«Рубцов – памятник эпохи. Это настоящий народный поэт, русский по непридуманности, по неизобретательности
самой поэзии. Какие-то живые куски, оторванные от сердца. Есть слова, которые только ему было дано сказать…».
(Георгий Свиридов)
Актуальность: Николай Михайлович Рубцов – поэт пронзительного голоса и высокой души. Каждая строчка его поэзии пропитана жизнью. Со стихотворениями поэта можно беседовать, и они расскажут о прожитых годах поэта, его чувствах и переживаниях.
Стихи Николая Рубцова живут в нас. Они не устарели, не потеряли своё звучание, а напротив приобрели новый глубокий смысл. Лирический мир, созданный поэтом, задевает самые тонкие струны человеческой души, и открывается тайна мироздания, скрытая от современного человека в вечной спешке и суете. У каждого поклонника творчества поэта есть любимое стихотворение, которое глубоко затронуло душу, заставило задуматься о своём жизненном пути.
Моё любимое стихотворение – «В минуты музыки печальной…». Это удивительное музыкальное стихотворение. Грустная тихая музыка расставания с близким человеком…Каждая строчка стихотворения ассоциируется с разными образами, которые связаны между собой.
Целью моего исследовательского проекта является: изучить историю создания стихотворения «В минуты музыки печальной…» и создать ассоциативный ряд стихотворения.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи: проанализировать различные виды источников информации по теме исследовательского проекта; систематизировать и обобщить собранный материал; изучить алгоритм ассоциативного анализа поэтического текста; провести ассоциативный анализ стихотворения «В минуты музыки печальной…»; смонтировать видео «Ассоциативный ряд стихотворения «В минуты музыки печальной…».
Объект исследования: стихотворение Н.М. Рубцова «В минуты музыки печальной…».
Предмет исследования: история создания стихотворения, анализ его структуры и содержания.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: анализ и обобщение источников информации и материалов сети Internet; ассоциативный анализ стихотворения; обработка и анализ полученных результатов исследования.
Тип проекта: информационный, творческий.
Учебные курсы и предметы, в рамках которых разрабатывался проект: курс внеурочной деятельности «Моя малая Родина» и предмет «Родная русская литература».
Конечный продукт проекта: видеоролик «Ассоциативный ряд стихотворения Рубцова Н.М. «В минуты музыки печальной…».
Целевая аудитория: ученики 5–11 классов МБОУ «Бобровская средняя школа» МО «Приморский муниципальный округ» Архангельской области.
Основная часть. Теоретический этап
Задачи теоретического этапа: определиться со способами сбора и анализа информации, т.е. каким образом, в какой форме собирать, выбирать и анализировать информацию; проанализировать различные виды источников информации по теме исследовательского проекта; систематизировать и обобщить собранный материал.
Ресурсы: информационные – статьи и фотографии из сети Интернет, сборники стихотворений Н.М. Рубцова; технические – компьютер, сканер.
Содержание деятельности: определились со способами сбора и анализа информации; проанализировали различные виды источников информации по теме исследовательского проекта: фотографии и статьи из сети Интернет, сборники стихотворений; систематизировали и обобщили собранный материал.
Результат этапа: систематизированный материал об истории создания Рубцовым Н.М. стихотворения «В минуты музыки печальной…», ассоциативный анализ стихотворения.
. История создания стихотворения «В минуты музыки печальной…»
Стихотворение «В минуты музыки печальной…» – абсолютный шедевр лирики поэта Николая Михайловича Рубцова. Оно написано летом 1966 года во время пребывания поэта на Алтае. Это следует из датировок произведения, но оно там не публиковалось. Тогда поэт жил с первой женой, наездами бывал в Москве, где в 1963 г. познакомился с начинающей поэтессой Людмилой Дербиной. Взаимностью женщина ему сначала не ответила, а позже она оказалась его роковой любовью. Любовные переживания Николая Михайловича отобразились в его стихотворениях.
