На пути к гражданскому обществу
Электронный научный журнал

Культурология
«PERSONA». ЧАСТЬ VIII
А.В. Оглоблин 1, В.О. Корюкин 1

1.

СТРУКТУРА  ЛИЧНОСТИ

 

Социальный и духовный компоненты человеческой личности

ФОРМИРОВАНИЕ СТУДЕНЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА КАК ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ ГРУЖДАНСКОГО

САМОСОЗНАНИЯ

В этой статье я хочу поделиться личным опытом практической работы по созданию сплоченного студенческого коллектива в Ивановском автотранспортном колледже.

В 1999 году, когда я перешел работать в этот колледж из православной школы, то был поражен жизнестойкостью основной части студентов. Если бы наше поколение развращали так всесторонне и целенаправленно, думаю, что большинство моих сверстников - и я в том числе - уже давно бы лежали в могиле. А эти упираются, учатся, занимаются спортом, художественной самодеятельностью, зарабатывают деньги, в общем, явно не хотят умирать по предложенному сценарию. Почему так? Думаю, потому, что для них получение хорошей работы и создание крепкой семьи действительно вопрос жизни и смерти. Они видели, как гибнут люди без работы, знают, каково жить в разбитых семьях, и хотят, чтобы у них было все по-другому.

Во все времена молодежи были свойственны следующие характерные черты:

  1. Нонконформизм.
  2. Коллективизм.
  3. Склонность к неформальному общению.

Именно эта третья особенность менталитета юности является для нас наиважнейшей. В ученических коллективах и дворовых кампаниях есть свои неформальные лидеры, авторитет которых чаще всего выше авторитета самых уважаемых педагогов и звезд массовой культуры, и даже его величества, князя мира сего – мобильного телефона. Какими бы мы ни были для наших воспитанников хорошими, мы всегда остаемся для них немножко чужими в силу возрастных особенностей и социального статуса. Кроме того, даже самому уважаемому педагогу и пропагандисту трудно пересилить влияние средств массовой информации в силу их технической оснащенности и высокого профессионализма. Но «свой среди своих» способен на это, потому что он - «свой». Быть правильно понятым десятками людей очень сложно, стать понятным для нескольких человек возможно, если правильно определить их индивидуальные особенности и интересы. Мой метод прост: руководитель, в основном, работает со скрытыми, неформальными лидерами, а они работают с остальными.

Мы создали в колледже студенческую психологическую службу, которая должна была помочь первокурсникам безболезненно адаптироваться в условиях нового учебного заведения. В процессе работы определялись и скрытые лидеры, которых условно можно разделить на три группы:

  1. Лидеры силы - преимущественно юноши, которые занимаются спортом, интересуются военной историей, любят работать руками. Для этой категории студентов в колледже уже несколько лет успешно работал спортивный клуб «Юность», на базе которого мы организовали первый филиал городского Клуба любителей футбола. При создании КЛФ мы лелеяли робкую мечту хотя бы немного очеловечить движение футбольных фанатов. В определенной мере нам это удалось. Организованные выходы на матчи, создание и первое исполнение гимна ФК «Текстильщик», выезды на матчи в другие города, встречи с руководством клуба и игроками, товарищеские матчи команд колледжа и ФК «Текстильщик» - все эти мероприятия были проведены с большим успехом. Многие из них стали традицией нашего учебного заведения. Однако уже эти мероприятия показали, что продуманное, эмоциональное, красочное проведение акций болельщиков невозможно без привлечения лидеров ума и красоты.
  2. Лидеры ума - это хорошо успевающие студенты, к которым спортивные ребята часто относятся с легким пренебрежением. Но именно они помогли грамотно подготовить встречу с руководством и игроками футбольной команды в Клубе интересных людей, который к этому времени был создан в нашем колледже на базе студенческой психологической службы.
  3. Лидеры красоты – это, в большинстве своем, девушки, активно участвующие в художественной самодеятельности. К ним тянутся лидеры силы, но сами девушки нередко уважительно относятся к лидерам ума. Учитывая тот факт, что двадцать лет назад нарастала новая волна гитарной революции, мы создали Клуб дворовой песни, который временно стал местом встреч лидеров всех трех направлений. Сильные юноши тянулись к красивым девушкам, а девушки зачастую симпатизировали интеллектуалам.

Получилась своеобразная цепочка, связывающая между собой лидеров силы - красоты - ума. Впоследствии Клуб любителей футбола, Студенческая психологическая служба, Клуб интересных людей и Клуб дворовой песни были объединены в Молодежный Центр русской культуры, на базе которого сейчас действовал также Студенческий музыкальный театр. Теоретическая часть спектра становления личности получила свое практическое продолжение, а вся программа формирования здорового образа жизни молодежи стала называться СОК. Схематически обретенные качества, их ключевые носители и направления работы выглядели следующим образом:

 

Обретенные качества:            Здоровье                           Ум.                        Красота.

Молодежные лидеры:            Силы                                 Ума.                      Искусства.

