На пути к гражданскому обществу
Электронный научный журнал

Исторические науки
ВЫСТАВКИ, ПРЕЗЕНТАЦИИ И ДРУГИЕ КОММЕМОРАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ К ЮБИЛЕЮ ПРОФЕССОРА И.А. ФРОЛОВОЙ
Д.В. Кирюхин 1

1.

Прошедший 2023 г. был объявлен указом президента Годом педагога и наставника, соответствующий указ был подписан В.В. Путиным 27 июня с целью признания особого статуса представителей данной профессии [1]. Никто не станет отрицать, что школьные учителя и преподаватели вузов не одно десятилетие помогают подрастающему поколению не только сформировать важнейшие профессиональные компетенции (согласно обозначенным требования Федеральных государственных стандартов), но и воодушевляют своим личным примером, воспитывают патриотизм и любовь к окружающему миру, своей профессии.

Так каким же образом сегодня возможно сохранение памяти о них? Осенью 2022 г. к празднованию Дня учителя Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина запустил в социальной сети «Вконтакте» акцию «Признание учителю», с 28 сентября в официальном паблике университета появилась запись, предлагавшая всем желающим опубликовать на своих страницах фотографии с любимым педагогом и рассказ о том, «почему вы гордитесь быть его учеником». Особенно отмечалось, что «совсем не важно – это школьный учитель, педагог вуза или наставник детской студии. Главное – рассказать историю» [6]. Запись предлагалось снабдить хэштэгами акции и университета. С аналогичной инициативой выступил и Нижегородский институт развития образования, начав флешмоб «Моя учительская династия» в Нижегородской области. Для участия в нем необходимо было снять 1–2 минутный видеоролик или разместить фотографии с сопровождающим текстом на своей странице в социальной сети «Вконтакте», использовав хэштэги мероприятия [8].

Иногда именем педагога может быть названо мероприятие, например, олимпиада, или посвящена часть экспозиции местного (школьного или вузовского) музея, сохранен кабинет, в котором тот некогда работал. Что касается размещения памятных табличек на местах проживания или работы известных педагогов и ученых, нельзя сказать, что подобная практика в Нижнем Новгороде городе имеет популярность. Чаще всего представлены мероприятия, приуроченные к конкретной дате: творческие вечера, встречи, мемориальные выставки, а также публикация трудов и воспоминаний. В последние годы, к несчастью, в организацию и проведение свои коррективы внесла угроза распространения коронавирусной инфекции, однако в 2023 г. разного рода ограничения уже были сняты.

 

В 2022 г. отмечался 85-летний юбилей со дня рождения Инны Алексеевны Фроловой (1937–2018), кандидата филологических наук, профессора кафедры культуры русской речи НГПУ (1984–2013), на которой автору удалось поработать вместе с ней с 2010 г. и подготовить к изданию несколько совместных учебно-методических трудов [13] [14]. За время своей работы в вузе И.А. Фролова подготовила к защите 30 кандидатов наук, в том числе несколько аспирантов-иностранцев. Она автор более 80 научных статей и докладов на конференциях международного и всероссийского уровня, 17 учебно-методических пособий, («История праславянской фонетики» [2] [3], «Старославянский язык» [15], «Невербальные средства общения» [4] и др.).

