На пути к гражданскому обществу
Электронный научный журнал

Культурология
ПРИНЦИП ПРИРОДОСООБРАЗНОСТИ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ
С.К. Редков 1, О.В. Редкова 1

1.

Общественные отношения в педагогической сфере являются важнейшими в жизнедеятельности государства, определяющими векторы развития преемственности поколений в парадигме «прошлое – настоящее – будущее».

Уровень взаимодействия поколений, способность передавать позитивный опыт является критерием здоровья нации и жизнеспособности страны.

Педагогика России проделала долгий, сложный, но самобытный путь.

В педагогической науке выработаны различные методологические подходы: личностный (личностно-ориентированный), деятельностный, полисубъективный (диалогический), культурологический, антропоцентрический и т.д.[2, с.70].

Эти подходы относятся и к обучению и к воспитанию, т.к. оторвать друг от друга эти два предмета педагогики невозможно, тем более, что процесс образования преследует триединую цель – обучение, воспитание, развитие.

Предлагаем рассмотреть применение принципа (подхода) природосообразности, разработанного в трудах  Я.К. Коменского и И.Г. Песталоцци, в современном образовательном процессе.

В этом ключе образование представляет собой деятельность по передаче жизненного опыта предшествующих поколений последующим.

И.Г. Песталоцци рассматривал сущность человека как совокупность заложенных в нем сил, развивающихся по законам природы.

К ним относятся силы и задатки человеческого ума, человеческого сердца и человеческих умений или стремлений к мастерству [1, с. 357].

Саморазвитие – есть естественное стремление человека, которое основано на собственном ощущении своих сил.

Все силы и задатки развиваются комплексно, т.к. все указанные силы вытекают из единства человеческой природы, сохраняя гармонию и равновесие.

Одностороннее развитие одной из этих сил является природопротивно.

Задача педагога в природосообразном образовании – вызывать у обучаемого стремление к совершенству, к развитию своих сил.

Равновесие сил предполагает природосообразное развитие каждой из них в той мере, которая им присуща.

Все они развиваются по законам природы и неодинаковы по своей сути: ум развивается по своим природным законам, сердце – по своим, умения – по своим.

Путь развития человека начинается с первых восприятий и впечатлений, эмоциональный окрас которых зависит от родителей. Именно они стоят первыми в образовательной цепи.

И.Г. Песталоцци подчеркивал, как важно содержать грудного младенца в состоянии спокойствия, удовлетворенности, чтобы «вызвать к жизни зародыши чувств, которыми люди отличаются от всех живых существ» [1, с. 361].

Любое беспокойство в этот период способствует возникновению животной природы для подрыва природосообразного развития.

Я.А. Коменский сравнивал человека с плодоносным деревом, которое нужно прививать в нежном возрасте, пока оно еще гибкое.

Возможно допустить и самопроизрастание, но дикое растение принесет дикий плод. Поэтому, каждому дереву нужен опытный садовник [1, с. 59].

В «Великой дидактике» Я.А. Коменский обозначил «Основы легкости обучения и учения». Было выделено десять оснований, раскрытых в основоположениях, при условии образовательного процесса, идущего «по стопам природы» [1, с. 59].

Почти все основоположения начинаются со слова «природа».

То же относится и к основоположениям прочности обучения и учения.

В контексте нашего исследования интересно второе основоположение «Материя стремится  принять необходимую форму», где сказано: «Природа так располагает материю, чтобы она стремилась к форме» [1, с. 60].

В этом повествовании Я.А. Коменский выделил ответственных за стремление детей к учению. На первое место он поставил родителей, на второе - учителей, на третье – власть.

Теперь спроецируем основы природосообразной педагогики на современные российские образовательные лабиринты.

Все перечисленные субъекты образовательного воздействия (родители, учителя, власть) должны действовать в одной связке, объединенные общей целью и соответствующими задачами. Задачи решаются соответственно своему уровню при движении к единой цели.

В рамках природосообразной педагогики целью является воспитание достойного человека и гражданина.

Отсюда, задача родителей – создать в семье особый климат, способствующий природосообразному развитию ребенка.

Для этого необходимы следующие факторы:

- безусловная любовь;

- осознание родителями всей глубины ответственности;

- осознание индивидуальности ребенка;

- понимание смысла и предназначения таинства деторождения;

- сохранение (формирование) семейных традиций;

- уважительное отношение друг к другу, окружающим и природной среде.

Безусловная родительская любовь означает, что родители любят своего ребенка без оговорок, осознавая, что это дар Божий, а не их собственность.

Это не попустительство, а осознание родительской миссии.

Когда родители проявляют агрессию к окружающим с целью постоянной защиты своего ребенка («синдром клуши» авт.),  они любят себя, а не дитя.

Если  исключить из арсенала родительского поведения данный синдром, то появляется понимание индивидуальности своего ребенка и мера ответственности за выполнение главной задачи – формирование человека.

Одним из естественных способов передачи жизненного опыта, моральных ценностей, поведения в семье и обществе от поколения к поколению являются   семейные традиции, которые способствуют процессу идентификации маленького члена семьи.

Традиции могут быть исторически сложившимися, используемые всеми членами российского общества или его части, а могут быть уникальными, созданными членами семьи исходя из культурологических, религиозных, и т.д. особенностей.   Важно, чтобы эти традиции способствовали природосообразному воспитанию.

