На пути к гражданскому обществу
Электронный научный журнал

Исторические науки
ЖИЗНЬ ШКОЛ № 138 И 123 Г. ГОРЬКОГО 1970-Х ГГ. В ФОТОМАТЕРИАЛАХ СЕМЕЙНОГО АРХИВА (К 90-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ЗАСЛУЖЕННОГО ПЕДАГОГА Л.М. КИРЮХИНОЙ)
Д.В. Кирюхин 1

1.

У каждого педагога вне зависимости от места его работы – школы, среднего или высшего учебного заведения, – бывает такой период в жизни, который можно назвать «звездным часом», то есть время максимального творческого и рабочего подъема, который получает положительный отклик у его обучающихся и руководства. У Людмилы Михайловны Кирюхиной (1934–2020), ветерана труда, заслуженного педагога средней школы, посвятившей педагогической работе почти сорок лет, это время работы в школах № 138 и 123 г. Горького в конце 1960-х – 1970е гг. Данный материал продолжает цикл публикаций, подготовленных к юбилею – 90-летию со дня рождения Людмилы Михайловны, которые были опубликованы ранее [6, c. 37–48] [7, c. 49–57]. Основным источниковым материалом для статьи как и прежде являются фотографии, сохранившиеся в семейном архиве автора, среди которых представлены как общие снимки педагогических коллективов и школьных выпусков разных лет, так и портретные фотографии учеников, а также снимки с разнообразных мероприятий.

С 1969 г. изменилась структура начальной и средней общеобразовательной школы СССР: до трех лет сократился срок обучения в начальной школе, неполная средняя школа стала включать в себя обучение с 4-го по 8-й классы, полная средняя школа – с 9 по 10 классы. Таким образом, дополнительный год обучения был добавлен для расширенного изучения предметов в старших классах. Внедрение обозначенных изменений и новых комплектов учебников в общий учебный процесс было постепенным, старшие классы продолжили обучение по старым материалам, тогда как первоклассники 1969–1970 г. учились по новой трехлетней программе. Среди работ, посвященных жизни советской средней школы в обозначенный период, отметим сборник «Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1961–1986 гг.)», вышедший в 1987 г. [9], монографию А.А. Терентьева «Российская школа: становление, развитие, перспективы (социально-философские проблемы)» [12], а также ряд публикаций в научных журналах, посвященных самым разным аспектам образовательной деятельности. Е.Ю. Са-довников обращается к вопросу внедрения теоретико-множественного похода в школьном курсе алгебры в рассматриваемый период [10, c. 87–95], а М.А. Иванова рассматривает особенности трудового обучения на уроках истории [3, c. 214–221]. Период 1970 – 1980-х гг. в контекстах школьной повседневности и организации правового воспитания нашел свое отражение в публикациях Е.Ф. Тепловой [11, c. 269–282] и Н.М. Задорина [2, c. 228–237].

Людмила Михайловна Кирюхина начала работать в школе № 138 Ленинского района г. Горького с сентября 1967 г., совмещая должность учителя русского языка и литературы с 0,5 ставки заместителя директора по учебно-воспитательной работе (Приказ № 28 от 17.08.1967 г. § 21 по Ленинскому РОНО г. Горького) [13]. При активном участии администрации школы, учителей и руководства завода «Красная Этна» было построено новое здание школы из красного кирпича по адресу ул. Завкомовская, 1, которое открыло свои двери зимой 1969 г., именно с этой даты и ведет свою историю современная школа. Первым директором новой школы была Зоя Александровна Замышляева (1929–2000), создавшая новый педагогический коллектив из учителей школ 102, 147 и старой 138, который вывел новую школу в число лучших школ района. Пионерская дружина им. Н.А.Островского, образованная в школе, все время своего существования носила гордое звание правофланговой, т.е. одной из лучших в городе. Активисты школьного музея участвовали в мероприятиях городского и всесоюзного уровней, проводили радиопостановки на школьном радио, школьный кинотеатр «Ровесник» был известен далеко за пределами микрорайона. Комсомольская организация школы вторая в городе получила звание «Комсомольская организация особого доверия», и ученикам школы одним из первых было доверено право стоять на Посту № 1 [14].

