Теории права известен ряд определений правового государства. В обобщенном виде, однозначно, это государство, в котором преобладает равенство власти, общества и граждан перед законом. Власть в таком государстве принадлежит только закону, ей подчиняются все без исключений: от рядовых граждан до высших должностных лиц. Человек, согласно законам правового государства, имеет право распоряжаться своими силами и имуществом, имеет взаимные обязанности по отношению к государству.
Зачатки теории правового государства прослеживаются еще в рассуждениях философов, историков, писателей и юристов Древней Индии, Древнего Китая, Древней Греции и Древнего Рима.
В глубокой древности, в условиях господства рабовладельческого строя, у мыслителей Древнего Китая возникла мысль о том, что в государстве должен быть порядок, основанный на верховенстве закона. Они утверждали, что государь должен быть справедливым, а управление страной должно быть спокойным. Конечно, эти мысли и другие рассуждения было еще рано включать в государственную систему в силу их несовершенства, им не хватало логичности и определенности. Кроме того, некоторые из них не вписывались в общую концепцию государства. Вместе с тем, взгляды и идеи древних мыслителей стали основой теории правового государства.
Принцип верховенства права свои истоки обнаружил и в Древней Греции. Сократ (ок. 469-399 до н.э.) полагал, что такие понятия, как справедливое и законное – одно и то же, обосновывал необходимость строгого соблюдения законов демократических Афин [1; 8, с. 13].
По мнению Платона (437-347 до н.э.), закон – это основная несущая опора, на которой держится государство. Платон в сочинении «Государство» [12] рассказывает об идеальном государстве, главной составляющей которого является справедливое общество.
Главный признак любого закона, по Аристотелю (384-322 до н.э.), – его принудительная сила, так как жить в государстве означает беспрекословно повиноваться ему. В своем труде «Полития» он писал: «Ясно, что ищущий справедливости ищет чего-то беспристрастного, а это беспристрастное – и есть закон» [8, с. 42].
Знаменитый римский юрист Цицерон (106-43 до н.э.) сформировал правовой принцип, согласно которому под действие закона должны попадать все, а не только избранные граждане. Один из тезисов мыслителя – у любого закона должно быть стремление не убеждать, а принуждать силой. Цицерон так же призывал к человеколюбию, законосообразности, к борьбе за свободу и справедливость. Из его взглядов вытекает, что право устанавливает формально-юридическое равенство в обществе [8, с. 68-69].
Античные мыслители определили самый важный принцип правового государства – принцип господства закона над всеми, в том числе и над правителями.
Значительно позже – в эпоху буржуазных революций появляется теория договора французского философа Жан-Жака Руссо (1712-1778), которую поддерживал целый ряд мыслителей Западной Европы. В этот исторический период был сформулирован второй принцип правового государства – о свободе личности, примате прав гражданина над правами государства. В последующем, представители политической и правовой мысли много рассуждают о взаимной ответственности личности и общества, государства.
Согласно Ж.-Ж. Руссо, законы творят граждане для самих себя, образуя народ, они являются носителями суверенитета, который заключается в праве законодательствовать, и это право народ не может передать никому. Совершенное государство предполагает максимально возможное единение граждан при господстве законов, выражающих общую волю [8, с. 183-186].
Ж.-Ж. Руссо поддерживал и мысль о верховенстве закона [1, с. 430].
Приблизительно в то же время сформулирован еще один принцип правового государства – разделения властей на самостоятельные и независимые отрасли, которые уравновешивают друг друга.
Вместе с тем, заметим, что этот принцип тоже истоками уходит в Древнюю Грецию. Древнегреческий мыслитель Аристотель намного опередил свое время в своем учении о трех элементах структуры государственной власти: законодательный орган, правительственный и судебный. То есть задолго до Ш.-Л. Монтескье он дифференцирует эту власть на три ветви, каждая из которых, имея специфическое, только ей присущее устройство, должна соответствовать характеру правления [8, с. 51].
