На пути к гражданскому обществу
Электронный научный журнал

Исторические науки
СТУДЕНЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО ГГПИ ИМ. А. М. ГОРЬКОГО В 1950-Е ГГ. ПО МАТЕРИАЛАМ СЕМЕЙНОГО АРХИВА (К 90-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ЗАСЛУЖЕННОГО ПЕДАГОГА Л. М. КИРЮХИНОЙ)
Д.В. Кирюхин 1

1.

В жизни любого человека огромное значение всегда играет встреча с настоящим хорошим педагогом. В это понятие входит множество факторов, и любовь к ученикам, и к своему делу, ответственность, внимательность, неравнодушие. Однако своих первых учителей ребенок встречает впервые в лице своих родителей, семейное образование которых и личный пример идут в течение жизни рука об руку с образованием в стенах учебного заведения. Но и у педагогов есть свои семьи и дети, в которых их личности порой раскрываются совершенно иначе, нежели на работе. Вслед за «Годом педагога и наставника», следующий 2024 г. был объявлен в России по указу Президента «Годом семьи». 8 сентября 2024 г. Людмиле Михайловне Кирюхиной, заслуженному педагогу средней школы, посвятившей своей работе почти полвека, исполнилось бы 90 лет. Мы, ее потомки, хотели бы посвятить этому прекрасному человеку, и в первую очередь вопросу ее становления как профессионала на педагогическом поприще цикл публикаций, основу для которых составляют сохранившиеся в семейном архиве фотографии разных лет.

Материалы семейных архивов, введенные впоследствии в научный оборот, позволяют многое рассказать об особенностях ушедшей эпохи и личностях людей прошлого. Ранее на страницах журнала мы уже обращались к подобным фотоматериалам для рассмотрения вопроса развития отечественного судоподъема [7, c. 62–72]. Вполне логично, что любительская фотография начала XX в. и советского периода в трудах российских ученых становится важнейшим историческим источником для рассмотрения многочисленных аспектов повседневной жизни эпохи [8, c. 246–250]. Фотоснимки наряду с другими документальными свидетельствами являются важнейшим источником при изучении истории семьи [12, c. 195]. В многочисленных научных публикациях фотографии, сохранившиеся в семейных архивах, помогают исследователям решить самые разные задачи. В статье Н.И. Демидовой и В.В. Жданова опубликованные снимки, отражающие судьбу И.Г. Новгородцева в 19-м отряде военизированной охраны Министерства речного флота с 1952 по 1960 гг., рассматриваются как источник сведений о работе Пермской военизированной пожарной охраны и парохода «Гроза» [4, c. 18–28]. Аналогичным образом в своем материале С.Л. Астапович и Н.В. Митюков приводят фотографии семейного архива Н.В. Сергеева 1950–1960-х гг., чтобы рассказать о развитии водного транспорта Камского речного пароходства [2, c. 3–9]. Исследование Е.В. Антропова и А.О. Пронина построено на основе атрибуции парадного портрета и фотографий из семейного архива Дробыниных, способных рассказать об истории 41-го Сибирского стрелкового полка Военного городка в г. Ново-Николаевск (Новосибирск), накануне Первой Мировой войны [1, c. 198–205]. Привлекают фотоматериалы семейных архивов и молодых исследователей, которые рассматривают этот источниковый материал в качестве медиа-контента [14, c. 153–155].

Людмила Михайловна родилась 8 сентября 1934 г. в городе Лукоянове Горьковской области в семье Михаила Ивановича Суетнова (1905–1991) и Анны Ивановны (в девичестве – Титенковой) (1902–1975) [16]. К началу 1940-х гг. семья переезжает в город Горький, где в 1949 г. Людмила заканчивает семь классов женской школы № 102 Кировского района, а затем после 10 классов школы № 12 Железнодорожного района поступает на историко-филологический факультет Горьковского государственного педагогического института (в настоящее время – НГПУ им. К. Минина) [17]. 15 июня 1955 г. Людмила Михайловна выходит замуж за Михаила Петровича Кирюхина, в его лице она нашла настоящего идейного соратника, внимательного и заботливого супруга. Они оба посвятили свою жизнь преподаванию, М.П. Кирюхин работал на кораблестроительном факультете политехнического института (сегодня – НГТУ им. Р.Е. Алексеева), а Людмила Михайловна – в средней школе.

