Архиепископ Амвросий (Щуров) родился 28 марта 1930 года в деревне Киселево Кашинского района Калининской области. Его родители – Щуров Павел Семенович и Щурова Александра Устиновна. К моменту рождения младшего сына Анатолия у них было еще шесть детей. Матери, Александре Устиновне, когда он родился, было около сорока лет [1].
В метрических книгах Николаевской церкви села Турово сохранилась запись о венчании 13 января 1908 года крестьянского сына деревни Киселево Павла Симеонова 19 лет и девицы Александры 18 лет, дочери крестьянской вдовы Агриппины Арсеньевой из деревни Тулово Ванчуговской волости Кашинского уезда [12, л. 165об.-166]. Есть второй вариант этой записи, где вписано отчество невесты – «Арсеньева» (ГАТО. Ф. 160. Оп. 15. Д. 2410. Л. 148об.). Оно вписано как будто позже и это явная ошибка, потому что «Арсеньева» отчество матери невесты.
Поскольку, несмотря на большую поисковую работу, не удалось найти метрическую запись о рождении матери архиепископа Амвросия – Щуровой Александры Устиновны – его родословную по материнской линии можно воспроизвести с достоверностью примерно в 90 процентов. Из точных, но документально не подтвержденных источников известно, что Александра Устиновна родилась в 1890 году «в Ленинграде». Это было время, когда крестьяне переезжали из своих деревень в города, по документам, оставаясь крестьянами своей деревни, даже прожив в городе много лет. При работе с метрическими книгами церквей Санкт-Петербурга 1890-1891 гг. – Церкви Воздвижения Креста Господня в Императорском таврическом дворце [22, л. 123об.-124], Морского собора Святителя Николая Чудотворца и Богоявления (Николо-Богоявленский морской собор) [21, л. 142об.-143], Св. Алексия Человека Божия при Доме сестер милосердия (отделения для взрослых) [19, л. 13об.-14], Сретентской церкви, что на Выборгской стороне С-Петербурга [19, л. 189об.-190] было выявлено много Александр, родившихся у крестьян Тверской губернии, по тем или иным причинам находившимся в столице. В метрической книге церкви Св. Сампсона Странноприимца, что на Выборгской стороне, г. С.-Петербург [20] записано много Александр родившихся в 1890 году у крестьян Кашинского уезда Тверской губернии. Это говорит о том, что рождение матери архиепископа Амвросия в Санкт-Петербурге вполне вероятно, а крестить ее могли и в каком-то другом месте, либо метрическая запись о рождении и крещении не сохранилась. Как уже было отмечено, в записи о венчании Александра Устиновна указана, как «дочь крестьянской вдовы Агриппины Арсеньевой из деревни Тулово Ванчуговской волости Кашинского уезда»[13, л. 165об.-166].
До отмены крепостного права деревня Тулово Ванчуговской волости Кашинского уезда принадлежала дворянам Дурново.
В метрической книге церкви Рождества Пресвятой Богородицы села Салтыково Кашинского уезда за 1881 год сохранилась запись о том, что у крестьянина деревни Тулово Иустина Андреева и его законной жены Агриппины Арсеньевой 14 февраля 1881 года родилась дочь Марина. 15 февраля ее крестил в храме села Салтыково приходской священник Михаил Соколов. Крестными были той же деревни крестьянин Петр Петров и крестьянская жена Параскева Никифорова [14, л. 19об.-20].
Учитывая все косвенные подтверждения, можно с вероятностью выше 90 процентов сделать вывод о том, что это родители Александры Устиновны Щуровой, которые через какое-то время переехали в Санкт-Петербург (потому что в метрических книгах церкви села Салтыково о них больше нет никаких данных). Также нужно обратить на редкое сочетание имени и отчества у матери – Агриппина Арсеньева.
Данные о венчании Иустина Андреева и Агриппины Арсеньевой найти не удалось в связи с тем, что метрические книги церкви Рождества Пресвятой Богородицы села Салтыково Кашинского уезда за ряд лет не сохранились. Тем не менее проведенное исследование дает основания идентифицировать их с крестьянином Иустином Андреевым из деревни Тулово и крестьянкой Агриппиной Арсеньевой из села Ванчугово соседнего прихода.
Был найден Иустин Андреев, который родился 26 мая 1857 года в деревне Тулово. Его родители крестьянин Андрей Стефанов и его законная жена Пелагея Николаева. Крестил его 27 мая в церкви села Салтыково священник Димитрий Судаков, крестными были той же вотчины и деревни крестьянин Симеон Нестеров и крестьянская жена из села Салтыкова Параскева Николаева [2, л. 96об.]. 15 февраля 1849 года у Андрея Стефанова и его законной жены Пелагеи Николаевой родилась дочь Евдокия [3, л. 1536об.]. В исповедных ведомостях за 1860 год по деревне Тулово есть данные о вдове Пелагее Николаевой 35 лет, ее сыне Лаврентии Андрееве 16 (или 10?) лет, дочери Александре 6 лет и сыне Иустине 3 лет [9, л. 620].
