На пути к гражданскому обществу
Электронный научный журнал

Философские науки
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ
А. Д. Ионова 1

1.

В настоящее время продолжаются споры по поводу реформирования отечественной системы юридического образования. Профессия юриста очень важна для общества, но конкретного ответа на извечные вопросы «чему?» и «как?» учить будущего юриста ни один человек дать не сможет. Однако если вникнуть в суть дискуссии, становится очевидным, что в тени остаются главные проблемы юридического образования: вопросы профессионального воспитания будущего юриста, формирования его профессиональной идентичности.

Формирование профессиональной идентичности у студентов-юристов является одним из ключевых аспектов их обучения и подготовки к будущей профессии. С изучением профессиональной идентичности исследователи связывают возможность решения профессиональных проблем юристов, появляющихся в ходе осуществления деятельности, которая требует не только знаний правовых норм, но и глубокого понимания этических и социальных аспектов своего дела. Осознанная идентичность позволяет специалисту не только найти свое место в социуме, но и сформировать систему ценностей и убеждений, отвечающих требованиям современных социально-экономических условий.

Феномен идентичности является междисциплинарной научной проблемой с давними традициями изучения в философии, социологии, психологии и других областях гуманитарного знания. «Введение термина «идентичность» в научную терминологию связывают с именем Э. Эриксона. Но свое исследование идентичности данный исследователь начал, основываясь на работах В. Джеймса, Ч. Кули, Дж. Мида и 3. Фрейда» [7].

Становление профессиональной идентичности будущих юристов в процессе профессионального обучения отличается определенной динамикой и механизмами, условиями и движущими силами, положенными в основу данного процесса. Исследование данных явлений в психологии представлено в работах В. А. Кенига, А. К. Марковой, Л. М. Митиной; Ю. П. Поваренкова, Н. С. Пряжникова, Т. Ю. Скибо, Е. Е. Трандиной, А. А. Шатохина, М. В. Цельминой, Л. Б. Шнейдер и др.

Следуя за определением Л. Б. Шнейдер, будем понимать, что профессиональная идентичность – это «результат процессов профессионального самоопределения, персонализации и самоорганизации, проявляющейся в осознании себя представителем определенной профессии и профессионального сообщества, определенная степень отождествления-дифференциации себя с “Делом” и “Другими”, проявляющаяся в когнитивно-эмоционально-поведенческих самоописаниях “Я”» [5, с. 162-163].

Профессиональная идентичность играет важную роль в становлении юриста как специалиста. Она влияет на мотивацию, профессиональные установки и степень вовлеченности в профессиональную деятельность. Понимание своей роли и ответственности помогает студентам-юристам лучше адаптироваться к требованиям профессии и выстраивать карьеру.

В формировании профессиональной идентичности студентов можно обозначить три базовых этапа: нестабильный, стабилизационный и уточняющий.

Вначале происходит осмысление своей профессиональной идентичности, на основе вхождения в новую социальную и обучающую среду. Подростки задумываются о будущей профессии, и делают выбор по наиболее привлекающей их специальности. Этот период активно связан с принятием социальной роли студента, по сути, являясь адаптационным. Особое место в этом периоде принадлежит ожиданиям относительно своего профессионального будущего, сформированным ранее на основе внешних факторов. Не секрет, что многие студенты расплывчато представляют себе свою будущую профессиональную деятельность, нередко сомневаются в правильности своего выбора. Последствия подобных установок повышают риски развития деформационных процессов в профессиональной деятельности.

«На втором этапе, на основе осознания требований новой социально-профессиональной роли и своих способностей, происходит осознание и оценка собственных достижений. Студент начинает получать удовлетворение от восприятия себя как субъекта будущей профессиональной деятельности» [2, с. 113].

На завершающем этапе происходит переосмысление, уточнение различных вариантов профессионально-творческого саморазвития, трудоустройства и построения профессиональной карьеры.

Успешное прохождение каждого этапа критически важно для предотвращения будущих проблем в профессиональной деятельности. Неясные представления о профессии на начальном этапе могут привести к трудностям на последующих, поэтому  важно способствовать формированию реалистичных ожиданий от будущей профессии. Связь между этапами состоит в том, что каждый последующий этап опирается на результаты предыдущего:  неопределенность первого этапа разрешается на втором через самооценку и осознание способностей, а это, в свою очередь, ведет к  целенаправленному планированию карьеры на третьем этапе.  Таким образом, начальный этап закладывает фундамент для дальнейшего развития профессиональной идентичности.

