Развитие и функционирование советской школы в 1960-е гг. было напрямую связано с принятием ранее, в 1958 г. Верховным советом законом «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», увеличившим срок обязательного школьного образования на один год – с семи до восьми лет [6, c. 126–134]. Полное среднее образование было увеличено с 10 до 11 лет обучения. Однако в 1963 г. введенный дополнительный 11 класс был ликвидирован как неудавшийся эксперимент.
Рассматриваемый период в нашей стране характеризуется развитием науки, техники и культуры, что не могло не отразиться и на школьном образовании: 10 ноября 1966 г. согласно Постановлению ЦК КПСС и Совета министров СССР «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы» вводятся новые учебные планы [11]. Результатом стало введение летней трудовой практики в 5−7-х и 10-х классах. Особое внимание уделялось и учебникам: 3 июня 1967 г. вышло Специальное постановление № 502 Совета министров СССР «О мерах по улучшению подготовки и издания школьных учебников и обеспечения ими учащихся» [10]. Очередная реформа школьного образования, изменившая структуру начальной и средней общеобразовательной школы СССР, была проведена в 1969 г. Начальная школа сокращена до 3-х классов и за счет этого увеличена неполная средняя школа (с 4 по 8 классы), средняя школа – с 9 по 10 классы. Названные изменения затронули жизнь каждого советского учителя.
Отечественная историография вопросов развития советской школы рубежа 1950-х−1960-х гг. весьма обширна. Доктор исторических наук В.Н. Горлов в ряде публикаций обращается к проблеме противоречивости проведения реформы народного образования в рассматриваемый период [2, c. 159–171], анализируя ее причины и соединение школьного обучения с производительным трудом [3, c. 107–121]. Источником для исследования И.А. Назаровой стали тексты учебников и учебных пособий, а также статьи, позволившие автору выделить тенденции развития методов обучения истории и особенности исторического образования в 1960-е−1980-е гг. [8, c. 253–261] Воспитательная работа советской школы в условиях сверхкрупного советского города (на примере Ленинграда) является объектом исследования в статье А.С. Полотебнова [9, c. 460–463]. Научные публикации интересующей нас тематики можно разделить и по географическому признаку: С.Ф. Артемова, А.А. Королев, И.Д. Вазеров обращаются к материалам Пензенской области [1, c. 72–78]. Впервые вводит в научный оборот документальные источники Куйбышевской области в своей статье И.Н. Макарова [7, c. 110–115]. Среди работ, посвященных повседневной жизни советского учителя данного периода можно отметить публикацию Д.З. Шамсутдинова [16, c. 110–113] и наш материал, опубликованный в 2019 г. [5, c. 246–250] Неотъемлемой составляющей советской системы образования было атеистическое воспитание и формирование образа «нового человека», анализируемые П.Д. Сажиным [12, c. 112–124]. Развитию школьной и вузовской системы образования в г. Горьком посвящена и публикация А.Е. Смирницкого [13].
Несмотря на то, что с 4 августа 1959 г., согласно Постановлению Совета Министров СССР по причине наличия в городе оборонных заводов г. Горький становится закрытым для иностранцев, 1960-е гг. – время продолжения активного строительства. В 1965 г. был построен Нагорный Дворец Спорта профсоюзов – главная арена горьковского «Торпедо»; первый широкоформатный премьерный кинотеатр «Октябрь» построен в 1963 г.; в 1967 г. в постоянную эксплуатацию был принят Молитовский мост, торжественно открытый двумя годами ранее. Жизнь нашей страны, города, советского школьного образования нашла свое уникальное отражение в фотоматериалах, сохранившихся в семейном архиве автора.
В данном материале в качестве корпуса основных источников используются 23 фотографии, рассказывающие о педагогическом труде заслуженного учителя Людмилы Михайловны Кирюхиной, в связи с ее юбилеем, который наша семья отмечает в 2024 г.
Людмила Михайловна закончила историко-филологический факультет Горьковского педагогического института (в настоящее время – НГПУ им. К. Минина), незадолго до окончания которого выйдя замуж за Михаила Петровича Кирюхина. После окончания педагогического института в 1956 г. молодому специалисту было непросто найти работу: замужняя студентка не проходила по специальному распределению, так как администрация вуза не хотела разбивать молодую семью. Трудоустроиться в городскую школу было трудно, и начать работать преподавателем русского языка Людмиле помогла ее мать Анна Ивановна Суетнова, директор и учитель биологии и химии, так выпускница вуза вернулась в свою родную школу № 102 (Приказ ГОРОНО № 101 от 30.08.1956 г.) [14]. Здесь Л.М. Кирюхина проработала более десяти лет. В это время в семье появились две дочери – Елена и Лариса. «За время работы в школе т. Кирюхина показала себя исключительно добросовестным работником. Она точна, исполнительна и инициативна. Является одним из лучших предметников в школе, использует на уроках новое, передовое. Уделяет исключительно большое внимание индивидуальной работе с учащимися, дает лучшую успеваемость по своему предмету – она литератор…» [15] – писала 23 марта 1965 г. директор школы Лия Степановна Ходжаш в рекомендации Кирюхиной Л.М. к вступлению в члены партии.