С 1956 г. Людмила Михайловна Кирюхина проработала около десяти лет преподавателем русского языка в семилетней школе № 102, затем с 1967 г. совмещала должность учителя русского языка и литературы и заместителя директора по учебно-воспитательной работе в школе № 138 Ленинского района. За свой многолетний труд она была награждена многочисленными благодарностями, значком «Победитель соц. соревнования» (1974 г.), «Отличник народного просвещения» и медалью «Ветеран труда» (1984 г.). С 1976 г. Людмила Михайловна переходит работать в школу № 123, сохраняя прежние должности, однако в 1985 г. ей приходится оставить любимую работу и перейти в школу № 62, расположенную ближе к дому, чтобы иметь возможность заботиться о внучке, родившейся у ее младшей дочери. 28 апреля 1988 г. Л.М. Кирюхиной по результатам аттестации было присвоено звание «Старший учитель», 1 октября 1992 г. − первая квалификационная категория и тринадцатый разряд по ЕТС. В январе 1995 г. Людмила Михайловна оставила преподавание в школе, однако еще многие годы занималась с многочисленными учениками, не оставив любимую профессию насовсем.

В послевоенные 1950-е гг. Горьковский педагогический институт переживает ряд существенных изменений: из здания бывшей Нижегородской гимназии выехал штаб Московского военного округа и госпиталь, был проведен капитальный ремонт, восстановлены многие лаборатории и учебные аудитории, кабинеты, улучшены жилищно-бытовые условия студентов, преподавателей и сотрудников [5]. Факультет русского языка и литературы был объединен с историческим в один – историко-филологический. Перестройка советской школы в те годы предъявляла к вузу новые требования, среди которых была необходимость готовить учителей, которые смогут укрепить связь школы с жизнью, являются грамотными организаторами не только учебной, но и внеклассной работы и досуга учащихся. Особую роль отводят педагогической практике, которую проходят студенты с отрывом от учебных занятий на один день в неделю: «I курс – в течение года в начальной школе; II курс – в 8-летней школе как помощники классных руководителей; III курс – в старших классах» [23, c. 75–75]. Кроме того, студенты третьего курса летом проходили практику в пионерских лагерях, а старшекурсники – в различных школах города и сельских школах. По окончанию практики на V курсе все студенты проходили обязательную аттестацию, решавшую вопрос о допуске к сдаче государственного экзамена или защите дипломной работы. В конце 1947 г. в институте было создано научное студенческое общество, студенты принимали активное участие в художественной самодеятельности [18].

Рассказать о яркой студенческой жизни тех лет могут многочисленные фотографии, сохранившиеся в семейном архиве автора. Первыми среди них отметим портретные снимки. Вот на одном из них юная Людмила за письменным столом: по правую руку от сидящей граммофон, на столе в бумажных конвертах разложены пластинки, на переднем крае стола банка с водой и кисточкой, а также коробка с бумагами, очевидно, фотограф застал девушку за работой. Атмосферу эпохи конца 1940-х гг. передают и другие предметы интерьера – высокие резные деревянные стулья с кожаными спинками, шторы с узором, домашние растения в горшках, едва выступающие из темноты позади человеческой фигуры. На девушке нарядный свитер с узором, волосы аккуратно зачесаны назад, она внимательно смотрит в объектив фотоаппарата, небольшое волнение выдает только движение рук, поэтому часть снимка немного смазана.

Возможно, на выбор Людмилой именно педагогической стези повлияла ее мама Анна Ивановна, работавшая директором школы № 102, она всегда была для дочери большим авторитетом. Нельзя и отрицать тот факт, что примером была и старшая сестра Римма – после окончания историко-филологического факультета Горьковского государственного педагогического института она в 1974 г. успешно защитила кандидатскую диссертацию «Художественный очерк В.Г. Короленко, 80–90 годы XIX века», став кандидатом филологических наук [3]. В семейном архиве сохранилось несколько совместных фотографий сестер, одна из них датирована 19 августа 1951 г. и имеет подпись на обороте «На память нашей мамочке от Люси и Риммы. Я в 9 кл., Римма – на III курсе».

