В современных социокультурных условиях всё чаще обращаются к духовным истокам русской нации, национальным корням, её культурному самосознанию, нравственным ценностям. Поэт начала двадцатого века Сергей Александрович Есенин воспел в своих стихах Россию, природу, родную деревню. Этим темам посвятил стихи и поэт середины века двадцатого Николай Михайлович Рубцов, продолживший традиции Сергея Есенина в своём творчестве. Известно, что поэзию Сергея Есенина любил и ценил Николай Рубцов. Исследователь Лариса Тимашова считает, что "природа, чувство, напевность, классичность формы, народная ... тематика, атмосфера" являются ключевыми характеристиками творчества С.Есенина и Н.Рубцова. Рассмотрим стихотворения поэтов с этой точки зрения.
Актуальность исследования заключается в том, что оно побуждает к знакомству с русской поэзией, воспитывает любовь к родному языку и родной литературе, а через него – и к своей родине.
Связь творчества С. Есенина и Н. Рубцова изучена в трудах таких литературоведов, как Г. Горбовский, В. Кожинов, О. Воронова, В. Марков, Ю. Прокушев...
Гипотеза: в творчестве Н. Рубцова можно выделить образы и мотивы лирики С. Есенина.
Объект исследования: лирика Н.М. Рубцова и С.А. Есенина.
Предмет исследования: образы и мотивы лирики Н.М. Рубцова и С.А. Есенина, свидетельствующие о продолжении Н.М. Рубцовым есенинской традиции.
Цель: выявить, какие традиции есенинской лирики продолжает Н. Рубцов.
В соответствии с объектом, предметом и целью поставлены следующие задачи:
1.дать определение традиции в литературе;
2. провести отбор текстов;
3.выявить мотивы и образы ранней лирики Николая Рубцова, свидетельствующие о продолжении им поэтической традиции Есенина.
Методы исследования определены поставленными целью и задачами:
- изучение теоретической литературы по вопросу;
- отбор поэтических текстов;
- наблюдения над материалом;
- сопоставительный анализ текста;
- метод наблюдения;
- собственные выводы.
I. Понятие традиции в современном литературоведении.
Под традициями в современном литературоведении следует понимать историко-литературные преемственные связи в развитии общих закономерностей творчества. Наиболее ярко в ранней лирике Николая Рубцова выразилась есенинская традиция, которая проявилась, прежде всего, в стихотворениях о русской деревне, природе, России.
II. Образ деревни в лирике С. Есенина и Н. Рубцова.
Рассмотрим образ деревни, который часто встречается в лирике поэтов. Н. Рубцов, как и С. Есенин, рисует деревню такой, как она есть, без прикрас, но это реальный мир прекрасен своей простотой. Поэты с любовью создают этот образ: это не только их малая Родина, но и олицетворение всей России, проникнутой небесной благодатью.
С.Есенин «Край ты мой заброшенный» (1914)
Н. Рубцов «Ферапонтово» (1970)
Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь.
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.
Избы забоченились,
А и всех‑то пять.
Крыши их запенились
В заревую гать.
Неподвижно стояли деревья,
И ромашки белели во мгле,
И казалась мне эта деревня
Чем-то самым святым на земле…
Изучая стихи С. Есенина и Н. Рубцова, обращаешь внимание на то, что в стихотворениях, посвящённых этой теме, присутствует образ церкви.
С. Есенин «Чахнет старая церквушка…» (1914)
Н. Рубцов «Тихая моя родина…» (1964)
Чахнет старая церквушка,
В облака закинув крест.
И забольная кукушка
Не летит из дальних мест…
Тихо ответили жители,
Тихо проехал обоз.
Купол церковной обители
Яркой травою зарос…
Это особый образ, дорогой сердцу не только поэта, но и каждого русского человека. Образ святости, нравственных основ, душевной чистоты, которые хранят русская деревня и её жители.
Именно в простой деревенской жизни, традициях, мировоззрении деревенского человека видит Николай Рубцов вслед за Сергеем Есениным истоки народной нравственности, душевности, приверженности православным традициям. Пространство деревни расширяется до пространства России. Он бросает взгляд на Русь сверху, из вечности, до земли. Лирическому герою дорого всё: «хаты», «избушки», природный мир, историческое прошлое, традиции. Он смотрит на милые сердцу места глазами человека из народа и открыто признаётся в любви к родной деревне, вмещающей в себя всю Россию.
С. Есенин «Гой ты, Русь моя родная…»
Н. Рубцов «Видения на холме»
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты – в ризах образа…
Не видать конца и края –
Только синь сосет глаза.(…)
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою».
Россия, Русь – куда я ни взгляну...
За все твои страдания и битвы –
Люблю твою, Россия, старину,
Твои огни, погосты и молитвы,
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шёпот ив у омутной воды,
Люблю навек, до вечного покоя...
Одним из ключевых образов в лирике Н. Рубцова является образ деревенского дома. С. Есенин рисует «низкий дом с голубыми ставнями…», а Н. Рубцов «…бревенчатый низенький дом». Он окружён простой, милой сердцу лирического героя, испытывающего тоску, щемящую грусть по родному дому. Мотив возвращения в родной дом – важнейший в лирике поэтов. Именно здесь одинокий герой-скиталец обретает душевный покой, потому что это обитель человека, хранилище родовой мудрости, традиций.