Обратимся непосредственно к фотографиям. Прежде всего, это два портрета. Один из них сделан на память в фотоателье вскоре после рождения второй дочери. Юная Людмила в скромном и строгом темном платье внимательно и чуть печально смотрит на нас. Фотопортрет подкупает своей сдержанностью и некоей интимностью, такой эффект раскрытия образа получался только у очень хороших фотографов.
Вторая любительская фотография сделана гораздо позднее, на ней Людмила Михайловна в школе за ее рабочем столом. Фотография сделана в теплое время года, поскольку окно раскрыто и из-за обилия света и солнца изображение несколько размыто. На подоконнике – цветы и пачка проверенных тетрадей, на столе – письменные принадлежности, нож для разрезания бумаги, стенная газета и ученические работы, которые предстоит проверить учителю. Скорее всего, это работы экзаменационные – на это указывают их специфические светлые тонкие листы бумаги. Людмила Михайловна на снимке с аккуратной укладкой, в темном костюме с рукавами в три четверти и светлой блузкой, украшенной бантом-галстуком. На ее правой руке мы видим часы, которые она никогда не снимала. В эти годы она уже почти постоянно (особенно на работе) носила очки, и такие очки в крупной оправе присутствуют на этой фотографии. Учитель целиком и полностью занята проверкой работ: пальцами одной руки она отслеживает и проверяет текст, в другой ее руке – ручка, Людмила Михайловна полностью погружена в работу.
Групповой семейный портрет сделан в фотоателье вскоре после рождения второй дочери Ларисы. Фотография была создана летом, поэтому все члены семьи легко одеты. Слева − Михаил Петрович, одетый в светлую рубашку с короткими рукавами, он держит на руках малышку-дочь. Справа – Людмила Михайловна в нарядном зеленом платье в горошек с белым длинным галстуком, волосы тщательно уложены в короткую прическу.
Между ними − старшая дочь Елена в праздничном легком платье, которое было розового цвета, он украшено пуговками вишневого цвета и вышивкой с изображением букета из ягод, девочка коротко пострижена: родители считали, что маленьким детям, даже девочкам, длинные волосы не нужны. Фотографу удалось передать как скрытые эмоции, − гордость и открытость отца, скромность и сдержанность матери, наивную детскую доброту старшей дочери, − так и теплую семейную атмосферу, объединяющую всех членов семьи.
Прежде чем говорить о портретных и групповых фотографиях коллег по школе, нельзя не вспомнить о последней школьной фотографии Анны Ивановны Суетновой, сделанной незадолго до ее ухода из школы № 102. В 1957 г., имея педагогический стаж более 30 лет, она вышла на пенсию. 15 ноября 1957 г. «за хорошую и долголетнюю работу директором школы № 102 Ленинского района г. Горького» А.И. Суетновой была объявлена благодарность с занесением записи в трудовую книжку [4, c. 112–117]. Одетая в скромный темный костюм с белой блузкой Анна Ивановна сидит за письменным столом, держа в руках газету, и строго смотрит на зрителей.
Из фотографий школьных коллег заслуживают внимания две фотографии завуча школы Галины Ивановны Абиной, обе очень хорошего качества. Первая сделана в 1968 г. в фотоателье, на ней Галина Ивановна с ее мужем вскоре после свадьбы: фотография официальная, муж в прекрасном костюме, жена – в нарядном платье, молодожены практически не демонстрируют эмоции.
Вторая фотография Г.А. Абиной в платье с вышивкой запечатлела ее обаятельно улыбающейся. Видимо, подарок такой фотографии должен был расцениваться как акт дружбы, поскольку на обороте – странная подпись: «Коллеге в день моего рождения. Не будь предателем. Галя. 14.06.68». О причинах столь странной подписи Людмила Михайловна никогда не рассказывала.
Видимо, также подарком является удачно сделанная фотография Инессы Зиминой. Мы видим женщину на фоне драпировки фотоателье. Высокая прическа, элегантный темный костюм с отложным воротничком по моде тех лет, полуоборот фигуры с чуть наклоненной вниз головой и выразительным взглядом больших темных глаз подчеркивают профессионализм фотомастера. Скорее всего, И. Зиминой очень понравился этот снимок и она с удовольствием поделилась им со своей коллегой.
