В современных экономических условиях перепроизводства, фактически, всех видов товаров потребления и, как следствие, достаточно жёсткой конкурентной борьбы за рынки сбыта, для того чтобы успешно функционировать и решать поставленные задачи, производственным предприятиям уже недостаточно просто производить продукцию в максимально возможном объеме, согласно планам производства; важно эту продукцию успешно реализовать. В таких условиях выживают только те предприятия, которые способны предложить потребителям продукцию, которая наилучшим образом удовлетворяет их потребности, и в тоже время обеспечивающие грамотное продвижение и сбыт производимых товаров [2, с. 15]. Естественно совершенствование техники и технологических процессов с точки зрения повышения качества и функциональности выпускаемой продукции, при одновременном снижении себестоимости и производственных затрат путём внедрения инновационных технологий продолжает играть значимую роль, например, в ценовой конкуренции. Однако из-за сформировавшейся высококонкурентной рыночной среды, сегодня всё большее значение приобретает сбытовая логистика, став одним из важнейших, не менее важным, чем производственная составляющая, элементом логистической системы любого производственного предприятия. Причём в отдельных отраслевых сегментах, а также промышленно-производственных секторах, эффективно организованная и реализуемая на практике система сбыта формирует порядка 70% успеха всей хозяйственной деятельности [1, с. 118].
Соответственно для производственных предприятий в вопросе повышения объёмов реализации выпускаемой продукции всё более актуальным становится вопрос оптимизации товарных потоков сбытовой логистики от производителя к конечному потребителю, в первую очередь путём диверсификации направлений и каналов сбыта при условии наращивания объёмов экспорта, т.к. решение именно этого вопроса, позволяет не только улучшить эффективность функционирования организации и её конкурентные позиции на рынке, но и повысить, устойчивость и надёжность функционирования предприятия.
Для достижения уверенных конкурентных преимуществ перспективным представляется развивать новые подходы и методы управления сбытом и процессами сбытовой деятельности на основе интеграции и взаимодействия концепций маркетинга и логистики [3, с. 28]. Взаимодействие маркетинга – как концепции управления, ориентированной на рынок, и логистики – как концепции управления, ориентированной на потоки, обуславливают и создают возможности повышения материальной и информационной полезности и ценности продукта, оцениваемого покупателем или потребителем [7, с. 151].
Для обоснования экономической целесообразности предлагаемого похода рассмотрим, в качестве примера, одно из производственных предприятий Республики Беларусь – закрытое акционерное общество «Белджи» (СЗАО «Белджи»), которое представляет собой белорусско-китайское совместное предприятие по сборке китайских легковых автомобилей «Geely». Среди задач сбытовой логистики предприятия можно выделить восемь основных:
планирование процесса реализации;
организация получения и обработки заказов;
организация сети складов;
принятие решения о комплектации партий товаров;
организация операций, предшествующих отгрузке;
организация отгрузки продукции;
организация доставки и контроль транспортирования;
организация сервисного обслуживания.
Однако главной из них является всё же планирование процесса реализации, включающее оптимизацию товарных потоков готовой продукции. СЗАО «Белджи» (бренд «Geely») выпускает шесть моделей автомобилей: «X50», «Monjaro», «Tugella», «Atlas PRO», «Emgrand», «Geometry C», краткий анализ динамики и структуры реализации которых в 2021-2022 гг. (на основе данных [5]) приведён в таблице 1.
Таблица 1 – Анализ динамика и структуры реализации продукции СЗАО «Белджи» по основным ассортиментным группам
Наименование моделей автомобилей
Удельный вес в общем объёме продаж, %
Изменение, п.п.
2021 г.
2022 г.
«X50»
53,7
55,6
+ 1,9
«Emgrand»
18,1
17,4
– 0,7
«Tugella»
9,7
8,9
– 0,8
«Monjaro»
10,3
10,1
– 0,2
«Atlas PRO»
5,3
4,9
– 0,4
«Geometry C»
2,9
3,1
+ 0,2
По статистическим данным предприятия (таблица 1) видим, что наибольший удельный вес в структуре реализации продукции в исследуемом периоде занимают автомобили марок: «X50» (в 2021 году – 53,7%, в 2022 году – 55,6%), «Emgrand» (в 2021 году – 18,1%, в 2022 году – 17,4%) и «Monjaro» (в 2021 году – 10,3%, в 2022 году – 10,1%). Кроме того, можно отметить, что в 2022 г. бренд «Geely» возглавил десятку самых продаваемых новых автомобилей на рынке Беларуси, опередив лидера прошлых лет – «Lada» [5]. Кроме того, продукция предприятия активно экспортируется в другие страны, преимущественно в Российскую Федерацию и Казахстан (таблица 2).