Трудовая книжка Л.М. Кирюхиной содержит записи о получении педагогом следующих поощрений за время работы в школе № 138. В первую очередь, это почетные грамоты за успешную работу по обучению и воспитанию учащихся, датированные 1970 г., 1971 г., две 1975 г., а также благодарности за активное участие в работе районного семинара в школе (Приказ РОНО № 64 § 1, 28.12.1971 г.), районных педагогических чтениях (Приказ РОНО № 2 § 10, 10 января 1972 г.), подготовку педсовета «Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского» (Приказ РОНО № 41 § 1, 09 ноября 1972 г.) [13]. В 1974 г. Л.М. Кирюхина получает значок «Победитель соц. соревнования».

Обратимся к фотографиям тех лет. Общий снимок коллектива учителей школы № 138 был сделан в 1969 г. уже в новом здании школы. Перед нами 39 человек, из которых подавляющее большинство − женщины, педагогов-мужчин только пятеро. В первом (нижнем) ряду в самом центре легко узнается директор школы З.А. Замышляева, она одета в скромное темное платье, которое украшает брошь у воротника, взгляд ее спокоен и вдумчив, небольшое волнение выдают только сжатые ладони рук.

Рядом с директором сидят ее ближайшие помощники: справа − завуч школы Галина Ивановна Абина и завуч по воспитательной работе Вера Израилевна Нерославская (1933–2004), слева – Л.М. Кирюхина.

Многие из присутствующих на общей фотографии учителей знакомы нам по школе № 102, они вместе с Людмилой Михайловной перешли работать в школу № 138. Помимо Л.М. Кирюхиной и Г.И. Абиной это И.С. Силаев (в верхнем ряду крайний слева), А.И. Старцев (в верхнем ряду пятый справа), Л.А. Смирнова (во третьем ряду четвертая слева), Еремина Г.К. (в третьем ряду третья справа), Ирина Евгеньевна Чернышевская (во втором ряду четвертая справа). К сожалению, имена большей части педагогов нам пока что неизвестны.

Руководство школы запечатлено еще на одной фотографии, правый край которой по неизвестной причине обрезан. Внизу в центре − директор школы З.А. Замышляева, на воротничке ее платья мы узнаем брошь, благодаря этому фото можно рассмотреть ее детально, выше нее стоят Г.И. Абина (слева) и В.И. Нерославская (справа). Педагоги одеты очень скромно, однако волосы убраны и уложены аккуратно, видно что женщины следят за своим внешним видом, подавая пример другим педагогическим работникам.

Общая фотография Л.М. Кирюхиной и Л.А. Смирновой была сделана, видимо, у дверей школы в осенне-зимний период, об этом говорит теплая одежда женщин, на голове у Людмилы Михайловны белый платок, в руках книги и тетради. Создается впечатление, что фотограф застал учителей за оживленной беседой, и если Людмила Смирнова смотрит в объектив задумчиво, держа в руках ручку, то Л.М. Кирюхина насмешливо щурит глаза и сжимает губы.

На немного размытой фотографии трое педагогов за столом в учительской за проверкой тетрадей и подготовкой необходимой документации. Открытые баночки с тушью говорят и о подготовке стенгазеты или плаката – слева мы видим одну из женщин за написанием крупного заголовка плакатным пером. Справа у двери Людмила Михайловна в очках занята письмом. Имя учительницы, смотрящей в объектив в центре нам, к сожалению, пока неизвестно. Позади большой стопки тетрадей можно заметить афишу одного из выступлений Александра Давидовича Познанского, советского театрального актера, мастера художественного слова, с 1957 г. он начал выступать на сольных концертах. В 1970-е гг. А.Д. Познанский читает «Кроткую» Ф.М. Достоевского, выступает с программой «Болдинская осень», составленной по стихам А.С. Пушкина и повестям «Станционный смотритель» и «Выстрел» (1972 г.), проводит вечер рассказов В.М. Шукшина (1973 г.), А.Т. Твардовского (1974 г.), знакомит зрителей с главами из «Голубой книги» М.М. Зощенко (1975 г.), в 1978 г. создает программу «Три рассказа» по творчеству А.П. Чехова [5, c. 133–154].

На фотографии, сделанной на природе в весенне-летнее время, мы видим учителя английского языка И.Е. Чернышевскую с пионервожатой школы, заметно, что педагоги одеты модно, однако освещение не позволяет рассмотреть некоторые детали.

