Существует несколько Комментариев к Конституции России. По мнению автора, в некоторых из них отсутствуют важные положения, имеющие отношение к естественным правам человека на жизнь и здоровье, которые нужно дополнительно уточнить.
«Статья 1
1. Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны» [1].
По мнению автора, Конституция России представляет собой единый кодифицированный текст, выдержанный в традициях романо-германской (континентальной) системы права, к которой традиционно относится Россия.
Что касается равнозначности наименований Российская Федерация и Россия, то эта норма подчеркивает историческую преемственность Российской Федерации, каковой она стала именоваться с 1918 года, и России – государства, возникшего на части ее территории еще в IX веке нашей эры (к середине IX века (согласно летописям, в 862 году) на севере Восточной Европы появился союз из некоторых восточно-славянских, финно-угорских и балтских племен, под властью князей из династии Рюриковичей, основавших Древнерусское государство). В 882 году князь Олег захватил Киев, объединив под одной властью северные и южные земли восточных славян.
Важно отметить, что в Конституции отсутствует аббревиатура «РФ», которая используется необоснованно (по аналогии с ранее использованной аббревиатурой СССР). Следует употреблять только официально принятые сокращения, обозначения, термины.
«Статья 2
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства» [1].
По мнению автора, приоритетными (естественными) правами человека и гражданина являются право на жизнь и здоровье.
Право на здоровье – одно из важнейших (естественных) прав человека в силу того, что здоровье является высшим неотчуждаемым благом человека, без которого утрачивают значение многие другие блага и ценности [2, с. 58–65; 3, с. 73–79; 4, с. 74–77; 5, с. 54–58; 6, с. 54–57; 7, с. 85–88].
«Статья 7
1. Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты» [1].
По мнению автора, цель социального государства – обеспечение достойной жизни и свободного развития человека.
В этой статье гарантируется и охрана здоровья людей, что включает в контексте социального государства, пропаганду здорового образа жизни, развитие физкультуры и спорта, а также профилактику инфекционных, неинфекционных, профессиональных и иных заболеваний.
Принципы социальной государственности получают реализацию в конкретных статьях Конституции, закрепляющих право на охрану здоровья и медицинскую помощь (статья 42).
По мнению автора, право на достойную жизнь включает в себя право на достойную старость и достойный уход из жизни.
«Статья 20
1. Каждый имеет право на жизнь.
2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей» [1].
По мнению автора, жизнь человека в любом цивилизованном обществе представляет собой высшую ценность и его важнейшее право. Обладание им служит предпосылкой осуществления всех прав человека и гражданина.
Право на жизнь имеет каждый от рождения до смерти. Установление временных и биологических границ жизни представляет собой сложную проблему, над которой в течение многих лет работают врачи и ученые самых разных специальностей (акушер-гинекологи, анестезиологи-реаниматологи, хирурги-трансплантологи и др.).
Смертная казнь – лишение человека жизни в качестве наказания, предусмотренного уголовным, уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным законодательством (в романо-германской правовой системе), которое осуществляется различными способами на основании вступившего в силу обвинительного приговора суда (в мирных условиях).
По мнению автора (личное мнение, субъективное суждение), уголовное наказание в виде смертной казни на основании законного, обоснованного и справедливого обвинительного приговора суда – неотъемлемая часть человеческой культуры.
«Статья 21
1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам» [1].
По мнению автора, запрет подвергать человека унижающему его достоинство обращению является одним из принципиальных положений права, закрепленным в целом ряде международных актов о правах человека, например, в Принципах медицинской этики.
Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут научным медицинским опытам.
Согласно части 3 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса России осужденные независимо от их согласия не могут быть подвергнуты медицинским, научным или иным опытам, связанным с испытанием лекарственных средств, новых методов диагностики, профилактики и лечения заболеваний, а также проведением биомедицинских исследований.
«Статья 23
1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения» [1].
По мнению автора, сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну.
Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 статьи 13 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ.
