На пути к гражданскому обществу
Электронный научный журнал

Культурология
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИЗУАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ, КАК ИНСТРУМЕНТА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И КОММУНИКАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Н. Е. Бурмистрова 1, А. Е. Бабичева 1, М. С. Ракова 1

1.

Актуальность: По данным официальной статистики Министерства просвещения РФ, к концу 2023-2024 учебного года в общеобразовательных организациях России обучается 52 161 ребёнок с официально установленным диагнозом расстройства аутистического спектра (РАС), при этом наблюдается устойчивый ежегодный прирост в 13-15% [1]. Следует отметить, что статистические данные по распространённости РАС в нашей стране представлены более низкими показателями по сравнению с общемировыми, несмотря на наблюдаемую тенденцию к увеличению числа случаев. Основной причиной такого расхождения объясняется отсутствием единого диагностического подхода и оценки РАС в отечественной системе здравоохранения.

Цель исследования. Теоретически обосновать и проанализировать современные подходы к развитию социально-коммуникативных компетенций у детей с РАС посредством применения визуальных стратегий при проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Проблема исследования. Актуальность исследования обусловлена недостаточной эффективностью существующих коррекционных методик, направленных на развитие коммуникативных навыков и социальной адаптации детей с расстройствами аутистического спектра, что является преградой для их полноценной интеграции в социум. Предполагается, что результаты данного анализа могут послужить теоретической основой для разработки инновационных программ сопровождения данной категории обучающихся.

Введение. В современном образовании особую актуальность приобретает проблема интеграции детей с расстройствами аутистического спектра в общеобразовательную среду, позволяющую детям данной группы приобретать   базовые образовательные учебные компетенции.

Расстройства аутистического спектра (РАС) представляют собой особенности нейроразвития, которые проявляются в специфическом функционировании головного мозга. У людей с РАС наблюдаются индивидуальные отличия в способах коммуникации, социального взаимодействия, поведенческих паттернах и восприятии информации по сравнению с нейротипичными людьми. Эти особенности влияют на то, как человек с РАС познает мир, выстраивает отношения с окружающими и усваивает новые навыки [2].

Исследования в сфере развития коммуникативных и социальных навыков у детей с РАС подтверждают важность ранней диагностики и своевременной коррекционной работы. Раннее вмешательство способствует положительной динамике в формировании жизненно важных социально-коммуникативных навыков, что значительно улучшает качество жизни детей с РАС и их семей [4].

Регулярные физкультурно-оздоровительные занятия создают естественную среду для развития социального взаимодействия у детей с РАС, где через совместные игры и упражнения формируются базовые коммуникативные навыки и понимание социальных правил.

Методология исследования. Теоретическая часть исследования основывалась на комплексном анализе научных трудов российских и зарубежных исследователей, посвящённых проблемам коммуникативного развития и социальной адаптации детей с РАС дошкольного и школьного возраста. В качестве информационной базы были использованы актуальные публикации, представленные в ведущих отечественных электронных научных библиотеках, включая "КиберЛенинку" и «eLIBRARY.RU» и др.

Результаты исследования. Ведущие российские исследователи проблем детского аутизма (Е.Р. Баенская, Ю.В. Бессмертная, В.Е. Каган и другие) в своих работах отмечают, что дефицит коммуникативных компетенций становится основным препятствием для полноценной социальной адаптации детей с РАС и их включения в среду сверстников [5].

Специфика формирования социально-коммуникативных навыков у лиц с РАС проявляется в качественных нарушениях социального взаимодействия, включая затруднения в инициации и поддержании контактов, дефицит коммуникативной активности и ограниченную способность к социальному реагированию. Ключевым аспектом выступает нарушение эмоциональной рецепции и экспрессии, что отражается на качестве межличностного общения и социальной адаптации [3].

В ходе реализации физкультурно-оздоровительных программ для обучающихся с РАС выявлен ряд специфических особенностей, затрудняющих их полноценное участие в групповых активностях. В частности, наблюдаются существенные затруднения в интерпретации невербальной коммуникации, восприятии и выполнении коллективных указаний, а также установлении и поддержании визуального контакта в процессе двигательной деятельности. Кроме того, недостаточное понимание игровых правил и ограниченные возможности командного взаимодействия создают значительные препятствия для эффективной интеграции обучающихся с РАС в групповые формы спортивной активности [6,7].