Приоритет первой публикации могут поделить гениальный сборник стихов «Звезда полей» и газета «Вологодский комсомолец» от 2 апреля 1967 года. Стихотворение также публикуется Рубцовым Н.М. в сборнике «Душа хранит» и включается им в сборник «Зелёные цветы». [1]
Название стихотворения также не сразу устоялось. Рубцовские автографы подписаны как «В минуты музыки печальной», «О жёлтом плёсе, о любви», «Не говорите ни о чём». Гениальный поэт, работая над этим стихотворением, предстаёт перед нами и как великий труженик поэзии. [3]
В своём блокноте стихотворение «В минуты музыки» поэт записал только в таком варианте (Приложение №1). Красивый юношеский почерк написания и тематика явно отличаются от позднего рубцовского почерка с его характерными особенностями. В этом блокноте просто подвернулось пустое место, и поэт записал данный первоначальный вариант. Но он оказался явно промежуточным на пути к совершенству, хотя первую и две последние строфы Николай Рубцов оставит в окончательном варианте произведения. Николай Михайлович нащупывает тему стихотворения. Она его как будто удовлетворяет, и он почти набело записывает вариант стихотворения для публикации. Публикуется впервые. ВГМЗ (Вологодский государственный музей - заповедник) Учётная запись 3718360 – 3718361. [1]
В минуты музыки печальной
И шум прерывистый берёз.
Я вижу птиц под небом серым,
Воспринимающих с трудом
Над застывающим прудом.
Молчи, скрипач! Пора настала
Забыть о прошлом навсегда,
Душа и так летать устала
За пищей в прошлые года.
Но плачут, плачут, плачут струны,
И снова видится, как сон,
Что я взволнованный и юный,
Что я отчаянно влюблён.
После опубликования стихотворения, поэт для улучшения произведения пробует изменить его с шестой строчки.
Молчите, скрипки! Пусть не стало
Того, что помнится всегда
Душа и так летать устала
За пищей в прошлые года.
Молчите скрипки!
Не надо музыки, (тогда?)
Душа и так летать устала
За пищей в прошлые года
Пусть с этой строфой не получается, но Н.М. Рубцов не жалеет времени, бумаги и гонит своё воображение по тернистым дорогам рифм и образов. [1]
Но длится, длится час прощальный
И наша встреча ни при чём.
В минуты музыки печальной
Не говорите ни о чём.
В следующем четверостишии он меняет только одно слово во второй строчке «Но наша воля ни при чём», в следующем пробует уже другой образ, но продолжения изменений не последовало.
В минуты музыки печальной
Последний вижу пароход…
Николай Михайлович был недоволен, особенно долго и мучительно он экспериментирует, переставляет строчки в одной строфе, передвигает строфы для большей художественной выразительности, но цель якобы ускользает и ускользает гармония. Он понимает это и как рыцарь с открытым забралом штурмует неподатливую крепость лирической строфы и всего стихотворения. [2]
И вижу я под небом серым
Птиц, продолжающих с трудом
Свой путь без солнца, путь без веры
Над застывающим прудом.
И нас одних под небом серым
Среди погаснувших полей,
Летящих мимо журавлей.
После изменений поэт определился с основными мыслями и строчками строфы. Но, всё равно что-то не нравится поэту… В записках поэта приводятся шесть вариантов вроде бы уже готовой строфы. Это труд настоящего поэта… [2]
И путь без солнца, путь без веры
Летящих мимо журавлей,
И первый снег под небом серым
Среди погаснувших полей…
И путь без солнца, путь без веры
Гонимых стужей журавлей –
Среди погаснувших полей.
И тишину под небом серым
Среди погаснувших полей,
И путь без солнца, путь без веры
Гонимых стужей журавлей.
И путь без солнца, путь без веры
Гонимых ветром журавлей,
И путь людей под небом серым
Среди погаснувших полей…
И первый снег под небом серым
Среди погаснувших полей,
И путь без солнца путь без веры
Гонимых снегом журавлей.
И путь без солнца, путь без веры
Гонимых ветром журавлей,
И первый снег под небом серым
Среди погаснувших полей!