Обратимся к основным вехам профессиональной деятельности Инны Алексеевны Фроловой как ученого и педагога. Родилась И.А. Фролова (в девичестве – Карамышева) в 1937 г. в городе Горьком, затем в 1954 г. поступила в Московский государственный университет, который окончила в 1959 г. по специальности «филолог, преподаватель русского языка и литературы в средней школе». В своих небольших воспоминаниях, посвященных студенческим годам, Инна Алексеевна с особой теплотой вспоминала и однокурсников, и преподавателей, в особенности тех, кто оказал большое влияние на выбор дальнейшего жизненного пути, так она пишет: «Особую роль в моей жизни сыграл Г.П. Фирсов. Методика преподавания русского языка, которой он нас обучал, не пользовалась на факультете популярностью, на лекции ходили по три-четыре человека... Однажды… Георгий Петрович принес и дал нам почитать свою книжечку «Преподавание фонетики в пятом классе». С тех пор фонетика, звучащая речь вошли в мою жизнь на все последующие годы» [10, c. 247]. Отметим, что с педагогом и наставником в данном случае Инне Алексеевне очень повезло, Георгий Петрович Фирсов (1892–1961) – методист-филолог, член-корреспондент АПН РСФСР (1957), заслуженный учитель школы РСФСР (1956), за время своей работы он вел научную и преподавательскую работу в различных средних и высших учебных заведениях Полтавы, Новочеркасска, в 1945–1961 в НИИ методов обучения, занимался проблемами методики выразительного чтения, фонетики, синтаксиса и пунктуации, практически доказал возможность серьезных занятий орфоэпией в среднем звене школы. Сегодня его научные труды не только активно цитируются исследователями, но и считаются классическими [7, c. 164–169].

Очень интересны и неформальные воспоминания Инны Алексеевны о своей студенческой жизни – «самое яркое впечатление» и «самое печальное»: «самое яркое воспоминание студенческой жизни – это переполнявшее меня ощущение счастья, когда я осознала, что принята в университет, что я – студентка Московского государственного университета…Самое печальное воспоминание – «четверка», поставленная мне на экзамене К.В. Горшковой. Я не была круглой отличницей, «четверок» у меня было немало. Но по исторической грамматике?! Ведь это был мой любимый предмет» [10, c. 248]. Клавдия Васильевна Горшкова – Заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка филологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова [5]. Впрочем, как отмечает сама же Инна Алексеевна далее, за ту «четверку» она впоследствии себя вполне «реабилитировала», посвятив древнему синтаксису кандидатскую диссертацию и ряд научных трудов.

Именно в студенческие годы была заложена основа будущей плодотворной работы с иностранцами – в группу к И.А. Фроловой определили двоих студентов из Китая, и она очень дружила с ними, «проходя первую школу преподавания русского языка как иностранного» [10, c. 248].

Отдельного рассказа в повествовании о студенческих годах заслужили эпизоды летней практики в ученических сельскохозяйственных бригадах на Ставрополье. Примечательно, что инициаторами подобного выступили сами студенты, в частности сама Инна Алексеевна, познакомившаяся со статьей своего отца, работавшего корреспондентом, в газете «Правда» и участвовавшая в слете ученических бригад летом 1958 г. «Но больше ни разу в моей жизни, – пишет Инна Алексеевна, – не было случая, чтобы все эти организационно сложные дела совершались по инициативе и силами одних студентов. Всегда – во главе с преподавателем, под его неусыпным оком. С нами, в нашей педагогической одиссее, был лишь аспирант первого курса, почти однокашник» [10, c. 250]. Подтверждает сказанное и однокурсник Инны Алексеевны, а затем и муж Анатолий Аркадьевич Фролов, ведущий специалист по исследованию наследия А.С. Макаренко в нашей стране, в своем очерке «Одна судьба», вышедшем на страницах учебно-методического пособия «Строение и образование слова» [11, c. 149–153].

Несколько последовавших после завершения обучения в университете лет, с 1959 по 1964 гг. Инна Алексеевна проработала учителем в селе Донское Ставропольского края. Затем в 1965–1971 гг. – преподавателем русского языка в Липецком педагогическом институте, в 1972 г. в Воронежском университете защитила кандидатскую диссертацию по теме «Предложение в древнеславянском тексте» [9]. В 1972–1984 гг. работала доцентом Арзамасского педагогического института, с 1984 по 2013 гг. – профессором Горьковского государственного педагогического института, где ее учениками и аспирантами были иностранцы, она вспоминала впоследствии: «вот уже как десять последних лет я работаю на иностранном отделении педвуза, и китайцы – мои любимые студенты и аспиранты» [10, c. 248].