Следует отметить, что анализ научных исследований отечественных (Максимова С.Ю., Федотова И.В., 2019) и зарубежных авторов (Healy, S., Nacario, A., Braithwaite, R.E., & Hopper, C., 2018) демонстрирует, что внедрение адаптированных программ, развитие инклюзивных подходов и применение эффективного методического инструментария в организации физкультурно-оздоровительного процесса способствует позитивной динамике в развитии социально-коммуникативных навыков со сверстниками во время групповых занятий физической активности, а также редукции тревожности и нарушений в поведении у детей с РАС.

В современной научной литературе, посвящённой вопросам адаптивной физической культуры, представлены исследования отечественных и зарубежных авторов, подтверждающие методологическую значимость и практическую эффективность визуальных стратегий обучения в системе адаптивного физического воспитания лиц с особыми образовательными потребностями.

Книга "Визуальная поддержка" (Visual Supports) авторов Марлен Дж. Коэн и Питера Ф. Герхардта является практическим руководством по использованию визуальных средств поддержки для людей с РАС. Авторы подробною описывают наиболее действенные виды визуальной поддержки и стратегии их использования.

На основе анализа научных публикаций за 2020-2025 гг. по теме визуальных стратегий в физкультурно-оздоровительной работе с детьми с РАС, направленных на развитие коммуникации и социализации, можно отметить исследования Морозовой С.С. (2022) в котором автор отмечает, что сочетание визуальной поддержки и социальных историй в командных играх значительно улучшает социализацию детей с РАС. Результаты выявили увеличение социального взаимодействия на 47% и заметное развитие базовых коммуникативных навыков. [8].  В работе Адама С. Форбс и Джунку Юн (Adam S. Forbes и Joonkoo Yun) авторы отмечают, что в процессе физического воспитания детей с аутизмом целесообразно применять различные виды визуальной поддержки. Наиболее действенными средствами признаны: карточки с наглядными изображениями, визуализированные графики активностей и обучающие видеоматериалы [9]. Исследования Никольской О.С. (2021) показывают, что визуальные схемы совместных действий способствуют  детям с аутизмом развивать социальные навыки через структурированную физическую активность, опирающуюся на наглядные инструкции. [10]. Согласно недавнему исследованию (Williams, K., & Anderson, D.), применение визуальных социальных сигналов в физические активности помогло большинству детей (более 70%) улучшить навыки общения и проявлять больше инициативы со сверстниками [11]. Автор статьи Екжанова Е.А. (2023) отмечает, что воидеомоделирование социальных ситуаций помогает детям с РАС лучше понимать и воспроизводить правильное социальное поведение при физической активности [12]. По данным Томпсона и Харриса (2023), визуальные технологии в физической активности помогли 65% детей с РАС улучшить социальные контакты, а у 78% повысились коммуникативные способности [13]. Баенская Е.Р. (2022)  в совей работе отмечает, что использование наглядных схем при организации подвижных игр помогает детям с РАС лучше понимать правила социального взаимодействия и активнее участвовать в коммуникации с другими детьми [14]. Согласно исследованию И.С. Морозовой (2023), внедрение специально разработанной системы жестовых сигналов в процесс групповых активностей существенно улучшает коммуникативные навыки у детей с расстройствами аутистического спектра. Автором было установлено, что применение таких невербальных средств общения способствует значительному повышению эффективности (58%) социальных контактов между участниками игр [15].

Следует отметить, что внедрение визуальных стратегий сопряжено с рядом сложностей: необходимость индивидуального подбора визуальных материалов с учетом особенностей каждого ребенка, что затрудняет создание универсальных решений; значительные временные затраты на подготовку визуальных материалов и необходимость обучения специалистов и родителей их использованию; различный уровень восприятия визуальной информации у детей, что требует гибкого подхода к применению визуальных стратегий.

Таким образом, несмотря на наличие определённых сложностей, преимущества использования визуальных стратегий в работе с детьми с РАС значительно превосходят возможные ограничения. Эффективность данного подхода подтверждается практическим опытом и научными исследованиями, что обосновывает целесообразность его широкого внедрения в коррекционно-развивающую работу.

