Лирика Рубцова проникнута огромной любовью к родной земле, состраданием ко всему живому. Стихи Рубцова мы воспринимаем так называемым шестым чувством. Некоторые исследователи называют творчество Николая Рубцова «поэзией света, цвета».
Существует множество словесно-изобразительных приёмов, используемых поэтами для передачи своих чувств к окружающему миру, но важнейшую роль в творчестве поэтов играет цветопись. Цветопись – это способ передачи цвета языком художественного произведения. Люди живут в мире, где цвет имеет большое значение. Благодаря цвету, в нашем сознании складываются различные образы окружающего мира [1].
Гипотеза: в стихотворениях Николай Рубцов широко использует символические образы цвета и света, которые передают мысли автора более ярко и эмоционально.
Объект исследования: творчество Н. Рубцова.
Цель: выявить особенности цветописи в стихотворениях Н. Рубцова.
Из этого вытекают следующие задачи исследования:
– обозначить особенности цветописи в стихотворениях Н. Рубцова;
– проследить использование понятий «свет» и «тьма» и определить их смысл.
Цвет. Поэзия Николая Рубцова идёт от сердца, от души. О чём бы он ни писал, почти всегда его стихи проникнуты грустно-нежным настроением, непосредственностью в передаче впечатлений, настроений. Автор тщательно прорабатывал каждую строку, каждое слово своих лирических стихов.
С помощью цвета писатель создаёт образ-символ, уникальный, неповторимый.
Синий цвет. В творчестве автора этот цвет нашёл отражение, сочетаясь с образами неба и речной, морской поверхности («Под куполом синих небес», «Над водой бездонно-синей»). Божественное начало воплощает у Н. Рубцова «купол синих (светлых) небес», куда устремлена душа поэта. Также синий ассоциируется с поверхностью лесов, полей, лугов. Например, «синяя долина», «изба в лазурном поле».
Зелёный цвет в основном имеет позитивный смысл, ассоциируется с жизнью растений, весной, молодостью, обновлением. Например, в стихотворении «А между прочим, осень на дворе…» природа неравнодушна к лирическому герою. Она дарит ему мгновения радости, счастья, позволяя любоваться своей красотой:
Прошла пора, когда в зелёный луг
Я отворял узорное оконце –
И все лучи, как сотни добрых рук,
Мне по утрам протягивало солнце…
Но есть примеры ярко выраженного негативного зелёного цвета, имеющего оттенок безнадёжности, печали («Нахмуренное, с прозеленью, небо», «В окнах зелёный свет, странный, болотный свет»).
Богата палитра красного цвета у Николая Рубцова, но цветовые эпитеты он употребляет редко, а чаще использует глагольные словосочетания с такими именами существительными, которые несут в себе стихию света:[2]
В глаза бревенчатым лачугам глядит алеющая мгла.
«Левитан»
Свет зари скользил по белым склонам.
«Памятный случай»
Меж болотных стволов
Красовался восток огнеликий.
«Журавли»
«Огненные перья солнца», «берёзовый огонь в печи», «огни на заснеженном берегу», «сказочно-огнистый простор» – эти и многие другие тропы в стихах Рубцова говорят о том, что цвета, ассоциирующие с огнём, ему как художнику слова наиболее близки [2].
Вот-вот подует зимним, снежным.
Всё умирает... Лишь один
Пылает пламенем мятежным –
Наследник розы – георгин!
"Наследник розы"
У Николая Рубцова жёлтый цвет в основном не имеет положительного значения. Для него это цвет грусти, увядания, предательства («Быть может, это цвет измены, а жёлтый цвет как раз тебе к лицу», «В минуты музыки печальной я представляю жёлтый плёс»).
Фиолетовый цвет ассоциируется с умеренностью, скромностью, чувственностью. Зачастую он ассоциируется с приятными для поэта мгновениями, состоянием счастья и покоя («Лиловый дымок папиросы может о многом напомнить сейчас», «Расклубился сиреневый шарф – туман полевой»).
Белый цвет – символ чистоты, истины, невинности или божественности, хотя он имеет и негативные значения – страх, холодность. Чаще всего у автора он ассоциируется с зимой, снегом, морозом, берёзой, весенним цветением растений, окрасом животных и птиц, природными явлениями («Как стаи белых голубей, взлетает снег из-под саней», «Бурлит прибой под шапкой белой пены»).
В стихотворении «Рукой раздвинув тёмные кусты...» появляется образ белой ромашки:
Когда ж почую близость похорон,
Приду сюда, где белые ромашки,
Где каждый смертный свято погребён
В такой же белой горестной рубашке…
Чистоту своей души поэт передаёт своему лирическому герою. Ромашка – это не только символ чистоты, в ней та простота и бедность, которая была характерна для крестьян. Белый цвет ромашки сравнивается поэтом с белой рубашкой, которую надевали воины на себя, когда шли в бой. Павший в бою был «свято погребён в такой же белой горестной рубашке», похожей на ромашки цветом и безыскусностью внешнего вида. Этот цвет подчёркивал чистоту души [3].
Чёрный цвет для поэта – это печаль, трагедия. Особенно это заметно в случаях, когда другие цвета отсутствуют в произведении и чёрный доминирует. Например, «Со всех сторон нагрянули они, иных времён татары и монголы. Они несут на флагах чёрный крест». Слова «чёрный» и «белый» употребляются в стихах значительно чаще, чем обозначения других красок.