Две неподписанные любительские фотографии запечатлели коллег по работе. На первой мы видим пятерых молодых женщин, позирующих в интерьере школьного кабинета. Среди них узнаваема крайняя слева И. Зимина: на ней нарядная светлая вязаная кофта, чуть наклонив вниз голову, она внимательно смотрит на фотографа. Рядом с ней улыбается В.И. Нерославская в темном костюме с большой брошью: много лет занимавшая должность завуча школы, она чувствует себя более уверенно и свободно из всех собравшихся. Следующая неизвестная девушка в пионерском галстуке, видимо, пионервожатая, одета скромнее всех: в простую кофточку и темню юбку; слегка наклонив голову, она с полуулыбкой смотрит на зрителей.
Две остальные позирующие сидят. Крайняя справа обрезана рамкой фотографии, кто она, нам неизвестно. Рядом с пионервожатой наклонив к ней голову сидит учитель английского языка Ирина Евгеньевна Чернышевская. По воспоминаниям Людмилы Михайловны, она всегда выглядела модно и элегантно, ее оригинальная внешность выгодно подчеркивает костюм с необычным воротничком, украшенный каким-то значком.
Личности на второй фотографии, к сожалению, нам неизвестны. Четверо девушек собрались где-то в школе: сзади них видна сцена и новогодние украшения. На столе – скромное угощение, состоящее из торта, конфет, яблок и пирожков, в больших керамических чашках налит чай. На двух девушках с левого края мы видим нарядные платья с крупными пуговицами; девушки с правого края украсили свои наряды бусами, похожими на модную в те годы чешскую бижутерию. Позы собравшихся свободны и непринужденны, настроение их радостное, двое даже украсили себя в шутку ленточками новогодних гирлянд.
Наиболее выразительна фотография на улице, где Людмила Михайловна запечатлена вместе с Зоей Маршевой и Валентиной Касаткиной. Старшая, Зоя Маршева, в скромном пальто и платочке, обнимает маленькую девочку. В середине – самая младшая, Валентина Касаткина, в более модном пальто и без шапки. Людмила Михайловна – крайняя справа. На ней – демисезонное двубортное пальто, изящные очки в золоченой оправе, легкий капроновый платок. Чувствуется, что женщины хорошо друг к другу относятся: они улыбаются и радуются встрече, улыбка на щеках с ямочками делает лицо Людмилы Михайловны открытым и обаятельным.
Интересны фотографии с разнообразных школьных мероприятий. На одной из них изображена первомайская демонстрация. Колонна людей с цветами (самодельными цветами из разноцветной папиросной бумаги украшали специально срезанные с деревьев ветки) и транспарантами в руках «Да здравствует 1 мая!» движется на фоне нарядно украшенного портретом В.И. Ленина и лозунгами Дворца им. В.И. Ленина в Канавинском районе г. Горького. Справа – девочки-школьницы в белых праздничных фартуках.
Следующая фотография сделана на улице перед школой, на ее обороте Людмила Михайловна написала: «22 мая 1960 г. 6 “А”». Видимо, это день окончания обучения: счастливые дети радуются началу школьных каникул, они улыбаются, держа в руках надувные шары. Людмила Михайловна в плаще и легком платочке держит в руках подаренный ей букет сирени, рядом с ней любимая ученица Света Николаи (ее сын закончил исторический факультет Педагогического института, в настоящее время защитил докторскую диссертацию и работает там же в должности профессора). Фотография полна солнца и радостного настроения.
Прекрасна по запечатленному настроению фотография «На привале». Хорошей традицией было хождение с классом в однодневный поход вскоре после окончания учебы, как правило, это бывало в конце мая – в начале июня, в хорошую погоду. На фотографии школьницы готовят на костре обед. Часть еды уже готова, котелок снят с костра, и Людмила Михайловна пробует ее, зачерпывая половником. Она в брюках и спортивной кофте поверх блузки с пуговками, без очков, волосы слегка растрепаны. Фотография хороша своей естественностью.
Не только ученики, но и учителя отмечали конец учебного года. В хорошую летнюю погоду устраивались пикники на природе. Один из них мы видим на групповой фотографии. На обороте Людмила Михайловна подписала дату – 4 июня 1960 г. – и собравшихся: «Капа, Анна Григорьевна, Рита, Бродер, Тамара, Вас. Алекс., я, Галя, Шура». Одетую в летнее платье, улыбающуюся Людмилу Михайловну почти не видно за коллегами, да и идентифицировать их весьма сложно, так как подписи идут не по порядку. Несмотря на небогатое угощение и лимонад вместо алкоголя, собравшиеся искренне улыбаются и по-настоящему счастливы.