Говоря о профессиональных и личных качествах Инны Алексеевны, нельзя не процитировать названный ранее очерк А.А. Фролова: «В работе со школьниками, студентами, аспирантами в полную меру, ярко проявились ее педагогические способности. Как ученый, филолог и лингвист она была своеобразна глубоким пониманием связи языка с жизнью и историей народа. Ей был совершенно чужд формалистический подход к исследованию языка, игнорирующий душу народа и нравственную силу языка» [11, c. 153]. В трудной ситуации «выручали всегда мудрость, сильный и терпеливый характер Инны Алексеевны, ее поразительное умение «ладить» с людьми, привлекать к себе лучшие молодые силы. У нее было очень чувствительное сердце, тяжело переживающее несправедливость, нанесенные обиды. Она могла полностью отдавать себя тем, кто в ней нуждался, кто этого заслуживал» [11, c. 153], – продолжает он.

В начале статьи мы не случайно коснулись этих эпизодов из биографии И.А. Фроловой и обратились к воспоминаниям. Использование последних стало возможным благодаря публикациям последних лет. Совместно со старшей дочерью Инны Алексеевны нам удалось подготовить и издать три учебно-методических пособия, объединенных общим названием «Словно реченька журчит», в качестве дополняющего материала в конце которых были опубликованы как воспоминания самой И.А. Фроловой, так и ее родных и многочисленных учеников и аспирантов, многие из которых сегодня работают в крупнейших вузах нашего города, страны и за рубежом. Первая часть посвящена фонетике, лексике, составу слова и страноведению [10], вторая – строению и образованию слова [11], третья, вышедшая в 2021 г., – фонетике, интонации и речевому слуху [12]. Первые две части предназначены для иностранных студентов подготовительных вузов России, последняя же была подготовлена для средних и высших учебных заведений.

На наш взгляд, данные публикации, выполненные в достойном оформлении (формат А4, крупные и четкие иллюстрации, таблицы, схемы, цветные фотографии в приложении), хороший способ сохранить память об И.А. Фроловой не только как ученом, но и педагоге, многие дополнительные материалы раскрывают небанальные и нетривиальные детали и аспекты жизни Инны Алексеевны и ее семьи, истории страны в обозначенный период в целом. Выход в свет обозначенных изданий сопровождали и презентации – в Нижегородской государственной сельскохозяйственной академии (осень 2019 г.) и библиотеке им. В.В. Маяковского Автозаводского района (февраль 2020 г.). В ноябре 2022 г. в связи с юбилеем Инны Алексеевны в библиотеке НГПУ им. К. Минина был проведен вечер памяти, на котором были представлены труды И.А. Фроловой из фондов вуза, в качестве спикеров выступили ее ученики и бывшие коллеги. Специально для мероприятия аспирантами Инны Алексеевны были записаны небольшие видеообращения, среди них воспоминания Ли Чуань, кандидат педагогических наук, преподавателя Аньхойского государственного педагогического университета, КНР.

Разумеется, вечера памяти проходили и в других библиотеках города, например, в уже названной библиотеке им. В.В. Маяковского. При этом внимание слушателей обращалось в первую очередь на опубликованные печатные труды. На наш взгляд, это важно, так как Инна Алексеевна очень любила писать, и до последнего дня посвящала многие часы своего досуга научной работе. Как вспоминает ее дочь Галина, «Мама работала за письменным столом до самой последней минуты своей жизни... Она начала работу над второй частью своей книги, под рабочим названием “Время”...» [11, c. 154] Не менее интересным для гостей мероприятия было и знакомство с некоторыми черновиками учебно-методических пособий, над которыми мы работали вместе с Инной Алексеевной. Она предпочитала работать карандашом и изначально продумывать концепцию каждого листа – расположения схем, рисунков и таблиц, а также чередовать блоки разного материала (учебные тексты, задания, теоретический материал, лексические минимумы и пр.). Иллюстративный материал был продемонстрирован с помощью мультимедийной техники, однако ограниченные возможности помещений библиотек не позволили привлечь дополнительный материал.