Таблица 2 – Динамика и структура рынков сбыта СЗАО «Белджи»
Регион
Доля рынка в общем объём реализации
Изменение, п.п.
2021 г.
2022 г.
Республика Беларусь
22,5
23,8
+ 1,3
Российская Федерация
54,2
54,5
+ 0,3
Страны СНГ
3,8
3,7
– 0,1
Казахстан
13,9
12,8
– 1,1
Дальнее зарубежье
5,6
5,2
– 0,4
Однако, дилерская сеть охватывает только территорию Республики Беларусь и Российской Федерации. Соответственно для предприятия будет актуальной оптимизация товарных потоков выпускаемой продукции путём диверсификации экспортных направлений и создания новых дилерских центров для обеспечения актуального уровня сервиса.
В условиях санкций одним из перспективных направлений сбыта будет рынок Узбекистана. Республика Беларусь входит в первую двадцатку основных торговых партнеров Узбекистана по объему внешней торговли, сегодня торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество между странами динамично развивается и охватывает новые сферы сотрудничества. В период 2017-2023 годы общий объем двусторонней торговли увеличился в 3,4 раза. Анализ структуры торговли Республики Беларусь и Узбекистана показывает, что имеется нереализованный потенциал, к тому же установленный между странами режим беспошлинной торговли и наличие взаимодополняемых сфер экономики, создают условия для расширения торгово-экономического сотрудничества [4].
В частности, относительно рынка новых легковых автомобилей Узбекистана известно, что их продажи показывают значительный рост уже второй год подряд. Так по данным Центра экономических исследований и реформ (ЦЭИР) Республики Узбекистан [6], продажи новых легковых автомобилей (включая электромобили) по итогам 2023 года составили 451,6 тыс. единиц. Для сравнения, в 2022 году было реализовано 312,1 тыс. автомобилей. Рост наблюдался в сегментах, как массовых автомобилей, так и премиальных. Продажи подержанных легковых автомобилей в Узбекистане, по данным ЦЭИР, за год выросли на 12,6% – до 1,16 млн. единиц [6]. Также ожидается, что положительно отразится на объеме сбыта продукции СЗАО «Белджи» ещё и тот факт, что в Узбекистане наблюдается рост популярности автокредитования: за 2022 год объем выданных автокредитов увеличился в 2,3 раза; а за 2023 год ещё в 4,4 раза достигнув 34,6 трлн. сумов [6]. Далее перейдём к оценке экономической целесообразности проекта по открытию дилерских центров СЗАО «БЕЛДЖИ» в Узбекистане. Изучив организации, занимающиеся реализацией продукции автомобилестроения в выбранном регионе, остановимся на 3 из них (таблица 3). Основными критериями при выборе дилеров выступили: перечень реализуемой продукции, объем клиентской базы, размер комиссии.
Таблица 3 – Результаты выбора организаций-дилеров продукции СЗАО «Белджи» в Узбекистане
Регионы Республики Узбекистан
Наименование организации
г. Ташкент и область
ООО «Amer Motor»
Узбекистан, г. Ташкент
г. Самарканд и область
СП ООО «Regal»
Узбекистан, г. Самарканд
Республика Каракалпакстан
ООО «Нукус-Автосавдо»
Узбекистан, Республика Каракалпакстан
Приведённые в таблице 3 посредники определяют стоимость своих услуг в среднем, как 3% от стоимости реализованной продукции. Так же для активной работы дилеров и стимулирования продаж целесообразно предложить использование системы мотивации, приведённой в таблице 4.
Таблица 4 ‒ Система лояльности для дилеров СЗАО «Белджи»
Выполнение плана продаж
Размер дополнительной премии
Выполнение плана продаж от 100 до 120%
1% от объема продаж
Выполнение плана от 120 до 150%
2% от продаж
Выполнение плана от 150 до 200 %
5% от продаж
Остальные базовые данные необходимые для анализа и оценки экономического эффекта проекта по открытию дилерских центров сведём в таблицу 5 (для удобства расчетов значения показателей представим в белорусских рублях).