Рассмотрим основные методы и подходы к формированию профессиональной идентичности у студентов-юристов.

Представляется, что «важным условием формирования профессиональной идентичности студентов-юристов является их включение в реальную профессиональную деятельность, взаимодействие с представителями различных юридических профессий и лицами, заинтересованными в получении правовой помощи» [3, с. 15-16]. Такая организация учебного процесса позволяет изучить особенности деятельности при исполнении обязанностей по различным юридическим специальностям, что способствует становлению профессиональной идентичности. Важную роль при этом играет практическая подготовка студентов.

Согласно п. 6 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" «освоение основных профессиональных образовательных программ предусматривает проведение практики обучающихся. Образовательная деятельность при освоении основных профессиональных образовательных программ или отдельных компонентов этих программ организуется в форме практической подготовки» [1, п. 6 ст. 13].

Практические занятия, стажировки в юридических клиниках, государственных органах и других организациях способствуют формированию профессиональных навыков. Студенты получают возможность применять теоретические знания на практике, что помогает им осознать свою профессиональную роль, у них появляется возможность понаблюдать за работой опытных юристов и получить бесценный опыт.

Отсюда вытекает следующий метод – наставничество. Наличие опытных наставников и кураторов, которые играют роль профессиональных ориентиров, способствует закреплению профессиональной идентичности. Обратная связь и поддержка со стороны практикующих юристов помогают студентам лучше понимать свои сильные и слабые стороны, а также дают возможность учиться на опыте других, получать советы для преодоления профессиональных трудностей.

Эффективным методом также является обучение через ролевые игры. Самым популярным примером является моделирование судебных процессов, через которые каждый студент может попробовать себя в роли того или иного специалиста, отработать навыки публичных выступлений, аргументации и защиты своей позиции, применить знания на практике.

Каким бы современным не было нынешнее образование, в нем, как мы считаем, не хватает качественных психологических тренингов и семинаров, которые были бы направлены на развитие навыков эффективной коммуникации, публичных выступлений, работы в команде, стрессоустойчивости, помогали бы студентам преодолевать сомнения и увереннее чувствовать себя в профессиональной среде, а также повышали бы уровень самооценки. Здесь же можно упомянуть, что наличие во всех учебных заведениях квалифицированных психологов, которые могли бы помогать студентам в формировании профессиональной идентичности в рамках групповых занятий и индивидуальных бесед, привело бы к улучшению самопознания и личностной идентификации каждого из студентов.

Профильные предметы, такие как гражданское право, уголовное право, семейное право и другие, несомненно, влияют на формирование профессиональной идентичности. Но здесь есть важный аспект – то, как педагог преподносит информацию. Зачастую «скучное» проведение занятия негативно влияет на восприятие студентами определенной дисциплины, что впоследствии отбивает желание углубляться в тот или иной профиль, что заведомо «губит» на начальной стадии хороших специалистов. Умение заинтересовать в своем предмете – важный навык, которым должен обладать каждый преподаватель.

При этом стоит иметь в виду, что внешнего вмешательства со стороны вузов, колледжей и т.п. недостаточно для грамотного формирования профессиональной идентичности. Внутренние составляющие, а именно личностные качества студентов, играют главенствующую роль. О.С. Чибисова предлагает систематизировать их следующим образом:

«I. Качества личности, опосредованные психическими процессами:

1) вниманием (внимательность, наблюдательность, хорошая переключаемость и др.);

2) мышлением (профессиональное психологическое мышление, умение аналитически мыслить, склонность анализировать, общая интеллектуальность, творческий склад ума, самостоятельность суждений и др.);

3) речью (четкая, ясная, связная речь, умение делать содержание высказывания понятным и др.);

4) памятью (хорошая память и др.).

II. Непосредственно личностные качества (систематизированные по объекту и предмету):

1) по отношению к себе (самообладание, уверенность в себе, спокойствие, воздержанность, эмоционально-волевая стабильность и др.);

2) по отношению к другим людям: качества, направленные на налаживание контакта с другими людьми (готовность к сотрудничеству общительность, обходительность, доброжелательность и др.); качества, ориентированные на понимание личности другого (эмпатия, умение сопереживать другому человеку, толерантность и др.);

3) по отношению к профессии (компетентность, образованность, просвещенность, квалифицированность и др.);

4) по отношению к обществу (соблюдение моральных и правовых норм, нравственность, воспитанность, добропорядочность, добросовестность и др.);

5) по отношению к жизни (оптимистичность, прогностичность, общая активность, интуиция и др.)» [6, с. 148-149].