Мы привели ещё не все варианты данной строфы стихотворения. Казалось, найдена скрепляющая строфу строка, но и поэт меняет её место, ставит то в начале, то в конце строфы. После перестановок появляется неожиданное продолжение и опять всё сначала.
Давно душа блуждать устала
В былой любви, в былом хмелю,
Давно понять пора настала,
Что слишком призраки люблю.
И здесь ещё одна строчка
«Но всё равно в жилищах зыбких…»
Поэт понимает, что строфа требует развития, и оно появится в блокноте, но пока на другой странице черновика Н.М.Рубцова можно прочитать уже окончание будущего стихотворения «В минуты музыки» [6].
И всё равно под небом низким
Я вижу явственно, до слёз
И шум порывистых берёз.
Следующий полный вариант стихотворения уже имеет дату написания 30.05.1966 и заголовок, отличающийся от общепринятого сейчас. ВГМЗ №3718361.
Но и в этом варианте, содержащем только пять строф, есть разночтения с окончательным вариантом из шести строф. Они касаются второй строфы. Вариант записан Николаем Рубцовым без исправлений и по сути является беловым, хотя также промежуточным. В таком виде он просуществовал только сутки, потому что уже 31 мая 1966 года Николай Рубцов пишет ещё один беловой полный текст стихотворения, назвав его «В минуты музыки печальной». В этом почти окончательном варианте поэт снова вернулся к строке над которой так много работал, сделав её второй и внёс окончательную корректировку в третью строфу, которая приобрела классический вид и сейчас так и печатается повсеместно. Итак, вариант окончательный датируется автором 31.05.1966г. ВГМЗ №3718361. [2]
Стихотворение получилось, всё встало на свои места. Но вот второе четверостишие всё равно не даёт покоя поэту. И он его ещё раз совершенствует, переставляя строчки в строфе. И вот в этом совершенном варианте оно печатается в «Звезде полей». Слова «гонимые ветром» всё же заменяются на «гонимые снегом».
Николай Рубцов мучительно ищет высокие и простые слова увядающей природы, образа человека, в ней растворённого и те звуки небесные, которые только он и слышит. Но эти же звуки не дают ему сфальшивить, взять неверную ноту внутри произведения. Рубцов чувствует рождение хорошего произведения, достойного его таланта и он готов работать над словом – образом до изнеможения. Благо на сей раз под рукой не только его память, под рукой блокноты и ручка, которыми, видимо, его снабдили его алтайские друзья.
После анализа статей о творчестве Николая Михайловича, мы пришли к выводу, что поэт шлифовал своё произведение, искал те единственные слова среди неподходящих сравнений и эпитетов. Поэт записывал все этапы творческого процесса работы над стихотворением «В минуты музыки». Сегодня эти стихи поют и классические певцы и барды, и народные исполнители. Стихотворение никого не может оставить равнодушным.
1.2 Ассоциативный анализ стихотворения Рубцова Н.М. «В минуты музыки печальной…»
Николай Михайлович в своих стихотворениях отражает окружающую действительность через призму музыки. В стихотворении «В минуты музыки» это печальный плач скрипок, который гармонично сливается с остальными образами звучащего мира: шумом порывистых берёз, голосом близкой женщины, гонимых снегом журавлей.
Поначалу тема прощания в стихотворении «В минуты музыки… » связывается со сценой расставания героя с любимой женщиной. Общую унылую тональность подчёркивают детали осеннего пейзажа: низкое серое небо, первый снег, шум порывистых берёз. Многочисленные повторы («путь без солнца, путь без веры», «в былой любви, в былом хмелю», «как будто вечен час прощальный, как будто время ни при чём») придают стихотворению мелодическую плавность, музыкальность. Создаваемая автором картина при этом является динамичной. Николай Рубцов постоянно углубляет мотив изменчивости, призрачности, зыбкости бытия. [1.с.36]
Важно, что тема прощания не заглушает в этом произведении силы любовного чувства лирического героя. В его душе всё равно звучит наполненная страданиями музыка скрипок. И каждый раз, когда герой слышит эту печальную музыку, он переносится в воспоминаниях на тот желтый плёс, где простился когда-то с возлюбленной
Любопытно, что герой не вспоминает о внешности или чертах характера своей любимой женщины. Он представляет лишь прощальный голос женщины, которому вторит шум берёз.