А Полибий (200-120 до н.э.) полагал, что дело состоит не только в наличии элементов всех трех правильных форм правления, но и в распределении компетенций между институтами власти и создании возможности взаимосдерживания [8, с. 62].
Ш.-Л. Монтескье (1689-1755) в труде «О духе законов» говорит о важности установления норм, которые отвечают характеру регулируемых отношений; утверждает, что искусство законодателя – особое искусство [8, с. 173]. Ш.-Л. Монтескье пишет о существовании трех родов власти – законодательной исполнительной и судебной и о необходимости их отделения и возможном сдерживании [8, с. 176]. Английский философ Джон Локк (1632-1704) также проводит мысль о разделении трех властей на законодательную, исполнительную и судебную [1, с. 364-365].
Можно говорить о том, что на протяжении ХVIII-ХХ веков сложилась целостная конструкция правового государства, которая, включает в себя разделение властей на определенные ветви, верховенство закона, взаимную ответственность личности и государства, доминирование общедозволительного правового регулирования: «дозволено все, что не запрещено законом» [7, c. 111].
Немаловажная роль в философском обосновании теории правового государства принадлежит таким мыслителям Нового времени, как И. Кант (1724-1804) и К. Ясперс (1883-1969). Окончательно оформился еще один принцип концепции правового государства: источником политической власти в правовом государстве является народ, без реальной демократии не может быть правового государства.
По мнению К. Ясперса, государство, в котором действует свобода, основанная на законах, а законы воспринимаются и подвергаются изменениям только законным путем, является правовым государством. В демократических государствах существует воля народа, его деятельность или участие, выраженные прямо или косвенно через периодически избираемых путем свободных выборов представителей, облеченных доверием народа [2, с. 272].
Идеи о правовом обществе и государстве занимали значительное место в трудах известных мыслителей-гуманистов, идеологов белорусской Реформации – Ф. Скорины (1480 -1551), Н. Гусовского (1470-ок.1533), М. Литвина (ок. 1460 – ок. 1560), С. Будного (1530-1593), А. Волана (1530-1610), Л. Сапеги (1557-1663) и других. В трудах белорусских мыслителей-гуманистов прослеживаются идеи, прямо или косвенно обосновывающие необходимость консенсуса, общественного согласия, мира, гармонии, компромисса всех социальных слоев населения [6].
Размышляя о правовом государстве, следует говорить, прежде всего, о характере законов, их направленности на обеспечение суверенитета личности. Немецкий философ XIX века Г. Гегель (1770-1831) подчеркивал, что хорошие законы ведут к процветанию государства. Государство, согласно Г. Гегелю, является высшей целью, в государстве происходит снятие и разрешение всех возникающих противоречий [8, с. 228, 239].
Значительный вклад в обоснование теории правового государства внесли российские юристы и общественные деятели второй половины XIX – начала ХХ века. А.И. Стронин (1826-1889) разделял власть на законодательную, административную и судебную [3, с. 132].
Б.Н. Чичерин (1828-1924) признавал за народом всю полноту верховной власти, а самоуправление народа рассматривал как естественную, неотъемлемую ее часть. Б. Н. Чичерин считал, что представительные учреждения служат лучшей политической школой и для народа, поскольку он приобретает долю влияния на государственные дела, в которых избиратели принимают живое участие [3, с. 133, 136]. Он также полагал, что партии составляют естественную и непременную принадлежность политической свободы, но противоположность интересов партий ведет к борьбе между ними. Можно мечтать, писал российский юрист, об идеальном порядке – когда все дружно работают для общей пользы [3, с. 137]. Местное самоуправление служит школой для самодеятельности народа и лучшим практическим приготовлением к представительному порядку [3, с.149-150].
Н.К. Михайловский (1842-1904) свободу личности, признание ее интересов характеризовал как высший критерий и смысл социального развития [3, с. 205].
Для Н.И. Карева (1850-1931) «конституционное государство» и «правовое государство» – понятия тождественные. Право есть регулятор общественной жизни, ограждающий свободу человеческой личности от покушения государственной власти [3, с. 228]. Н.И. Карев называет три черты конституционного государства: народное представительство, гражданское равноправие и индивидуальная свобода, развивает мысли о подчинении власти народу, о народно-правовом государстве [3, с. 234-235].