Вероятно, этот снимок был сделан в фотоателье, об этом говорит размытый задний фон. Обе девушки одеты очень нарядно, их волосы собраны в косы и убраны назад, а сами они с интересом смотрят на фотографа.

Еще две фотографии были сделаны в 1952 г. и также содержат подписи на обороте. На обратной стороне портретного снимка аккуратным почерком синей перьевой ручкой Людмила написала: «My good sister Римма. 15.7.52. Студентка Пед. института», на одежде сестры сразу узнается значок ВЛКСМ.

Вторая фотография содержит дарственную надпись: «Моей милой и задиристой сестричке» и датирована 23 июня 1952 г. Ниже узнаваемый почерк Людмилы Михайловны уточняет место, изображенное на снимке: «Откос, тургеневская лестница». Речь идет об одной из лестниц с Верхневолжской набережной, позади студентки мы наблюдаем прекрасный вид на реку Волгу с множеством проплывающих по ней судов. Еще одна немного засветленная совместная фотография сестер была сделана в середине 1950-х гг. в музее-усадьбе А.С. Пушкина в Большом Болдино, слева от радостных туристок легко узнается белая беседка у нижнего пруда.

Фотографии, сделанные во время обучения на историко-филологическом факультете Горьковского педагогического института, могут многое рассказать о студенческой жизни тех лет. Атрибутировать снимки помогают оставленные синей перьевой ручкой на обороте подписи.

На снимке, сделанном ранней весной 1953 г., группа «В» первого курса после пробега на приз «Горьковской правды». Все девушки: «я [т.е. сама Людмила – прим. авт.], Нина Горшкова, Нина Лукина, Рита Балакина, Фая Мазульникова, Зоя Уженкова, Кира Рыбакова, Нина Чебурахова» – еще по-зимнему одеты, однако позади них видна клумба с газоном, которая позволяет предположить, что довольные студентки позируют в стенах горьковского кремля.

На сентябрьской фотографии 1954 г. третий курс на картошке, в центре сама Людмила, радостное настроение невольно передается и зрителю. По ее воспоминаниям, поездки на картошку были временем знакомства первокурсников, перешедшее в студенческую дружбу и продолжившееся на следующих курсах. Присутствующие подписаны только по фамилиям: «Чижова, Верук, Мазина, Есина, Суетнова, Тюрина, Маркеева, Инжалова».

Не менее счастливые студенты педагогического института и их преподаватели предстают на серии из шести фотографий с демонстраций к 7 ноября и 1 мая. К сожалению, подписана только одна из них: «7 ноября 1954 г. III курс, гр. «в»: Лукина, Карюнова, Мазина, Чижова». На ней четыре девушки в теплой одежде в пальто, шарфах и шапках несут транспарант с надписью, верхняя часть которой не поместилась в кадр. По видимой части мы узнаем название произведения М. Горького «Жизнь Клима Самгина». Позади людей видно высокий склон, можно предположить, что демонстранты проходили вниз по Зеленскому съезду мимо стен кремля, спускаясь с площади Минина.

На других снимках, которые скорее всего были сделаны в одно время в руках у участников транспаранты с цитатами и лозунгами: «Литература должна быть партийной» В.И. Ленин, «Наша литература – наша гордость» М. Горький; таблички с портретами писателей: А.Н. Островского, Л.Н. Толстого, М. Горького.

На одной из фотографий на заднем плане узнаются стены серого педагогического института, другие снимки сделаны очевидно тоже в верхней части города.

На другом снимке рядом со студентами, которые держат в руках транспаранты и таблички, можно узнать и преподавателей истфила: в нижнем ряду в центре стоит А.В. Крутова, справа от нее –Б.И. Александров, во втором ряду слева совсем рядом с юной Людмилой – С.А. Орлов. Студенты начала 1950-х гг. воспринимали демонстрации как праздник, гордясь своей принадлежностью к факультетам известного в городе вуза.