То есть разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в целях медицинского обследования и лечения пациента, проведения научных исследований, их опубликования в научных изданиях, использования в учебном процессе и в иных целях допускается с письменного согласия гражданина или его законного представителя. Согласие на разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, может быть выражено также в информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство.
После смерти гражданина допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, супругу (супруге), близким родственникам (детям, родителям, усыновленным, усыновителям, родным братьям и родным сестрам, внукам, дедушкам, бабушкам) либо иным лицам, указанным гражданином или его законным представителем в письменном согласии на разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, или информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство, по их запросу, если гражданин или его законный представитель не запретил разглашение сведений, составляющих врачебную тайну.
Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается:
1) в целях проведения медицинского обследования и лечения гражданина, который в результате своего состояния не способен выразить свою волю, с учетом положений пункта 1 части 9 статьи 20 вышеуказанного Федерального закона;
2) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;
3) по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу органов прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора, по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно, а также в связи с исполнением осужденным обязанности пройти лечение от наркомании и медицинскую и (или) социальную реабилитацию;
3.1) в целях осуществления уполномоченными федеральными органами исполнительной власти контроля за исполнением лицами, признанными больными наркоманией либо потребляющими наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества, возложенной на них при назначении административного наказания судом обязанности пройти лечение от наркомании, диагностику, профилактические мероприятия и (или) медицинскую реабилитацию;
4) в случае оказания медицинской помощи несовершеннолетнему в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 20 вышеуказанного Федерального закона, а также несовершеннолетнему, не достигшему возраста, установленного частью 2 статьи 54 вышеуказанного Федерального закона, для информирования одного из его родителей или иного законного представителя;
5) в целях информирования органов внутренних дел:
а) о поступлении пациента, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий;
б) о поступлении пациента, который по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может сообщить данные о своей личности;
в) о смерти пациента, личность которого не установлена;
6) в целях проведения военно-врачебной экспертизы по запросам военных комиссариатов, кадровых служб и военно-врачебных (врачебно-летных) комиссий федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба;
7) в целях расследования несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, а также несчастного случая с обучающимся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и в соответствии с частью 6 статьи 34.1 Федерального закона от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» несчастного случая с лицом, проходящим спортивную подготовку и не состоящим в трудовых отношениях с физкультурно-спортивной организацией, не осуществляющей спортивной подготовки и являющейся заказчиком услуг по спортивной подготовке, во время прохождения таким лицом спортивной подготовки в организации, осуществляющей спортивную подготовку, в том числе во время его участия в спортивных соревнованиях, предусмотренных реализуемыми программами спортивной подготовки;
8) при обмене информацией медицинскими организациями, в том числе размещенной в медицинских информационных системах, в целях оказания медицинской помощи с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных;
9) в целях осуществления учета и контроля в системе обязательного социального страхования;
10) в целях осуществления контроля качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ [8, с. 58–65; 9, с. 66–75; 10, с. 85–88; 11, с. 89–94; 12; 13; 14].
«Статья 67.1
<…>
2. Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство» [1].
Как было указано выше, Россия возникла на части территории современного российского государства к середине IX века на севере Восточной Европы. В 882 году князь Олег объединил под одной властью северные и южные земли восточных славян. Это и определяет тысячелетнюю историю нашей страны, о чем сказано в Конституции.
Теологическая теория возникновения государства (Августин, Фома Аквинский и др.) является одной из самых древних.
Согласно теологической теории, Творец всего сущего на Земле, в том числе государства, – Бог.
Государство существует в силу Божественной воли.
Эта теория поднимает престиж государства и права, сурово осуждает преступность, способствует утверждению в обществе морали, а вслед за ней – права.
Многие религиозные мыслители утверждали, что право – Богом данное искусство добра и справедливости.
Теологическая теория исходит из Божественного происхождения права, но она не отрицает наличия в праве природных и человеческих начал.