Таблица 5 ‒ Исходные данные для оценки экономической эффективности
Показатели
Значение показателя
Планируемый объем продаж автомобилей дилерами на рынке Узбекистана в выбранных регионах в год, ед.
1432
Средняя цена 1 автомобиля СЗАО «Белджи», тыс. бел. руб.
70,96
Средняя себестоимость 1 автомобиля СЗАО «Белджи», тыс. бел. руб.
49,81
В начале по данным таблицы 5 вычислим ожидаемый прирост выручки от реализации после внедрения проекта:
ΔВ = 1432 × 70,96 = 101614,72 тыс. руб.
Далее рассчитаем соответствующие затраты на оплату услуг дилеров в Узбекистане и их вознаграждение по формуле:
ЗД=ΔВ×(О%+В%) × К
где ЗД ‒ затраты на оплату услуг дилеров и их вознаграждение;
О% ‒ стоимость услуг дилеров (процент, установленный по договору от прироста объема продаж) и выплаты стимулирующего характера дилерам по системе лояльности при условии выполнения плана продаж;
К ‒ количество дилеров.
ЗД = (101614,72 × 0,04) × 3 = 12193,76 тыс. руб.
Учитывая то, что средняя себестоимость 1 автомобиля 49,81 тыс. руб. определим прирост себестоимости реализованной продукции, обусловленный увеличением количества реализованных автомобилей (ΔС):
ΔС = 1432 × 49,81 = 71327,92 тыс. руб.
Экономический эффект предлагаемого проекта оценим, как разницу между дополнительной выручкой и суммарными дополнительными затратами:
Э = ΔВ – (ΔС + ЗД)
Э = 101614,72 – (71327,92 + 12193,76) = 18093,04 тыс. руб.
По результатам расчётов видим, что предлагаемый проект по совершенствованию потоков сбытовой логистики позволит за счёт наращивания объёмов экспорта в данном направлении увеличить выручку от реализации продукции предприятия, выбранного в качестве примера для анализа (СЗАО «Белджи») на 101614,72 тыс. руб. или на 8,0% и прибыль от реализации продукции на 18093,04 тыс. руб. или на 9,1%.
Таким образом, становится очевидным, что в современных экономических условиях оптимизация товарных потоков сбытовой логистики путём диверсификации направлений и каналов сбыта при условии наращивания объёмов экспорта является одним из наиболее перспективных путей для усиление конкурентной позиции предприятия, повышения его прибыльности, рентабельности, а также устойчивости и надёжности функционирования экономико-логистической системы организации.
Пристатейный список:
1. Александров, О.А. Логистика. – Москва: ИНФРА-М, 2021. – 217 с.
2. Азимов, Т.А. Каналы распределения, их уровни и тенденции развития / Т.А. Азимов, Л.Ю. Безнощук // Логистика. − № 10. – 2020. – с. 14-25.
3. Войткевич, Н.И. Каналы в распределитель-ной логистике промышленного предприятия // Логистика. − № 2. – 2020. – с. 27 – 36.
4. Официальный сайт Министерства ино-странных дел Республики Беларусь [Элек-тронный ресурс]. – 2024. – Режим доступа: https://mfa.gov.by – Дата доступа: 28.02.2024.
5. Официальный сайт СЗАО «Белджи» [Элек-тронный ресурс]. – 2024. – Режим доступа: https://belgee.by – Дата доступа: 28.02.2024.
6. Официальный сайт Центра экономических исследований и реформ Республики Узбеки-стан // [Электронный ресурс]. – 2024. – Режим доступа: https://cer.uz – Дата доступа: 28.02.2024.
7. Пузанова, И. А. Интегрированное планиро-вание цепей поставок / И. А. Пузанова, Б. А. Аникин; под редакцией Б. А. Аникина. – Москва: Юрайт, 2022. – 319 с.
Библиографическая ссылка
Н.Ю. Вислобоков ОПТИМИЗАЦИЯ ТОВАРНЫХ ПОТОКОВ СБЫТОВОЙ ЛОГИСТИКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ // На пути к гражданскому обществу. – 2024. – № 1;
URL: www.es.rae.ru/goverment/ru/119-972 (дата обращения:
23.11.2024).