Хорошей традицией тех лет был обмен фотографиями с дарственными надписями на память. В семейном альбоме сохранилось около тридцати подобных снимков. На шести из них, датированных 1952–1954 гг., однокурсница и подруга Людмилы Наталья Викторовна Кузьмина.

Две фотографии были сделаны летом 1952 г. в г. Горьком, девушка в светлом платье в мелкую клеточку позирует у молодой яблони. На весеннем снимке, сделанном 12 апреля 1953 г. молодая Наталья смотрит немного растерянно, фокус слегка смазан, кажется, что в руках она держит черного котенка, но разобрать точно не представляется возможным.

Загадочно и задумчиво девушка смотрит в сторону на двух других фото, здесь она студентка третьего курса (1953 г.). Легкую нечеткость фокуса можно объяснить недостаточной выдержкой при съемке в помещении с недостаточным количеством света. Последняя фотография была сделана зимой, вероятно у стен одного из корпусов института, студентка стоит у дерева в небольшом сугробе, на руках у нее варежки, голову закрывает берет, она улыбается и немного щурится от яркого солнца.

 

Три из четырех фотоснимков Вероники Константиновны Переваловой содержат трогательные дарственные надписи на обороте. Первый из них сделан зимой на фоне двух деревенских домов, высокие сугробы подбираются к заборам, девушка задумчиво смотрит в даль.

Летний снимок, на котором Вероника в нарядном полосатом платье с платком на фоне цветущих деревьев хранит следующие строки: «Люсиньке Суетновой от Вероники. II курс 1953 г.». Девушка называет подругу ласково по имени, что свидетельствует о теплых отношениях однокурсниц.

Еще две фотографии датированы 10 апреля 1956 г. – «в память об институтских днях» и «от будущей учительницы моей коллеге». Это портретные снимки хорошего качества на специальной фотобумаге, можно предположить, в фотоателье специально обработали эти снимки, сделав из парного фото портрет, окруженный овальной рамкой. Подтверждает эту догадку и узор обоев, который мы увидим на следующих парных фото. Внимательный взгляд девушки смотрит с легким прищуром и словно ждет ответа на какой-то очень важный для нее вопрос.

Пожелания успеха в начатом путешествии за наукой содержит летняя фотография Галины Блиновой, возможно, сделанная на одной из дорожек склона Верхневолжской набережной, «Грызи гранит науки и не отчаивайся! 4.8.52», пишет она на память синей перьевой ручкой. Фотография не очень удачна, так как девушка стоит в тени, и ее лицо не очень хорошо видно, в руках у нее легкий кожаный портфель.

«Вспоминай институт», – с такими словами подписывает свое фото 1953 г. Вера Ермошкина. Точную дату имеет и фотография Людмилы Пахомовой – 22 февраля 1952 г.

Но, к сожалению, далеко не всегда прекрасные подписи с пожеланиями на обороте содержат полные данные дарителей. «Люсинька, когда тебе будет грустно, то взгляни на эту улыбающуюся физиономию и пусть тебе будет так же весело, как ей», написано на снимке неизвестной подруги 29 июля 1952 г.

Сегодня мы не знаем полных имен и других однокурсников Людмилы Михайловны – Абрама, подарившего свой портрет «в знак студенческого товарищества» на четвертом курсе ГГПИ (Горьковского государственного педагогического института); Елены П. на зимнем снимке у елки на втором курсе в декабре 1953 г., Зины-«сачка» у мотоцикла в лесу…

Впрочем, на портретных фотографиях снимки однокурсниц с историко-филологического факультета ГГПИ не заканчиваются. Отдельного внимания заслуживают парные фото. Свое портретное фото, снятое, вероятно в фотоателье, «Людочке, принципиальному ребенку» в апреле 1953 г. дарят первокурсницы Лена и Вера, к сожалению, полных их имен мы пока не знаем.

На снимке, сделанном в апреле 1956 г., студентки четвертого курса подписаны как Валентина Ивановна и Вера Константиновна, в последней мы узнаем подругу Людмилы Михайловны Веронику Перевалову, ее отдельное портретное фото было сделано с одного из подобных парных снимков.

