Интересна история деятельности Ю. Ф. Глебова. С юности он всерьез увлекался театром и журналистикой: занимался в театральной студии, писал для газеты «Рабочий край» бытовые зарисовки, критические заметки, рецензии на кинокартины и спектакли. С годами, уже став краеведом широкого профиля, он интереса к театру не утратил и в 1950-х гг. подготовил рукопись книги «История театра г. Иванова» (по другим данным – «Из истории театра в Иванове»). У него был соавтор – артист театра музкомедии (с 1935 г.) Герман Михайлович Савельев (1901–1962).
[7, 8]. В итоге Глебов опубликовал только исторические статьи об отдельных театрах в газетах «Ленинец» и «Рабочий край»; фрагменты о театрах в известном коллективном труде «История города Иванова. Ч. 2: Иваново социалистическое» (1962) тоже принадлежат ему. Ценный архив краеведа частично не найден, частично рассредоточен в личных архивах. Современный исследователь истории ивановских театров Наталья Юрьевна Шутова опубликовала имеющиеся у нее наброски Глебова об образовании нашего театра. Приведем фрагмент из них:
[21, с. 41–42]. Сравнение черновика с опубликованной в 1977 г. статьей показывает, что первый подробнее, в нем появляется дата и место: сентябрь 1931 г., Шуя.
Итак, Ю. Ф. Глебов касательно первого образования театра музкомедии не дает более точной даты (число) и значительных подробностей, поэтому мы обратились к другим источникам.
Обращение к фонду театра в ГАИО (Ф. Р–559) огорчает: документы начинаются фактически только с конца 1934 г., и за все 1930-е гг. представлено очень мало дел. За отсутствием иного обращает на себя внимание предисловие к описи № 1 данного фонда, составленное в 1967 г., судя по подписи – научным сотрудником ГАИО, внештатным, из хозрасчетной группы. Оно тем более интересно потому, что содержащаяся в нем информация не обнаружена нами в самых ранних документах (делах) фонда, и источник ее, очевидно, иной. Итак, предисловие гласит, что Ивановский театр музыкальной комедии был образован в 1931 г. на базе расформированного театра оперетты Нижегородского УТЗП. Формирование его было поручено руководству прежнего театра: директору и дирижеру И. И. Гладунюку. 15 сентября 1931 г. состоялся первый спектакль «Холопка» в Шуйском городском театре. Театр был передвижным, базировался в ивановском нардоме. В 1955 г., рассказывает предисловие, отметили в первый раз юбилей театра, но отсчет произвели от времени работы уже в собственном здании (1935). То есть, заметим, традиция отсчета даты для юбилея оформилась довольно быстро, и неизменно действует до сих пор.
Информация о том, что 15 сентября 1931 г. состоялся первый спектакль театра музкомедии «Холопка» в Шуйском гортеатре, не может быть истинной. Опровержение найдено легко. В газете «Шуйский пролетарий», на 4-й полосе, в разделе объявлений имеются анонсы (афиши) о том, что будет идти в городском театре в сентябре 1931 г. До 12 сентября – ничего, а далее читаем: «Гортеатр. 12 сентября. «Роз-Мари». Муз. ком. В 3-х д. Музыка Стафорд. Далее: «Гортеатр. 15 сентября. «Красное солнышко» (Маскотта). Начало ровно в 8 ч. веч.». Далее: «Гортеатр. 16 сентября. «Прекрасная Елена». Музкомедия в 3 дейст., муз. Оффенбаха». Далее: «Гортеатр. Спектакли музкомедии. 17 сентября. «Моряки». Музкомедия в 3-х дейст. (4-х картинах). 18 и 19 сентября. Премьера! «Холопка». Музкомедия в 10-ти эпизодах. Большой балет. Начало ровно в 8 ч. веч.»[19].
Получается: в Шуйском гортеатре с 12 сентября 1931 г. (не 15-го), начав с «Роз-Мари» (а не «Холопки») играла труппа музкомедии… кстати, из объявлений еще и неясно, какая именно.