Путь душевных исканий лирического героя в стихотворении «В минуты музыки» сопоставляется с «путём без солнца, путем без веры гонимых снегом журавлей». Тревожащие душу воспоминания и печальный плач скрипок вызывают у лирического героя слёзы, грусть.
В конце стихотворения тема прощания наполняется другим содержанием: это уже не просто расставание двух близких людей, которые прожили какое-то время вместе, а размышление лирического героя о вечности прощального часа. Любовная линия сюжета обобщается философским взглядом на мир. Время лирического героя как будто остановилось в миг расставания с любимой женщиной. Он и сам осознаёт глубокое противоречие между своим восприятием времени и его реальным необратимым движением.
В последней строфе герой замечает, что «час прощальный» кажется вечным, неподвластным времени. Он просит замолчать в минуты музыки, по-видимому для того, чтобы не мешать предаваться грустным воспоминаниям.
Анализируемое стихотворение трудно делить на смысловые части, так как мысли лирического героя блуждают от одного образа к другому. Стихотворение напоминает откровенный монолог, поток мыслей. Откровения героя прерываются пейзажными зарисовками. Тем не менее, описания природы стоит воспринимать, как своеобразное выражение эмоций. Поэт показывает, что самые эмоциональные моменты жизни не забываются. Стоит только чем-то зацепить душу, как они возрождаются в памяти, бередят душу.
Стихотворение Н.М. Рубцова пестреет художественными средствами. Тропы помогают выразительно и оригинально передать внутреннее состояние лирического героя, раскрыть тему. В тексте очень много эпитетов: «желтый плес», «голос прощальный», «порывистые берёзы», «небо серое», жилища зыбкие», «час прощальный». Эпитеты мрачные, поэтому помогают создать соответствующую атмосферу. Даже жёлтый цвет в этом контексте символизирует разлуку, прощание. Важную роль играют метафоры: «погаснувшие поля», «давно душа блуждать устала в былой любви», «слишком призраки люблю», «я вижу… голос близкий», «плачут скрипки».[5, с.24]
В некоторых строках используется аллитерация. Например, грусть лирического героя подчёркивается словами с согласными «ш», «ж», «с»: «давно душа блуждать устала». Сладостное чувство былой любви, нежность передаётся словами с согласным «л»: «в былой любви, в былом хмелю».
Таким образом, размышления лирического героя в минуты музыки о неразрешимых противоречиях между мечтой и реальностью являются, может быть, самыми важными мгновениями в его жизни. В это время герой анализирует свой жизненный путь, вспоминает самые трудные, но в то же время важные моменты и подводит итог прожитым событиям, готовясь к прощальному часу.
Технологический этап
Задачи технологического этапа: выбрать способ представления результатов работы; определить, с какой целью составляется конечный продукт проекта; продумать краткое содержание информации для конечного продукта проекта; определить порядок расположения иллюстраций, фотографий; сделать аудиозапись прочтения стихотворения; наложить аудиозапись прочтения стихотворения на видеоряд; оформить электронную презентацию проекта.
Ресурсы: компьютер, мобильный телефон.
Содержание деятельности: выбран способ представления результатов работы – видеоролик «Ассоциативный ряд стихотворения «В минуты музыки печальной…»; определена цель, с которой составляется конечный продукт проекта – использование ролика на уроках предмета «Родная русская литература» и занятиях внеурочного курса «Моя малая Родина»; продумано краткое содержание информации для конечного продукта проекта: фотографии, изображения - ассоциации каждой строфы стихотворения; определен порядок расположения фотографий, изображений; записана аудиозапись прочтения стихотворения; оформлена письменная часть проекта; оформлена электронная презентация проекта.