Парное фото Фаины Мазульниковой и Раисы подписано «Перед казнью» (наверное, перед сдачей какого-то экзамена?) и содержит множество других подобных цитат: «Врагу не сдается наш гордый “Варяг”, пощады никто не желает», «Умираю, но не сдаюсь», «Репортаж с петлей на шее» и цитату из «Тараса Бульбы» Н.В. Гоголя. Девушки на фото выглядят очень серьезными и взволнованными, одеты они нарядно и опрятно, воротники платьев украшает кружева.

 

Подтверждением тому, что студенты ГГПИ проходили летом практику в пионерских лагерях, является фотография, датированная 8 сентября 1954 г., подаренная Людмиле Михайловне «в память о наших лагерных днях и делах», – как гласит подпись на обороте. На ней мы видим четырех девушек на траве перед деревьями, две стоящие сзади с пионерскими галстуками, вероятно, были вожатыми. Их имена, к сожалению, в настоящее время нам неизвестны.

2 октября 1956 г. «без лишних слов от всего сердца» Людмилушке дарят свою фотографию еще три однокурсницы, стоящие на снимке у ограды на Верхневолжской набережной. Хотя кругом много света и солнца, под ногами у девушек снег, да и одеты они тепло по погоде, руки закрывают варежки, а на головах шапки.

Завершают студенческий цикл фотографий общие фотоснимки курса, сделанные по завершению обучения в 1956 г. Между страницами 12 и 13 на вкладке книги «Нижегородский педагогический. Страницы истории» [13], подготовленной к 90-летнему юбилею вуза и выпущенной в 2001 г., есть фотография студентов-филологов и их преподавателей, которая сохранилась и в нашем семейном архиве. На обороте фотография подписана, но, к сожалению, лишь частично. Имена сидящих в нижнем, четвертом ряду девушек нам таким образом известны, это Тазина Римма, Тютелова Даша, Мазульникова Фая, Храмова Неля, Горшкова Нина и сама Людмила Михайловна. Над ними в третьем ряду расположились преподаватели: Дрёмов А.К., Либинзон З.Е., Тиховодов А.А., Червяковский С.А., Ермаков И.И., Орлов С.А., Крутова А.В., Александров Б.И.

Доктор филологических наук, впоследствии профессор Московского областного педагогического института им. Н.К. Крупской Анатолий Кузьмич Дрёмов (1916–1987) получил известность как литературовед и критик, автор книг «Типическое в литературе и жизни», «Художественный образ», «Идеал и герой», «Проблемы специфики художественной литературы». Хорошо известен литературоведам и филолог-германист Зиновий Ефимович Либинзон (1918–1992), занимавшийся немецкой литературой XVIII в. «Красивый, с вьющимися волосами, в белой вышитой рубашке, словно Сергей Есенин, только глаза у него были карие» [10, c. 20], – так вспоминала выпускница школы № 1 Шахуньи Анна Сергеевна Куимова Алексея Александровича Тиховодова (1912–1986), кандидата педагогических наук, доцента, заведующего кафедрой русской литературы. Среди опубликованных работ Сергея Александровича Червяковского можно назвать труды, посвященные Н.А. Некрасову [20, c. 50–53] [21] и вышедшую в 1964 г. в Волго-Вятском книжном издательстве книгу «Шевченко в Нижнем Новгороде» [22]. Иван Иванович Ермаков, до 1956 г. занимавший должность по учебной и научной работе [19, c. 649–653], был одним из основоположников литературоведческой школы вуза [11, c. 82–84]. В его круг научных интересов входили М.А. Шолохов, Ф.В. Гладков, А.С. Серафимович, Н.И. Кочин, Т.Г. Шевченко, вместе с и Леонидом Моисеевичем Фарбером (1918–1979) он занимался и творчеством М.А. Горького [23, c. 81]. Среди преподавателей на снимке и видный специалист по английской и шотландской литературе доктор филологических наук, профессор Серафим Андреевич Орлов (1910–1980) [6, c. 114–124], и доктор филологических наук, профессор Борис Иванович Александров (?–1963), заведовавший кафедрой литературы. Кандидат филологических наук, доцент Анна Васильевна Крутова, единственная женщина среди запечатленных на фотографии педагогов, занималась изучением говоров Горьковской области, Большому Болдино посвящен материал ее кандидатской диссертации [9]. Еще несколько преподавателей стоят вместе со студентами в верхнем ряду, но, к сожалению, часть картона с подписями, к которому был приклеен снимок, была обрезана и не сохранилась.