Два снимка были сделаны внутри школы, они позволяют рассмотреть интерьеры учебных классов. На первом из них − занятие в начальной школе, юные ученики с помощью раздаточного материала – отдельных листочков с буквами – учатся словообразованию. Активно им в этом помогает молодой учитель. Позади парт заметны два небольших шкафчика для хранения учебных материалов. Дети с интересом слушают учителя, хотя некоторые из них отвлечены объективом фотоаппарата.

Еще одна фотография была сделана, вероятно, в школьном музее, на ней Людмила Михайловна Кирюхина вместе со своими учениками позади стенгазет, одна из них посвящена семье Ульяновых, на другой стене можно разобрать надпись «Искусство». К сожалению, фото немного размыто, видно, что некоторые активные ученики всегда находятся в движении, однако взгляды подрастающего поколения серьезны и полны светлой надежды на будущее, снимок датирован примерно 1976 г.

На следующей общей фотографии выпускников у стен школы перед нами девять десятиклассников, в руках у них мы видим грамоты и аттестаты, мальчики одеты в костюмы и белые рубашки с галстуками. К сожалению, почти никого из них мы не знаем по именам, так как фотография была не подписана. Четвертый слева – Владимир Третьяков, а крайний слева – Александр Кузьмин. Людмила Михайловна вспоминала и рассказывала о том, как он играл в школьной постановке сказки «Репка», в семейном архиве сохранилось и его портретное фото, сделанное во время службы в армии, этот снимок бывший ученик подарил на память своему учителю через несколько лет после завершения обучения.

На другом портретном снимке, сделанном в фотоателье, располагавшемуся, как гласит надпись, по адресу ул. Канавинская, 5, еще одна бывшая ученица, чьего имени мы не знаем, она оставила на память лишь короткую подпись на обороте: «Уважаемой Людмиле Михайловне».

Две фотографии выпускных классов 1971 г. представляют особую ценность – ведь на них присутствуют подписи учителей и завершивших обучение учеников. Внизу в центре расположен фотоснимок памятника М. Горького (скульптор В.И. Мухина, архитекторы В.В. Лебедев и П.П. Штеллер) в сквере на площади Горького (ранее площади имени 1 мая), установленного в 1952 г., слева – фотография площади Ленина с видом на памятник (скульптор Ю.Г. Нерода, архитекторы В.В. Воронков и И.Н. Воскресенский), Канавинский мост и реку, справа – Горьковский кремль. Общую фотографию обрамляет нарисованная черной тушью рамка с лавровыми венками. В центре фотографии − директор школы и трое завучей, ниже классный руководитель (Чернышевская И.Е.) и другие учителя: А.И. Старцев, Л.А. Давыдова, О.И. Антоненко, В.В. Тамарова, Л.А. Смирнова, Г.К. Еремина, И.Е. Яматин (впоследствии – завуч). Имена выпускников написаны полностью, хотя и отсутствуют отчества: Костюнин Евгений, Танина Нина, Прозорова Наташа, Урдин Юрий, Вашурина Тамара, Масленникова Светлана, Шувалова Аня, Горюнова Елена, Тареева Анна, Кальдяева Таня, Однолеткова Римма, Сидоркина Ирина, Мартышев Юрий, Котельникова Нина, Ермошина Света, Башева Лариса, Муреев Валерий, Горисенкова Ирина, Варгин Александр, Нежкина Людмила.

На второй общей фотографии выпускного 10 класса 1971 г. (классный руководитель – В.В. Тамарова) фотография памятника М. Горькому уменьшена в размерах, чтобы добавить снимки еще нескольких учителей – М.С. Барминой, А.Н. Кравцовой, некоторые фотоснимки отличаются (например, директора школы и Л.А. Давыдовой). Людмила Михайловна одета очень нарядно: в очках и яркой кофточке с аппликациями, которую обрамляет жилет, волосы зачесаны на бок, видно, что перед съемкой она готовилась и хотела выглядеть эффектно и красиво. Подписаны и имена десятиклассников-выпускников: Печенкин Петр, Несмелова Лариса, Паркаева Наташа, Макарова Нина, Ухина Ольга, Горошков Анатолий, Зильбер Лев, Исакова Светлана, Дубровина Таня, Ефименко Галя, Дядькин Владимир, Киселева Татьяна, Комиссарова Елена, Баслин Константин, Артемьева Люда, Яшин Геннадий, Каталова Нина, Турлаева Галина, Вареев Николай, Абрамычева Вера.