Вывод.  Адаптивная физическая культура является естественной средой, где дети с РАС могут осваивать различные виды социального поведения. Применение визуальных стратегий в физкультурно-оздоровительной работе эффективно способствует развитию социально-коммуникативных компетенций, обучающихся с РАС. Обладая значительным потенциалом и широкими возможностями применения, дальнейшее развитие и интеграция визуальных стратегий с современными технологиями открывает новые перспективы в социальной адаптации лиц данной категории, что способствует их социальной адаптации и повышению качества жизни. 

©Бурмистрова Н. Е., Бабичева А. Е., Ракова М. С., 2025


Пристатейный список:
1.	Министерство просвещения Россий-ской Федерации: официальный сайт. – Москва. – 2025. – Режим доступа: edu.gov.ru,  дата доступа: 21.01.2025г.
2.	Центры по контролю и профилактике заболеваний США (CDC). [Электронный ре-сурс] // NextIAS Current Affairs. - 2022. Режим доступа:  https://www.nextias.com/ca/current-affairs/25-06-2022/autism-spectrum-disorder-asd , дата доступа 19.01.2025.
3.	Ахметзянова А., Артемьева Т., Гряз-нова А. Изучение социальных и языковых навыков у детей с расстройствами аутистиче-ского спектра: статья  [Электронный ресурс]. - 2022. - Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/358552740_Study_of_Social_and_Language_Skills_in_Children_with_Autism_Spectrum_Disorder, дата доступа 22.01.2025.
4.	Заева Н. Ю. Ранняя диагностика аутизма: [Электронный ресурс]. – 2023. – ре-жим доступа  https://cyberleninka.ru/article/n/rannyaya-diagnostika-autizma , дата доступа 15.01.2025.
5.	Мухарямова Л. М., Савельева Ж. В., Кузнецова И. Б., Гарапшина Л. Р. Аутизм в России: противоречивое поле диагностики и статистики: [Электронный ресурс]. – 2021 – режим доступа   https://cyberleninka.ru/article/n/autizm-v-rossii-protivorechivoe-pole-diagnostiki-i-statistiki ,   дата доступа 18.01.25.
6.	Морозов С. А., Морозова Т. И. Воспи-тание и обучение детей с аутизмом // Дефек-тология.   - 2023. №2. - С. 81-93.
7.	Петров А. В., Иванова Е. С. Адаптив-ная физическая культура для детей с РАС // Коррекционная педагогика. - 2022. - №4.- С. 45-57. 
8.	Морозова С. С. Визуальные стратегии социализации детей с РАС в физкультурной деятельности // Специальное образование. – 2022. - №2. - С.45-52.
9.	Адам С. Форбс и Джунку Ю. Визуаль-ная поддержка детей с аутизмом в физиче-ской активности: [Электронный ресурс]. – 2023. – режим доступа  https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/36898384 , да-та доступа 15.01.2025.
10.	 Никольская О. С. Коммуникативное развитие детей с аутизмом в процессе физи-ческого воспитания // Аутизм и нарушения развития. – 2022. - № 19 (1). – С.15-24.
11.	 Уильямс К., Андерсон Д. "Social Inte-gration Through Visual Supports in Physical Ed-ucation // Research in Autism Spectrum Disor-ders. – 2024. - № 89. – С.101-102.
12.	 Екжанова Е. А. Современные подхо-ды к социализации детей с РАС // Дефектоло-гия. – 2023. - № 3. – С.28-36.
13.	 Томпсон Р., Харрис Л. Interactive Visu-al Support Systems in Physical Education //  Journal of Special Education Technology. – 2023. - №38(2). – С.145-157.
14.	 Баенская Е. Р. Развитие коммуника-ции у детей с РАС // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2022. - № 4. – С. 56-63.
15.	Морозова И. С. Жестовая коммуника-ция в физическом воспитании детей с РАС //  Специальное образование. – 2023. - № 3. – С. 67-75.


Библиографическая ссылка

Н. Е. Бурмистрова, А. Е. Бабичева, М. С. Ракова ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИЗУАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ, КАК ИНСТРУМЕНТА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И КОММУНИКАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА // На пути к гражданскому обществу. – 2025. – № 1;
URL: www.es.rae.ru/goverment/ru/123-1048 (дата обращения: 29.03.2025).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 33 | За неделю: 33 | Всего: 33


Комментарии (0)


Сайт работает на RAE Editorial System