Вторая совместная фотография бывших студентов, а в момент фотосъемки уже выпускников сделана в том же зале, но уже без педагогов и в другое время, так как одежда выпускников отличается от той, что на предыдущем фото. Перед нами девятнадцать человек, восемнадцать из которых – девушки-филологи, в самом верху в центре уже знакомый нам Абрам, подаривший свой портретный снимок Людмиле Михайловне. Легко узнать и других однокурсниц, чьи отдельные фотографии мы видели раньше, это Вероника Перевалова (крайняя справа во втором ряду) и некоторые другие. К сожалению, фотография не подписана, но хочется верить, что после выхода данного материала в печать, кто-то из родственников этих людей найдется и тоже расскажет о своих родных.

В сентябре 1956 г. Людмила Михайловна начала работать учителем русского языка и литературы в школе № 102, этому периоду ее профессиональной деятельности мы посвятим следующую публикацию, основанную на фотографиях, сохранившихся в нашем семейном архиве. Таким образом, подобные уникальные визуальные источники, вводимые в научный оборот в разного рода публикациях, помогают узнать и почувствовать атмосферу ушедшей эпохи, выяснить детали повседневной жизни людей, такие как предметы быта, одежды, облик города и интерьер учебных аудиторий. Судьба и жизнь одного человека прошлого, запечатленного на фото, тесно связаны с личностями его современников, вместе они помогают восстановить облик целой эпохи.

 