Последняя сохранившаяся в домашнем архиве общая фотография времени работы Л.М. Кирюхиной в школе № 138 была сделана в декабре 1972 г., на ней – выпускной 10 «А» класс. Хотя самой Людмилы Михайловны среди учителей, расположившихся в первом ряду нет, мы легко узнаем педагогов: в центре – И.Е. Чернышевская, И.Е. Яматин – крайний слева, рядом с ним – В.И. Нерославская. Снимок был сделан, скорее всего, в классе иностранного языка – позади учеников мы видим большой и яркий стенд “English and American Writers”.

С 1976 г. Людмила Михайловна переходит работать в школу № 123, сохраняя прежние должности заместителя директора и учителя-словесника. Память об этом времени хранят многочисленные материалы, которые бабушка готовила к своим урокам. Это и вырезки из газет и журналов, таких как «Литературная газета», «Литературная Россия», и сборники тематических открыток, созданных художниками, например, иллюстрации к «Войне и миру» Л.Н. Толстого, повестям Ф.М. Достоевского, к «Тарасу Бульбе» Н.В. Гоголя. Много среди сохранившихся материалов тетрадей с конспектами уроков, тщательно и подробно расписанных. Особенную ценность представляют наглядные пособия, сделанные Людмилой Михайловной своими руками – рисунки и фотографии, наклеенные на ватман для стенных газет, а также оформления классных часов, на некоторых из них присутствуют комментарии и подписи мелким аккуратным почерком. Классным часам в те годы придавалось большое значение, Людмила Михайловна всегда очень старалась, чтобы они были познавательными и интересными. Так, на некоторые классные часы приглашались гости – из администрации, родители, интересные люди. Содержание классного часа тщательно расписывалось с указанием конкретных учеников-докладчиков и вопросов к ученикам.

История школы № 123, открывшей двери в сентябре 1940 г., также было тесно связано с помощью шефствовавшего над ней завода «Красная Этна». Здесь Л.М. Кирюхина проработает полные десять лет с сентября 1976 г. по 1986 г. В мае 1976 г. состоялось торжественное открытие памятника воинам, павшим в годы Великой Отечественной войны, а также в честь 15-й гвардейской Харьковско-Пражской ордена Ленина, дважды Краснознаменной, орденов Суворова и Кутузова стрелковой дивизии [4]. Елизавета Николаевна Грекова, директор школы с 1970 по 1978 гг., многое сделала для строительства нового спортивного зала. Об успешной работе в школе тех лет говорят и записи в трудовой книжке: в 1977 г. Людмиле Михайловне объявляется благодарность за организацию и проведение семинара для завучей, в 1979 г. – за участие в работе по распространению педагогического опыта в районе.

Портретный снимок Людмилы Михайловны Кирюхиной был сделан, скорее всего, в осенне-зимний период, на это указывает теплая одежда – шерстяная кофта с высокий воротником и пиджак, волосы аккуратно убраны, взгляд педагога сосредоточен и серьезен.

Совсем другой, с насмешливо-улыбающимся взглядом предстает перед нами учитель и завуч на фотографии вместе со своими коллегами у стенда «Подготовка и аттестация учителей школы № 123» в учительской. Видно, что педагоги охотно и радостно позируют для совместной фото на память. На левой руке у Людмилы Михайловны мы видим ее любимые часы, с которыми она никогда не расставалась.

Две фотографии были сделаны непосредственно во время учебного занятия в классе, первое из которых, очевидно, проходило в кабинете по гражданской обороне, об этом говорит множество плакатов, которые использовались в преподавании НВП (начальной военной подготовки) – предшественника такого предмет как ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности), который появится позже. На учениках среднего звена мы видим аккуратно повязанные красные пионерские галстуки, на партах открытые тетради и учебники. Л.М. Кирюхина, ведущая урок, стоит позади класса с учебным материалом в руках. Можно предположить, что снимок сделан во время одного из коротких перерывов в работе над диктантом или выполнением какого-то похожего задания.