Направления работы:             Спорт.                               Образование.        Культура.

 

Если посмотреть на поэтапное развитие организационных структур, то дело выглядело так:

«Педагогика сопереживания: опыт интуитивной коммуникации»

 

Полученные результаты привели к разработке основных положений педагогики сопереживания, основанной на опыте интуитивной коммуникации.

Любая человеческая деятельность связана с познанием окружающего мира. Есть три пути постижения действительности:

  1. Эмпирический - освоение мира с помощью органов чувств.
  2. Абстрактный - изучение мира посредством логического мышле­ния.
  3. Интуитивный - постижение мира на уровне творческого воображения и вдохновения.

В современных условиях эмпирический путь познания затруднен господством массовой культуры, которая диктует свою волю нашим органам чувств, а электронные средства массовой коммуникации разучили людей самостоятельно думать. Остается интуитивный путь творческого воображения и вдохновения.

Интуитивная коммуникация - это творческое общение людей, основанное на принципах совпадения интересов и единства типа переживаний. Поэтому тема моего сообщения называется: «Педагогика сопереживания: опыт интуитивной коммуникации».

Какими принципами должен руководствоваться организатор молодежной службы при решении поставленных проблем?

  1. Принцип коммуникативности: «Принимай людей такими, как они есть».
  2. Принцип совпадения интересов: «Ищите общий интерес»,
  3. Принцип сопереживания: «Если хочешь поговорить по душам, узнай, что у человека на сердце».
  4. Принцип перманентной креативности: «Зарази» интересом другого».
  5. Принцип интуитивности: Вдохновение.
  6. Принцип интеллектуальной синергии: 1+1>2

Наша стратегическая программа С.О.К. ставила своей задачей подготовку молодых людей к адаптации в современном российском обществе. Работа ведется по трем направлениям - спорт, образование, культура. Какими методами работы с молодежью мы руководствовались при реализации этой программы?

Интуитивный путь познания требует от человека развитого внимания, способности к созерцанию, творческого воображения и вдохновенного труда.

Перед нами встает четыре проблемы:

  1. Как развить внимание и способность к созерцанию у людей, привыкших реагировать на шум и скорость продукции массовой культуры?
  2. Как воспитать культуру общения у тех, кто сквернословит и общается чаще всего сам с собой при помощи средств электронной коммуникации?
  3. Как стимулировать творческое воображение и вдохновенный труд?
  4. Как решить проблему социализации молодежи?

Результаты тестов «ОТКЛЭ», «Самооценка личности», «Шкала тревожности Дж. Тейлора» позволяют определить три ключевых противоречия:

  1. Отсутствие любознательности и жажда деятельности. При отсутствии целеполагания это означает: «Знать не хочу, а делать желаю. Но делать желаю то, что хочу»;
  2. Низкий уровень коллективизма и жажда общения: «Долой коллектив! Даёшь тусовку!»;
  3. Завышенная самооценка и высокий уровень тревожности порождают в человеке глубокую, замаскированную самомнением, неуверенность в себе: «Всё могу, но боюсь...»

Вывод: Перечисленные выше внутренние противоречия являются благодатной почвой развития чувства одиночества и прогрессирующего безволия, препятствующих социализаций личности в современном обществе.

Ряд ученых и философов называют вдохновение интуитивным потоком, в который большинство людей попадают на несколько минут, а гении там проводят целые дни, но расплачиваются за это годами непрожитой жизни. Попробуем и мы представить этапы развития процесса творческого общения в виде креативных волн интуитивного потока. (Схема).

Первый этап развития. Индивидуальная работа. Самоидентификация и определение внутренних лидеров коллектива. Итак, Решение проблемы №1: Можно ли развить способность к созерцанию у человека с клиповым сознанием?

Можно, если найти общий интерес (Принцип совпадения интересов). Этот общий интерес лежит на поверхности - особенно у эгоиста интерес к «себе любимому». Мотивация самопознания временно отодвигает на второй план мотивацию личной пользы и пробуждает у человека естественную склонность к сопереживанию самому себе. Люди охотно вступают в общение со своим «Я».

В процессе самотестирования приступаем к решению проблемы №2: Воспитание чувства сопереживания. В работу по самопознанию, самосозер­цанию и самопереживанию быстро включается вся группа.

На гребне волны возникает проблемная ситуация, решение которой для многих может послужить началом решения проблемы №3: Стимулирование творческого труда. Работа с методикой «Геральдика» требует от студентов творческого воображения. В этой ситуации даже открытый плагиат радует как творческое заимствование.

Завершением первого этапа работы является презентация гербов - первый опыт интуитивной коммуникации и начало решения проблемы №4: Социализация молодежи.

Разные виды деятельности позволяют определить скрытых лидеров коллектива по направлениям. Первыми проявляют себя лидеры действия в силу своей внешней активности. Интеллектуальные лидеры определяются по высокому уровню организованности во время выполнения тестов. Составление «личного герба» позволяет выделить интуитивных лидеров, обладающих творческой фантазией и образным мышлением.