Хороша неподписанная фотография трех школьниц зимой: одетые в скромные зимние пальто, теплые платки и шапочку, они внимательно смотрят и застенчиво улыбаются фотографу.
Ежегодно весной, как правило, незадолго до дня рождения В.И. Ленина (22 апреля) в школах проводили субботники по уборке территории. Ученики рассматривали это и как возможность подышать свежим воздухом, и как доказательство лучшей работы своего класса. Поэтому на двух фотографиях они радостно смеются и улыбаются.
Так же радостна и довольна своими учениками их классный руководитель Людмила Михайловна: она одета в легкий плащ, позирует без очков.
Особое место занимают традиционные групповые выпускные фотографии. Обычно для этого специально приглашали фотографов, дети позировали вместе с обучавшими их учителями. Самая ранняя датирована 1958 г. На ней юная Людмила в своей полосатой шерстяной кофточке, из-под которой выглядывает белый воротничок блузки. У нее еще длинные, убранные со лба волосы. Она почти теряется среди учеников.
Фотографии 1965 года сделаны более крупно и более качественно. Сзади подписаны все ученики. Большинство девочек – в белых нарядных фартуках, мальчики – в темных костюмах и белых рубашках, все – в пионерских галстуках. Однако на фотографиях 7 «А» и 7 «Б» классов Людмилы Михайловны нет.
Она сидит во втором снизу ряду вместе с другими учителями – В.И. Нерославской, Г.К. Ерёминой, Л.А. Смирновой. Темный костюм, светлая блузка, укладка волос, внимательный взгляд – так выглядит на фотографии классный руководитель Л.М. Кирюхина.
Тот же класс запечатлен на фотографии следующего, 1966 года. Ученики и ученицы повзрослели и похорошели, а среди учителей этого, уже выпускного класса, уже семь человек, однако их фамилии не подписаны. Узнаваемы И.Е. Чернышевская, А.А. Климентьева, В.И. Нерославская и Л.А. Смирнова, рядом с которой сидит Людмила Михайловна, одетая в любимый шифоновый костюм с зелеными листочками. Ее изображение привлекает обаянием молодости.
Две выпускные фотографии 8 «А» и 8 «Б» классов сделаны гораздо позднее, однако годы неизвестны. Они сделаны по другому образцу: погрудные фотографии каждого ученика помещены в овальные рамочки, все они подписаны. Над ними в квадратных рамочках так же подписаны фотографии учителей.
В центре учительского ряда на обеих фотографиях – завуч А.И. Климентьева и директор школы А.С. Ходжаш. На фотографии 8 «А»: И.С. Силаев, Л.М. Кирюхина, С.К. Казакова, М.В. Максимова, А.И. Полюшенко, А.И. Старцев. На фотографии 8 «Б»: И.С. Силаев, А.И. Полюшенко, С.К. Казакова, И.Е. Чернышевская, Л.М. Кирюхина, А.И. Старцев. На второй фотографии портрет Людмилы Михайловны более четок, но выглядит застывшим и безэмоциональным, уступая в выразительности фотографиям 1960-х годов.
Годы работы в школе № 102 для Людмилы Михайловны были очень важными в ее профессиональном и личностном становлении: первые уроки, первое классное руководство, первые выпуски учеников, рождение дочерей, вступление в ряды КПСС. Это были годы, когда робкая студентка и выпускница педагогического вуза превратилась в талантливого и любимого педагога, благодарную память о котором сохранили ее ученики. Вместе с тем, ее жизненный путь неотделим от яркой исторической эпохи, к которой вновь и вновь обращается сегодняшнее поколение.
1. Артемова С.Ф., Королев А.А., Вазеров И.Д. Советская школа в конце 1950-х – начале 1960-х гг. (по материалам Пензенской обла-сти) // Педагогический журнал. – 2020. – Т. 10. – № 1–1. – С. 72–78.
2. Горлов В.Н. Противоречивость проведения реформы народного образования в СССР в конце 1950-х – начале 1960-х гг. // История: факты и символы. – 2023. – № 3 (36). – С. 159–171.
3. Горлов В.Н. Реформирование советской образовательной системы в конце 1950-х – первой половине 1960-х гг.: курс на сближе-ние школ и вузов с жизнью // Советская эпоха в научных исследования и музейной презента-ции: у 100-летию создания СССР. Декабрьские научные чтения: Сб. докладов и выступлений ученых-историков и музейных работников. – М.: МГЛИ, 2024. – С. 107–121.
