Культура — это не только интеллектуальные явления, такие как искусство, фестивали, традиционная кухня, наследие или литература, но и повседневный образ жизни населения в целом, группы людей или отдельного человека. Она также описывает семейную и общественную жизнь.
Не все аспекты культурной модели заметны. Они могут быть материальными или нематериальными и постоянно меняются. В этом смысле их можно сравнить с айсбергом, 7/8ой части которого не видны и скрыты от глаз [7].
Культура создаётся людьми и может отличаться в разных местах. Она создаёт человеческую среду с общими смыслами внутри общества посредством убеждений, ценностей, норм и т. д. и является усвоенным поведением.
Культура определяет, как человек ведёт себя, взаимодействует и придаёт смысл своим действиям [6]. Люди отождествляют себя со своей культурой и склонны вести себя по-разному в разных культурах. Это связано с тем, что люди из разных культур по-разному воспринимают мир.
Межкультурная коммуникация — это изучение и применение знаний о «культурных представлениях и системах символов» людей, принадлежащих к разным культурам 10].
Смысл любого сообщения меняется, когда его кодирует человек из одной культуры и расшифровывает человек из другой. Различные значения символов в разных культурах также усложняют интерпретацию.
Применительно к межкультурной коммуникации это означает, что люди должны быть осведомлены о других культурах и уметь перенимать их особенности при общении с представителями других культур, чтобы иметь возможность вести содержательную беседу [8].
В целом существует два типа межкультурной коммуникации: вербальная и невербальная.
Вербальная коммуникация состоит из слов, используемых для передачи сообщений, в то время как невербальная коммуникация — это жесты, передающие сообщения.
Устная и письменная речь — это части вербальной коммуникации, которые необходимо учитывать при межкультурной коммуникации. Культурные факторы влияют на вербальную коммуникацию, поскольку люди иногда не могут говорить или писать на языке собеседника. Использование слов, диалектов, акцентов, сленга и т. д. также может различаться в зависимости от культуры.
Точно так же невербальные сигналы — это общение, которое происходит без слов, например, мимика, движения рук и тела, зрительный контакт, использование предметов, одежда и т. д. [9]. Они помогают сделать сообщение более понятным или могут передавать другое сообщение.
Рассмотрим недостатки межкультурной коммуникации:
Языковые барьеры: общению могут препятствовать различия в уровне владения языком и понимании. Из-за языковых различий могут возникать недопонимание и неверные интерпретации [4, c. 63].
Культурные стереотипы: предвзятые представления и стереотипы о других культурах могут приводить к необъективным суждениям и препятствовать подлинному пониманию и сотрудничеству [5, c. 210].
Культурный обмен: межкультурная кoммуникация способствует культурному обмену, позволяя людям узнавать и ценить другие культуры, расширяя свой кругозор.
Глобальное сотрудничество: в мире, который становится всё более взаимосвязанным, эффективное межкультурное oбщение жизненно необходимо для глобального сотрудничества в таких областях, как бизнec, дипломатия и наука.
Последствием межкультурной коммуникации является культурная адаптация: тем, кто участвует в межкультурном общении, часто приходится адаптировать своё поведение, стиль общения и ожидания в соответствии с культурными нормами и ожиданиями других людей [1, c. 84].
Определим применение межкультурной коммуникации:
Международный бизнес: эффективное межкультурное общение необходимо для международных деловых переговоров, маркетинга и управления разнородными командами.
Дипломатия: дипломаты и специалисты по международным отношениям полагаются на межкультурную коммуникацию при построении и поддержании международных партнёрских отношений и дипломатическом урегулировании конфликтов.
Обучение культурной осведомлённости: организации и частные лица инвестируют в программы обучения культурной осведомлённости, чтобы лучше понимать различные культуры и развивать культурную восприимчивость.
Активное слушание: активное слушание предполагает внимательное восприятие и понимание точек зрения, проблем и эмоций людей из разных культур. Оно способствует сопереживанию и содержательному диалогу.
Приведем примеры проблем в межкультурной коммуникации:
Языковой барьер: во время глобальной дeловой встречи участникам из разных стран сложно эффективно общаться из-за языковых различий, что приводит к недопониманию и задержкам в принятии решений.
Культурные стереотипы: на рабочем месте в мультикультурной среде сотрудник делает предположения о рабочих привычках коллеги, основываясь на его культурном происхождении, что приводит к недопониманию и напряжённости.
Невербальная неверная интерпретация: во время переговоров по контракту жесты бизнecмена неверно интерпретируются его международным клиентом, что вызывает обиду и ставит сделку под угрозу [2, c. 81].
Успешное межкультурное общение предполагает приобретение навыков, которые помогут вам общаться, понимать и уважать людей из других культур, отличных от вашей. Некоторые из этих навыков включают:
Образование: расширяйте свой кругозор и узнавайте больше о мире, читая книги, просматривая документальные фильмы, посещая курсы или просто просматривая фильмы, снятые режиссёрами со всего мира.
Активное слушание: иногда лучший способ учиться — просто слушать.
Не судите предвзято: может возникнуть соблазн осуждать то, чего мы не знаем или не понимаем. Изучая что-то новое, старайтесь сохранять непредвзятость и быть открытыми для новых идей и взглядов на жизнь.