Но часть фактов из предисловия выдержала проверку другими источниками. Иосиф Иванович Гладунюк (1893–1978) действительно сыграл важную роль в истории Ивановского театра музыкальной комедии, проработал в нем много лет, но… с перерывом. В личном архивном фонде их семьи в ГАИО сохранились несколько различных документов о его трудовой деятельности. Так, в своем личном листке по учету кадров он сообщает: «сентябрь 1931 г. – сентябрь 1934 г. – главный дирижер театра музыкальной комедии, г. Иваново». Справка: «дана Гладунюку Иосифу Ивановичу в том, что он работал в Ивановском областном театре музыкальной комедии с 15 сентября 1931 г. по 19 сентября 1934 г. [4, д. 8, л. 25 об., 31]. Дата 15 сентября 1931 г. нам уже знакома.
Обратимся к автобиографии И. И. Гладунюка: «С апреля по сентябрь 1931 г. работал главным дирижером в Нижегородском театре оперетты. После ликвидации этого театра в сентябре 1931 г. я приехал в Ивановский театр музкомедии, где в должности главного дирижера работал до сентября месяца 1934 г.». А вот здесь налицо скорее противоречие вышеизложенному: Гладунюк рассказывает так, словно бы он приехал работать в готовый театр и вовсе не организовывал его. Далее И. И. Гладунюк сообщил важный факт: «Ввиду отсутствия много раз обещанного стационара [выделено нами – А. В.] и частых передвижений театра я перешел на работу в Харьковский театр русской музкомедии» [4, д. 1, л. 7 об.]. Это произошло, напомним, в сентябре 1934 г., через три года службы. Как оказалось, он не дотерпел совсем немного: решение о фактически стационаре было принято уже в декабре 1934 г., а первый спектакль дан 1 марта 1935 г. В 1938 г. Гладунюк вновь вернулся в театр и проработал в нем долгие годы, поздно уйдя на пенсию.
Что такое стационар, стационарный в нашем случае непременно требует пояснения. «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова, выходивший как раз в наши годы (1935–1940), объясняет так: «Стационарный. 1. Неизменный, постоянный, неподвижный (научн.). Стационарное состояние. 2. Расположенный на постоянном месте, не передвижной (неол.). Стационарные избы-читальни. Стационарная библиотека». Нам остается только добавить свой пример: стационарный театр – театр, расположенный на постоянном месте, не передвижной.
В начале 1930-х гг. государство занялось упорядочением имеющегося театрального хозяйства. Постановление Совнаркома РСФСР от 7 октября 1930 г. «Об улучшении театрального дела» поручало «создать на основе существующих театров [то есть зданий, площадок – А. В.] постоянные передвижные труппы» [17]. «Закрепить на этих основных площадках основные художественные коллективы» – постановлял уже Ивановский облисполком 16 июля 1931 г. [3, д. 110, л. 1а.]. Ключевое слово – основные. В Иванове, на площадке народного дома в итоге был и «не основной» коллектив – труппа передвижной музкомедии (основной была оперная труппа). Стационар, по словам Гладунюка, был обещан. Учитывая, что наведением порядка с театральными площадками и труппами («создать … постоянные передвижные труппы») Ивановский облисполком во исполнение постановления СНК от 7 октября 1930 г. занялся только в июле 1931 г., время образования и «прописки» в Иванове театра музкомедии в сентябре 1931 г. выглядит довольно логичным. Этим же постановлением облисполкома было образовано областное театральное объединение – орган, объединявший ряд театров области и руководивший ими. Его документы (приказы) сохранились только с 1932 г. (см.: ГАИО. Ф. Р–2725. Оп. 3. Д. 1, 2 и т. д.), поэтому проверить факт образования нашего театра по ним не представляется возможным. Не единожды возникает проблема недостатка источников.
Есть возможность осторожно сделать следующие выводы. Труппа, называемая Ивановским областным театром музыкальной комедии, в сентябре 1931 г. уже существовала и выступала. Более ранних следов ее существования (именно с этим названием) не прослеживается. Мы не можем ни подтвердить, ни опровергнуть, возникла ли она на базе расформированного Нижегородского театра оперетты, хотя таковой действительно был. Вполне вероятно, что впервые она начала выступать в Шуйском городском театре с 12 сентября 1931 г. Главный дирижер И. И. Гладунюк числился принятым на работу на 3 дня позже, с 15 сентября, плюс, учитывая, что у труппы перед сезоном предполагается подготовительный репетиционный период, возникает мысль, что Гладунюк первым дирижером труппы мог и не быть. Информация из предисловия к описи архивных дел в результате проверки фактов производит впечатление, что оно стало результатом использования несовершенной памяти какого-то в целом компетентного человека.
