сферой общения, средством самоутверждения и самореализации, духовного, интеллектуального, нравственного взаимообогащения.
Поэтому на вопрос: «В каком формате вы предпочли бы работать в настоящее время?» – подавляющее большинство (78%) респондентов данной возрастной группы ответили, что предпочитают трудиться преимущественно на предприятии, находясь в окружении коллег. Эти обстоятельства обуславливают выбор статуса занятости миллениалов. Так, подавляющее большинство (70%) предпочитают работать в качестве наёмного сотрудника (наибольшее значение среди всех возрастных когорт).
Меньшее число респондентов предпочитают трудовую деятельность в качестве самозанятых — всего 18,7%. Однако число респондентов, выбирающих неформальную занятость, больше, чем предпочитающих быть фрилансером. Наёмный труд как вариант встраивания в систему социально-трудовых отношений имеет очевидные достоинства. Стабильная ежемесячная зарплата, социальный пакет, налаженные отношения с коллективом и руководством, чёткое понимание своих функциональных обязанностей – всё это является своеобразной зоной комфорта для наёмного работника.
По результатам исследования социологи как положительный фактор отмечают активность, высокую адаптивность и предприимчивость современных молодых людей, что и обуславливает выбор ими форм занятости в пользу фриланса. Именно эти качества молодёжи необходимо учитывать, активизируя мотивационные установки, направленные на формирование современной культуры труда, полагают социологи.
Общую картину трудовых ценностей современной молодёжи весьма важными и содержательными подробностями дополняет ещё одно социологическое исследование – «Социальные агенты формирования трудовых ценностей молодёжи: результаты социологического исследования на примере Хабаровского края», результаты которого опубликованы в мартовском номере 2023 года журнала «Теория и практика общественного развития». Исследование посвящено выявлению основных социальных агентов, формирующих и трансформирующих систему трудовых ценностей современной молодёжи. Основные факторы, детерминирующие ценностные ориентации молодого поколения в системе социально-трудовых отношений: социально-профессиональный статус родителей, уровень материального благополучия семьи, семейное трудовое воспитание, система школьной профориентации и трудового воспитания, молодёжные объединения и организации. В связи с масштабной цифровизацией среди определяющих факторов социализации молодёжи исследователи также включили следующие: блогинг, интернет, социальные сети. Они приобретают всё больший вес социальных агентов, трансформирующих ценностную систему и модели интеграции молодёжи в социально-трудовую сферу. Особый акцент в статье авторы делают на молодёжных объединениях и движениях.
В период с декабря 2021 года по июль 2022-го было проведено анкетирование экономически активного населения Хабаровского края в возрасте от 14 до 35 лет. Социологи исследовали распределение ответов респондентов по частоте на вопрос анкеты: «Укажите, пожалуйста, что повлияло на Ваш выбор работы». Это позволило выявить основные определяющие факторы: друзья/одноклассники; блогинг; интернет; социальные сети; молодёжные объединения, организации; профсоюзы; система профориентации в вузах, ссузах.
К факторам, характеризующим институт семьи, были отнесены следующие: опыт трудовой деятельности родителей; семейное трудовое воспитание; социально-профессиональный статус родителей; уровень материального благосостояния семьи. Институт образования представлен несколькими факторами: система школьного трудового воспитания; профориентационная работа в школах.