Толерантность: Иногда мы сталкиваемся с людьми, чьи взгляды или убеждения нам трудно понять или принять; зачастую лучше оставить эти разногласия в стороне.
Межкультурная коммуникация важна для того, чтобы избежать конфликтов, вызванных разнообразием культур в рабочей среде. На рабочем месте эффективная межкультурная коммуникация повышает продуктивность, креативность и сотрудничество в команде, предотвращая любые недопонимания, которые могут возникнуть из-за культурных различий.
Однако межкультурная коммуникация важна не только в деловом мире, она необходима во всех сферах.
Развитие межкультурной коммуникативной компетентности — это источник личностного роста. Мы размышляем о своей культуре и культурах других народов, становимся более непредвзятыми, ориентируемся в культурных нюансах, избегаем стереотипов и участвуем в содержательном взаимодействии с другими людьми [3, c. 194]. Это может помочь нам выстраивать устойчивые отношения, основанные на доверии, сочувствии и уважении. Это крайне важно для создания возможностей для сотрудничества между отдельными людьми и сообществами.
Нам, педагогам, необходимо обмениваться идеями, взглядами и знаниями с коллегами и другими учителями по всему миру.
Люди из разных слоёв общества, придерживающиеся разных взглядов, благодаря навыкам межкультурной коммуникации могут работать вместе в мире и согласии.
Кроме того, развитие этих навыков у наших студентов также является важной образовательной целью. Межкультурная коммуникация способствует развитию социального и эмоционального интеллекта. Она помогает учащимся выстраивать позитивные отношения, разрешать конфликты и адаптироваться в различных социальных ситуациях.
Таким образом, студенты с развитыми навыками межкультурного общения лучше подготовлены к тому, чтобы ориентироваться в новой культурной среде, устанавливать связи и получать максимум от обучения за границей.
Кроме того, когда мы обучаем студентов межкультурной коммуникации, мы готовим их к работе на глобальном рынке труда, где они смогут эффективно работать в мультикультурных командах и ориентироваться в сложностях международного бизнеса.
Заключение
Таким образом, эффективная межкультурная коммуникация - это не просто навык, а общая приверженность взаимопониманию, уважению и сотрудничеству. Её важность распространяется на различные аспекты личного, профессионального и общественного взаимодействия.
Внедрение принципов межкультурной коммуникации в повседневную практику может значительно обогатить личный опыт каждого индивида, сделав наше общество более гармоничным и взаимопонимающим. Это создает основу для дальнейшего сотрудничества и совместного решения глобальных вызовов, стоящих перед человечеством. В результате, уважение к культурному многообразию становится неотъемлемой частью современного цивилизованного мира, что, в свою очередь, открывает новые горизонты для диалога и взаимодействия.
1. Гончарова Н. А. Влияние глобальных тенденций развития английской моды на об-щество // На пути к гражданскому обществу. – № 2 (54). – 2024. – С. 83-87.
2. Гончарова Н. А. Необходимость меж-культурной коммуникации в современном обществе // В сборнике: Актуальные пробле-мы лингвоэкологии. Сборник научных статей по материалам ХV Кирилло-Мефодиевских чтений в МИТУ-МАСИ. – 2022. – Москва. С. 80-83.
3. Гончарова Н. А., Золотарева Н. В. Языковая глобализация: влияние русского языка на культуры и язык в мире // Глобаль-ный научный потенциал. – 2022. – 4 (133). – С. 193-195.
4. Гончарова Н. А., Хаитова А. И., Ошкордина А. А., Макарова Е. Н. Специфика повышения эффективности освоения англий-ского языка магистрантами, специализирую-щимися в сфере IT // Science for Education Today. – 2023. – Т. 13. – № 5. – С. 51-77.
5. Макарова Е. Н., Гончарова Н. А. Аlgo-rithm of language education at non-linguistic university // Филологический класс. – 2023. – Том 28. № 2. – С. 205-219.
6. Communication Between Cultures – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://books.google.ru/books/about/Communication_Between_Cultures.html?id=fxmSZD9gftkC&redir_esc=y (дата обращения: 07.02.2025).
7. Концепция культуры А. Кребера – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 08.02.2025).
8. Язык и межкультурная коммуникация – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://studylib.ru/doc/813279/ter-minasova-s.-g.-t35-yazyk-i-mezhkul._turnaya-kommunikaciya (дата обращения: 06.02.2025).
9. Как развивать навыки делового обще-ния – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://school.bigbird.ru/articles/kak-razvit-navyki-delovogo-obsheniya/ (дата об-ращения: 02.04.2024).
10. Межкультурная коммуникация в эпоху глобализации: толерантность или борьба за культурную идентичность – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhkulturnaya-kommunikatsiya-v-epohu-globalizatsii-tolerantnost-ili-borba-za-kulturnuyu-identichnost/viewer (дата обращения: 02.04.2024).
Библиографическая ссылка
Н. А. Гончарова МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ КАК НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ СОТРУДНИЧЕСТВА И ДИАЛОГА
// На пути к гражданскому обществу. – 2025. – № 1;
URL: www.es.rae.ru/goverment/ru/123-1051 (дата обращения:
29.03.2025).