Занятия спортом, физической культурой являются неотъемлемой частью здорового общества, благодаря правильно подобранным физическим упражнениям человек не только сохраняет свою жизнь, но и улучшает ее качество.
Люди с интеллектуальными особенностями развития выпадают из социума в силу ряда причин, но интегрировать этих людей с отклонениями в интеллектуальном развитии в социум помогает в том числе и спорт. Именно с этой целью Специальная Олимпиада России запустила три года назад проект «Инклюзивный спорт для всех», основная суть которого вовлечь в программу максимальное число людей школьного возраста в инклюзивные соревнования.
Как мы знаем, роли в социуме начинаются в младшем возрасте и формируются на протяжении всего периода обучения в школе. Опираясь на эти данные, Специальная Олимпиада России сосредоточила свое внимание на школьниках с интеллектуальными особенностями развития и начала внедрять юнифайд (объединенные) тренировки в спортивные занятия. С этой целью были выбраны 15 регионов России, которые с 2021 по 2024 участвовали в программе: организовывали тренировочный процесс и проводили инклюзивные соревнования на базе образовательных учреждений, тем самым включая их в проект.
Со стороны Специальной Олимпиады России был приобретен спортивный инвентарь и экипировка, что позволило создать фундаментальную базу для успешной реализации программы.
Был выделен и бюджет на организацию и проведение соревнований, этот бюджет позволил провести порядка 500 соревнований, в которых приняло участие 24 944 человека с особенностями развития.
Если говорить о вкладе проекта в общее движение Специальной Олимпиады России и развитие инклюзивного общества, то важно отметить, что благодаря грантовой поддержке регионы-участники смогли подготовить команды атлетов к Единым играм в Казани и стали чаще участвовать во Всероссийских соревнованиях, поскольку подготовка атлетов вышла на серьезный уровень.
Важно отметить, что для успешной реализации проекта не достаточно иметь оборудованное помещение и спортивную форму, в основе всех процессов лежат люди, которые имеют профессиональную подготовку и могут за собой повести не только детей с особенностями развития, но и их родителей. Поскольку первым в звене коммуникаций является родитель особенного ребенка, именно он принимает решение отдать ребенка в ту или иную секцию, то тренер должен иметь высокую квалификацию и владеть знаниями в разных областях.
Учитывая эти факты, в программу реализации «Инклюзивный спорт для всех» были включен образовательный этап, в рамках которого на базе Поволжского государственного университета физической культуры, спорта и туризма был создан курс по подготовке кадров в рамках реализации кадров. Количество тренеров и педагогов, прошедших обучение, за три года, превзошло прогнозируемый результат и составило 2440 человек из 57 регионов России. Сегодня этот тренерско-педагогический состав активно работает с особенными детьми и добивается немалых результатов.
Этот вывод подтвержден и социальным исследованием, который был проведен за время реализации проекта «Инклюзивный спорт для всех». Опрос родителей атлетов показал, что спорт - это наиболее распространенная дополнительная активность в жизни участников - детей с ментальной инвалидностью.
Российское общество привыкло, что дети окружены вниманием и погружены в многочисленные активности. Однако жизнь детей с ментальными нарушениями довольно бедна, и большая часть из них по умолчанию не занимается никакими дополнительными занятиями. Высокая вовлеченность детей опрошенных в спорт - это результат реализации проекта «Инклюзивный спорт для всех», а не данность.
Спорт с большим отрывом лидирует в списке инструментов реабилитации, которые выбирают родители.
Благодаря проекту существенно расширился социальный круг детей, у них появились новые знакомые и друзья.
Опрос показал, что новые люди в круге общения детей появились во всех аудиториях: среди нормотипичных сверстников, детей с инвалидностью и взрослых. Особую ценность представляет формирование социальных связей по линии атлеты - партнеры. В ходе мониторингов многократно было отмечено большое желание, с которым партнеры идут на тренировки, их стремление помогать сверстникам с ментальными нарушениями.
Вводя детей с ментальными нарушениями в новые круги социальных взаимодействий, проект улучшает и отношение других людей к ним.
Данный вывод подчеркивает социальную значимость проекта не только для семей, имеющих детей с интеллектуальными нарушениями, но и для общества в целом.
В рамках реализации проекта «Инклюзивный спорт для всех» мы также наблюдали за продвижением проекта в СМИ и социальных сетях, проанализировав мониторинг социальных сетей за весь период, мы можем наблюдать интерес к публикациям об инклюзивных соревнованиях со стороны пользователей информационных технологий, примечательно, что наибольший охват публикаций достиг во время Единых игр в Казани.
Рассмотрев проект «Инклюзивный спорт для всех» с разных аспектов, можно с уверенностью сделать вывод о том, что проект необходим и помогает детям с особенностями в развитии и их семьям.
М. С. Ракова ПРОГРАММА «ИНКЛЮЗИВНЫЙ СПОРТ ДЛЯ ВСЕХ» – СТУПЕНЬ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ // На пути к гражданскому обществу. – 2025. – № 1;
URL: www.es.rae.ru/goverment/ru/123-1046 (дата обращения:
29.03.2025).