Интерпретируя полученные результаты, исследователи отмечают: безусловным является тот факт, что семья выступает первичным социальным институтом формирования ценностных ориентаций молодых людей, будучи также социальным агентом воспроизводства, трансляции норм и ценностей. Для 14% респондентов в возрасте от 14 до 35 лет родители/родственники оказали наибольшее воздействие на профессиональный выбор. <…>
Таблица – Трудовые ценности молодёжи в возрасте от 14 до 35 лет, состоящей в одной, двух общественных организациях, объединениях на некоммерческой основе и более, % респондентов, отметивших соответствующие ценности как наиболее значимые
Трудовые ценности
Участие в деятельности общественных организаций
Заработная плата
Нет
В одной
В двух и более
66
62
55
Интересная работа
39
42
37
Возможность
профессиональных
достижений
20
2
37
Работа, уважаемая
широким кругом людей
10
15
24
Возможность инициативы
18
21
24
Ответственная работа
11
15
13
Перспективы карьеры
42
44
42
Благоприятный климат
в коллективе
31
35
42
Престижность работы
35
39
37
Оперируя результатами исследования, социологи утверждают: ценностный компонент в современной системе школьного образования практически отсутствует. Так, 92% респондентов солидарны с высказыванием, согласно которому школьное образование в большей степени сконцентрировано на подготовке к сдаче Единого государственного экзамена, а трудовое воспитание сведено к минимуму. На низкую эффективность процесса профессионально-трудовой социализации школьников также оказывает влияние снижение авторитета педагога, с которым обучающиеся перестали советоваться, делиться своими жизненными и профессиональными планами. 65% респондентов согласны с тем, что преподаватель не является авторитетом.
Подобное отношение к школьным преподавателям исследователи объясняют тем, что это возможный «результат виртуализации реальности, при которой зумеры всю необходимую информацию, в том числе по вопросам, связанным с выбором будущей специальности, берут из открытых источников в сети Интернет» [22, с.4].
А как обстоят дела с правами и обязанностями молодых специалистов в Республике Беларусь? «В августе (2023 г. – Прим. авт.) к работе приступили более 16 тысяч молодых специалистов со свежим дипломом о высшем образовании. Данный статус имеют выпускники государственных вузов, окончившие дневное отделение за счёт средств бюджета, прошедшие распределение и имеющие свидетельство о направлении на работу. Предоставление гарантированного первого рабочего места – несомненное благо для многих выпускников. Впрочем, согласно законодательству, у молодых специалистов есть как преференции, так и определённые обязанности перед государством.
– Наниматель обязан обеспечить молодого специалиста работой, соответствующей полученной специальности и квалификации, оформить по бессрочному трудовому договору или контракту, – рассказали в Минобразования. – Такому новичку нельзя устанавливать испытательный срок. В течение двух лет он защищён от увольнения. Недопустимо расторгать с ним и трудовой договор из-за несоответствия занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации.
В числе экономических мер поддержки – выплата в течение месяца со дня прибытия денежной помощи в размере последней стипендии. Плюс единовременное пособие в размере оклада. Установлены и стимулирующие выплаты тем, кто прибыл на работу в бюджетные организации, подчинённые Минобразования, Минкультуры, Минспорта, Минздрава, Минтруда: от 10 до 50 процентов от оклада. В районах радиоактивного загрязнения в организациях образования, здравоохранения, сельского хозяйства и культуры производится единовременная выплата в размере 200 базовых величин – 7400 белорусских рублей (282 тысячи российских) – при заключении первого контракта сроком на пять лет, а также выплачивается единовременное пособие от 555 до 2775 белорусских рублей (21-105,5 тысячи российских).
Ряд вопросов, связанных с преференциями молодым кадрам, урегулированы не только законодательством, но и коллективными договорами на местах. Это касается, скажем, компенсации стоимости проезда, если молодой специалист живёт в другом городе. Или дополнительной матпомощи, если он остаётся работать по истечении обязательного срока. А вот предоставлять жилье иногороднему молодому сотруднику наниматель не обязан.
Срок отработки после распределения для выпускников вузов составляет два года. Если молодой специалист поступает в магистратуру на платной основе, то он не утрачивает свой статус и должен отработать после учёбы положенные годы или возместить затраченные на его обучение госсредства. При этом магистрант-бюджетник снова должен быть распределён. Получившие II ступень высшего образования отрабатывают год, те, кто поступил в год окончания вуза, – два. Бывшие учащиеся-бюджетники могут отказаться от распределения, но им нужно будет возместить полную стоимость обучения.