Результат этапа: видеоролик «Ассоциативный ряд стихотворения «В минуты музыки печальной…».
Заключение
Друг поэта Станислав Юрьевич Куняев писал, что Н.М.Рубцов «истинно народный лирик с такой концентрацией лиризма, от которой за последние полтора–два десятилетия наша поэзия уже успела как-то отвыкнуть».
Люди, почитав стихи поэта, начинают чувствовать себя другими, они слышат свою душу как песню, в которой не только грусть, но и красота, надежда. Жизнь меняется, но, к счастью, основные ценности остаются прежними: человеческое общение, духовность, вера…И несомненно, способствует этому поэзия Николая Рубцова.
В стихотворении «В минуты музыки печальной…» поднимаются такие проблемы, как: обречённость в любви, быстротечность времени и утраченное прошлое. В стихотворении поднимается сложнейшая проблема течения времени. Когда человек счастлив, минуты летят, торопятся. Целые часы проносятся словно один миг. Другое дело – трудные жизненные ситуации. Когда люди оказываются в них, кажется, будто время замирает, совсем не двигается. Именно так происходит и в час расставания.
Важнейшую роль в стихотворении «В минуты музыки» играет мотив душевных исканий лирического героя. Путь души неявно сопоставляется с путём журавлей, гонимых первым снегом, – «путём без солнца», «путем без веры». Ей сложно найти покой, она блуждает в потёмках.
Стихотворение Рубцова отличает музыкальность. Воспоминания лирического героя – это не только картины природы, но и звуки – «голос женщины прощальный», «шум порывистых берёз», плачущие скрипки. Недаром композиторы не раз брали текст Николая Михайловича за основу для своих музыкальных композиций.
Конечным продуктом нашего исследовательского проекта стал видеоролик «Ассоциативный ряд стихотворения Рубцова Н.М. «В минуты музыки печальной…». Я его смонтировала, используя фотографии – ассоциации, которые по моему мнению более точно отражали мои эмоции и представления о сюжете стихотворения.
Материалы исследовательского проекта могут быть использованы на уроках «Родная русская литература» и занятиях внеурочного курса «Моя малая Родина».
Вересов Л. Архивные смальты поэтической мозаики поэта Рубцова. [Электронный ре-сурс]. – Режим доступа: https://rubtsov-poetry.ru/research/archivnye_smalty_v_minuty_muzyki.htm?ysclid=lrdz9l5onv658674676(Дата обращения 09.01.24).
2. Воспоминания о Николае Рубцове. В. Ко-ротаев–Вологда: "Вестник", 1994.-426с.
3. История создания стихотворения «В минуты музыки печальной…» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.sochinyashka.ru/analiz-stihotvoreniy/analiz-stihotvoreniya-rubtsova-v-minuty-muzyki-pechalnoy.html?ysclid=lr(Дата обращения 09.01.24).
4. Литературная беседка. Песенное чудо Николая Рубцова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pisateli-za-dobro.com/articles/745-literaturnaja-karta-holmogory-pesennoe-chudo-nikolaja-rubcova.html?ysclid=lrd(Дата обращения 13.01.24)
5. Рубцов Н. М. Русский огонёк: стихи, пере-воды, воспоминания, проза, письма. – Во-логда : Вестник, 1994. - 424с.
6. Собрание сочинений: В 3 т. Т. 1: Стихо-творения. 1942—1967 / Сост., вступ. ст., примеч.В. Зинченко. - М.: ТЕРРА, 2000. - 352 с.
7. Стихи.ру – российский литературный пор-тал https://o.stihi.ru (Дата обращения 12.01.24)
Библиографическая ссылка
О. Г. Сеткова «РАЗМЫШЛЕНИЯ О СТИХОТВОРЕНИИ РУБЦОВА Н. М. «В МИНУТЫ МУЗЫКИ ПЕЧАЛЬНОЙ…» // На пути к гражданскому обществу. – 2025. – № 1;
URL: www.es.rae.ru/goverment/ru/123-1055 (дата обращения:
29.03.2025).