В современной экономике для предприятий и организаций одними из наиболее актуальных и значимых являются вопросы, связанные с повышением эффективности, устойчивости и надежности функционирования их логистических систем в первую очередь путём повышения качества работы всех звеньев логистической цепи [3, с. 175]. Причём сложность в том, что поиск путей решения данных проблем зачастую требует синтеза интегрированных систем управления снабженческими, производственными и сбытовыми процессами, основанного на принципах системного и комплексного подхода [1, с. 84], а также методах математического и компьютерного моделирования, стохастической идентификации и статистической обработки экспериментальных данных.
Учитывая то, что экономическое состояние – важнейшая характеристика надежности, конкурентоспособности и устойчивости предприятия, в разработке путей решения таких проблем и анализе целесообразности осуществления проектов нацеленных на их решение, немаловажную роль играет такое направление аналитической работы, как исследование экономической эффективности осуществления хозяйственной деятельности, т.к. на основе результатов этих исследований формируется стратегия организации в области рационального использования ресурсов [5, с. 121].
Кроме того, надо отметить, что с развитием технологий, стремлением всех участников рынка расширить свои рынки сбыта и, как следствие, усилением конкуренции всё большую актуальность для повышения устойчивости и надежности функционирования экономической системы, фактически, любого предприятия приобретает вопрос снижения издержек, связанных с осуществлением производственного процесса. Одним из наиболее перспективных путей решения данного вопроса, для производственных и обрабатывающих предприятий, в том числе и лесозаготовительных, является внедрение или замена и использование современных высокопроизводительных (по сравнению с предыдущим поколением) и ресурсосберегающих технологий и технологического оборудования.
Целесообразность и экономическую эффективность выбора такого пути повышения эффективности и устойчивости функционирования логистической системы современного предприятия рассмотрим на примере ОАО «Витебсклес». Данное предприятие лесозаготовительное, относящееся к специфическому производству (сезонный характер), входящее в состав ЗАО «Холдинговая компания «Пинскдрев».
Основной выпускаемой продукцией являются лесоматериалы круглые для распиловки, лущения и целлюлозно-бумажного производств хвойных и лиственных пород, сырье древесное технологическое, пиломатериалы хвойных пород, шпалы деревянные для железных дорог широкой колеи, дрова топливные, щепа топливная. Выпускаемая продукция активно используется другими предприятиями в первую очередь холдинга для производства фанеры, мебели, целлюлозы, ДСП и МДФ [2, с. 48].
В последние годы предприятие наращивает объёмы производства. В общем можно говорить об эффективности деятельности организации при этом наблюдается снижении её эффективности в 2022 г. и незначительный рост в 2023 г., о чем свидетельствует повышение показателей прибыли и рентабельности. Основные результаты анализа показателей, характеризующих финансовой состояние организации приведены в таблице 1.
По коэффициентам, рассчитанным в таблице 1, видно, что ОАО «Витебсклес» не может погашать текущие (краткосрочные) обязательства за счёт оборотных активов. Соответственно в критической ситуации предприятие не будет иметь возможности погасить текущие обязательства и при необходимости сможет рассчитаться со своими финансовыми обязательствами только после продажи активов.
Также в ходе проведённого анализа был выявлен относительный перерасход основных средств в размере 2103,46 тыс.руб., а также снижение эффективности использования основных средств и общее уменьшение фондоотдачи в 2023 г., обусловленное преимущественно уменьшением фондоотдачи машин и оборудования.
Таблица 1 – Оценка финансового состояния ОАО «Витебсклес»
Анализ дифференцированных показателей эффективности использования основных средств организации показал снижение эффективности их использования и общее уменьшение фондоотдачи, что обусловлено уменьшением фондоотдачи машин и оборудования, соответственно для повышения эффективности использования основных средств, фондоотдачи и снижения транспортных затрат предприятию необходимо обновить технологическое оборудование. Для примера проанализируем экономическую целесообразность замены харвестера Амкодор 2541 на Амкодор 2561.