С этого года существенно увеличен набор в вузы на бюджетные места на условиях целевой подготовки. Это сделано, чтобы решить проблему дефицита кадров в медицине, сельском хозяйстве, образовании... Такое обучение предполагает трёхсторонний договор – между абитуриентом, вузом и организацией, которая платит деньги за образование и куда выпускник придет на работу. Абитуриент имеет преференции – ему нужно сдать лишь один внутренний экзамен по профильному предмету. Но после окончания вуза срок отработки составит не два года, а пять. У тех, кто обучался в вузах на платной основе, нет обязательного распределения. Но им активно предлагают получить статус молодого специалиста, показывая его преимущества. Данная практика закреплена в Кодексе об образовании» [23, с.2].
Итоги слушаний согласились прокомментировать:
Ольга Игоревна ДРОЗДОВА:
«Участие в конференции дало мне возможность вспомнить выдающихся граждан, сыгравших знаковую роль в развитии и становлении научного потенциала Архангельской области. Понять, что одного уровня административного ресурса недостаточно для успешной карьеры без личностных особенностей человека, без его веры в правильность своей жизненной позиции, без масштабности и значимости поставленных целей, без готовности жертвовать личным во благо других.
Мне, как человеку, окончившему Поморский государственный университет им. М.В. Ломоносова, интересно и приятно было слушать воспоминания научных деятелей об историке, ректоре Поморского государственного университета Владимире Николаевиче Булатове. Мои студенческие воспоминания связаны с ним как с ректором университета, деловым, активным, творческим. Часто его можно было видеть проходящим по коридорам главного учебного корпуса. И что было приятно нам, студентам, всегда с нами здоровался. Это позднее я прочитала, что в 2006 году, рассказывая о российском североведении в постсоветские годы, профессор, почётный полярник, член научного совета Российской академии наук по Арктике и Антарктике, Григорий Агранат скажет: «В рассматриваемый период вышла только одна работа по истории Российского Севера в целом. Этот пятитомный труд, написанный В. Н. Булатовым, представлен как учебное пособие,
но содержит много малоизвестных широкому читателю фактов, а главное – освещает российскую дорогу на Север с глубоким уважением к тем, кто эту дорогу прокладывал». Читая воспоминания друзей В.Н. Булатова, я понимала, что выпускники пединститута, учителя вряд ли были рады видеть в своём классе Володю Булатова: безотцовщина, прогульщик, приводы в милицию. До сих пор остаётся загадкой, как едва не хулиган стал ректором? И только с годами, жизненным опытом понимаешь, что можно всего добиться, если ты увлечённый человек. И, конечно, если ты умеешь любить. Любить своё дело, свой Север, свою историю, людей. Надо уметь гордиться всем этим и преумножать всё то хорошее, что создано другими. Только Личность способствует росту научного прогресса.
На конференции вспоминали людей, чей жизненный путь был посвящён процветанию не только Архангельской области, но и всего Арктического пространства. Гордость за родной край и причастность к данному процессу почувствовал, я уверена, каждый участник конференции.
Организаторы сумели создать среди участников конференции атмосферу команды с единой корпоративной культурой, заразить всех общими целями и задачами, спрогнозировать совместную перспективную деятельность с подрастающим поколением через педагогов и наставников, через работу с семьями. Основная функция воспитательного процесса – это формирование и развитие навыков, дающих возможность человеку успешно интегрироваться в обществе. И, на мой взгляд, одним из важных аспектов является уровень сформированности правосознания. Это то, что в процессе воспитания мы можем с вами заложить и сформировать в ребёнке, подростке, а иногда и во взрослом человеке.
Правосознание личности – это сплав социального и индивидуального, оно отражает объективные условия жизни, отношения, в которые включён индивид, а также его личные свойства и качества. На развитие правосознания влияет не только внешняя среда, но и внутренние (личностные) качества.