Во всяком случае, приятно осознавать, что Ивановский театр музыкальной комедии – один из старейших в стране театров этого типа, он образован был очень рано в рамках общесоюзного процесса формирования театров оперетты. Имеется следующая хроника: «1929 – открытие Ленинградского государственного театра музыкальной комедии (результат слияния Ленинградской и Харьковской трупп); 1931 – возникновение Ростовского, Ивановского [выделено нами здесь и далее – А. В.], Азово-Черноморского государственных театров музыкальной комедии; 1932 – возникновение Воронежского театра; 1933 – открытие Свердловского театра музыкальной комедии; 1936 – открытие Оренбургского театра музыкальной комедии; стационированы (то есть, получили собственные здания) театры в Иваново (1935), Краснодаре и Воронеже (1937), Хабаровске (1938); 1940 – возникновение Иркутского театра музыкальной комедии (в основе горьковская труппа)» [15, с. 8].
Резюмируя, скажем, что имеются две важнейшие даты в начальной истории Ивановского областного театра музыкальной комедии: дата образования его (как труппы) и дата стационирования. В течение трех лет (1931–1934 ) театр вел кочевой образ жизни. Он был ивановским, но нечасто выступал именно для ивановцев (жителей областного центра), а выступал по всей Ивановской промышленной области, а иногда и вне её. Другой вопрос – какая дата лучше для отсчета юбилея. Трудно недооценить значимость событий конца 1934 – начала 1935 годов, и отсчет юбилеев от них представляется закономерным и логичным. Кроме того, в пользу этой даты говорит и хорошая обеспеченность ее источниками, ясность и непротиворечивость их содержания. И наоборот, недостаточное количество (и даже качество) источников «играет» против 1931 года как даты.
Сомнений могло бы не быть, если бы осуществился один из книгоиздательских планов, оглашенных публике в июне 1934 г. Тогда областное бюро краеведения решило создать в своем составе историко-музыкальную секцию и запланировало издание книги «О музыкальных театрах Ивановской промышленной области». Это был бы исторический очерк развития музыкальной культуры на этой территории с XVIII в., когда в Ярославль, Владимир, Кострому стали проникать опера и балет. И совершенно особое место в книге занял бы советский этап (1917–1934) развития музыкальной культуры. Составление этого труда было поручено научному работнику, ленинградскому театроведу Н. М. Грекову [14]. Но он в итоге кроме крайне резкой рецензии на «Веселую вдову» [10] ничем в Иванове не отметился. Причина неосуществления замысла нам впрямую неизвестна. Но точно известно, что в этом же году областное бюро краеведения прекратило существование, и может быть, это сыграло свою роль.
Существование вне Иванова
Ощущается недостаток документов не только об образовании театра в 1931 г., но и о работе его, передвижного, все три года. Но все-таки мы предприняли усилия для поиска документов, приподнявших бы завесу, и это увенчалось некоторым успехом.
С самого начала образования театра в нем служили артисты, путь которых на ивановской сцене был долог – К. М. Адамов, А. А. Альская, А. И. Жданова. Репертуар поначалу состоял из зарубежных оперетт, что неудивительно – советская оперетта находилась в зачаточном состоянии [9].
Летом 1932 и 1933 гг. труппа работала летний сезон в Ярославле, на сцене театра имени Ф. Г. Волкова. Об этом свидетельствует раздел афиш и объявлений городской газеты «Северный рабочий», а также редкие рецензии. Напомним, Ярославль тогда входил в Ивановскую промышленную область, просуществовавшую до 1936 г.