Тема Родины становится лейтмотивом стихотворений обоих авторов.
III. Тема природы в лирике Н. Рубцова и С. Есенина.
В поэтическом творчестве Н. Рубцова есенинская традиция проявилась и в стихотворениях о русской природе. Они воспели символ России – берёзу. Этот образ дорог и близок сердцу каждого русского человека. Это олицетворение чистоты Родины, людей, населяющих её.
С. Есенин «Берёза» (1913)
Н.Рубцов «Берёзы» (1957)
Белая, берёза
Под моим окном
Принакрылась, снегом
Точно серебром.
Русь моя, люблю твои березы!
С первых лет я с ними жил и рос.
Потому и набегают слёзы
На глаза, отвыкшие от слёз...
Поэзия авторов воплощает единство человека и природы. Она выражает особый лиризм, мелодичность, носит песенный характер.
IV. Фольклорные мотивы в творчестве С. Есенина и Н. Рубцова.
Есенинская традиция выражается и в использовании фольклорных образов. Обращает на себя внимание образ журавля. Русский народ всегда почитал прилетающего весной журавля как птицу всеобщего счастья и радости. Улетающий осенью клин журавлей, напротив, символизировал невероятную тоску по родному краю.
Образ журавля возникает в нескольких стихотворениях поэтов. Их видят и слышат лирические герои на просторах бескрайних полей. Журавли словно зовут ввысь, к странствию души. Издаваемые ими щемящие звуки выражают внутреннее состояние лирического героя: любви к родным местам и грусти-тоски от расставания с ними.
С. Есенин «Руси» (1915)
Н. Рубцов «Журавли» (1965 )
Гляжу в простор твоих полей,
Ты вся далёкая и близкая,
Сродни мне посвистжуравлей,
И не чужда тропинка склизкая.
Широко на Руси машут птицам согласные руки.
И забытость болот, и утраты знобящих полей –
Это выразят всё, как сказанье, небесные звуки,
Далеко разгласит улетающий плач журавлей…
Этот фольклорный образ используют оба поэта. Родина, отечество, родная земля – вот с чем ассоциируется образ журавля в есенинской и рубцовской поэзии. Плач журавлей символизирует и плач поэта по родной деревне, и плач о своей судьбе, и плач о России.
V. Образ лирического героя.
Лирический герой – условный образ рассказчика, наделённый автором личностными чертами, выступающий от первого лица в лирических произведениях.
В стихах поэтов возникает особый образ лирического героя. Рассмотрим примеры:
С. Есенин «Не жалею, не зову, не плачу…»
Н. Рубцов «Старик».
…Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник
Пройдёт, зайдёт и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.
Идёт старик в простой одежде. Один идёт издалека.
Не греет солнышко, как прежде.
Шумит осенняя река.(…)
Не помнит он, что было прежде,
И не боится чёрных туч,
Идёт себе в простой одежде
С душою светлою, как луч.
Мировоззрение поэтов складывалось в недрах культуры русского народа. Тип странника характерен для русских людей. С. Есенин и Н. Рубцов смотрят на мир глазами человека из народа, блуждающего по бескрайним полям и лесам, бесконечным дорогам. Герои поэтов – духовные странники, они не богаты материально, а богаты духовно. Их духовный путь не имеет конца, границ, а душа светла, наполнена любовью к окружающему миру, природе, людям. У него мир в душе, и он несёт покой и тишину в мир.
VI. Выводы.
Завершая исследование, кратко обобщу изложенный материал. Проанализировав стихотворения Николая Михайловича Рубцова и Сергея Александровича Есенина, прихожу к выводу, что гипотеза о продолжении поэтических традиций Сергея Есенина Николаем Рубцовым в части использования одинаковых образов и мотивов подтверждена. Николай Рубцов продолжает традиции Сергея Есенина, создавая образ деревни как олицетворения России, рисует картины деревенской природы, выражающие чувство любви к родному краю и стране.
Таким образом, поставленную цель исследования традиций есенинской лирики Николаем Рубцовым, считаю достигнутой.
Практическую ценность работы вижу в том, что её результаты могут быть использованы на уроках литературы, родной литературы при изучении лирики Николая Рубцова.
1. Есенин С. Собрание сочинений в трёх томах. Москва, «Правда», 1970.
2. Кожинов В. Душа хранит. Жизнь и по-эзия Николая Рубцова.
3. Кожинов В. Николай Рубцов. Москва, «Советская Россия», 1976.
4. Рубцов Н. Собрание сочинений в трех томах. Москва, «Терра», 2000.
5. Словарь поэтических образов. Павло-вич Н. В. //На материале русской ху-дожественной литературы ХУШ-ХХ веков. В 2 т. Изд. 2־е, стереотипное. М.: Эдиториал УРСС, 2007.
6. Энциклопедческий словарь юного ли-тературоведа /Составитель В.И. Нови-ков, Е.А. Шловский. – 2-е изд. – М.: педагогика-Пресс, 1998.
7. https://rubtsov-poetry.ru/
Библиографическая ссылка
А.С. Куроптева ЕСЕНИНСКИЕ ТРАДИЦИИ В ТВОРЧЕСТВЕ НИКОЛАЯ РУБЦОВА // На пути к гражданскому обществу. – 2024. – № 3;
URL: www.es.rae.ru/goverment/ru/121-1010 (дата обращения:
30.12.2024).