Конечно, огромную роль в этом процессе играют родители. Важно и социальное окружение, которое мы с вами и формируем (я про школьный коллектив, про вузовский, про взаимоотношения между сверстниками, учителями, педагогами, подростками и взрослыми, уровень доверия, эмпатии и т.д.). И, конечно, здесь важна роль наставника, того взрослого, чьи знания, убеждения, опыт могут помочь человеку в формировании мировоззрения и мировосприятия.
Очень важно подавать детям, да и взрослым, правильные примеры как из своего (взрослого) восприятия мира, опыта, так и из своего подросткового (детского). Огромное количество выдающихся северян, поморов, кем по праву мы можем гордиться, окружали и окружают нас. Это люди, чей труд значим, чей жизненный путь может служить нам примером и ориентиром.
Повышая научно-технический потенциал молодого человека, нельзя забывать и о духовно-нравственном его развитии. И это понимал каждый участник конференции.
Я оказалась в сообществе единомышленников, почувствовала силу поморской души, гордость за родной край, готовность сохранить уникальную историю и культуру и, самое главное, – готовность передать всё это молодёжи, настоящим и будущим покорителям Арктики».
Директор МБОУ «Коношская средняя школа им. Н.П. Лавёрова» Архангельской области Ирина Владимировна КОРОТЯЕВА:
«Искренне рада, что на городское мероприятие пригласили и нас – представителей городов и районов области. Уверена, что совместная работа продолжится и в дальнейшем. Надеюсь, что в скором будущем мы представим презентацию и о нашем земляке – выдающемся учёном с мировым именем Н.П. Лавёрове. Пользуясь случаем, приглашаю участников слушаний на малую родину академика Лавёрова и в нашу школу его имени для продолжения контактов».
Директор МБОУ городского округа «Город Архангельск» «Эколого-биологический лицей им. академика Н.П. Лавёрова», председатель Ассоциации именных учебных заведений и учреждений культуры стран СНГ, почётный работник воспитания и просвещения Российской Федерации Сергей Николаевич УШАКОВ: «В нашем лицее, – единственном из 52 учебных заведений города, проходят ежегодно две научно-практические городские молодёжные открытые конференции. Естественно, нагрузка запредельная для всего педагогического персонала. Поэтому один из учредителей Ассоциации именных учебных заведений и учреждений культуры стран СНГ директор средней школы № 2 им. В.Ф. Филиппова Надежда Петровна Михайлова согласилась на наше предложение с М.П. Соболевым проводить подобный научный форум в стенах возглавляемого ею учебного заведения. Организационная форма (слушания) иная, но суть та же: превалирует научная составляющая при проведении данного мероприятия. Мы удачно вписались в календарь мероприятий департамента образования администрации г. Архангельска, посвящённых Году педагога и наставника в России. Теперь в городе в двух средних общеобразовательных учреждениях будут проходить 3 научных форума. Правда, в нашем лицее в научных конференциях участвуют только обучающиеся, а здесь выступали пока учёные, педагоги и наставники. Считаю это главным достижением в уходящем Году экологии в Архангельской области и Году педагога и наставника в России.
От имени всех участников хочу поблагодарить Михаила Павловича Соболева за составление и выполнение содержательной программы слушаний, а директора школы № 2 Надежду Петровну Михайлову – за безупречную организацию приёма гостей и их питание».
Пристатейный список:
Библиографический список:
1. Полупанов, В. Наполнить свой вокал SHAMAN – о том, как 15 лет шёл к успеху, который начался с песен «Вста-нем» и «Я русский» / В. Полупанов // Аргументы и факты. 2023. № 38 (2235), 20 – 26 сентября 2023 г. – С.18.
2. Мельников, Р. Комбат «Спарты» Артём Жога: наших людей невозможно запугать / Р. Мельников // Российская газета. 2023. № 215 (9160), 25 сентября 2023 г. – С.4.
3. Гурская, А. Настоящие писатели – все-гда Эйнштейны Александр Мазин о тон-костях литературного дара / А. Гурская // Российская газета – Неделя. 2023. № 212 (9157), 20 – 26 сентября 2023 г. – С.17.