В связи со сказанным в честь юбилея Инны Алексеевны Фроловой в феврале 2023 г. была проведена мемориальная выставка «И.А. Фролова: ученый, педагог, мама» в выставочном зале «Покровка, 8», филиале Нижегородского музея-заповедника (НГИАМЗ) на главной улице Нижнего Новгорода.

На выставке были представлены уникальные фотоматериалы из семейного архива и личные вещи, раскрывающие самые разные аспекты жизни талантливого педагога. Материалы, посвященные детству Инны Карамышевой, датированы 1937–1955 гг., т.е. до поступления в университет. Это фотографии с родителями и сестрой, снимки, сделанные в сентября 1949 г. в детском лагере «Артек», а также сохранившийся табель успеваемости за 1 класс (1945–1946).

Яркие воспоминания о студенческих годах в Московском государственном университете иллюстрируют фотографии с однокурсниками и друзьями, часть из которых была ранее опубликована в первой части названного пособия «Словно реченька журчит…». На фотографиях с педагогической практики освоение целинных земель Казахстана (1956 г.), члены студенческих сельскохозяйственных отрядов, отдых на реке Кубань со студентами и школьниками (июль 1958 г.).

Интересны и эпизоды из школьной жизни средней школы № 3 села Донское Ставропольского края, на фотографиях перед нами родительское собрание, спектакль «Шахматы и карты», созданный и поставленный И.А. Фроловой и школьниками (1964 г.), сбор урожая кукурузы на участке школы, встреча Нового года, вырезка из газеты «Заря коммунизма» за 1961 г.

На фотографиях 1970-х–1980-х гг. И.А. Фролова вместе с членами редколлегии студенческой газеты Арзамасского педагогического института, коллегами АГПИ им. А. Гайдара, на Первомайской демонстрации в Липецке, на фольклорной практике со студентами в Тульской области. Много фотоматериалов отражают и работу на национальном отделении Горьковского государственного педагогического института им. М. Горького, а затем на кафедре культуры русской речи иностранного отделения НГПУ.

Отдельно стоит отметить снимки, запечатлевшие Инну Алексеевну и ее родных в часы досуга – в деревне Хватково Богородского района, а также во время ее поездок в Йоркшир, Уэльс, Йорк, Лондон. Собранные совместно с дочерью И.А. Фроловой Галиной Анатольевной фотографии оформлены отдельными тематическими блоками в рамках, снабжены подписями и сопровождаются личными вещами педагога.

В заключении хотелось бы отметить, что подобные коммеморативные практики, организуемые в память о выдающихся педагогах, важны не только непосредственно для родных и бывших учеников, но и в особенности для тех, кто пока не знаком с их сохранившимся наследием. Многие научные труды, в особенности авторов советского и позднесоветского периодов далеко не все доступны в настоящее время онлайн и оцифрованы, и новые публикации призваны восполнить этот пробел. Кроме того всегда важен пример жизненного пути той или иной яркой личности, нетривиальный подход в рассказе о ней, что могут помочь осуществить разные исторические источники, в том числе сохранившиеся в семейном архиве, которые тоже должны найти свою заинтересованную аудиторию.

 