4. Кирюхин Д.В. А.И. Суетнова: жизнь сель-ского и городского педагога в 1930–1950-х гг. / Нижегородское образование. – 2017. – № 4. – С. 112–117.
5. Кирюхин Д.В., Кирюхина Е.М. Повседнев-ная жизнь советской семьи в объективе люби-тельского фотоаппарата (по материалам се-мейного архива Кирюхиных) // История по-вседневности и образ жизни россиян в XIX–XXI вв.: материалы Всерос. оч.-заоч. науч.-практ. конф. с междунар. участием, 24 октября 2019 г., посвящ. 80-летию Шадр. гос. пед. ун-та. – Шадринск: ШГПУ, 2019. – С. 246–250.
6. Конохова А.С. «Об укреплении связи высшей школы с жизнью» (реформа системы высшего образования СССР в 1958 г.) // Вест-ник Ленинградского государственного уни-верситета им. А.С. Пушкина. – 2015. – Т. 4. – № 1. – С. 126–134.
7. Макарова И.Н. Процессы развития совет-ской высшей школы в конце 1950-х – первой половине 1960-х гг. (на материалах Куйбы-шевской области) // Модернизация культуры: идеи и парадигмы культурных изменений: Материалы Международной научно-практической конференции. Ч. 2. / Под ред. С.В. Соловьевой, В.И. Ионесова, Л.М. Арта-моновой. – Самара: СГИК, 2014. – С. 110–115.
8. Назарова И.А. Историческое образование в советской школе в 1960-е – начале 1980-х гг. // Наука XXI в.: проблемы, поиски, решения: Материалы XLII научно-практической конфе-ренции, посвященной 100-летию со дня рож-дения А. И. Солженицына / Под ред. Е.А. Су-ховой. – Миасс: Миасский филиал ФГБОУ ВО «ЧелГУ», 2018. – С. 253–261.
9. Полотебнов А.С. Воспитательная работа с учащимися городских школ 1950–1960 годов // Воспитание и социализация молодежи: потен-циал историко-педагогического познания в контексте вызовов современности: Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции – XXXII сессии Научного совета по проблемам истории обра-зования и педагогической науки при отделе-нии философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования / Под ред. М.В. Богуславского, С.В. Кулико-вой, К.Ю. Милованова. – СПб.: СПб АППО, 2018. – С. 460–463.
10. Постановление Совета Министров СССР № 502 от 03.06.1967 г. «О мерах по улучше-нию подготовки и издания школьных учебни-ков и обеспечения ими учащихся» / Электрон-ный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/765711982 (Дата обращения: 10.11.2024 г.).
11. Постановление ЦК КПСС № 874 от 10.11.1966 г. «О мерах дальнейшего улучше-ния работы средней общеобразовательной школы» URL: https://math.ru/conc/olddocs/CK-KPSS_1966.pdf (Дата обращения: 10.11.2024 г.).
12. Сажин П.Д. Атеизм в теории и практике советской школы 1950–1960-х гг. (на примере Горьковской области) // Вестник Православ-ного Свято-Тихоновского гуманитарного уни-верситета. Серия 1: Богословие. Философия. – 2013. – № 3 (47). – С. 112–124.
13. Смирницкий А.Е. Профессорско-преподавательский состав Горьковского госу-дарственного педагогического института им. А.М. Горького в 60-е гг. XX в. // Вестник Ми-нинского университета. – 2016. – № 3.
14. Трудовая книжка Л.М. Кирюхиной. Дата заполнения 01.09.1957 г. / Архив автора.
15. Ходжаш Л.С. Рекомендация т. Кирюхи-ной Л.М. кандидатом в члены партии. 23.03.1965 г. / Архив автора.
16. Шамсутдинов Д.З. Повседневная жизнь советского учителя в 1960–1970-е гг. (по мате-риалам ТАССР) // Вестник Казанского госу-дарственного университета культуры и искус-ств. – 2013. – № 4–2. – С. 110–113.
Библиографическая ссылка
Е. М. Кирюхина СОВЕТСКАЯ ШКОЛА 1960-Х ГГ. В ФОТОМАТЕРИАЛАХ СЕМЕЙНОГО АРХИВА (К 90-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ЗАСЛУЖЕННОГО ПЕДАГОГА Л. М. КИРЮХИНОЙ) // На пути к гражданскому обществу. – 2024. – № 4;
URL: www.es.rae.ru/goverment/ru/122-1021 (дата обращения:
22.12.2024).