4. Хасавов, А. Прямая речь / А. Хасавов // Российская газета. 2023. № 222 (9167), 3 октября 2023 г. – С.14.
5. Максимов, А. О чём говорит душа / А. Максимов // Российская газета. 2018. № 224 (7687), 8 октября 2018 г. – С.10.
6. Леонов, С. Извлекая уроки / С. Леонов // Аргументы и факты. 2023. № 10 (2207), 9 – 14 марта 2023 г. – С.2.
7. Агранович, М. Физика на все времена / М. Агранович // Российская газета. 2023. № 198 (9143), 5 сентября 2023 г. – С.9.
8. Патриарх Московский и всея Руси Ки-рилл. Учителя – подвижники любви / Патриарх Московский и всея Руси Ки-рилл // Российская газета. 2023. № 243 (9188), 26 октября 2023 года. – С.9.
9. Ерёменко, Р. Памятная встреча с Влади-славам Дмитриевичем Ивановым, кото-рого считаю великим и светлым челове-ком / Р. Ерёменко// Важский край. 2023. № 7 (10817), 16 февраля 2023 г. – С.6.
10. Максимов, А. Дети – это люди / А. Мак-симов // Российская газета. 2017. № 120 (7286), 05 июня 2017 г. – С.7.
11. Максимов, А. Лоция Песталоцци / А. Максимов // Российская газета. 2023. № 47 (8992), 06 марта 2023 г. – С.7.
12. Максимов, А. Ау, взрослые! / А. Макси-мов // Российская газета. 2023. № 161 (9106), 24 июля 2023 г. – С.10.
13. Агранович, М. Код – учёный / М. Агра-нович // Российская газета. 2023. № 240 (9185), 24 октября 2023 г. – С.7.
14. Агранович, М. Рояль и кафедра / М. Агранович // Российская газета. 2023. № 210 (9155), 19 сентября 2023 г. – С.9.
15. Арганович, М. Сверхурочные / М. Агра-нович // Российская газета. 2023. № 234 (9179), 17 октября 2023 г. – С.9.
16. Захарова, Н. Советник – это вожак / Н. Захарова // Архангельск – город воин-ской славы. 2023. № 113 (1307), 25 ок-тября 2023 г. – С.19.
17. Агранович, М. Урок ведёт Янковский / М. Агранович // Российская газета. 2023. № 226 (9171) 6 октября 2023 г. – С.1.
18. Слуцкий, Л. Леонид Слуцкий: Сила Рос-сии в регионах / Л. Слуцкий // Российская газета. 2023. № 201 (9146), 07 сентября 2023 г. – С.4.
19. Жандарова, И. По ком звонит зумер / И. Жандарова // Российская газета. 2023. № 205 (9150), 13 сентября 2023 г. – С.11.
20. Песков, С. Опытным путём / С. Песков // Российская газета. 2023. № 205 (9150), 13 сентября 2023 г. – С.11.
21. Буянова, М. Опытным путём / М. Буяно-ва // Российская газета. 2023. № 205 (9150), 13 сентября 2023 г. – С.11.
22. Дьяченко, А. Что выбирает молодёжь XXI века? /Дьяченко, А// Правда. 2023. № 104 (31453), 26 – 27 сентября 2023 г. – С.4.
23. Васильева, Ю., Нестеров, А. Кто за но-венького? / Ю. Васильева // СОЮЗ. Бела-русь-Россия. 2023. № 34 (1094), 14 сен-тября 2023 г. – С.2.
Библиографическая ссылка
Ерёменко Р.С. НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СЛУШАНИЯ «ГЛАВНОЕ – ДОМ В ДУШЕ» В Г. АРХАНГЕЛЬСКЕ, ПОСВЯЩЁННЫЕ ГОДУ ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА // На пути к гражданскому обществу. – 2023. – № 4;
URL: www.es.rae.ru/goverment/ru/118-958 (дата обращения:
21.12.2024).