Замена данного технологического оборудования будет способствовать увеличению производительности труда, объёма выпуска продукции, повышению ее качества и снижению себестоимости, а также позволит не только увеличить объемы вырубок, но и существенно повысить безопасность труда. Предлагаемый к приобретению харвестер имеет более высокие технико-экономические показатели работы и энергоэффективность.
Перейдём к оценке экономической целесообразности замены данного технологического оборудования для предприятия. Рассчитаем текущие издержки для Амкодор 2541 и Амкодор 2561. Текущие издержки включают в себя следующие расходы:
основную и дополнительную заработную плату производственных и вспомогательных рабочих с начислением;
расходы на топливо и энергию;
расходы на текущий ремонт техники;
прочие расходы.
Необходимо отметить, что оба харвестера обслуживают машинисты 6 разряда и одинаковое количество вспомогательных рабочих 4 разряда, соответственно затраты на заработную плату рабочих при замене Амкодор 2541 на Амкодор 2561 не изменятся.
Затраты на топливо и смазочные материалы, рассчитываются по формуле:
Зтсм = Ртсм × Цтсм × К,
где Ртсм – расход топлива, смазочных материалов в смену, кг;
Цтсм – стоимость топлива, руб./кг;
К – коэффициент, учитывающий затраты на доставку топлива (К=1,1).
Необходимо отметить, что с увеличением среднего объема хлыста увеличивается расход топлива и смазочных материалов. Приведем расчеты затрат на топливо и смазочные материалы для Амкодор 2541:
- затраты на дизельное топливо (расход дизельного топлива при данном объеме хлыста и расстоянии трелевки принимается 37,2 л/см.):
Затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт харвестера, приходящиеся на одну машино-смену в работе, могут быть вычислены по формуле [5, с. 115]:
где Нт – норматив затрат на техническое обслуживание и текущий ремонт на 100 машино-часов (для харвестера Нт определяется по прогрессивным нормам и равен 45 руб.).
Тр – продолжительность работы техники в течение смены (7 часов).
Приведем расчет затрат на техническое обслуживание и текущий ремонт:
Сумма амортизации на полное восстановление для рассматриваемых машин, рассчитывается на основе его балансовой стоимости и нормы амортизационных отчислений по формуле [5, с. 81]:
Др – количество рабочих дней в году в расчете на единицу техники;
Ксм – коэффициент сменности:
Сумма амортизационных отчислений:
- для Амкодор 2541:
– для Амкодор 2561:
Учитывая количество рабочих дней в году и смену, необходимо рассчитать годовые эксплуатационные затраты.
Годовая сумма эксплуатационных затрат рассчитывается по формуле:
Зи. год= Зи. см.× Др × Ксм,
где Зи.год – сумма сменных эксплуатационных затрат, тыс. руб.
Представим эти затраты в таблице 2.
Таблица 2 – Годовые эксплуатационные затраты
Показатель
Амкодор 2541
Амкодор 2561
Горюче-смазочные материалы, тыс.руб./г.
26,65
32,96
Затраты на техническое обслуживание, тыс.руб./г.
0,79
0,79
Сумма амортизационных отчислений, тыс.руб./г.
8,48
12,5
Как видно по данным таблицы, годовые эксплуатационные затраты при замене харвестера возрастут, однако производительность нового оборудования увеличится более высокими темпами. Экономический эффект от замены харвестера может быть вычислен по формуле [4, с. 75]:
Э = (Зст – Знов) × Пнгод,
где Зст, Зн – эксплуатационные затраты на единицу продукции старой и новой модели, в данном случае по результатам анализа (Зст – Знов) = 0,09 руб./м3. Согласно техническим характеристикам, годовая производительность Амкодор 2561 составляет 115267 м3. Соответственно ожидаемый экономический эффект составит
Э = 0,09 × 115267 = 10,37 тыс. руб.
Далее на основе данных об экономическом эффекте и амортизации оборудования определим дополнительный доход (ЧД) проекта по обновлению оборудования:
ЧД = П + А
где П – прибыль организации, тыс. руб.;
А – амортизация оборудования, тыс. руб.