1932 год, июль. Труппу зритель встретил с интересом. Правда, интерес был сравнительным: «Если сравнительно незаметно в Ярославле прошли гастроли Ивановской оперы, то со значительно большим интересом здесь встретили музыкальную комедию (оперетту). И с первых же постановок («Нищий студент», «Роз-Мари» и «Холопка)» коллектив завоевал большое внимание и интерес к себе со стороны организованного зрителя». Анонимный рецензент счел, что спектакли «хорошо обработаны и продуманы коллективом», по качеству художественного оформления тоже удовлетворяют зрителя. Некоторые артисты отмечены особо: «т.т. Шадрин, Свердлова, Тарский, Жданова, Макрбэн уже заслужили общее признание публики. Находясь на ведущих ролях, владея своей ролью и вокальной техникой, они вполне оправдывают доверие коллектива. То же самое следует сказать и о тов. Альской, Новикова, Ланина, Коржановском, Адашове, Константиновой, своим знанием игры и не плохими качествами пения обеспечивших общий успех ансамбля» [12].
Лето 1933 года театр должен был провести в Ивановском нардоме. Краткая заметка в «Рабочем крае» сообщала, что приедет коллектив областной музыкальной комедии, который «будет работать в нардоме первую половину лета» [16]. Этим планам не суждено было исполниться, и коллектив опять выехал в Ярославль: он был туда переброшен после досрочного завершения сезона ивановской оперы, которая как следствие финансового банкротства была ликвидирована в мае 1933 г. [20, с. 29–30]. Первый спектакль – 10 июня, «Холопка», последний – 18 июля, «Жрица огня», гласят объявления «Северного рабочего. Некоторые факты о работе музкомедии зафиксировали делопроизводственные документы Волковского театра за подписью его директора П. А. Нечаева. Они скупы и рассматривают музкомедию через призму того, что после кассового неуспеха оперы театральная площадка оказалась в тяжелой финансовой ситуации. С 15 мая по 10 июня у музкомедии был репетиционный период. Это – долго, т. к. театр закрыт (то есть не дает спектаклей), и деньги не поступают. К 28 июня ситуация такова, что среднее заполнение зрительного зала – 75 %. И этого мало, т. к. принимающей стороне срочно нужны деньги, и ее порадовало бы только заполнение на 100 %. Тем более что именно с таким расчетом был составлен спущенный из г. Иванова промфинплан (жестко!). Не подходящим Нечаев счел и репертуар музкомедии: «не удовлетворяет запросы зрителя в летний период». Поясняя свою мысль, он приводит пример, что летом идет постановка «Ледяной дом», и зритель на ней скучает. Сыграла значительную роль и конкуренция за зрителя в пределах одного города: «а в цирке идет «Царь Эдип» с участием Заслуженного артиста Республики Блюменталь-Тамарина. <…> В ближайшие дни у нас идет в репертуаре «Цыганский барон», билеты распространяются с большим трудом, в цирк на июль месяц приезжает гипнотизер Орнальдо, и публика идет туда…» [6, л. 28–28 об.]. Н. А. Орнальдо предлагал массовый гипноз, отучение от заикания, курения, алкоголя и др. Он уехал только после 12 июля, ивановцы выступали по 18 июля. В далеко не веселых условиях приходилось работать ивановской труппе веселого жанра!
Творчество в новых условиях
Город Иваново с 1 марта 1935 г. получил свой, для своего зрителя, театр музыкальной комедии. Об этом мы уже рассказывали в начале статьи, и теперь в центр нашего внимания поместим некоторые творческие аспекты жизни театра в 1935–1936 гг.
Первым главным режиссером был В. И. Ленский. В сезон 1935–1936 гг. театр вступил со значительно обновленной труппой: А. А. Альская, К. М. Адамов, А. И. Жданова, 3. Д. Габриэльянц, Г. М. Савельев, Э. И. Май, P. К. Неведова, М. В. Матвеева, М. В. Топоркова, К. С. Констан, М. А. Матвеев, Н. М. Скалов и др. [21, с. 42]. В репертуаре: «Холопка» Н. Стрельникова, «Ярмарка невест» В. Якоби, «Веселая вдова» Ф. Легара, «Продавец птиц» К. Целлера и др. К юбилейному сезону 2024–2025 гг. из них в действующем репертуаре присутствует только «Веселая вдова» и… еще одно название в 2024 г. было возвращено в репертуар в честь грядущего юбилея театра, как спектакль его первых сезонов. Это – «Гейша» С. Джонса, тогда увидевшая свет рампы ивановской сцены 1 января 1936 г., а в наше время – 5 апреля 2024 г.