Но даже при соблюдении всех методов и наличия требуемых качеств у студентов могут возникать кризисные периоды. Хорошо это или плохо? Профессиональная идентичность студентов-юристов развивается неравномерно. «На протяжении всего процесса становления профессиональной идентичности чередуются латентные и кризисные периоды, присутствуют стадии, имеющие революционный и эволюционный характер течения» [6, с. 151]. Кризисное состояние идентичности (в ситуации нормы, а не патологии) – явление положительное, так как «дает импульс к дальнейшему самосовершенствованию личности в ее развитии»[4, с. 66]. Эмоциональная энергия профессионального кризиса необходима для того, чтобы в процессе накопления опыта отделить позитивное от неадекватного, сломать укрепившиеся связи, по-новому взглянуть на привычные стереотипы.

У студентов-юристов можно выделить два основных кризиса:

Первый кризис (кризис II курса) связан с адаптацией к новой учебной среде, отличной от школьной. Преодоление этого кризиса приводит к формированию учебных навыков и устоявшейся студенческой личности.

Второй кризис возникает в ходе производственной практики, когда студенты выпускного курса впервые сталкиваются с реальными профессиональными задачами. В результате преодоления данного кризиса начинает формироваться психологическая система профессионально-юридической деятельности, закладываются основы профессионального интеллекта, профессиональной идентичности юриста и системы профессиональной мотивации. Очень важно содействовать студентам в преодолении указанных кризисов для успешного формирования профессиональной идентичности.

Эффективность методов формирования профессиональной идентичности можно оценить через несколько параметров:

  1. Уровень вовлеченности студентов в профессию: чем выше интерес и вовлеченность, тем более четко формируется идентичность.
  2. Результаты практической деятельности: успехи на стажировках, практике показывают, насколько хорошо студенты готовы к реальной трудовой деятельности.
  3. Обратная связь на психологических тренингах: изменения в самооценке и уверенности студентов в процессе тренингов служат показателем их личностного роста.
  4. Качество наставнической поддержки: оценка удовлетворенности студентов поддержкой, полученной от наставников.

Таким образом, формирование профессиональной идентичности у студентов-юристов – это сложный и многогранный процесс, который требует комплексного подхода. Использование различных методов, таких как практическое обучение, психологические тренинги, ролевые игры, наставничество и другие, позволяет эффективно развивать не только профессиональные навыки, но и личностные качества, необходимые для успешной юридической карьеры. Создание благоприятной образовательной среды и грамотное сопровождение студентов на всех этапах обучения способствуют их успешной социализации и формированию четкой профессиональной идентичности.

©Ионова А. Д., 2024

 


Пристатейный список:
1.	Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 08.08.2024) Об образовании в Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024).
2.	Есенова, А. Ю. Предпосылки форми-рования профессиональной идентичности студентов-юристов / А. Ю. Есенова // Донец-кие чтения 2021: образование, наука, иннова-ции, культура и вызовы современности : Ма-териалы VI Международной научной конфе-ренции, Донецк, 26–28 октября 2021 года. Том 6 Часть 2. – Донецк: Донецкий нацио-нальный университет, 2021. – С. 111-114.
3.	Калашник, Н. Профессиональная иден-тичность: понятие и значение для повышения эффективности образования студентов юри-дических вузов / Н. Калашник, М. Неймарк, Е. Киселева // Юрислингвистика. – 2021. – № 21(32). – С. 14-19. 
4.	Кениг В. А. Становление профессио-нальной идентичности студентов, работаю-щих по специальности // Профессиональное образование. Столица. Новые педагогические исследования. 2007. № 6. С. 64-74.
5.	Спиваковский В. Рефлексия професси-ональной позиции как фактор успешности трудовой деятельности // Развитие личности. – 2012. – №2. – С. 152-164.
6.	Чибисова О. С. Специфика становле-ния профессиональной идентичности студен-тов юридического вуза и работающих юри-стов // Вестник Адыгейского государственно-го университета. Педагогика и психология. 2016. С. 147-153.
7.	Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Флинта, 2006. С. 362. 


Библиографическая ссылка

А. Д. Ионова ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ // На пути к гражданскому обществу. – 2024. – № 4;
URL: www.es.rae.ru/goverment/ru/122-1031 (дата обращения: 22.12.2024).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 23 | За неделю: 23 | Всего: 23


Комментарии (0)


Сайт работает на RAE Editorial System