Пристатейный список:
1.	Антропов Е. В., Пронин А. О. К истории 41-го Сибирского стрелкового полка: атрибу-ция портрета из семейного архива Дробыни-ных // Баландинские чтения. – 2013. – Т. 8. – № 1. – С. 198–205.
2.	Астапович С. Л., Митюков Н. В. Фото-графии семейного архива Н. В. Сергеева как источник по водному транспорту Сарапула // Garadarika. – 2023. – № 10 (1). – С. 3–9.
3.	Белоус Р. М. Художественный очерк В. Г. Короленко, 80–90 годы XIX века: дисс. … канд. филол. н. : 10.01.01. – Горький: ГГУ им. Н.И. Лобачевского, 1974. – 190 с.
4.	Демидова Н. И., Жданов В. В. Фотогра-фии из семейного архива И. Г. Новгородцева как источник о Пермской военизированной пожарной охраны и пароходе «Гроза» // Gar-darika. – 2023. – № 10 (1). – С. 18–28.
5.	Зеленцов В. ., Селезнев К. Г., Русов Ю. В. Горьковский педагогический институт за 50 лет. Краткий исторический очерк / Под ред. А. Д. Саблина. – Горький: Горьковское кн. изд-во, 1961. – 178 с.
6.	Киреева И. В., Шальнов Ю. Ф. Серафим Андреевич Орлов (1910–1980) // Горьковский государственный университет. Выдающиеся ученые / Под ред. А. Д. Зорина. – Горький: ГГПИ, 1988. – С. 114–124.
7.	Кирюхин Д. В. Отечественный судоподъ-ем к. 1940-х – н. 1950-х гг. (по фотоматериа-лам М.П. Кирюхина) // На пути к граждан-скому обществу. – 2022. – № 3 (47). – С. 62–72.
8.	Кирюхин Д. В., Кирюхина Е. М. Повседневная жизнь советской семьи в объективе любительского фотоаппарата (по материалам семейного архива Кирюхиных) // История повседневности и образ жизни россиян в XIX–XXI вв.: материалы Всерос. оч.-заоч. науч.-практ. конф. с междунар. участием, 24 октября 2019 г., посвящ. 80-летию Шадр. гос. пед. ун-та. – Шадринск: ШГПУ, 2019. – С. 246–250.
9.	Крутова А. В. Говор села Большого Бол-дина Горьковской области Автореф. дис. на соискание учен. степени канд. филол. наук. – Л.: Ленингр. гос. пед. ин-т им. А.И. Герцена, 1949. – 12 с.
10.	Кулаков А. П. Начиная с истоков (из ис-тории народного образования). Шахунья: МБОУ СОШ № 1 им. Д. Комарова, 2023. - 62 c.
11.	Курочкина-Лезина А. В. Из истории науч-ной литературоведческой школы в НГПУ // Образование в Нижегородской области: исто-рия и современность: Материалы региональ-ной научно-практической конференции, по-священной 210-летию светского образования в Нижегородской области. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1997. – С. 82–84.
12.	Мясищева А. С., Жигалова Л. И. Источ-ники семейного архива: семейная реликвия, фотографии, документы как средства изуче-ния истории семьи // Горинские чтения. Наука молодых – инновационному развитию АПК: Материалы Международной студенче-ской научной конференции. Т. 4. – Майский: Белгородский ГАУ, 2019. – С. 195.
13.	Нижегородский педагогический. Страни-цы истории. – Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 2001. – 313 с.
14.	Остроухова Е. Н. Семейные архивы как источник документальной фотографии для наполнения медиа-контента // Молодежь XXI века: Образование, наука, инновации: Мате-риалы IX Всероссийской студенческой науч-но-практической конференции с междуна-родным участием / Под ред. А.Г. Василенко. – Новосибирск: НГПУ, 2020. – С. 153–155.
15.	Рубинина З.М. Повседневная жизнь рос-сийской интеллигентной семьи первой трети XX столетия по фотографиям семейного ар-хива Левицких из коллекции Государственного исторического музея // Исторический архив. – 2016. – № 3. – С. 108–119.
16.	Свидетельство о браке Кирюхина М. П. и Суетновой Л. М. ОП № 370903 от 15.06.1955 г. / Архив автора.
17.	Студенческий билет № 67 Суетновой Л. М. Дата выдачи: 10.09.1952 г. / Архив автора.
18.	Смирницкий А. Е. Профессорско-преподавательский состав Горьковского гос-ударственного педагогического института им. А. М. Горького в 60-е гг. XX в. // Вестник Мининского университета. – 2016. – № 3.
19.	Смирницкий А. Е. Развитие студенческого сообщества Горьковского государственного педагогического института им.А.М. Горького в 60-е гг. ХХ в. // Манускрипт. – 2021. – Т. 14. – Вып. 4. – С. 649–653.
20.	Червяковский С. А. Из творческой работы Некрасова над поэмой «Княгиня М.Н. Волконская» // Н. А. Некрасов и его время. Межвузовский сборник. Вып. 1. – Ка-лининград, 1975. – С. 50–53.
21.	Червяковский С. А. Спецсеминар по твор-честву Н. А. Некрасова: для студентов-заочников V курса факультета русского языка и литературы педагогических институтов. – М.: Учпедгиз, 1957. – 68 с.
22.	Червяковский С. А. Шевченко в Нижнем Новгороде: Путеводитель / С. А. Червяковский, А. А. Крылов. – Горький : Волго-Вятское кн. изд-во, 1964. – 31 с.
23.	Школа учителей: Очерк истории Горь-ковского государственного педагогического института (1911–1986). – Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1986. – 184 c.


Библиографическая ссылка

Д.В. Кирюхин СТУДЕНЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО ГГПИ ИМ. А. М. ГОРЬКОГО В 1950-Е ГГ. ПО МАТЕРИАЛАМ СЕМЕЙНОГО АРХИВА (К 90-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ЗАСЛУЖЕННОГО ПЕДАГОГА Л. М. КИРЮХИНОЙ) // На пути к гражданскому обществу. – 2024. – № 4;
URL: www.es.rae.ru/goverment/ru/122-1020 (дата обращения: 22.12.2024).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 28 | За неделю: 28 | Всего: 28


Комментарии (0)


Сайт работает на RAE Editorial System