Для перехода на следующую ступень образования – внесемейную (детский сад, школа и т.д), необходимо в своем ребенке сформировать основы уважительного отношения, или, хотя бы, поведения к окружающим, особенно к педагогам.

Поэтому, необходимо в срочном порядке запретить как экстремистское сообщество «яжмать», которое возникло и развивается не от большой любви к своим детям, а от себялюбия и гордыни. Родители отказывают ребенку в субъектности: самостоятельно принимать решения, отвечать за свои поступки, обращаться за помощью и принимать ее, конструктивно решать возникающие конфликты, развиваться в том направлении, которое интересно. Вся ответственность перекладывается с ребенка на взрослого (учителя, педагога дополнительного образования, тренера, репетитора, родителей других детей): не научил, не уследил, не  сказал, не записал…

Отсюда и происходят бесконечные конфликты, раздутые на основании оборонительного восприятия родителей и их неуправляемых эмоций.

1.В каждом образовательном учреждении  созданы Комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, которые предусмотрены ст. 45 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ. Обращаются ли туда участники образовательных отношений? Нет. Родители, «заказчики образовательных услуг», не доверяют Комиссии, созданной в том же учреждении, на сотрудников которого они собираются жаловаться, а педагоги, находящиеся в статусе тех, кто эти услуги оказывают, и вовсе не имеют никаких реальных прав. На наш взгляд, на законодательном уровне необходимо запретить прием жалоб на образовательное учреждение управлениями (департаментами) образования без рассмотрения их в Комиссии по урегулированию споров. Нужно приучать участников образовательного процесса вести диалог, искать выход из конфликтных ситуаций непосредственно в образовательном учреждении, а не шантажировать и угрожать жалобами в вышестоящие инстанции.

2.Следовательно,  право родителей «направлять в органы управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обращения о применении к работникам указанных организаций, нарушающим и (или) ущемляющим права обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, дисциплинарных взысканий» [3], предусмотренное этой же нормой, причем первым пунктом, необходимо скорректировать.

3.Так же необходимо запретить «родительские чаты», оставить только деловую связь между классным руководителем и родительским сообществом соответствующего класса. Это поможет сохранить особый образ учителя и бесстрессовую работу учреждения.

Детские образовательные учреждения и родители должны вести  процесс обучения и воспитания в тесном контакте, в рамках своей компетенции, без вмешательства в дела друг друга, следуя к общей цели, которая отчетливо понятна обоим субъектам образовательной деятельности.

А.М. Макаренко вообще стремился сделать школу вторым домом для ученика, что способствовало созданию школьного коллектива, социализации и последующей интеграции в общество.

Органы власти  также должны быть включены в этот процесс, осознавая цели образования. Задачу формирования личности, обеспечение функционирования образовательных учреждений, все государственные и муниципальные органы должны воспринимать как стратегическую, особенно в условиях специальной военной операции.

Наши враги давно поняли, что с Россией надо воевать, начав с атаки на умы и души подрастающих поколений. Отечественные же чиновники этого осмыслить не хотят.

Хотят по старинке создавать видимость кипучей деятельности за счет детских учреждений путем надзорного террора. Особенно в этом преуспела прокуратура.

Как уже отмечалось выше, с учетом положений Я.А. Коменского, в природосообразном образовании должно быть три основных наставника и помощника – родители, педагоги, власть.

Если родители больны «синдромом клуши», педагоги идеями Сороса, а власть бездумна в этом отношении, то они становятся врагами друг другу, природосообразному образованию, детям, своим и чужим, обществу в целом, и, в итоге – Родине.

Для успешного природосообразного образования, целью которого является формирование человека и достойного гражданина, всем перечисленным субъектам образовательных отношений необходимо выработать общую стратегию, и включаться в процесс обучения, воспитания, развития в соответствии с каждым этапом беспрерывной образовательной цепи и природными свойствами объекта образования.

Иными словами, необходимо четко представлять образ ребенка на каждой ступени его психофизического и духовно-нравственного развития, его потребности, желания, возможности, и создавать условия перехода на следующую ступень.

Для этого у субъектов образовательных отношений должна быть своя тактика достижения педагогических задач.

Кроме того, на государственном уровне необходимо сформировать четкую образовательную политику с ясным представлением деятельности субъектов педагогических отношений, конечного результата на каждом этапе, способы и средства обеспечения достижения целей образования.

©Редков С. К.. Редкова О. В., 2025

 


Пристатейный список:
1. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Пе-сталоцци И.Г. Педагогическое наследие / Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. – М.: Педагогика, 1989. – 416 с.
2.Сковородкина И. З. Педагогика: учебник для студ.проф.образование / И.З. Cковород-кина, С.А. Герасимов. – М.: Академия, 2018. – 640 с.
3.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ. // «Российская газета», от 31 декабря 2012 г. N 303.


Библиографическая ссылка

С.К. Редков, О.В. Редкова ПРИНЦИП ПРИРОДОСООБРАЗНОСТИ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ // На пути к гражданскому обществу. – 2025. – № 1;
URL: www.es.rae.ru/goverment/ru/123-1042 (дата обращения: 29.03.2025).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 21 | За неделю: 21 | Всего: 21


Комментарии (0)


Сайт работает на RAE Editorial System