Эта теория связала право с моралью, добром и справедливостью. Она является официальной концепцией государства и права в Ватикане. Англосаксонская правовая система также основана на протестантской морали. Мусульманская правовая система основана на шариате.
Формула теологической теории проста: право не может существовать без морали. Мораль не может существовать без веры (иначе говоря, мораль основана на религии, государство и право основано на морали).
Катастрофическая пагубность атеизма (отрицание Бога) заключается в том, что атеистическое учение привело к разрушительной формуле: «Раз Бога нет, то все можно!». Вслед за отрицанием Бога, атеисты отринули мораль и право. Марксистская (атеистическая) теория, отрицающая религию и основанную на ней мораль, исходит из тезиса о постепенном «отмирании» государства и права.
Из Конституции России правильно явствует, что наши предки передали нам веру в Бога (религию), моральные идеалы, на которых основано государство и право. Это положение является конституционно закрепленным в России.
Без религии нет морали, без морали нет государства и права.
1. Конституция Российской Федерации (при-нята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в хо-де общероссийского голосования 1 июля 2020 года) // Российская газета. 25 декабря 1993 года (первоначальный текст).
2. Спасенников Б.А. О Нобелевской премии по физиологии или медицине // Актуальные проблемы медицины и биологии. 2023. № 1. С. 58–65.
3. Спасенников Б.А. Право и наука // Соци-ально-гуманитарное обозрение. 2023. № 2. С. 73–79.
4. Спасенников Б.А. Про Нобелевскую пре-мию по психологии // Международный жур-нал психологии и педагогики в служебной деятельности. 2023. № 1. С. 74–77.
5. Spasennikov B.A. About the Nobel Prize in Pedagogy // Международный журнал психо-логии и педагогики в служебной деятельно-сти. 2023. № 2. С. 54–58.
6. Spasennikov B.A. Place of Psychology in Sci-ence // Actual Problems of Medicine and Biolo-gy. 2023. № 1. С. 54–57.
7. Спасенников Б.А. Существует ли психоло-гия вне медицины и физиологии? // Медин-центр. 2023. № 1. С. 85–88.
8. Спасенников Б.А. Врачебная ошибка // Ак-туальные проблемы медицины и биологии. 2024. № 1. С. 58–65.
9. Спасенников Б.А. О медицинском праве // Актуальные проблемы медицины и биологии. 2024. № 1. С. 66–75.
10. Спасенников Б.А. Правосознание врача // Мединцентр. 2024. № 1. С. 85–88.
11. Спасенников Б.А. О внесении изменений в статью 124 Уголовного кодекса России // Мединцентр. 2024. № 1. С. 89–94.
12. Спасенников Б.А. Правовые основы дея-тельности врача. В 3-х томах. Том 1. Теоре-тические основы медицинского права: учеб-ник для ординаторов, обучающихся по укрупненной группе специальностей 31.00.00 Клиническая медицина. М.: Национальный медицинский исследовательский центр хи-рургии имени А.В. Вишневского, 2023.
13. Спасенников Б.А. Правовые основы дея-тельности врача. В 3-х томах. Том 2. Уголов-ное право: учебник для ординаторов, обуча-ющихся по укрупненной группе специально-стей 31.00.00 Клиническая медицина. М.: Национальный медицинский исследователь-ский центр хирургии имени А.В. Вишневско-го, 2024.
14. Спасенников Б.А. Правовые основы дея-тельности врача. В 3-х томах. Том 3. Граж-данское право. Трудовое право: учебник для ординаторов, обучающихся по укрупненной группе специальностей 31.00.00 Клиническая медицина. М.: Национальный медицинский исследовательский центр хирургии имени А.В. Вишневского, 2024.
Библиографическая ссылка
Б. А. Спасенников КОММЕНТАРИЙ К ОТДЕЛЬНЫМ СТАТЬЯМ КОНСТИТУЦИИ РОССИИ // На пути к гражданскому обществу. – 2024. – № 4;
URL: www.es.rae.ru/goverment/ru/122-1026 (дата обращения:
22.12.2024).