Вторая фотография сделана на том же самом уроке, но уже в другом месте класса – Людмила Михайловна стоит лицом к ученикам и что-то объясняет (или диктует), дети внимательно записывают, позади учителя можно различить плакат «Военная присяга», учебный класс ярко освещает свет из большого окна напротив. Еще одна фотография, также сделанная на уроке, но уже в кабинете русского языка и литературы (об этом красноречиво свидетельствуют портреты А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, Н.А. Некрасова, И.А. Крылова, В.В. Маяковского, И.С. Тургенева), была опубликована на страницах газеты «Ленинская смена» 1 октября 1972 г. [8, c. 1]

На снимке, сделанном, вероятно, весной рядом со школой, Людмила Михайловна вместе с тремя своими коллегами учителями. На фотографии много света, лица педагогов радостны, женщины одеты очень нарядно, это говорит нам, что они направляются на праздник или демонстрацию. Окружающие люди, – ученики и другие работники школы, − находятся в движении, позирующие одеты тепло: руки укрыты перчатками и варежками, теплое пальто дополняют зимние шапки, платки и шарфы. Можно предположить, что фото было сделано во время празднования 7 ноября.

Еще две фотографии рассказывают нам о такой ушедшей сегодня в прошлое школьной традиции как привлечение учителей и учеников к сезонным сельскохозяйственным работам, называемой многими «поездкой на картошку», если происходил сбор не картофеля, а других культур (свеклы, моркови, капусты), осенние сельскохозяйственные работы все равно назывались «картошкой» [1]. Если студенты направлялись на длительный период в две-три недели, то школьники старших классов ездили на овощные базы, где их работа продолжалась не более одного рабочего дня, однако таких поездок могло быть несколько. На общей фотографии, сделанной в поле, − десять старшеклассниц, четверо из них присели на корточки, чтобы поместиться в кадр, справа – руководящие педагоги. Судя по одежде, перед нами сентябрьская прохладная, но хорошая погода, на учениках детские осенние куртки, шапки и платки, руки закрывают перчатки. Л.М. Кирюхину легко узнать по очкам и насмешливому взгляду, который она обращает к своей коллеге, чего имени мы пока, к сожалению, не знаем.

Второе портретное фото сделано непосредственно в процессе работы, Людмила Михайловна обращается к кому-то, в левой руке сжимая нож и натягивая перчатку на правую руку. Поле с работниками на заднем плане залито светом, что говорит о хорошей ясной солнечной погоде. Снимок получился очень выразительным, хотя и сделан был, очевидно, совершенно случайно.

Еще одной хорошей школьной традицией советского времени были экскурсионные поездки школьников в сопровождении учителей и классных руководителей. Две фотографии были сделаны во время поездки Л.М. Кирюхиной со школьниками в Волгоград к мемориальному комплексу «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане. На снимке, сделанном в движении, Людмила Михайловна что-то увлеченно рассказывает, позади фигур идущих легко узнается одна из стен комплекса со следами от пуль.

Второе фото портретное, и тоже сделано во время экскурсии, педагог указывает на что-то левой рукой, позади видны кроны деревьев. Мы узнаем привычные атрибуты учителя – часы и очки в крепкой темной оправе, платье из кримплена цвета топленого молока украшено на воротнике вышивкой из стекляруса.

Три фотографии были сделаны на праздничных мероприятиях в школе. На первой из них коллектив учителей в количестве десяти человек радостно позирует для общего снимка на фоне декораций сцены актового зала или красочного задника. Педагоги выглядят радостными, видно, что они готовились к празднику и одеты очень нарядно, хотя и скромно.

Вторая фотография была сделана, вероятно, во время последнего звонка или на сентябрьской линейке в спортивном зале школы, в центре перед нами баянист, нестройные ряды школьников находятся в движении, правый край фото засветлен, однако видно, что стены и окна помещения с решетками украшены бумажными гирляндами. Последняя очень живая и эмоциональная фотография сделана в зрительном ряду во время какого-то представления или праздника. Людмилу Михайловну окликает кто-то сзади, и она радостно оборачивается, отвечая. Сидящий рядом с ней на коленях у мамы мальчик внимательно смотрит в объектив камеры. Настроение снимка праздничное, взгляды зрителей, которые поймал фотографии, полны жизни и эмоций.