После Октябрьской революции 1917 года теория правового государства в советской стране не получила практического применения. На вооружение было взято марксистское учение о политическом государстве, о государстве диктатуры пролетариата. В этих условиях теория правового государства была объявлена буржуазной лженаукой. Основные ее положения или категорически отрицались (принципы гражданского общества, разделения властей, незыблемости свободы личности), или искажались (демократизм законотворчества, верховенство закона, ответственность за правонарушения и другие).
Современное правовое государство – это демократическое государство, в котором обеспечивается господство права, верховенство закона; равенство всех перед законом и независимым судом; признаются и гарантируются права и свободы человека; в основу организации государственной власти положен принцип разделения властей; существует взаимная ответственность человека и государства; осуществляется реальность прав и свобод гражданина, стабильность законности и правопорядка в обществе.
Верховенство закона во всех отраслях общественной жизни и в настоящее время означает, что ничего нет выше права. Всю общественную жизнь регулирует именно право, которое, должно быть гуманным и справедливым.
Каждая ветвь власти обладает определенными полномочиями в пределах своей деятельности. Точное разделение функций, прав, обязательств отраслей власти не исключает их взаимодействия, а наоборот, призвано обеспечить равновесие в выполнении государственных функций.
Исполнительная власть в определенном смысле можно рассматривать как вторичную, подзаконную ветвь государственной власти, имеющую универсальный, предметный и организующий характер и направленную на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти [7, c. 98; 5]. Исполнительная власть реализуется государством через правительство и его органы на местах. Правительство призвано обеспечить охрану существующего порядка, защиту внешних интересов государства, осуществление экономических, социальных и иных функций в области государственного управления.
Законодательная власть – власть, основная функция которой заключается в разработке и принятии законов [7, c. 95; 5]. Вместе с тем, она выполняет ряд других функций. Не менее важными функциями являются финансовая – ежегодное утверждение бюджета, и распорядительные функции – формирование определенных органов исполнительной и судебной власти.
Судебная власть является специфической, независимой ветвью государственной власти, осуществляется путем гласного, состязательного, коллегиального рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве. Роль судебной власти в механизме разделения властей состоит в сдерживании двух других властей в рамках конституционной законности [7, c. 99; 5].
Взаимная ответственность человека и государства предполагает баланс интересов, справедливость и равенство прав. Реальность прав и свобод граждан предполагает реальное обладание правами и свободами, применение прав на практике.
Обратимся к вопросу реализации основных принципов правового государства на практике в белорусском государстве.
Ряд исследователей полагают, что правовое государство можно рассматривать как некий идеал, к которому нужно стремиться, который и «строят» современные государства.
Основы же его закладывает, прежде всего, Конституция государства, в которой находят отражение все принципы правового государства.
Согласно статье 1 Конституции Республики Беларусь, Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство. Конституция – Основной Закон государства, закрепляющий основные принципы управления государством [9, c. 3].
Статья 7 Конституции Республики Беларусь устанавливает принцип верховенства права. Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Республики Беларусь. Иные правовые акты издаются на основе и в соответствии с Конституцией. Государство, все его органы и должностные лица, организации и граждане действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства. Правовые акты или их отдельные положения, признанные в установленном законом порядке противоречащими положениям Конституции, не имеют юридической силы [9, c. 5].
Согласно статье 6 Конституции Республики Беларусь, государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга [9, c. 5]. Добавим: властью в Республике Беларусь является народ, который реализует свою волю через государственные органы [9, c. 4].