Слова «белый» и «чёрный», которые многократно выступают в стихах Рубцова, чаще всего имеют не цветовое, а световое значение. Они предстают как варианты, синонимы слов «светлый» и «тёмный».
Свет и тьма. В стихотворениях Николая Рубцова мы видим чаще всего не цвет, а свет. Слово «свет» и другие слова этого корня (светлый, светить, светящийся, рассвет, просветленье, освещённый и т. п.) встречаются в стихах Рубцова более ста раз. Рубцов очень часто употребляет и слова, выступающие как своего рода синонимы слов «свет» и «светлый» – например, сияние, сияющий, блеск, блестеть, луч, лучистый, сверкать и т. д.
С другой стороны, почти столь же часто встречаются в стихах поэта слова, обозначающие отсутствие света – тьма, мрак, тень и различные производные от этих слов. В стихах Н. Рубцова много слов, обозначающих то или иное соотношение света и тьмы. Наиболее часто употребляется слово «мгла» (и производные от него); мгла – это, так сказать, уже не свет, но ещё и не тьма. Сюда же относятся слова: сумерки, тусклый, гаснущий, пасмурный, мутный, смутный, расплывчатый, мерцающий, туманный, хмурый, неясный, полутьма и т. п. – слова, означающие различные «степени» света и тьмы [2].
В стихотворениях "Старик", «Русский огонёк», «Ночь на родине» и других Н. Рубцов соединяет душу со светом, огнём:
Горишь, горишь, как добрая душа,
Горишь во мгле, и нет тебе покоя...
«Русский огонёк»
Свечение души – наиболее яркий мотив в лирике Н. Рубцова. Стихи о старике – своего рода носителе идеи добра – заканчиваются так:
Не помнит он, что было прежде,
И не боится чёрных туч,
Идет себе в простой одежде
С душою светлою, как луч!
«Старик»
Из света созидается мир рубцовской поэзии. Есть у Николая Михайловича стихи оптимистичные, зовущие к свету – например, «Звезда полей», «В горнице». В этих стихотворениях лирический герой наполнен светлой грустью. Стихотворения оставляют «светлое» впечатление.
Образы, связанные с тьмой, наблюдаются у Н. Рубцова не менее часто.
Спят морские перекрёстки,
Лишь прибой гремит во мгле.
Грустно маленькой берёзке
На обветренной скале.
«Берёза»
Тьма, мрак, ночь почти всегда имеют негативную окраску и не приносят поэту успокоение. Символика горя у Н. Рубцова обширна. Эпитеты с трагической окраской: чёрный, смертный, мучительный, тёмный, мрачный и т. п.
Лирический герой Н. Рубцова одинокий, беззащитный в своей постоянной неустроенности, странствующий по «белу свету». Мрак и ночь его спутники [5].
Он шёл против снега во мраке,
Бездомный, голодный, больной.
Он после стучался в бараки
В какой-то деревне лесной.
«Неизвестный»
Интерес со стороны Н. Рубцова к свету и тьме связан с символикой, которой обладают эти понятия. А именно: свет символизирует внутреннее просветление, добро и правду. Тьма – смерть и зло, печаль, одиночество. Свет и тьма – единство противоположностей, символы добра и зла.
Заключение. Анализ стихотворений Николая Рубцова показал, что использование цвета на протяжении всех этапов творчества поэта неодинаково. На разных этапах меняется набор привлекательных красок.
Но при этом цветопись является одним из любимых и важных художественных приёмов, используемых поэтом. Николай Рубцов точно подбирает слова-краски для своих произведений, что позволяет заглянуть в мысли и чувства поэта, понять смысл произведения.
В стихотворениях поэта ярко представлено противоборство света и тьмы, белого и чёрного цветов. Слово «свет» обозначает душевное состояние. Злое и доброе, тёмное и светлое у Николая Рубцова имеют чёткие очертания. С одной стороны, чёрная ночь, мрак, жуть, нечисть, а с другой – светлое и возвышенное начало, святость.
Можно с уверенностью утверждать, что в своих стихотворениях Николай Рубцов широко использует символические образы цвета и света, которые передают мысли автора более ярко и эмоционально.
1. Кузнецов С.А. Большой толковый сло-варь русского языка. / СПб: Норинт. 1998 г. -921 с.
2. Кожинов В.В. Николай Рубцов: замет-ки о жизни и творчестве поэта. / Москва: Советская Россия. 1976 г. -32,38 с.
3. Слово о Рубцове: сборник материалов Рубцовских чтений 2006, 2008 годов. Федунова Л.П. Поэзия, рождённая па-мятью сердца. / Вологда: Древности Севера, 2011 г. – 182с.
4. Слово о Рубцове: сборник материалов Рубцовских чтений 2006, 2008 годов. Нечаев Н.В. «Слово о Рубцове»/ Во-логда: Древности Севера, 2011 г. – 76с.
5. Дюжев Ю.И. Мистический реализм Николая Рубцова. / Петрозаводск: Карельский научный центр РАН. 2017 г.
Библиографическая ссылка
Р. М. Абдуллин СИМВОЛИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ ЦВЕТА И СВЕТА В СТИХОТВОРЕНИЯХ НИКОЛАЯ РУБЦОВА // На пути к гражданскому обществу. – 2024. – № 3;
URL: www.es.rae.ru/goverment/ru/121-1008 (дата обращения:
21.11.2024).