При постоянной цене реализации продукции прибыль с учётом налогов вычисляется по формуле:
где Э – экономический эффект;
Нпр – ставка налога на прибыль (20%).
П = 10,37 × 0,8 = 8,3 тыс. руб.
Тогда доход ОАО «Витебсклес» от реализации данного проекта с учётом налога на прибыль будет равен:
ЧД = 8,3 + 12,5 = 20,8 тыс. руб.
Как правило, для реализации таких проектов малыми и средними предприятиями используются кредитные ресурсы, привлекаемые, например, на период 5 лет под ставку 13% в ОАО «АСБ Беларусбанк». Соответствующие расчеты приведём в таблице 3.
Таблица 3 – Расчет погашения долгосрочных кредитов, займов (в тыс. руб.)
Виды долговых обязательств
По периодам реализации проекта
Всего
2025
2026
2027
2028
2029
2030
Сумма получаемого кредита
62,50
-
-
-
-
-
62,50
Задолженность на начало года
62,50
62,50
50,00
37,50
25,00
12,50
250,00
Сумма основного долга
-
12,50
12,50
12,50
12,50
12,50
62,50
Начислено процентов
-
8,13
6,50
4,88
3,25
1,63
24,38
Начислено прочих издержек
-
-
-
-
-
-
-
Погашение основного долга
-
12,50
12,50
12,50
12,50
12,50
62,50
Погашение процентов
-
8,13
6,50
4,88
3,25
1,63
24,38
Погашение прочих издержек
-
-
-
-
-
-
-
Итого погашение задолженности
-
20,63
19,00
17,38
15,75
14,13
86,88
Задолженность на конец года
62,50
50,00
37,50
25,00
12,50
0,00
187,50
Учитывая проведённые расчёты и данные таблицы 3 можно зная величину экономического эффекта от замены харвестера Амкодор, определить чистый дисконтированный доход проекта (ЧДД), который составит 12,91 тыс. руб. и индекс доходности равный в данном случае 1,16; а также простой срок окупаемости, который будет равен 4,29 лет.
Таким образом, величина таких показателей, как ЧДД и индекс доходности указывают на экономическую эффективность проекта. А также по результатам расчётов чётко видно, что в результате реализации проекта по модернизации оборудования при замене только одного харвестера на более новую модель, благодаря повышенной производительности и рациональному использованию труда, прибыль организации до налогообложения повысится на 10,37 тыс. руб. или на 8,3 тыс. руб. после налогообложения, что также приведёт к увеличению рентабельности и конкурентоспособности организации, а значит повышению устойчивости и надежности функционирования её логистической системы.
1. Абрютина, М. С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия / М. С. Абрютина. – Москва : Дело и сервис, 2020. – 272 с.
2. Бекиш Е. И. Внешние и внутренние рынки сбыта товаров и услуг организаций витебской области: состояние, проблемы и направления расширения на основе логистических технологий: монография / Е.И. Бекиш [и др.]. – Витебск: ВГУ им. П.М. Машерова, 2021. – 194 с.
3. Большаков, А. С. Финансовая логистика на предприятии: сущность, цели, принципы и методы управления А. С. Большаков // Тео-рия и практика сервиса: экономика, социаль-ная сфера, технологии. – 2022. – № 1 (15). – С. 174-184.
4. Вислобоков, Н. Ю. Оптимизация товарных потоков сбытовой логистики в современных условиях / Н.Ю. Вислобоков // На пути к гражданскому обществу. – Иваново, 2024. № 1(53). – с. 74-77.
5. Савицкая, Г. В. Экономический анализ / Г.В. Савицкая. – Москва : НИЦ ИНФРА-М, 2021. – 649 с.
Библиографическая ссылка
Н. Ю. Вислобоков ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ПРЕДПРИЯТИЙ ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
// На пути к гражданскому обществу. – 2025. – № 1;
URL: www.es.rae.ru/goverment/ru/123-1045 (дата обращения:
29.03.2025).