В ревизских сказках за 1834 год есть информация о Степане Кондратьеве 66 лет, т. е. примерно 1768 г.р., его жене Манефе 53 лет, т.е. примерно 1781 г.р., их сыне Андрее Степанове 9 лет, т. е. примерно 1825 г.р., а также о родителях Степана Кондратии Карпове и Лукерье Еремеевой [18, л. 38об.-39].
В ревизских сказках 1795 года есть сведения о проживавших в деревне Тулово крестьянах Кондратии Карпове 48 лет, его жене «старинной деревни Тулово» Лукерье (Гликерии) Еремевой 43 лет; их сыне Степане Кондратьеве 22 лет, жене Степана Елизавете Григорьевой 19 лет, т.е. примерно 1776 г.р., их дочери Меланье Степановой примерно 1794 г.р., сыне Кондратия и Лукерьи Тихоне Кондратьеве 17 лет, т.е. примерно 1778 г.р. и его жене «старинной села Салтыково» Лукерье Никифоровой 18 лет, т.е. примено 1777 г.р.; дочерях Кондратия и Лукерьи Аграфене Кондратьевой 19 лет, т.е. примерно 1776 г.р.; Авдотье Кондратьевой 10 лет, т.е. примерно 1785 г.р. и Матрене Кондратьевой 5 лет, т.е. примерно 1790 г.р. [16, л. 27-27об.].
В исповедных ведомостях за 1785 год по деревне Тулово есть сведения о Кондрате Карпове 36 лет, т. е. примерно 1749 г.р., его жене Гликерии Еремеевой того же возраста, их сыне Стефане Кондратьеве 12 лет, т.е. примерно 1773 г.р., дочери Аграфене 10 лет, т. е. примерно 1775 г.р. Также указана вдова Марфа Афанасьева 64 лет, т.е. примерно 1721 г.р. [7, л. 49].
В исповедных ведомостях за 1778 год по деревне Тулово указан Матвей 50 лет, т.е. примерно 1728 г.р. и его жена Марфа Афанасьева 57 лет, т. примерно 1721 г.р.
Также указаны брат Матвея Еремей 47 лет, т.е. примерно 1731 г.р., его жена Мавра Максимова 58 лет, т.е. примерно 1720 г.р. и их дети Сысой Еремеев 20 лет, т.е. примерно 1758 г.р. и Гликерья Еремеева 29 лет, а также муж Гликерьи Кондрат Карпов такого же возраста [8, л. 527 об.].
В исповедных ведомостях 1762 года по деревне Тулово есть информация о крестьянине Василие Козьмине 59 лет, т.е. примерно 1703 г.р., его жене Анне Еремеевой 44 лет, т. е. примерно 1718 г.р., его снохе (жене брата) вдове Евдокии Ивановой 54 лет, т.е. примерно 1708 г.р., ее сыновьях Матвее 32 лет, т.е. примерно 1730 г.р. и Еремее 30 лет, т.е. примерно 1732 г.р. У них были жены намного старше их: жене Матвея Мавре Афанасьевой было 43 года, жене Еремея Мавре Максимовой 53 года [8, л. 527 об.].
Информация о них же есть и в исповедных ведомостях по деревне Тулово 1750 года, Евдокия Иванова уже была вдовой, ее дети уже были женаты [11, л. 72об.].
В метрической книге церкви села Салтыково за 1745 год есть запись о браке крестьянина деревни Тулова Еремея Иванова на вдове из села Салтыково Мавре Максимовой [4, л. 121]. Эта запись позволяет узнать имя отца Еремея – Иван.
В исповедных ведомостях за 1860 год по деревне Тулово есть данные о вдове Пелагее Николаевой 35 лет, ее сыне Лаврентии Андрееве 16 (или 10?) лет, дочери Александре 6 лет и сыне Иустине 3 лет [9, л. 620].
В исповедных ведомостях Успенской церкви села Ванчугово за 1860 год содержится информация о семье крестьян села Ванчугово, в том числе об Арсении Михайлове 33 лет, т.е. примерно 1827 г.р., его жене Дарья Яковлевой 31 года, т.е. примерно 1829 г.р., их дочерях Екатерине Арсеньевой 10 лет, т.е. примерно 1850 г.р., Евдокии Арсеньевой 8 лет, т.е. примерно 1852 г.р., Агриппине Арсеньеве 5 лет, т.е. примерно 1855 г.р. и сыне Матвее 2 лет, т. е. примерно 1858 г.р.
Указано также имя отца Арсения Михайлова – Михаил Михеев 60 лет, т.е. примерно 1800 г.р. а также его брата Назара Михеева 48 лет, т.е. примерно 1812 г.р.[10, л. 667].