«Гейша» удостоилась рецензии в газете «Рабочий край» от 9 января 1936 г., что пока еще в отношении театра музыкальной комедии случалось нечасто. Но только повод был со знаком «минус», хотя и не совсем провальный. Рецензент охарактеризовал концепцию режиссера С. И. Макарченко не театральной по своей сути, а просто весьма прямолинейной. «Гейша» – ориенталистское произведение. Режиссер может трактовать ее в академическом ключе, может – в откровенно ироничном (не «всерьез», а «понарошку»). А Макарченко решил «старушку»-оперетту просто «омолодить». «Поэтому действие переносится в современную Японию, офицеры-англичане превращаются в американцев, причем делается попытка в нескольких фразах чуть ли не вскрыть противоречия американского и японского империализма, а основным мотивом взаимоотношений действующих лиц выставляется погоня за долларами. Так как коренной реконструкции текста нет, то эти «идеологические» заплаты выглядят весьма грубо. Если и нужно переделывать «Гейшу», то очевидно более тонко» [2]. Правда, в спектакле отмечено и немало удач – партии ведущих артистов, балетные номера.
Свой, музыкальный
Таково название статьи Ю. Ф. Глебова об этом театре [9]. Восприняв слово «театр» на этот раз в значении «здание», мы поговорим и о нем.
30 декабря 1934 г. был утвержден Устав театра. Согласно ему «Ивановский областной театр музыкальной комедии состоит в ведении Ивановского областного управления театрально-зрелищными предприятиями (УТЗП) и образует самостоятельную, с правом юридического лица, хозрасчетную единицу, действующую на началах хозрасчета». Адрес его тогда именовался так: «угол Театральной и Красноармейской улиц, 72» [5, д. 2, л. 1]. Но уже вскоре адрес стал звучать как и сейчас: ул. Красной Армии, д. 8/2.
В постановлении об образовании театра от 22 декабря 1934 г. [3, д. 433, л. 114–114 об.] шла речь и о выделении средств на мелкий ремонт этого театрального здания перед тем, как его займет труппа музкомедии. А уже через год (декабрь 1935 г.) облисполком решил произвести реконструкцию здания: так, чтобы значительно увеличить вместимость зала. Причина была прозаична: «хозрасчетная единица» зарабатывала слишком мало денег. При имеющемся зрительном зале на 700 мест даже полные сборы расходов не покрывали [3, д. 3829, л. 13]. А т. к. бюджет областных театров формировался по формуле «хозрасчет + дотации из областного бюджета», то вторую составляющую очень хотелось сократить или, как минимум, не увеличивать.
По поручению облисполкома молодой архитектор Н. Ф. Менде (из «Ивпроекта») разработал проект реконструкции здания. Вместимость зала увеличивалась на 300 мест (с 700 до 1000) за счет расширения балкона и устройства нескольких лож на 2-м ярусе. В той части, где находилась сцена, здание расширялось: там планировалась пристройка в 3 этажа, где располагались помещения для актеров и администрации. По фасаду здание оставалось 2-этажным, но второй этаж становился выше на несколько метров, и всю его площадь занимало фойе. У двух фасадов появлялись колонны [13]. Экстерьер таким образом приводится в соответствие стилистике «советского классицизма», или «сталинского ампира».
Здание по сравнению с тогдашним и сейчас узнать невозможно, но по другой причине. Реконструкция театра была включена в программу на 1936 год и должна была пройти весной–летом, чтобы успеть к открытию сезона. И эта реконструкция не состоялась. А в 1964 г. по проекту Г. П. Смолихина фасады были перестроены до неузнаваемости [18, с. 251].
Театр музыкальной комедии располагался в этом здании до февраля 1987 года. Совсем незадолго до переезда в здание на пл. Пушкина, 2 он с 24 декабря 1986 г. сменил и название, став Ивановским музыкальным театром, и начал новый этап своей истории.