Согласно статье 90 Конституции Республики Беларусь, законодательную власть осуществляет Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь. Парламент состоит их двух палат – Палаты представителей, и Совета Республики [9, c. 32]. Согласно статье 106 Конституции Республики Беларусь, исполнительную власть осуществляет Правительство – Совет Министров Республики Беларусь во главе с Премьер – министром [9, c. 42]. Согласно статье 109 Конституции, судебная власть осуществляется судами Республики Беларусь [9, c. 44]. Она состоит из Конституционного Суда и системы судов общей юрисдикции. Контроль за конституционностью нормативных правовых актов в государстве осуществляет Конституционный Суд Республики Беларусь [9, c. 46].
Согласно статье 5 Конституции Республики Беларусь, политические партии, другие общественные объединения, действуя в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействуют реализации и защите прав, свобод и интересов человека и граждан [9, с. 4]. Можно говорить о плюрализме в деятельности политических партий и объединений.
На концептуальных направлениях произошло совершенствование судебной власти в республике.
Вопросы теории правового государства и реализации ее на практике рассматривают ряд современных исследователей Беларуси [4-7; 10-11].
Рассмотрев теорию и реализацию на практике основных принципов правового государства, можно уверенно сказать: теория формирования правового государства в Беларуси отражена в Конституции, которая определяет и претворяет в жизнь основы конституционного строя, систему государственной власти, права и свободы граждан, организацию законодательной, исполнительной и судебной власти.
Все выше перечисленное указывает на то, что Республику Беларусь можно уверенно отнести к правовому государству. На практике все важнейшие принципы реализуются.
1. Антология мировой политической мысли. В 5 томах. Том 1. Зарубежная политическая мысль: истоки и эволюция; Нац. обществен-но-научн. фонд. Академия полит. науки. Ру-ководитель проекта: Г.Ю. Семигин и др. М.: Мысль, 1997. 832 с.
2. Антология мировой политической мысли. В 5 томах. Том 2. Зарубежная политическая мысль: XX век ; Нац. общественно-научн. фонд. Академия полит. науки. Руководитель проекта: Г.Ю. Семигин и др. М.: Мысль, 1997. 830 с.
3. Антология мировой политической мысли. В 5 томах. Том 4. Политическая мысль в Рос-сии. Вторая половина XIX-XX в. Нац. обще-ственно-научн. фонд. Академия полит. науки. Руководитель проекта: Г.Ю. Семигин и др. М.: Мысль, 1997. 829 с.
4. Бабосов Е. Путем позитивных изменений. Основные направления модернизации поли-тической системы Беларуси /Беларуская дум-ка. 2014. № 1. С. 57-63.
5. Демичев Д.М., Бочков А.А. Общая теория права: учебное пособие. Минск: Вышэйшая школа, 2019. 480 с.
6. Довнар Т.И. Орловская Е.И. История госу-дарства и права Беларуси: учеб. пособие; 2-е изд. Минск: Изд. центр БГУ, 2020. 191 с.
7. Дробязко С.Г., Козлов B.C. Общая теория права: учеб. пос. для вузов; 2-е изд. Минск: Амалфея, 2007. 480 с.
8. Козлихин И.Ю., Тимошина Е.В. История правовых учений: курс лекций: учебное посо-бие; 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2023. 288 с.
9. Конституция Республики Беларусь с изм. и доп., принятыми на республиканских рефе-рендумах 24 ноября 1996 года, 17 октября 2004 года и 27 февраля 2022 года. Минск: НЦПИ, 2022. 80 с.
10. Мандрик И.В. Государственные и обще-ственные институты в процессе становления белорусской модели в социально-ориентированном государстве (1991-2010 гг.): монография. Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова. 2016. 175 с.
11. Печкуров А. Концепция разделения вла-стей – основополагающий принцип государ-ственного управления /Юстиция Беларуси. 2009. № 5. С. 42-44.
12. Платон. Государство / [пер. с древнегреч. А.Н. Егунова]. М. : Издательство АСТ, 2016. 448 с. (Эксклюзивная классика).
Библиографическая ссылка
Т. П. Иванова, Я.А. Кабачев ФОРМИРОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА // На пути к гражданскому обществу. – 2024. – № 3;
URL: www.es.rae.ru/goverment/ru/121-1004 (дата обращения:
21.11.2024).