Пристатейный список:
1. 2023 год в России объявлен Годом педагога и наставника / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. 
27.06.2022. URL: https://www.minobrnauki.gov.ru/presscenter/news/nauka-i-obrazovanie/53275/ (дата обращения: 11.01.2024).
2. Адливанкин С.Ю., Фролова И.А. История праславянской фонетики (ранний период): Учебное пособие по спецкурсу. – Пермь: ПГУ им. А.М. Горького, 1978. – 82 с.
3. Адливанкин С.Ю., Фролова И.А. История праславянской фонетики (поздний период): Учебное пособие по спецкурсу. – Пермь: ПГУ 
им. А.М. Горького, 1979. – 100 с.
4. Виноградов В.Д., Фролова И.А., Сметанина Н.П. Невербальные средства общения: Учебное пособие. – Н.Новгород: НГПУ, 1994. – 212 с.
5. Горшкова К.В.: Ученый, Учитель, Человек. К 100-летию со дня рождения / Филологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. URL: https://www.philol.msu.ru/K-yubileyuKlavdii-Vasilievny-Gorshkovoy/ (дата обращения: 11.01.2024).
6. Запускаем флешмоб #ПризнаниеУчителю / Мининский университет. Официальная страница в социальной сети «Вконтакте». 28.09.2022 г. URL:https://vk.com/wall35525391_19087(дата обращения: 11.01.2024).
7. Макарова Ю.Н. К вопросу об изучении фонетики в современной школе // Филологическое образование в современном обществе: сборник статей II Всероссийской научной конференции, посвященной Дням славянской 
письменности / Под ред. М.А. Дубовой, А.Ю. Козловой, И.Н. Политовой. – М.: ГОУ ВО МО «ГСГУ», 2018. – С. 164–169.
8. Флешмоб «Моя учительская династия» стартует в Нижегородской области / Нижегородский институт развития образования НИРО. Официальная страница в социальной сети «Вконтакте». 03.10.2022 г. URL: https://vk.com/wall-73064961_2069 (дата обращения: 11.01.2024).
9. Фролова И.А. Предложение в древнеславянском тексте (на материале Синайского патерика): Автореф. дис. канд. филол. наук. – Арзамас, 1972. – 20 с.
10. Фролова И.А. Словно реченька журчит… Часть I: Фонетика, лексика, состав слова, страноведение: Учебное пособие по русскому 
языку для иностранных студентов подготовительных факультетов вузов России. / Под общ. ред. Г.А. Фроловой, Д.В. Кирюхина. – Н.Новгород: ООО «Стимул-СТ», 2019. – 255 с.
11. Фролова И.А. Словно реченька журчит…  Часть II: Строение и образование слова: Учебное пособие по русскому языку для иностранных студентов подготовительных факультетов вузов России. / Под общ. ред. Г.А. 
Фроловой, Д.В. Кирюхина. – Н.Новгород: ООО «Стимул-СТ», 2019. – 148 с.
12. Фролова И.А. Словно реченька журчит… 
Часть III: русская фонетика, интонация, речевой слух: Учебное пособие по культуре русской речи для средних и высших учебных заведений. / Под общ. ред. Г.А. Фроловой, Д.В. Кирюхина. – Н.Новгород: ООО «Стимул-СТ», 
2021. – 298 с.
13. Фролова И.А., Кирюхин Д.В. Словно реченька журчит. Фонетика, лексика, состав слова, страноведение: Учебное пособие по русскому языку для иностранных студентов подготовительных факультетов вузов России. – Н.Новгород: НГСХА, 2014. – 246 с.
14. Фролова И.А., Ли Чуань. История гендера на страницах словаря: Учебное пособие по русской лексикологии для китайских студентов-филологов. – Н.Новгород: Изд-во ВолгоВятской академии гос. службы, 2011. – 162 с.
15. Шестакова Е.Н., Фролова И.А. Программированное пособие по старославянскому языку. – Воронеж: ВГПИ, 1978. – 91 с. 

Библиографическая ссылка

Д.В. Кирюхин ВЫСТАВКИ, ПРЕЗЕНТАЦИИ И ДРУГИЕ КОММЕМОРАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ К ЮБИЛЕЮ ПРОФЕССОРА И.А. ФРОЛОВОЙ // На пути к гражданскому обществу. – 2024. – № 1;
URL: www.es.rae.ru/goverment/ru/119-963 (дата обращения: 21.05.2024).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 46 | За неделю: 46 | Всего: 46


Комментарии (0)


Сайт работает на RAE Editorial System