Завершить наш материал хотелось бы небольшой цитатой из статьи бывшей ученицы Людмилы Михайловны из школы № 138 Натальи Мироновой, которая была опубликована ко дню учителя 1 октября 1972 г. в газете «Ленинская смена». «Вы научили нас думать, научили видеть и ощущать прекрасное, различать добро и зло. Мы не сочинения сдавали Вам – это были исповеди наших душ…» [8, c. 1], – писала она. Едва ли можно лучше и больше сказать о важности профессии учителя русского языка в школе, где проходит становление и формирование личности будущего человека и гражданина.

©Кирюхин Д. В., 2025

 


Пристатейный список:
1.	Гетманский К., Руднев Д., Зиганшина Н., Русяева П. Такая у нас натура // Журнал «Профиль». – № 46 (507). – 11 декабря 2006 г. URL: https://web.archive.org/web/20061219071535/http://profile.ru/items/?item=21104 (Дата обращения: 24.01.2025 г.).
2.	Задорин Н. М. Организация правового воспитания в советский период (1970–1980) // Власть закона. – 2024. – № 1 (57). – С. 228–237.
3.	Иванова М. А. Трудовое воспитание на уроках истории в советской школе (1950–1970-е гг.) // К.Д. Ушинский и образование в XXI веке: Сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. О.И. Лапицкого, Р.К. Санабасовой. – Благовещенск: БГПУ, 2023. – С. 214–221.
4.	История образовательной организации / Официальный сайт МБОУ «Школа № 123» г. Нижнего Новгорода URL: https://school123nn.ru/sveden/history/?ysclid=m65fg2cxql730109242 (Дата обращения: 24.01.2025 г.).
5.	Итина О. Александр Познанский // Ма-стера художественного слова. Вып. 2. – М.: Искусство, 1988. – С. 133–154.
6.	Кирюхин Д. В. Студенческое сообщество ГГПИ им. А.М. Горького в 1950-е гг. по ма-териалам семейного архива (к 90-летию со дня рождения заслуженного педагога Л.М. Кирюхиной) // На пути к гражданскому об-ществу. – 2024. – № 4 (56). – С. 37–48.
7.	Кирюхина Е. М. Советская школа 1960-х гг. в фотоматериалах семейного архива (к 90-летию со дня рождения заслуженного педагога Л.М. Кирюхиной) // На пути к гражданскому обществу. – 2024. – № 4 (56). – С. 49–57.
8.	Миронова Н. Я. Вам пишу… // Ленинская смена. Орган Горьковского областного комитета ВЛКСМ. – 01 октября 1972 г. – № 193 (8281). – С. 1.
9.	Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1961–1986 гг.) / Под ред. Ф.Г. Паначина, М.Н. Колмаковой, З.И. Равкина. – М.: Педагогика, 1987. – 416 с.
10.	Садовников Е. Ю. Реализация внедрения теоретико-множественного похода в школь-ный курс алгебры советской школы в период 1970-х годов // Дидактика математики: про-блемы и исследования. – 2024. – № 3 (63).– С. 87–95.
11.	Теплова Е. Ф. Пространство советской школы 1970–1980-х гг.: практики повседнев-ности // Этнодиалоги. – 2018. – № 2 (56). – С. 269–282.
12.	Терентьев А. А. Российская школа: ста-новление, развитие, перспективы (социально-философские проблемы). – Н.Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии гос. службы, 1997. – 120 с.
13.	Трудовая книжка Л.М. Кирюхиной / Ар-хив автора.
14.	Школа № 138 / «Гений места. Започаи-нье». 11 мая 2020 г. / Социальная сеть «ВКонтакте». URL: https://vk.com/@open_nn800-shkola-138 (Дата обращения: 24.01.2025 г.).


Библиографическая ссылка

Д.В. Кирюхин ЖИЗНЬ ШКОЛ № 138 И 123 Г. ГОРЬКОГО 1970-Х ГГ. В ФОТОМАТЕРИАЛАХ СЕМЕЙНОГО АРХИВА (К 90-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ЗАСЛУЖЕННОГО ПЕДАГОГА Л.М. КИРЮХИНОЙ) // На пути к гражданскому обществу. – 2025. – № 1;
URL: www.es.rae.ru/goverment/ru/123-1037 (дата обращения: 29.03.2025).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 37 | За неделю: 37 | Всего: 37


Комментарии (0)


Сайт работает на RAE Editorial System