В ревизских сказках 1795 года есть сведения о том, что в селе Ванчугово проживал крестьянин Яков Федоров, которому в предыдущую ревизию 1782 года было 44 года, т. е. примерно 1738 г.р. Он умер в 1794 году [15, л. 37]. Его второй жене Домне Григорьевой в 1795 году было 48 лет, т.е. примерно 1747 г.р. У них были сыновья Алексей Яковлев 24 лет, т.е. примерно 1776 г.р., женатый на Прасковье Ивановой 31 года, т.е. примерно 1764 г.р. [15, л. 37об.]; Михей Яковлев, 18 лет, т.е. примерно 1777 г.р. женатый на Марье Федоровой того же возраста, про которую написано, что она «взята из Мышинского уезда вдовы Авдотьи Алексеевой дочери жены Кувшиновой из сельца Глебова» (т. е. куплена у этой помещицы); Сергей Яковлев 17 лет, т.е. примерно 1778 г. р. и дочь Федосья Яковлева 15 лет, т.е. примерно 1780 г.р. [15, л. 38].
В ревизских сказках 1816 года имеется информация о том, что село Ванчугово принадлежало надворному советнику Петру Алексееву Орлову [17, л. 300]. В нем проживали крестьянин Михей Яковлев 38 лет, т.е. примерно 1778 г.р. с женой Марьей такого же возраста. У них были сыновья Михаил Михеев 15 лет, т.е. примерно 1801 г.р., Иван Михеев 10 лет, т.е. примерно 1806 г.р., Назар Михеев 2 лет, т.е. примерно 1814 г.р., дочь Татьяна Михеева 7 лет, т. е. примерно 1809 г.р. [17, л. 303об.-304].
По метрическим книгам Успенской церкви села Ванчугово удалось уточнить точную дату рождения Арсения Михайлова – 22 октября 1828 года, имя не только его отца Михаила Михеева, но и матери – Пелагея, к сожалению, отчество написано неразборчиво [5, л. 604].
Уточнена и дата рождения Агриппины Арсеньевой – 8 июня 1855 года [6, л. 180 об.].
Проведенное исследование показывает, что все предки архиепископа Амвросия (Щурова) были крестьянами; до отмены крепостного права – крепостными. Эта информация о его происхождении дает понимание и многих аспектов его личности и особенностей служения. Глубокое понимание психологии деревенской жизни, отсутствие страха перед ней, стали причинами того, что, когда в 1990-е годы появилась такая возможность, во время служения архиепископа Амвросия управляющим Ивановской (с 2002 г. Иваново-Вознесенской) и Кинешемской епархией в Ивановской области были открыты многие храмы, находившиеся в малонаселенных и заброшенных населенных пунктах, «нерентабельные», казалось бы, с практической точки зрения, но в некоторых случаях ставшие крупными духовными центрами, как, например, восстановленные фактически из руин древние монастыри в с. Введенье и с. Дунилово Шуйского района, с. Тимирязево Лухского района.
Можно сделать вывод о том, что потенциал генеалогических исследований для понимания личности и особенностей служения церковных иерархов на сегодня недооценен, что открывает новое поле для исторических исследований.
1. Архивный отдел администрации Ка-шинского городского округа. Архив-ная справка № 1167 от 30.10.2023.
2. Государственный архив Тверской об-ласти (ГАТО). Ф. 160. Оп. 1-61. Д. 1433.
3. ГАТО. Ф. 160. Оп.1-61. Д. 1438.
4. ГАТО. Ф. 160. Оп.1-61. Д. 14224.
5. ГАТО. Ф. 160. Оп. 1-61. Д. 14283.
6. ГАТО. Ф. 160. Оп. 1-61. Д. 14329.
7. ГАТО. Ф. 160. Оп. 1-62. Д. 17625.
8. ГАТО. Ф. 160. Оп. 1-62. Д. 18144.
9. ГАТО. Ф. 160. Оп. 1-62. Д. 18158.
10. ГАТО. Ф. 160. Оп. 1-62. Д. 18159.
11. ГАТО. Ф. 160. Оп. 2. Д. 10.
12. ГАТО. Ф. 160. Оп. 15. Д. 2410.
13. ГАТО. Ф. 160. Оп. 15. Д. 2410.
14. ГАТО. Ф. 160. Оп. 15. Д. 2369.
15. ГАТО. Ф. 312. Оп. 6. Д. 141.
16. ГАКО. Ф. 312. Оп. 6. Д. 143.
17. ГАТО. Ф. 312. Оп. 6. Д. 346.
18. ГАТО. Ф. 312. Оп. 6. Д. 520.
19. Центральный государственный исто-рический архив Санкт-Петербург (ЦГИА СПб). ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 127. Д. 95.
20. ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп.125. Д. 1097.
21. ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 127. Д. 94.
22. ЦГИА СПб. Ф. 362. Оп. 2. Д. 19.
Библиографическая ссылка
А. А. Федотов АРХИЕПИСКОП АМВРОСИЙ (ЩУРОВ): ПРЕДКИ ПО ЛИНИИ МАТЕРИ // На пути к гражданскому обществу. – 2025. – № 2;
URL: www.es.rae.ru/goverment/ru/124-1057 (дата обращения:
22.06.2025).