Неорганизованный коллектив напоминает заросший тиной пруд. И вот в этот тихий омут социальной пассивности мы бросаем проблемный камень самопознания, от которого расходятся круги креативности - активизации творческой деятельности неформальных лидеров коллектива. В круге первом окажутся лидеры действия, во втором - лидеры интеллекта, в третьем - лидеры вдохновения. Определение лидеров мнений позволяет нам перейти ко второму этапу работы.

Второй этап развития. Групповая работа. Специализация по направлениям.

Вниманию студентов представлен вопрос, позволяющий, как и в первом случае, активизировать интерес и внимание: «Основные цели человеческой жизнедеятельности». После короткой теоретической части проводится серия заседаний клуба интересных людей «Дело вкуса», на которых проводятся публичные дискуссии по поводу крайностей в поведении. Этот вопрос особенно актуален, потому что склонность к крайностям свойственна молодежи вообще и, одновременно с этим, является отличительной чертой русского национального характера. В процессе обсуждения появляется возможность получить практические навыки культуры общения. Основной мотивацией этого этапа становится второй жизненный принцип Сократа: «Знай меру!»

На гребне волны творческую активность коллектива стимулирует участие в военно-спортивных и культурно-массовых мероприятиях. Разработанная нами стратегическая программа С.О.К. (Спорт, Образование, Культура) позволяет распределить молодежь на три творческо-поисковые группы. В нашем конкретном случае это:

  • Военно-патриотический клуб «Группа А» (педагогический консультант С. Ю. Андерс);
  • Клуб интересных людей «Дело вкуса» (педагогический консультант Д. А. Шишкин);
  • Творческий коллектив «Дворянское собрание (педагогический консультант А. В. Оглоблин).

Между этими образованиями не было строгого разграничения. И студенты, и консультанты искренне стремились работать в постоянном контакте. Многие молодые люди принимали участие в мероприятиях всех трех направлений. В начальной стадии мы придерживались «тактики малых дел», которая позволяет лучше проверить людей на практике и избежать крупных неудач в самом начале пути. Когда коллектив проверен на прочность и люди научились стойко переносить опыт побед и поражений, можно переходить к более серьезным проектам.

«Группа А» становится победителем и призером многих соревнований военно-патриотических клубов. Программа Клуба интересных людей «Наследники Победы» получает грант. Творческий коллектив «Дворянское собрание» ставит три спектакля и выпускает аудио-альбом. Традиционными становятся ежегодные Дни славянской культуры, инициаторами которых также были активисты и педагогические консультанты Молодежного Центра русской культуры при ФГОУ СПО «Ивановский автотранспортный колледж». Так мы назывались до недавнего времени.

Третий этап развития. Положительный опыт работы по основным стратегическим направлениям поставил перед нами проблему интеграции трех молодежных образований в единый коллектив. Этой цели было посвящено ключевое мероприятие проекта «Дело вкуса», состоявшее из трех взаимосвязанных между собой частей:

  1. Студенческая научная конференция «Россия в войнах XX века». Организатор - Клуб интересных людей «Дело вкуса»;
  2. Военно-спортивная игра «Штурм снежной крепости», Организатор - Военно-патриотический коллектив «Группа А»;
  3. Концерт «Семь нот русской истории». Организатор - творческий коллектив «Дворянское собрание».

Эти мероприятия были переплетены между собой в единое целое и проходили в виде двух композиционных блоков. Кроме этого комплексного блока мероприятий, мы поставили еще один спектакль, который Вы сегодня увидите, и выпустили еще один аудио-альбом, который мы имеем радость Вам подарить в память о нашей встрече. Коллектив прошел проверку на прочность и обладает опытом, который, на наш взгляд, заслуживает внимания и распространения. С этой целью мы создали автономное некоммерческое объединение Центр молодежной культуры «Русское поле», на базе которого, помимо расширения деятельности в соответствии с основными направлениями стратегической программы «С.O.K.», планировалось оказание организационно-методической помощи тем, кто желает вместе с нами развивать у нашей молодежи навыки творческого общения. К сожалению, работу АНО «Русское поле», как и выпуск учебно-методического фильма и электронного учебника, пришлось приостановить по не зависящим от нас причинам. Однако Центр молодежной культуры как открытая организация продолжал работать еще около десяти лет, представляя собой апробированную клубную модель студенческого самоуправления. В генезисе его работу можно выразить следующими схемами.

©Оглоблин А.В., Корюкин В. О., 2024

 


Пристатейный список:


Библиографическая ссылка

А.В. Оглоблин, В.О. Корюкин «PERSONA». ЧАСТЬ VIII // На пути к гражданскому обществу. – 2024. – № 3;
URL: www.es.rae.ru/goverment/ru/121-1011 (дата обращения: 21.11.2024).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 165 | За неделю: 165 | Всего: 165


Комментарии (0)


Сайт работает на RAE Editorial System